Игровой тренинг для старших дошкольников «Волшебное путешествие»

Игровой тренинг на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы старших дошкольников - эффективная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста. Занятия длительностью 30 минут проводятся 2-3 раза в неделю во второй половине дня. Участники: группа 6-8 человек, как девочки, так и мальчики, одной возрастной группы и знакомых друг с другом. Необходимо просторное помещение В тренинге предусмотрены: упражнения на снятие напряжения; пантомимика - важно научить детей отражать эмоциональное состояние и чувства человека; коллективные игры, работа в парах; упражнения, помогающие ребенку осознать свое внутреннее состояние, регулировать его, используя приемы рационального восприятия, с целью преодоления барьеров в общении и приобретении навыков расслабления; упражнения на развитие  внимания, памяти, познавательного интереса.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы старших дошкольников» - игровой тренинг «Волшебное путешествие»


Цель: укреплять положительные эмоции и взаимоотношения детей в группе, способствовать снятию психо-эмоционального напряжения, способствовать развитию навыков эффективного общения, доброго отношения друг к другу, развивать внимание, память, познавательный интерес.

Задачи:

1)образовательные

-совместное пошаговое выполнение действий по речевой инструкции взрослого;

интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

-продолжать формирование конструктивных способов управления своим телом (снятие психо-эмоционального напряжения-расслабление);

-активизация эмоционального и моторного самовыражения;

(интеграция образовательных областей «Познание», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация»)

-стимуляция на интеллектуальную работу;

-продолжать совершенствование познавательных процессов;

(интеграция образовательных областей «Познание», «Здоровье», «Физическая культура»;

2)развивающие

-развитие свойств внимания (устойчивости, концентрации, переключаемости) и стимулирование произвольности внимания;

-продолжать развивать слуховое восприятие, слуховую память, развитие объема кратковременной слуховой памяти;

(интеграция образовательных областей «Познание», «Здоровье», «Физическая культура»);

-развитие межполушарного взаимодействия, крупной и мелкой моторики; (интеграция образовательных областей «»Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»;

3)воспитательные

-воспитание внимательности, наблюдательности;

-повышение уверенности в себе;

(интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация»;

-тренировка усидчивости и самоконтроля;

-закрепление положительных способов произвольной регуляции поведения;

(интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»);

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности детей

Форма проведения: «Волшебное путешествие»

Место проведения: музыкальный зал

Участники: дети старшей группы - 8 человек

Ход тренинга

Примечание. 5 табличек с названиями островов: «Сиамские близнецы», «Заколдованный остров», «Остров Великанов», «Остров Попугаев», «Остров Злого Волшебника». К каждой табличке прикреплено задание.

-Ребята, вы сегодня утром здоровались друг с другом? Сейчас я предлагаю вам поздороваться по-особенному.

Инструкция: надо повернуться к тому, кто стоит слева, поздороваться и сказать, что рад его видеть. Он в свою очередь, поворачивается к соседу слева и делает то же самое, и так далее, пока приветствие не дойдет до ведущего.

Примечание. Ведущий обращает на шарик, наполненный гелием, к нему на ниточке привязаны письмо и карта.

-Ой, ребята, что это? Посмотрите, к воздушному шарик у что-то прикреплено. Смотрите - послание. Оно адресовано дружным и добрым ребятам. Здесь написано : «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я обращаюсь за помощью к дружным и добрым детям. Меня и моих друзей заколдовал Злой Волшебник. Он увез нас далеко- далеко, за тридевять земель, на незнакомый остров, для того, чтобы сделать такими же злыми, как и он сам. Пока мы туда летели, я успел нарисовать карту, по которой вы сможете до нас добраться. Помогите! Спасите нас!»

-Ребята, как вы думаете, это нам Буратино написал? Мы дружные и добрые? А мы можем помочь ему и его друзьям? Тогда отправимся на поиски Буратино и его друзей и поможем им?

А вот и карта. Давайте посмотрим.

Чтобы добраться до острова Злого Волшебника, посмотрите, какой длинный путь нам нужно пройти. Давайте полетим на воздушном шаре, держитесь за его длинную веревочку. Готовы, ребятки? Ну, тогда, отправляемся!

Звучит аудиозапись «шум ветра». Дети «летят» на воздушном шаре- идут по залу, подходят к табличке «Сиамские близнецы».

-Вот мы и оказались на первом острове. Он называется «Сиамские близнецы». Ребята, посмотрите, для нас есть послание. Здесь написано, что прежде чем отправиться дальше, нам нужно выполнить задание.

«Сиамские близнецы»

Инструкция. Дети делятся по парам. Далее ведущий говорит: «Представьте, что вы и ваш партнер- одно целое, вы, как сиамские близнецы, приросли друг к другу. Крепко обнимите друг друга за плечи, а лбами вы должны прижать шарик, и так пройти все препятствия. Помните, что вы должны быть внимательными, выполнять действия только вместе.

-Все получилось! Молодцы, ребята! Отправляемся дальше!

Звучит аудиозапись «шум ветра». Дети «летят» на воздушном шаре - идут по залу, «подлетают» к «Заколдованному острову»

«Заколдованный остров»

Примечание. На столах, прикрепленные к пластиковым стаканчикам стоят воздушные шары (из расчета один шарик на двух детей). Кроме того, на подносах разложены детали для выполнения аппликации( различные части лица-губы, глаза, носы брови, выражающие разнообразные эмоциональные состояния- грусть, радость, удивление и т.п.)Детали наклеены на двусторонний скотч.

-Ребята, мы попали на Заколдованный остров. Здесь живут отрицательные сказочные персонажи. Они не любят, когда их беспокоят и ходят по их территории. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы продолжить путешествие? Надо им сделать добрые лица!

Примечание. Дети выбирают те детали с изображением частей лица, которые подходят доброму человеку. Ведущий помогает наводящими вопросами: какие брови у доброго, веселого человека? Как приклеить губы, чтоб человек улыбался? И т.п.

-Посмотрите, ребята, получилось у нас сделать героев добрыми? (дети показывают друг другу шарики). Молодцы, здесь мы справились! Полетели дальше

Звучит аудиозапись «шум ветра». Дети «летят» на воздушном шаре к «Острову Великанов».

«Остров Великанов»

-Ребята, мы с вами попали на остров Великанов. Уже из названия острова понятно, кто его жители. Кто, ребята? Здесь нельзя громко разговаривать, только шепотом. Смотрите на карточке с заданием - загадки.

Инструкция. Ведущий загадывает детям загадки. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все дети поднимут руки, ведущий считает до трех, и на счет «три» они должны будут все вместе прошептать ответ на загадку.

Примечание. Дети отгадывают загадки о героях сказок.

1.Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…(Айболит)

2.Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Был он весел, был он смел,

И в пути он песню пел .

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу,

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка?... (Колобок)

-Молодцы, вы легко справились с этим заданием. В поисках Буратино летим на другой остров

Звучит аудиозапись «шум ветра». Дети «летят» на воздушном шаре к «Острову Попугаев».

«Остров Попугаев»

Примечание. Необходимо круглое зеркало с ручкой.

-Ребята, мы попали на остров Попугаев. Попугаи очень любят повторять за людьми слова, хвалить себя и хвастаться. Вот новое испытание.

Инструкция: передавая друг другу зеркало, каждому участнику по очереди нужно представить, что он попугай, и громко похвалить себя. Затем похвастаться перед зеркалом каким-либо качеством, умением, способностью, сказать о своих сильных сторонах - о том, что любит или ценит в себе.

-Молодцы, и с этим заданием все правились на отлично! А на следующий остров мы полетим с вами на облаке!

Релаксация

Примечание. На полу расстелена белая простынь.

-Ребята, а каким вы себе представляете облако?

Опускайтесь осторожно на белое пушистое облачко!

Примечание. Фоном звучит тихая, спокойная музыка.

-Сядьте поудобнее, закройте глаза. Глубок вдохните и выдохните…Еще раз…И еще раз вдох, выдох. Представьте, что вы опустились на белое пушистое облако, как, будто кто-то соорудил мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спинка удобно расположились на этом большом облаке-подушке. Теперь вы отправляетесь в путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Почувствуйте, как ветер овевает ваше лицо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Вы проплываете мимо ласкового солнышка, которое касается вас своими теплыми лучами. Оно решило немного поиграть. Солнышко лучиками щекочет вам

глазки-откройте, поморгайте глазками,

лобик-поморщите лобики;

носик-поморщите носики;

ротик-пошевелите губками;

плечики - пошевелите плечиками;

ручки - пошевелите ручками;

ножки-пошевелите ножками

Представьте, как солнышко вас греет, вам тепло и уютно, теперь потянитесь, улыбнитесь. Вот мы с вами и прилетели. Сойдите с облачка, поблагодарите его за то, что оно так хорошо нас прокатило. Еще раз подтянитесь, выпрямитесь, и снова почувствуйте себя бодрыми и внимательными.

Примечание. Ведущий подводит к острову Злого Волшебника.

-И вот мы с вами попали на последний остров- это остров злого Волшебника. На нем он держит Буратино и его друзей. Нам надо их спасти.

Инструкция. Беседа с детьми по вопросам:

Кого мы можем назвать добрым человеком?

Какие поступки совершают добрые люди?

Как мы можем определить, что человек добрый?

Посмотрите друг на друга по-доброму!

Ведущий берет карточку и читает: «С острова Злого Волшебника можно улететь только на красивом ковре-самолете».

-Ребята, Буратино и его друзья могут выбраться отсюда. Но злой волшебник закрасил ковер- самолет черной краской, и теперь он не может летать Мы разрушим злые чары, если вернем волшебному ковру -самолету яркие краски.

Примечание. На стене так, чтобы дети смогли дотянуться, прикреплена ткань черного цвета.

Инструкция . Предварительно проводится беседа с детьми: какими красками надо раскрасить ковер- самолет, чтобы глядя на него, было всем светло и радостно и чтобы он смог снова летать?

Рефлексия «ковер-самолет»

Инструкция. Дети выполняют аппликацию, хаотично наклеивая яркие кусочки цветного картона.

Примечание. Картон разного размера, цвета и формы, приклеен на двусторонний скотч. Ведущий заранее отклеивает уголки скотча, чтобы детям легко было его отклеить от бумаги.

-Ребята, посмотрите, какой яркий получился у нас ковер-самолет. Нам удалось победить и разрушить чары злого волшебника.

-Ой, слышите, кто-то постучал?

Ведущий ведет детей к дверям, за которыми спрятался Буратино. Он благодарит детей за помощь.

-Мы с вами дошли до конца испытания. Давайте похлопаем себе и дружно скажем: «Молодцы!» Несмотря на то, что задания были нелегкими, вы отважно начали этот путь и успешно преодолели все трудности. В благодарность Буратино передал нам волшебный «Флакон радости», чтобы вся злость лопалась и улетучивалась, как волшебные мыльные пузыри во флакон. Давайте полетим на воздушном шаре обратно в детский сад, в свою группу, и вместе будем пускать пузыри.

(Звучит «шум ветра». Дети «летят» на воздушном шаре к выходу)












© 2010-2022