ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

И.В. Степанова

учитель-дефектолог ГБПОУ ОК «Юго-Запад»,

г. Москва, Российская Федерация

Проблемы жизненного самоопределения подростков пристально изучается как психологами, так и педагогами. Разрешение этой проблемы значимо, как для конкретного человека, так и для общества в целом. Очевидно, что только знаний не всегда достаточно для того, чтобы помочь молодому человеку определиться в жизни. Следовательно, наша задача создать помогающие условия для развития жизненного самоопределения учащихся в процессе их обучения и взросления. Особенно нуждаются в такой помощи учащиеся специальных коррекционных учебных заведений для детей с нарушениями интеллекта. Проблема жизненного самоопределения напрямую связана со сложностью становления личности подростка с нарушением интеллектуального развития (инфантильность, позднее приобретение самостоятельности, отсутствие привычки и навыка решать практические задачи, отсутствие или малое количество опыта профессиональных проб в различных видах трудовой деятельности и т.п.).

Под жизненным самоопределением подростков «группы риска» мы понимаем педагогический процесс, направленный на передачу и усвоение знаний своих индивидуальных особенностей, социальных ролей, умений, навыков конструктивного взаимодействия в социуме, формирование положительной мотивации, формирование образцов социально приемлемого поведения, организация специальных ситуаций, которые способствуют самостоятельному осознанию подростком возможности изменения своего образа жизни, выражению своей позиции, осуществлению поступка в соответствии с социальными нормами.

Дети «группы риска» с нарушениями интеллектуального развития, находясь в силу разных причин под воздействием медико-биологических, психологических, педагогических факторов риска, испытывают наибольшую сложность в процессе своего жизненного самоопределения. Формирование самоопределения подростков «группы риска» с нарушениями в развитии осуществляется с помощью специальных методов: а) методы формирования самосознания; б) методы организации самостоятельной деятельности в выборе жизненных смыслов с опорой на социальный опыт; в) метод формирования опыта конструктивного поведения в социуме; г) методы стимулирования активной жизненной позиции; д) методы предупреждения или разрушения отрицательного типа поведения и стимулирование положительно социально желательного поведения; е) методы перестройки мотивационной сферы и самосознания на основе переосмысления, переориентации. Жизненное самоопределение также осуществляется через взаимодействие педагогов и подростков «группы риска», предполагающее активный взаимообмен личностными смыслами, опосредованным опытом субъектов образовательного процесса, взаимосвязь с коррекционной и реабилитационной работой по оказанию помощи учащимся в преодолении отклонений в развитии, состоянии здоровья, поведении.

© 2010-2022