• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Коррекционная программа по развитию личностных особенностей и профессионального самоопределения подростков, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Коррекционная программа по развитию личностных особенностей и профессионального самоопределения подростков, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с умственной отсталостью. У этой группы детей наблюдаются нервно-психические нарушения; социальная дезадаптация; нарушение эмоциональной сферы; дефекты основных психических процессов: памяти, внимания, мышления; агрессивность поведения; проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Все эти симптомы, в конечном счете, влияют на профессиональное самоопределение детей в школе VIII вида.   Особенность ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский Государственный Университет»

ФГБОУ ВПО «МаГУ»

Факультет психологии



Коррекционная программа по развитию личностных особенностей и профессионального самоопределения подростков, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида



Выполнила: студент V курса

Факультета психологии

Аверьянова И.И.



Магнитогорск, 2012 год

Пояснительная записка

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с умственной отсталостью. У этой группы детей наблюдаются нервно-психические нарушения; социальная дезадаптация; нарушение эмоциональной сферы; дефекты основных психических процессов: памяти, внимания, мышления; агрессивность поведения; проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Все эти симптомы, в конечном счете, влияют на профессиональное самоопределение детей в школе VIII вида.

Особенность психокоррекционных игр заключается в том, что они содержат приемы и методы на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, уверенности в себе, снимают эмоциональное напряжение, развивают и совершенствуют коммуникативные навыки. Для профессионального самоопределения учащихся школы VIII вида необходимо использование психокоррекционных игр.

Цели программы:

- формирование эмоциональной устойчивости;

- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления;

- формирование чувства уверенности в себе;

- развитие спокойствия и внутренней целостности;

- формирование адекватной самооценки;

- снятие эмоционального напряжения, агрессии;

- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

- социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование нацеленности на профессиональное самоопределение.

Задачи программы:

- коррекция эмоциональной сферы;

- развитие умения работать в коллективе;

- формирование уверенности в себе;

- преодоление эмоциональных трудностей;

- формирование навыков управления своим эмоциональным состоянием;

- совершенствование и развитие сенсомоторных функций нервной системы через развитие

  • внимания

  • зрительной, вербальной, образной памяти

  • общей и микромоторики

  • пространственно-временных представлений

- формирование трудовых навыков

- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

- формирование нацеленности на профессиональное самоопределение

Категория участников: учащиеся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида (младший и старший подростковый возраст).

Время проведения: 3-4 недели (апрель-май); частота 3-4 занятия в неделю по 1-1,5 часа; занятия проводятся под руководством тренера (ведущего) и воспитателя (классного руководителя).

Занятие №1: «Сплочение коллектива; формирование доверительных отношений в группе».

Занятие №2: « Формирование чувства уверенности в себе; формирование установок: я могу, я готов, я способен.

Занятие №3: «Коррекция эмоциональной сферы, повышение эмоционального тонуса».

Занятие №4: «Формирование навыков регуляции эмоционального состояния».

Занятие №5: «Развитие психических функций: внимания, памяти, микромоторики речи».

Занятие №6: «Расширение пространственных представлений».

Занятие №7: «Снижение уровня агрессивности; преодоление импульсивности».

Занятие №8: «Регуляция самоконтроля».

Занятие №9: «Развитие произвольного поведения».

Занятие № 10: «Развитие умения контролировать поведение; самоконтроль».

Занятие №11: «Формирование навыков профессионального самоопределения».

Занятие №12: «Прощание»






Занятие 1 «Сплочение коллектива; формирование доверительных отношений в группе»

Упражнение 1 «Самопрезентация»

Цель: знакомство участников; формирование в группе доверительных отношений.

Время проведения: 15 минут.

Инструкция: Дети садятся в круг. Участники по очереди, начиная с тренера, представляют себя, обращаясь к группе:

- Привет меня зовут…

- Я живу…

- Я учусь…

- Я люблю…и т.д.

- Я рад вас всех видеть

- И мы рады тебя видеть.

Ведущий и другие члены группы могут задавать вопросы, демонстрируя участнику заинтересованность в получаемой информации и помогая детям более полно раскрыться.

Упражнение 2 «Кодекс группы»

Цель: составить правила группы.

Время проведения: 15 минут.

Оборудование: слайды с текстом правил, ноутбук.

: Тренер предлагает следующую модель:

- Уважать друг друга.

- Помогать друг другу в трудных ситуациях, стараться понять того, кто рядом.

- Не заставлять делать то, чего человек не хочет делать.

- Стараться делать все упражнения и получать от них удовольствие.

- Не бояться ошибок.

- Не отчаиваться, если что-то не получается.

- Не смеяться над ошибками других и не обсуждать их.

Правила обсуждаются, корректируются и дополняются.

Упражнение 3 «Кто я?»

Цель: продолжить знакомство участников друг с другом; разрушение межличностных барьеров; создание эмоционального подъема и сплочение группы.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция: Участнику завязывают глаза, к нему по очереди подходят другие участники и он по рукопожатию должен угадать кто это? Если участник затрудняется, то другой участник дает словесную подсказку:

- Это я!

Упражнение 4 « И я тоже»

Цель: продолжить знакомство участников; формировать внимательное отношение к окружающим людям.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция: Ведущий называет качество или действие, которое он лучше всех делает, кто считает, что он тоже это делает лучше всех, хлопает в ладоши и говорит:

- И я тоже!

Например:

- Я лучше всех пою.

- И я тоже.

- Я лучше всех бегаю.

- И я тоже и т.д.

Упражнение 5 «Солнышко»

Цель: обучение навыкам взаимопонимания; налаживание контактов между детьми; вербализация мыслей и чувств детей.

Время проведения: 20 минут.

Оборудование: солнышко с прикрепленными лучиками.

Инструкция: На доске прикреплено солнышко с лучиками. На лучиках написаны незаконченные предложения:

- Я радуюсь, когда…

- Мне грустно, когда…

- Мне весело, если…

- Я хочу, чтобы…

- Я волнуюсь, если и т.д.

Дети берут по очереди лучики и проговаривают окончания предложения, оставляя лучик у себя.

Упражнение 6 Рефлексия «Лучики»

Цель: определить эмоциональное состояние в конце занятия; подвести итог занятия; учить детей радоваться и огорчаться друг за друга; завершить занятие на высоком эмоциональном уровне и поднять настроение участников.

Время проведения: 10 минут.

Оборудование: лучики

Инструкция: Дети по очереди говорят, что им понравилось (не понравилось) на занятии. Дарят друг другу лучики и говорят пожелания:

- Я хочу, чтобы ты…

- Я желаю тебе… и т.д.

Тренер поощряет детей и одобряет ответы детей похвалой.

В конце занятия тренер дарит детям большое солнце с пожеланиями:

- Я дарю вам это солнце, чтобы оно согревало вас своими лучами, и у вас всегда было хорошее настроение…

Занятие 2 «Формирование чувства уверенности в себе; формирование установок - Я могу, я готов, я способен».

Упражнение 1 «Приветствие»

Цель: переключить участников на ситуацию «здесь и теперь»; выравнивание эмоционального состояния участников; создание благоприятной атмосферы для работы.

Время проведения: 15 минут.

Инструкция: Участники сидят в кругу. Тренер встает и с каждым участником здоровается за руку, никого не пропуская. Затем участники по очереди здороваются за руку друг с другом и снова садятся на свое место. Тренер спрашивает:

- Внимательно посмотрите друг на друга со всеми ли вы, поздоровались?

Если кто-то кого-то по каким-то причинам пропустил, то тренер предлагает им поздороваться. Все садятся в круг, и тренер задает группе вопросы:

- Как настроение?

-Можем ли мы приступить к работе?

Упражнение 2 Релаксация «Я могу, я готов, я способен».

Цель: работа со своим внутренним «Я»; воспитывать и укреплять чувство уверенности в себе.

Время проведения: 10 минут.

Оборудование: диск с тихой музыкой (шумом прибоя, леса), ноутбук.

Инструкция: Тренер включает медленную тихую музыку (можно шум леса, прибоя…) и предлагает участникам сесть поудобнее, закрыть глаза и расслабиться.

- Представьте, что вы на солнечном пляже (или морском берегу), на вас светит яркое солнце и его лучики согревают вас. Я буду называть части вашего тела, а вы потихоньку шевелите теми частями, которые я называю:

- коснулись головы - покачиваем головой;

- коснулись плеч - приподнимите и опустите плечи;

- коснулись рук - пошевелите тихонько руками;

- коснулись ног - пошевелите тихонько ногами;

- коснулись подбородка - подвигайте челюстями;

- коснулись губ - пошевелите губами;

- коснулись носа - поморщите нос;

- коснулись лба - пошевелите бровями;

- коснулись глаз - откройте глаза.

Мы почувствовали, как по-нашему телу разлилось тепло солнечных лучиков и у нас появилось чувство уверенности в себе, а теперь все хором произносим:

- Я могу, я готов, я способен. Я выполню все упражнения, и у меня все обязательно получится.

Упражнение 3 «Я лучше всех»

Цель: помочь участникам преодолеть свои комплексы; обрести чувство уверенности в себе.

Время проведения: 15 минут.

Инструкция: Каждому участнику предлагается пройти по кругу, останавливаясь возле каждого и произнести, глядя прямо в глаза:

- Я лучше всех!

Упражнение 4 «Выполни задание лучше всех».

Цель: снятие напряжения, развитие эмоционально-выразительных движений, воображения; координации движений; формирование чувства уверенности в себе.

Время проведения: 20 минут.

Оборудование: ромашка с заданиями на обратной стороне лепестков.

Инструкция: Участники сидят по кругу. Тренер держит в руках ромашку, на лепестках которой написаны задания. Участники по очереди подходят, отрывают лепесток, читают и выполняют с помощью пантомимы задание. Остальные участники стараются угадать, что он пытается изобразить.

Примерные задания:

- Я счастлив!

- Я боюсь!

- Я плаваю.

- Я устал.

- Я иду вечером по очень темной улице.

- Я балансирую на дощечке, при переходе через реку.

- Я держу в руках сосуд с горячей пищей.

- Я иду за человеком, так, чтобы он меня не заметил.

- Я проснулся и т.д.

Упражнение 5 « Прекрасный/ страшный рисунок»

Цель: формировать чувство уверенности в себе; повышение самооценки.

Время проведения: 20 минут.

Оборудование: цветные карандаши (фломастеры), бумага для рисования.

Инструкция: Каждый из участников рисует страшный рисунок (5 минут). Затем рисунок передается по кругу (слева - направо) соседу, и он добавляет в него детали, чтобы рисунок стал прекрасней. Рисунок передается по кругу до тех пор, пока к каждому не вернется его собственный рисунок.

Обсуждение:

- Понравилось ли вам это упражнение?

- Какие трудности, затруднения у вас возникли?

Упражнение 6 «Рефлексия»

Цель: создание хорошего настроения после занятия; завершить занятие на высоком эмоциональном уровне.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция: Все участники складывают ладошки лодочкой и, дуя на ладошки соседа (как бы передавая легкое перышко) начиная с тренера, говорят пожелания.

Например:

- Я желаю тебе счастья…

- Будь счастлив…

- Хорошего тебе настроения.

- От меня к тебе…и т.д.

Передают пожелания до тех пор, пока «перышко» не вернется к тренеру, затем участники дуют в центр круга:

- Всем счастья и хорошего настроения!

Занятие 3 «Коррекция эмоциональной сферы. Повышение эмоционального тонуса».

Упражнение 1 «Солнышко»

Цель: формирование настроя на работу; создание доброжелательной атмосферы в группе.

Время проведения: 5 минут.

Инструкция: Участники стоят в кругу. Тренер проговаривает:

- Утром солнышко проснулось

Всем ребятам улыбнулось

Лучик теплый, золотой

Мы с тобой возьмем с собой

Будет он нас согревать

И в работе помогать.

Участники протягивают руки к солнышку, берут воображаемый лучик и прижимают к себе.

Упражнение 2 «Котенок»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения; установление положительного эмоционального настроя.

Время проведения: 10 минут.

Оборудование: коврики для каждого участника.

Инструкция: Ведущий:

- Представьте, что вы маленькие котята.

Участники рассаживаются по кругу на ковриках и подражают действиям котенка, о которых рассказывает ведущий:

- нежатся в лучиках солнца;

- потягиваются;

- умываются;

- царапают лапками коврик и т.д.

Упражнение 3 «Город счастья»

Цель: снятие эмоционального напряжения; повышение эмоционального тонуса; развитие творческих способностей; навыков коллективной работы.

Время проведения: 20 минут.

Оборудование: наборы художника (лист А-4, цветные карандаши, фломастеры, краски и т.д.); магнитофон, диск с приятной, расслабляющей музыкой для релаксации; большой ватман на доске.

Инструкция: Каждый участник получает набор художника и задание:

- нарисовать свою улицу счастья.

Затем участники все вместе из фрагментов составляют «Город счастья» на доске из улиц каждого участника.

Тренер контролирует:

- Подумайте, что не хватает и дорисуйте на большом листе ватмана.

В заключении участники делятся своими впечатлениями.

Упражнение 4 «Спектакль-сказка».

Цель: дать возможность каждому участнику прочувствовать некоторые эмоционально важные для себя ситуации, проиграть эмоции.

Время проведения: 20 минут.

Инструкция: Ведущий:

- Город счастья населен жителями. Мы с вами распределим роли тех, кто живет в этом городе. Каждый участник будет играть роль: лес, бабочка, человечек, солнышко и т.д. Участники самостоятельно придумывают себе роли и под руководством тренера ставят спектакль.

В конце упражнения обсуждение спектакля: что понравилось, что не понравилось, что удалось, что не удалось, какие роли кто хотел бы еще играть, какие сложности, в чем выражались, чувствовали ли вы поддержку группы, было ли взаимопонимание, что нового узнали о себе и других, играя роли?

Упражнение 5 «Герб города»

Цель: способствовать объединению эмоционального состояния всех участников группы; способствовать сплочению группы; создание доброжелательной атмосферы; гармоничных отношений внутри группы.

Время проведения:15 минут.

Оборудование: большой лист на доске, цветные маркеры.

Инструкция: Каждый участник предлагает предмет, который, по его мнению, должен быть на гербе. В конце составляется общий герб из более частых высказываний и рисуется маркерами на большом листе. Обсуждение.

Упражнение 6 «Релаксация «Я»

Цель: создание хорошего настроения после занятия; завершить занятие на высоком эмоциональном уровне.

Время проведения: 10 минут.

Оборудование: «солнышки» с лучиками для каждого участника.

Инструкция: Каждый произносит три слова, которые его характеризуют:

Например:

- Я добрый, отзывчивый, внимательный…

- Я красивая, милая, обаятельная и т.д.

Участники стараются заполнить, что каждый говорит о себе и в конце все по очереди подходят друг к другу и передают свои воображаемые лучики:

- Я дарю тебе свой лучик, потому что ты добрый, веселый…(прибавляя еще и свои слова, которые По-мнению участника характеризуют данного человека).

В конце занятия ведущий дарит каждому участнику «Солнышко» с лучиками, на которых дети дома напишут свои хорошие качества, которые они услышали.

Занятие 4 «Формирование навыков регуляции эмоционального состояния»

Упражнение 1 «Мое солнышко»

Цель: формирование положительного настроя на занятие; способствовать положительному настрою на занятие; уверенности каждого участника в своей уникальности.

Время проведения: 10 минут.

Оборудование: «Солнышки» с лучиками, большое солнце на доске.

Инструкция: Участники приносят на занятия свои «Солнышки», садятся по кругу.

Ведущий проговаривает:

- Наши солнышки проснулись

Всем ребятам улыбнулись

Будут нас объединять

И в работе помогать.

Участники по очереди прикрепляют свои солнышки вокруг большого солнца со словами (качествами, написанными на лучиках).

Например:

- Я добрый, веселый… и хочу, чтоб все вокруг были такими…

В конце упражнения тренер дает настрой на положительную работу занятия:

- Мы с вами веселые, добрые, находчивые, обаятельные…и наша работа будет плодотворной.

Упражнение 2 «Цветик - семицветик»

Цель: снятие эмоционального напряжения; повышение эмоционального тонуса; формирование чувства безопасности; доверия к миру; создание вдохновляющей, позитивной атмосферы.

Время проведения:15-20 минут.

Оборудование: ноутбук, диск с музыкой для релаксации, цветные карандаши, цветики - семицветики для каждого участника.

Инструкция: Ведущий раздает участникам цветики-семицветики и предлагает раскрасить лепестки, такими цветами, какими они хотят. В центре цветка пустое место, участники могут нарисовать там, то, что хотят.

- Это сердце цветка, ты можешь нарисовать все, то, что считаешь важным для себя. Можешь оставить это место пустым, либо закрасить любым цветом (одним или нескольким).

В конце работы дети садятся в круг показывают свои цветики-семицветики и обсуждают их.

Вопросы тренера при обсуждении:

- Как вы себя чувствуете?

- Вы сразу решили раскрашивать или долго думали?

- Какие цвета выбрали и почему?

- Что для вас в настоящий момент самое важное в жизни? и т.д.

Каждый участник рассказывает, какое у него настроение на данный момент, а ведущий показывает на мониторе его настроение.

Например:

- У меня сейчас настроение желтого цвета, как солнышко…и т.д.

Упражнение 3 «Колечко»

Цель: развивать навыки сотрудничества и концентрации; учить взаимодействовать с другими людьми; контролировать свое эмоциональное состояние.

Время проведения: 15 минут.

Оборудование: колечко.

Инструкция: Участники встают в круг. Один из участников садится в круг и закрывает глаза. Остальные по кругу передают колечко, пока ведущий не даст сигнал «стоп». После сигнала дети сжимают руки лодочкой. Участник, сидящий в круге, открывает глаза и с двух попыток пытается отгадать у кого колечко:

- Колечко, колечко - выйди на крылечко.

Если угадывает, то меняется местами с тем, у кого было колечко и игра продолжается. Участник в кругу может говорить, высказывать мысли вслух, а участники в кругу стоят молча.

Обсуждение:

- Помогали вы или усложняли работу участника в круге?

- Что вам больше понравилось быть участником в кругу или в центре круга?

- Удавалось ли вам владеть собой, когда у вас было колечко?

- По каким признакам вы угадывали, у кого колечко?

Упражнение 4 «Воздушный шарик»

Цель: учить концентрироваться на своем дыхании; развивать чувство спокойствия и сосредоточенности.

Время проведения: 15 минут.

Инструкция: Участники встают в круг, руки вытягивают вперед, ладошками вверх.

Тренер:

- Представьте себе, что на ваших ладошках лежит легкий воздушный шарик. Его может унести даже слабый ветерок. Подумайте, какого он цвета? Можете выбрать любой цвет, который вам нравится.

Теперь медленно сделайте носом вдох и выдох, не разжимая губ. Если выдохнете чуть сильнее, то шарик улетит с ваших ладошек.

Теперь вдохните и выдохните чуть посильнее. Шарик медленно поднимается над вашей головой и парит над вами. Вы медленно идете за ним и удерживаете шарик своим дыханием в воздухе.

Глубоко вдохните, чтобы удержать шарик перед собой, последуйте за ним глазами и с помощью дыхания дайте ему «потанцевать» в воздухе легко и радостно.

Контролируйте движение шарика своим дыханием.

Следуя за шариком, следи, чтобы не столкнуться с другими детьми.

Продолжая дышать на шарик, возвращайтесь на свое место.

Когда вернетесь на свое место, дайте шарику приземлится на ваши ладошки, и держите его в руках.

Обсуждение:

- Понравилось,/не понравилось упражнение?

- Какого цвета ваш шарик?

- Как вы себя чувствуете сейчас?

Упражнение 5 «Успокой себя»

Цель: обучить участников приемам саморегуляции; самоконтроля.

Время проведения: 15 минут.

Оборудование: магнитофон, музыка для релаксации.

Инструкция: Участники садятся в круг на стулья; закрывают глаза; принимают удобное положение; расслабляются и несколько минут слушают приятную музыку.

Затем тренер приглушенным, тихим голосом, медленно произносит слова от первого лица, а участники потихоньку за ним повторяют (вполголоса):

- Я успокоился, я приятно отдыхаю…

- Успокаивается моя нервная система…

- Уменьшается раздражительность, вспыльчивость…

- Улучшается мое настроение…

- Я становлюсь сильнее и крепче…

- Мне хорошо, я отдыхаю…

- Мне нравится занятие…

- Мышцы моих рук расслабляются..

- Мои руки приятно тяжелеют…

- В руках появляется тяжесть, я это чувствую…

- Мои руки все тяжелее и тяжелее..

- Мне приятно…

- Мое дыхание становится спокойным..

- Мое дыхание легкое, прохладное, как свежий ветерок…

- Свежий воздух наполняет мои легкие..

- Внутри я чувствую расслабление…

- На душе легко и спокойно…

- Я чувствую спокойствие, уравновешенность…

- Я успокаиваюсь, я отдыхаю…

- Я спокоен, я совершенно спокоен…

- Я нахожусь в состоянии устойчивого равновесия…

- Я умею владеть собой…

- Я становлюсь выдержанней и спокойней…

- Укрепляется моя сила воли…

- Укрепляется нервная система…

- С каждым занятием улучшается мое самочувствие…

- У меня повышается настроение…

- Все вокруг воспринимается ярче, веселее, радостней…

- Восстанавливаются мои силы, здоровье…

- Моя голова легкая, дыхание свободное…

- С каждым занятием мне лучше и лучше…

В конце звучит несколько минут тихая, приятная музыка и детям предлагается открыть глаза.

Обсуждение:

- Что вы ощущали во время занятия?

- Как вы себя чувствуете сейчас?

Упражнение 6 Рефлексия «Мое дыхание»

Цель: создание хорошего настроения после занятия; завершить занятие на высоком эмоциональном уровне.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция: Участники передают по кругу свое прекрасное настроение от одного к другому, начиная с тренера.

Тренер:

- Мне хорошо, у меня прекрасное настроение и я передаю его тебе…

Дует на ладошку и с помощью дыхания передает свое настроение следующему участнику, пока прекрасное настроение не вернется обратно к тренеру.

В конце занятия участники дуют в центр круга со словами:

- У нас хорошее настроение- пусть будет так всегда!

Занятие 5 «Развитие психических функций: внимания, памяти, микромоторики речи»

Упражнение 1 «Личико»

Цель: обозначить эмоциональное состояние в начале занятия.

Время проведения: 10 минут.

Оборудование: картинки с «личиками» (эмоциональными состояниями: (злость, радость, уныние и т.д.); чистый лист; карандаши.

Инструкция: На доске несколько картинок «Личико» с эмоциональными состояниями. Участникам предлагается выбрать то «личико», которое подходит к вашему настроению сейчас, нарисовать на чистом листе и положить перед собой на пол.

Упражнение 2 «Передай движение»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения; развитие внимания; тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция: Участники встают в круг. По сигналу тренера:

1 хлопок - должны хлопнуть в ладоши;

2 хлопка - сесть на стул;

3 хлопка - встать и улыбнуться тренеру.

Упражнение 3 «Воздушный мяч»

Цель: развитие внимания; микромоторики речи; памяти.

Время проведения: 15 минут.

Оборудование: мяч.

Инструкция: Тренер передает мяч участнику и дает задание:

Например:

- Назови ласковым словом участника напротив тебя и передай ему мяч.

Участники передают друг другу мяч, чтобы он побывал у каждого в руках, но при этом нельзя повторять задание и отдавать мяч тому, у кого он уже был. Игра идет до тех пор, пока мяч не вернется к тренеру (в быстром темпе, долго дети не думают)

Упражнение 4 «Репка»

Цель: развивать вербальную память; микромоторику; тренировать мимические мышцы; сплочение детского коллектива.

Время проведения: 20 минут.

Оборудование: маски.

Инструкция: Участникам необходимо изобразить:

- растерянного деда;

- печальную бабку;

- веселую внучку;

- злую Жучку;

- ласковую кошку;

- удивленную мышку.

Кто изобразит лучше всех, получает маску. Затем дети вспоминают, из какой сказки герои и восстанавливают сюжет. Один из участников рассказывает сказку, а другие с помощью мимики и жестов показывают.

В конце все участники вместе изображают героев:

- веселого/ злого деда;

- печальную/ обиженную бабку;

- веселую/ плачущую внучку;

- радостную/ злую Жучку;

- ласковую/ обиженную кошку;

- удивленную/ боязливую мышку.

Упражнение 5 Пальчиковая игра «Сказку мы играли»

Цель: развитие микромоторики речи.

Время проведения: 5 минут.

Инструкция: Участники садятся на стулья в круг, складывают ладони между собой и по пальчикам начинают рассказывать сказку, проговаривая хором и показывая:

- В сказку «Репка» мы играли..

- Вот дед репку посадил…

- Бабка поливает…

- Внучка травку полет..

- Жучка помогает…

- Кошка собирает…

- Мышка наблюдает…

- А теперь дед репку тянет..

- Бабка помогает…

- Внучка пособляет…

- Жучка подрывает…

- Кошка подметает…

- Мышка помогла.

Упражнение 6 Рефлексия «Личико»

Цель: создание хорошего настроения после занятия; завершить занятие на высоком эмоциональном уровне.

Время проведения: 10 минут.

Оборудование: чистые листы; карандаши.

Инструкция: Участники рисуют свое настроение; сравнивают с рисунком, нарисованным вначале занятия. Показывают всем участникам и объясняют, почему у них изменилось (не изменилось) настроение.

Занятие 6 «Расширение пространственных представлений!

Упражнение 1 «Я - это Я»

Цель: помочь каждому участнику осознать свое «Я», свои особенности; осознание себя в роли ученика; знакомство с системой органов чувств, с помощью которых ребенок познает мир.

Время проведения: 15 минут.

Оборудование: схема на доске.

Инструкция: Дети сидят в кругу. Отвечают на вопросы тренера:

- Что такое настроение?

- Какое у меня настроение?

- Что влияет на мое настроение?

- Расскажи о себе. Мой портрет - художественный, словесный.

- Я ученик,- какой я?

- Как и чем отличаются люди?

Отличия: по росту, по возрасту, по внешнему виду (цвет волос, глаз и т.д.)

- Глаза - зеркало души

- Уши, нос

- Кожа, рот

- Я - ученик. Мой портрет ученика.

- Что может и что должен ученик (дискуссия) - обсуждение проблемы всеми детьми в группе, заполнение схемы:

Коррекционная программа по развитию личностных особенностей и профессионального самоопределения подростков, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Упражнение 2 «Работаем дружно, вместе»

Цель: развивать навыки группового общения, взаимодействия; развивать коммуникативные способности.

Время проведения: 15 минут.

Инструкция: Тренинг общения:

- Как работать вместе и не ссорится (дискуссия)

Выводы записываются на доску.

Упражнение 3 «Что такое дружба»

Цель: развивать коммуникативные способности; дать и закрепить понятие дружбы.

Время проведения: 15 минут.

Оборудование: схема на доске; законы дружбы на карточках, анкета.

Инструкция: Упражнение проводится в виде дискуссии - обсуждение проблемы.

Ведущий:

- Довольно именем известна я своим

Равно клянется плут и непорочный им.

Утехой в бедствии всего бывала боле,

Жизнь сладостней при мне, и в самой лучшей доле.

Блаженству чистых дум могу служить одна,

А меж злодеями - не быть я создана.

(дружба)

Работа со схемой на доске:

Коррекционная программа по развитию личностных особенностей и профессионального самоопределения подростков, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Обсуждение схемы, добавление своих понятий.

Работа с карточками (закончить предложения на карточках):

Анкета:

  1. Мой друг------------------------

  2. Мне нравится в друге--------

  3. Я желаю другу-----------------

  4. Я хороший друг, потому что------------------------------------------

Упражнение 4 «Доброе слово всегда приятно»

Цель: развивать коммуникативные навыки, пространственные представления.

Время проведения: 10 минут.

Оборудование: диск с песней Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»

Инструкция: Участники сидят по кругу и говорят друг другу добрые слова (кто кому хочет).

Упражнение 5 «Вежливые слова»

Цель: научить уважать себя и окружающих; учить правильно и в нужном месте употреблять вежливые слова; развивать навыки коллективной работы.

Время проведения: 15 минут.

Инструкция: Участники по очереди называют вежливые слова, побеждает тот, кто назовет слово последним.

Затем ведущий рассказывает стихи о вежливых словах, а участники хором заканчивают.

Например:

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться… (доброе утро) и т.д.

В конце звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»

Упражнение 6 «Цветок добрых слов»

Цель: расширять пространственные представления; развитие коммуникативных навыков; учить быть добрыми и человечными.

Время проведения: 10 минут.

Оборудование: лепестки разных цветов, ручки, фломастеры.

Инструкция: Участникам раздаются лепестки разных цветов, на которых они пишут любезные, приветливые слова - комплименты для всей группы.

В конце занятия на доске составляется «Цветок добрых слов» - и участники искренне и доброжелательно, с правильной интонацией читают свои пожелания группе. Лепестки прикрепляются к общему цветку.

Занятие 7 «Снижение уровня агрессивности. Преодоление импульсивности».

Упражнение 1 «Дорога добра, счастья, справедливости»

Цель: учить различать качества личности; развивать коммуникативные способности; снижать уровень агрессивности; учить преодолевать импульсивность.

Время проведения: 15 минут.

Оборудование: карточки голубого и розового цвета, ручки.

Инструкция: Тренер читает:

- Чтоб уваженье заслужить

Людей, что вам не безразличны,

Старайтесь человеком быть,

Каким? - решайте сами лично!

Участникам раздаются голубые и розовые карточки.

Розовые- положительные черты личности: добрый, альтруист, щедрый, трудолюбивый, смелый, честный, аккуратный, уважительный.

Голубые- отрицательные черты личности: злой, эгоист, жадный, ленивый, трусливый, лживый, неряшливый, высокомерный.

Задание: придумать слова- синонимы, соответствующие качествам личности на карточках:

Например:

Добрый - сердечный, душевный;

Альтруист - внимательный, великодушный;

Трудолюбивый - работящий, усердный;

Честный - правдивый, порядочный, преданный;

Аккуратный - опрятный, чистоплотный;

Уважительный - вежливый, деликатный, чуткий;

Злой - жестокий, бездушный, безжалостный;

Эгоист- себялюб, самолюб;

Жадный - алчный, скупой, прижимистый;

Ленивый - лентяй, лодырь, бездельник, лоботряс;

Трусливый - робкий, малодушный, пугливый;

Лживый - притворный, лицемер, неискренний, двуличный;

Неряшливый - неопрятный, неаккуратный;

Высокомерный - чванливый, заносчивый, тщеславный и т.д.

Упражнение 2 «Правила добра и чести»

Цель: учить следовать правилам доброты и честности; снижать уровень агрессивности; учить правильно, общаться с окружающими; проявлять уважение и любовь к окружающим.

Время проведения: 15 минут.

Оборудование: карточки с правилами доброты и честности, диск с песней М. Минкова, Ю. Энтина «Дорогою добра».

Инструкция: Участникам вручаются карточки с правилами доброты и честности.

Правила доброты:

- Помогай слабым, маленьким, больным людям; попавшим в беду;

- Прощай другим ошибки;

- Не завидуй;

- Будь внимателен к окружающим: может, быть кто-то нуждается в твоей помощи.

Правила честности:

- Сказал - сделай;

- Не уверен - не обещай;

- Ошибся - признайся;

- Забыл - попроси прощения;

- Говори, что думаешь;

- Не можешь сказать правду - объясни почему;

- Не выдавай чужую тайну.

Участники читают правила под музыку песни М. Минкова, Ю. Энтина «Дорогою добра»

Обсуждение правил.

Упражнение 3 «Лабиринт дороги добра»

Цель: снижать уровень агрессивности; преодолевать импульсивность; прививать общечеловеческие ценности: доброта, человечность, уважение.

Время проведения: 15 минут.

Оборудование: лото (карточки с заданиями)

Инструкция: Участникам раздаются карточки (лото) с ситуациями из которых нужно достойно выйти. В конце из карточек должна получиться - птица счастья. Каждое задание оценивается в баллах. Участник, набравший наибольшее число баллов - победитель.

Упражнение 4 «Последняя встреча»

Цель: стимулировать активность участников; снижать импульсивность; снижать уровень агрессивности; учить понимать других людей, их чувства; развивать коммуникативные навыки; учить правильно, воспринимать критику в свой адрес.

Время проведения: 15 минут.

Инструкция: Участникам дается задание представить, что сегодня они встречаются последний раз и больше они никогда не увидятся.

Ведущий:

- У вас есть последний шанс сказать друг другу все, что вы думаете друг о друге, поделится наболевшим, дать совет и узнать чье-то мнение о себе, высказать свое мнение другому.

Упражнение 5 Рефлексия «Вечная дружба»

Цель: создание хорошего настроения после занятия; завершить занятие на высоком эмоциональном уровне.

Время проведения: 15 минут.

Инструкция: Участники по очереди высказывают, что нового они узнали на занятии. Участник рассказывает, затем протягивает ладошку к соседу со словами:

- Я много понял и хочу тебе предложить свою дружбу.

Все участники высказываются до тех пор, пока их руки не соединяться в один круг.

Все участники хором:

- Мы дружная семья. Мы все любим, уважаем друг друга и будем всегда дружить!

Занятие 8 «Регуляция самоконтроля»

Упражнение 1 «Письмо из будущего»

Цель: научить участников вырабатывать собственную жизненную позицию; понимать чувства и мотивы поведения окружающих людей; повысить правовое сознание участников.

Время проведения: 15 минут.

Оборудование: советы на карточках, письмо из будущего

Инструкция: Тренер читает письмо:

Дорогой друг!

Шлю тебе привет из взрослого далека. Я тебе завидую, ты переживаешь, лучший период своей жизни: все дороги открыты, возможность выбора огромна. Ты можешь построить свою жизнь так, как ты хочешь, нужно только немного постараться. Выглядишь ты сейчас как взрослый человек, только более красивый, стройный, здоровый, стильный, прикольный.

Этот ценный дар нужно беречь и охранять от посягательства злобных недоброжелателей, разрекламированных и оформленных в красивые фантики, - пива, сигарет, наркотиков, зомбирующей музыки, агрессии.

Они как таинственные, привлекательные, разрушительные тени ждут тебя на перекрестках жизни и претендуют каждый на кусочек твоего счастья, молодости, красоты, благополучия и будущего. Ты согласен это все им дать? Нет? Самому пригодится? Наверное, ты прав. Тогда давай учиться жить по-настоящему. Может быть тебе поможет притча мудреца о том, почему одни люди - везунчики, а у других ничего не получается, фортуна все время отворачивается от них в другую сторону. Итак..

Везучий просыпается утром и радуется наступающему дню. Он его ждет потому, что этот день принесет ему радость общения, новые успехи, возможность показать себя, попробовать свои силы.

Другой просыпается со страхами и агрессией на весь мир. Предметы и люди видятся ему обидчиками. Дневник спрятался, тетрадь пропала, любимую рубашку не найти. Он думает, что вещи объявили ему войну, а на самом деле они от него прячутся, потому что общаться с агрессивным и хмурым человеком неприятно всем.

Затем они выходят на улицу - один улыбающийся и здоровый, а другой обиженный. Встречные люди рады поддержать улыбку и пытаются обойти хмурого.

Один радуется встречам со всеми, другой думает, что его ждет подвох. Выбирай, кем ты хочешь быть? Если ты с везунчиками, то нам по пути. Вот тебе несколько мудрых советов:

Участники читают на карточках советы:

  • Просыпаясь утром, надо сказать: «Доброе утро, страна! У меня сегодня будет хороший день, я могу справиться со всеми своими проблемами и трудностями. А с теми из них, что не поддаются с первого раза, я подумаю, как разобраться.

  • Посмотри в зеркало, улыбнись себе и скажи: «Этот мир мой!»

  • Расправь плечи и подними голову кверху.

  • Теперь ты можешь сказать себе: «У меня есть союзники и друзья. Трудности меня не пугают. Преодолевая препятствия, я становлюсь сильнее и взрослее. Я могу контролировать свои чувства и поведение. Люди будут любить меня и уважать».

Тренер делает вывод:

- Зачем все это тебе нужно? Мысли отражаются на нашем лице и нашей жизни, и теперь ты стал более уверенным и привлекательным - это видят другие. Но это еще не все, это только начало. Если ты будешь упрямым и настойчивым, то с каждым днем твоя жизнь будет становиться все более интересной и увлекательной.

Упражнение 2 «Ответственность и самоуважение»

Цель: развивать чувство ответственности и самоуважения.

Время проведения: 20 минут.

Оборудование: карточки , ручки.

Инструкция: Участникам раздаются карточки с условиями, если участник выполняет это условие, то ставит себе 1 балл.

I карточка:

1. Я несу ответственность за учебный труд:

а) имею на каждом уроке все необходимое: ручку, тетрадь, карандаш-

б) всегда работаю на уроке: делаю необходимые записи, выполняю требования учителя-

в) участвую в разборе темы на уроке, отвечаю на вопросы учителя-

г) выполняю домашнее задание: (нужное подчеркнуть)

всегда- 3 балла

иногда- 2 балла

редко-1 балл

не выполняю- 0 баллов.

Итоги анализа ответственности (подводит тренер):

- Хорошо учусь! Делаю добро для себя!

Качество личности - ответственность остается на всю жизнь!

II карточка:

  1. Имею самоуважение:

а) учусь умственному труду:

учусь думать-

учусь письменной речи-

учусь говорить-

учусь анализировать текст-

отвечаю на вопросы, поставленные самому себе-

б) учусь общению:

не грублю-

не курю-

не опаздываю-

не прогуливаю кроки-

не спорю со старшими-

Итоги подводит каждый участник:

- Я набрал…баллов. Я горжусь собой: меня уважают родители, учителя, ребята в классе. Я сам себя уважаю!

Упражнение 3 «Формула успеха»

Цель: регуляция самоконтроля; воспитывать уважение к себе и окружающим; подвести участников к мысли о значении учения в их жизни (учение-главный труд на данном этапе жизни)

Время проведения: 15 минут.

Оборудование: карточки с вопросами, тетрадь, ручка, линейка.

Инструкция: Участникам предлагается выбрать из списка на карточках ответы: (нужное подчеркнуть)

Карточка I:

Зачем я учусь:

- чтобы не огорчать родителей, учителей;

- чтобы получать оценки;

- чтобы иметь знания;

- чтобы получить профессию;

- чтобы стать богатым;

- чтобы быть успешным в современном мире;

- потому что заставляют.

Карточка II:

Что нужно, чтобы хорошо учится:

- развивать внимание;

- развивать память;

- развивать мышление;

- развивать воображение;

- просто сидеть и внимательно слушать;

- уметь хорошо списывать;

- ничего не надо делать.

Обсуждение. Итог подводит тренер:

- Чтобы хорошо учиться, нужно знать, для чего ты учишься (мотивы) и свои возможности.

Формула успеха:

мои мотивы + мои возможности = успех в учебе.

Участники записывают формулу в тетрадь.

Упражнение 4 «Домашнее задание»

Цель: регуляция самоконтроля.

Время проведения: 15 минут.

Оборудование: тетради, ручки, советы на карточках.

Инструкция: Тренер читает вопросы, а участники отвечают:

- Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания?

- Как ты делаешь домашнее задание?

- Зачем задают домашнее задание?

- Что ты делаешь, если не хочешь выполнять домашнее задание?

Обсуждение. Выводы (советы по самовнушению) на карточках:

1 Нужно заставить себя выполнять домашнее задание- это мне надо, это нужно для меня.

2 Занимаясь самовнушением - ты развиваешь умение стараться и всегда хорошо учиться.

3 Ты не просто учишься, а добиваешься своей цели.

4 Успех развивает самоуважение.

Запись в тетрадь:

Успех развивает самоуважение.

Упражнение 5 «Я себя уважаю»

Цель: развивать самоконтроль; учить самоуважению и уважению окружающих людей.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция: Участники по очереди встают и говорят, за что они себя уважают.

Упражнение 6 «Я тебя уважаю»

Цель: развивать чувство уважения к себе и окружающим; создание хорошего настроения после занятия; завершить занятие на высоком эмоциональном уровне.

Время проведения: 15 минут.

Оборудование: воздушные шары.

Инструкция: Участники встают в круг, держа в руках воздушные шары. Участники выбирают тех, кого они уважают, говорят, за что уважают этого человека и дарят ему воздушный шар.

В конце занятия у всех участников должны быть шары, если у кого-то нет, то ему дарит тренер и говорит, за что он его уважает.

В конце занятия участники выходят на улицу и выпускают шары в воздух со словами:

- Мы уважаем себя,

Мы уважаем окружающих

И хотим, чтоб был мир во всем мире

Пусть все люди любят и уважают друг друга.

Занятие 9 «Развитие произвольного поведения»

Упражнение 1 « Представление»

Цель: познакомить участников с целью занятия; создание доброжелательной атмосферы.

Время проведения: 10 минут.

Оборудование: мяч.

Инструкция: Тренер, держа в руках мяч, в нескольких словах рассказывает о цели занятия. Если у кого-то из участников есть вопросы, то он поднимает руку - тренер передает ему мяч и отвечает на вопрос.

Упражнение 2 «Передай мяч»

Цель: развивать произвольное внимание, мелкую моторику.

Время проведения: 10 минут.

Оборудование: мяч.

Инструкция: Участники, стоя в кругу, передают мяч, ускоряя темп, но при этом стараются не уронить мяч.

Упражнение 3 «Здорово!»

Цель: снять эмоциональное напряжение; повысить самооценку, статус участников.

Время проведения: 15 минут.

Инструкция: Все участники стоят в кругу. Ведущий выходит на середину и говорит:

- Я умею хорошо…(называет то действие, которое ему, на его взгляд, удается хорошо выполнять). Если кто-то из участников тоже умеет это хорошо делать, то он делает шаг вперед и говорит:

- И я тоже умею хорошо…

Если больше никто не может присоединиться к ведущему, то он выполняет действие, а вся группа аплодирует и говорит хором:

- Вот это здорово!

Затем участники (по желанию) по одному или группами выходят на середину круга, и говорит о своих умениях, причем каждый может похвалить себя столько раз, сколько ему захочется. Каждому участнику или группе участников аплодируют и говорят хором:

- Вот это здорово!

Упражнение 4 «Прогулка в лес»

Цель: развитие эмоционально- выразительных движений, произвольного внимания, памяти, речи.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция: Участники встают в круг. Тренер предлагает совершить прогулку в воображаемый лес:

- Идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя;

- перешагивают через валежник;

- боком движутся по узенькой дорожке, вокруг которой растет крапива;

- осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутом через ручей;

- идут по лесу, называя деревья, мимо которых они проходят (по очереди)

- прыгают по кочкам в болоте;

- наклоняются, собирая грибы и ягоды, при этом по очереди называют названия грибов и ягод (не повторяясь)4

- тянутся вверх за орехами и т.д.

Упражнения 5 « Говори»

Цель: развивать умения контролировать импульсивные действия.

Время проведения: 20 минут.

Инструкция: Ведущий задает простые и сложные вопросы, загадки, но отвечать на них можно только после команды «Говори». Сначала игра проходит под руководством ведущего в кругу. Ведущий задает вопросы - участник, к которому он обращается - отвечает.

Например:

- Какое сейчас время года? Саша говори и т.д.

Затем участники делятся на пары, задают друг другу вопросы и подают сигнал:

- Говори.

Ведущий следит за игрой и помогает преодолеть трудности, возникающие в парах.

Упражнение 6 «1, 2, 3 - говори»

Цель: развитие внимания и произвольного поведения.

Время проведения: 20 минут.

Оборудование: картина, фломастеры, краски, карандаши.

Инструкция: Участники сидят на стульях перед ними картина (морской берег, волна, чайка, пароход…). Ведущий вызывает одного из участников, остальным предлагает отвернуться в другую сторону и закрыть глаза. Ведущий шепотом предлагает участнику внести дополнение в картину (облако, лодочка, камешек на берегу, птицу и т.д.). Участники поворачиваются к ведущему и ведущий просит определить, что нового появилось на картине и назвать, но только после того как прозвучит команда, обращенная к конкретному участнику:

- 1, 2, 3 - говори!

Картина дополняется по очереди всеми участниками.

Упражнение 7 «До свидания»

Цель: создание хорошего настроения после занятия; завершить занятие на высоком эмоциональном уровне.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция: Участники прощаются друг с другом, говоря при этом о том, что им понравилось на занятии сначала словами, потом - жестами, Сначала каждый участник прощается с тем, с кем хочет попрощаться, а потом со всей группой.

Занятие 10 «Развитие умения контролировать поведение; самоконтроль».

Упражнение 1 «Приветствие»

Цель: формирование положительного настроя на занятие.

Время проведения: 5 минут.

Инструкция: Участники стоят в кругу и передают друг другу хлопки, предварительно поздоровавшись с участником, стоящим с другой стороны. Каждый может изменить направление движения хлопков.

Упражнение 2 «Черепахи»

Цель: научить участников контролировать свои действия; слушать и понимать инструкцию тренера.

Время проведения: 20 минут

Инструкция: Участники встают в шеренгу по одну сторону, а ведущий стоит напротив на другой стороне. По команде ведущего участники движутся к нему. Задача участников идти как можно медленней. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте нельзя.

После выполнения упражнения участники обсуждают с ведущим, с какими трудностями они столкнулись.

Упражнение 3 «Самолет»

Цель: развитие согласованности и самоконтроля движений.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция: Участники сидят на корточках далеко друг от друга - «самолет на аэродроме». По команде ведущего участники выполняют движения:

- Самолеты загудели, загудели и полетели (участники двигаются по комнате, не задевая друг друга)

- Полетали, полетали и сели (участники садятся на корточки и ждут команды).

Упражнение проводится несколько раз. В конце игры участники прилетают к месту посадки и садятся на стулья.

Упражнение 4 «Колпак»

Цель: научить контролировать и концентрировать внимание; контролировать и управлять своим поведением, телом.

Время проведения: 15 минут.

Инструкция: Участники сидят в кругу. Тренер произносит фразу:

- Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак.

Участники по очереди произносят по одному слову из фразы. Затем слово колпак заменяется жестом (например: легкий хлопок ладошкой по голове).

Участники, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестом. В следующий раз заменяется два слова жестами: слово «колпак» и слово «мой» (например: показать на себя). В каждом последующем кругу участники произносят на одно слово меньше, а показывают жестами на одно слово больше. В конце упражнения участники изображают жестами всю фразу.

Упражнение 5 «Кораблик»

Цель: развитие умений произвольности; самоконтроля; контроль в поведении.

Время проведения: 15 минут.

Инструкция: Участники встают в круг и выполняют команды ведущего:

- Представьте, что мы находимся на палубе корабля. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной.

- Налетел ветер, кораблик качнулся. Прижмите к полу правую ногу, левую немного согните в колене, касайтесь пола только ее носком.

- Ветер утих - выпрямитесь, расслабьтесь.

- Внимание! Новая волна. Кораблик качнуло в другую сторону - прижмите к полу левую ногу, правую расслабьте.

- Море успокоилось - выпрямитесь, расслабьтесь, глубоко вдохните и выдохните.

Упражнение 6 «Благодарю»

Цель: создание хорошего настроения после занятия; завершить занятие на высоком эмоциональном уровне.

Время проведения: 10 минут.

Оборудование: воздушный шарик

Инструкция: Участники встают в круг, передают друг другу воздушный шарик. Говорят, что им понравилось и не понравилось, на занятии и благодарят всех участников:

- Благодарю всех, мне приятно с вами общаться.

Занятие 11 «Формирование навыков профессионального самоопределения»

Упражнение 1 «Снежинки»

Цель: формирование положительного настроя на занятие.

Время проведения: 10 минут.

Оборудование: диск со спокойной музыкой, магнитофон.

Инструкция: Участники ходят по комнате, в которой звучит спокойная музыка. Ведущий говорит:

- Представьте, что вы снежинки, которые кружатся в воздухе под музыку - медленно, спокойно, красиво. Но только музыка перестанет звучать, берите за руку того, кто стоит рядом.

Музыка продолжает звучать, участники танцуют в парах.

По команде ведущего: «Стоп!» участники останавливаются и здороваются, затем проходят и садятся на места (по парам).

Упражнение 2 «Ответы за соседа»

Цель: проверить способности понять вкусы, пристрастия членов группы; помочь участникам узнать себя со стороны.

Время проведения: 15 минут.

Оборудование: чистые бланки ответов, ручки

Инструкция: Участникам выдается лист, разделенный линией пополам. В одном столбце участник пишет свое имя, в другом соседа. Ведущий задает вопросы, а участники отвечают за себя и за своего соседа, записывая ответы на бланке.

Например:

1. Ваш любимый цвет?

Я Сосед

Красный Желтый

  1. Ваше любимое женское имя?

  2. Ваше любимое мужское имя?

  3. Каких домашних животных любите?

  4. Любимый фильм?

  5. Ваша лучшая черта характера?

  6. Самая неприятная для вас черта характера?

  7. Самое главное качество в человеке?


  1. Ваш любимый вид отдыха?

  2. Любимая книга?

  3. Кем вы хотите стать в будущем?

  4. Ваша зарплата в будущем?

Затем участники меняются бланками и читают число совпавших ответов. Обсуждение в группе (чувствуете ли вы другого человека; правильно ли о вас думают ваши соседи; какие вопросы легкие; какие вызвали затруднения и т.д.).

Упражнение 3 «Зеркало»

Цель: обсуждение образа физического «Я».

Время проведения: 20 минут.

Инструкция: Ведущий:

- Каждый из нас ежедневно смотрится в зеркало. Представим, что на этой стене расположено большое зеркало. Один из нас - по желанию - станет человеком, смотрящим в него. А вот зеркалом ему будут служить двое из членов нашей группы. Все остальные участники располагаются за спиной основного участника. Они будут по одному бесшумно приближаться к человеку, глядящему в зеркало. Поскольку он стоит спиной, то только по отражению в зеркале, точнее в двух зеркалах, он сможет определить, кто из членов группы подошел к нему сзади. Одно из «зеркал» будет молчащим: оно сможет объяснять, кто находится за спиной участника, только с помощью жестов и мимики. Второе зеркало говорящее. Оно будет объяснять, что за человек подошел к участнику, конечно, не называя его имени. «Говорящее зеркало» будет произносить фразы, характерные для подошедшего сзади участника, стараясь сымитировать его интонацию, тембр голоса.

Затем ведущий предлагает выйти в круг участнику, который будет «смотреть в зеркало». Он выбирает из группы двоих участников, кто станет молчащим и говорящим зеркалом. «Зеркала» встают рядом, лицом к участнику, который будет «смотреть в зеркало». Сначала работает «молчащее зеркало», но если участник не угадывает человека, стоящего за спиной, то вступает в игру «говорящее зеркало» и произносит одну - только одну! - фразу. Если участник не угадывает, то зеркала снова работают, до тех пор, пока участник не угадает человека, стоящего за его спиной.

Задача участника: угадать человека как можно быстрее.

«Молчащее зеркало» - изображает типичные для человека жесты, манеру двигаться, походку, характерные позы и т.д.

«Говорящее зеркало» - не может называть имя человека, стоящего за спиной; может повторять фразы, которыми пользуется человек, имитировать интонацию, тембр голоса.

Обсуждение в группе: Сколько времени потребовалось для упражнения; какие затруднения; кто самое талантливое «зеркало»; что помогало, что мешало при проведении упражнения; кто удивлен своим отражением в «зеркале»; что почувствовали, когда увидели свое отражение и т.д.

Упражнение 4 «Говорящий список»

Цель: формировать навыки наблюдательности, анализа и самоанализа; учить составлять мнение об окружающих; делать групповые выводы.

Время проведения: 15 минут.

Оборудование: чистые листы, ручки.

Инструкция: Участники в течение 10 минут составляют список без чего они в жизни не смогут обходиться ни одного дня.

Затем списки собираются, ведущий зачитывает. Участники стараются угадать автора списка.

В конце обсуждение: согласны или не согласны с выводами группы и т.д.

Упражнение 5 «Роли»

Цель: формировать и развивать навыки наблюдательности; умение контролировать поведение; самоконтроль.

Время проведения: 20 минут.

Оборудование: задания для каждого участника.

Инструкция: Участники получают индивидуальное задание с описанием роли, как себя вести на занятии. Задача участников угадать роль каждого участника по диалогу тренера и конкретного участника.

Роли: соглашатель, молчун, выскочка, спорщик и т.д.

В конце обсуждение: что было трудно, что интересно и т.д.

Упражнение 6 «Моя будущая профессия»

Цель: помочь участникам определится в выборе будущей профессии; развитие коммуникативных навыков, ответственности; самоопределение.

Время проведения: 15 минут.

Инструкция: Участники по очереди встают и говорят:

- Я хочу быть…, потому что…

Группа обсуждает его доводы, предлагает свои:

- Ты можешь стать…, потому что…

Упражнение 7 Рефлексия «Другой человек»

Цель: подвести итог занятия, создание хорошего настроения после занятия; завершить занятие на высоком эмоциональном уровне.

Время проведения: 10минут.

Инструкция: Обсуждение в группе:

- Как я себя чувствовал в роли другого человека?

- Что я чувствовал, когда говорили обо мне?

В конце участники обмениваются рукопожатием с каждым участником:

- Спасибо за то, что я услышал правду о себе.

Занятие 12 «Прощание»

Упражнение 1 «Приветствие»

Цель: создание положительного настроя на работу

Время проведения: 10 минут.

Оборудование: цветные звездочки.

Инструкция: Участники заходят в зал. Каждый участник выбирает себе цветные звездочки на входе. (Цвета и количество звездочек одного цвета по количеству детей в группе). Садятся в круг со словами:

- Здравствуйте, я рад всех видеть!

Упражнение 2 «Пожелание»

Цель: развивать уверенность в себе, снятие психоэмоционального напряжения.

Время проведения: 15 минут.

Оборудование: цветные звездочки.

Инструкция: Участники по очереди высказывают пожелание каждому члену группы и дарят звездочку:

- Я дарю тебе зеленую звездочку, т.к…

- Я дарю тебе белую звездочку, потому что…

В конце упражнения у всех участников должны быть звезды всех цветов.

Упражнение 3 «Аплодисменты»

Цель: удовлетворение потребности в признании.

Время проведения: 15 минут.

Инструкция: Участники встают в круг. Один из участников (по желанию) выходит в центр круга, а остальные ему бурно аплодируют. Аплодируют столько, сколько хочет, участник, стоящий в круге.

Участник, стоящий в круге, поднимает руки, остальные прекращают аплодисменты. Участник благодарит группу:

- Спасибо!

Кланяется и возвращается в круг. Выходит следующий участник. В круге должны побывать все участники.

Упражнение 4 «Эмоции»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение; развитие доверия к окружающим; развитие произвольности и самоконтроля.

Время проведения:15 минут

Оборудование: карточки с изображением эмоций.

Инструкция: Участники садятся на стулья в круг. Ведущий показывает участникам карточки с изображением определенного эмоционального состояния. Участники с помощью мимики и пантомимы изображают эмоцию: грусть, обиду, радость, злость, удивление, спокойствие и т.д.

Упражнение 5 «Подарок»

Цель: поднять настроение участников, завершить занятия на высоком эмоциональном уровне.

Время проведения: 15 минут.

Инструкция: Каждому участнику по очереди все участники группы дарят подарок (не материальный). Это может быть: звезда на небе, улыбка, восход солнца, талант, удача и т.д., то есть то, что нельзя положить в карман, но можно унести с собой в себе.

В конце занятия чаепитие.







32

© 2010-2022