Тема: Общение. Общение – это широкое и многоплановое понятие

Цель урока: разъяснить учащимся сущность «общения», его видов и форм, познакомить с элементами культуры общения, развивать умение вести дискуссию, владеть основами культуры диалога.   I      Приветствие                                       Здравствуйте те, кто хорошо позавтракал                                   Здравствуйте те, кто не завтракал и мечтает об обеде                                   Здравствуйте те, кто рад наступлению осени                                   Здравствуйте те, кто ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : Общение

Цель урока: разъяснить учащимся сущность «общения», его видов и форм, познакомить с элементами культуры общения, развивать умение вести дискуссию, владеть основами культуры диалога.

I Приветствие

Здравствуйте те, кто хорошо позавтракал

Здравствуйте те, кто не завтракал и мечтает об обеде

Здравствуйте те, кто рад наступлению осени

Здравствуйте те, кто готов работать и общаться.

Я не зря выбрала такую форму приветствия. Это связано с темой нашего урока, который будет посвящен проблеме общения.

II Вводно-мотивационный этап.

Сегодня мы ответим на вопросы:

  • Что такое общение?

  • Какие виды общения существуют?

  • Поговорим о правилах и способах общения.

III Собственно учебная деятельность.


  1. Фронтальная работа с учащимися. Формирование новых понятий.

Общение - это широкое и многоплановое понятие. Человек читает книгу, происходит общение, причем не только читателя с писателем, но и наоборот. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом - все это общение.

Существует и выражение «общение с природой».

При всех различиях и понимании слова «общение» оно выражает обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности - усвоенной информацией, мыслями, суждениями, чувствами.

Работа со схемой на доске

Структура общения.

О б щ е н и е

  

Коммуникация: Интеракция: Социальная перцепция:

обмен информацией взаимодействие восприятие

обмен действиями, понимание,

поступками оценка

Модель коммуникативного процесса включает 5 элементов:

Кто? (передает сообщение) - коммуникатор

Что? (передает) - сообщение (текст)

Как? (осуществляется передача) - канал

Кому? (направляется сообщение) - аудитория

С каким эффектом - эффективность.

Слово коммуникация (с латыни) означает «общее, раздельное со всеми».

Т.о., можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей.

Схема на доске

В и д ы о б щ е н и я

Речевое Неречевое

Вербальное (коммуникация) Невербальная коммуникация

Осуществляется посредством Визуальные виды бщения-

речи, т.е. при помощи слов и звуков мимика, пантомимика,покрас-

Речь - универсальное средство нение

коммуникации. Акустическая система -

диапозон, смех, плач.

Тактильная система -

Пожатие руки, объятия.

Так же запахи

Выступление ученика с сообщением о формах общения.

- Человек нуждается в общении с другим человеком, с момента своего рождения. Учеными установлено, что с 1,5 - 2 месячного возраста развитие ребенка происходит прежде всего в общении со взрослыми. Недостаток в таком общении может привести к отклонениям в развитии.

Общение с другими людьми является жизненной необходимостью, для людей любого возраста, особенно оно важно в юности. Недаром у всех народов тяжким наказанием является одиночное наказание.

- Что вы думаете о роли общения?

Примерные ответы учеников:

Получение знаний

Передача опыта

Усвоение культурных норм, правил поведения

Ценности

Оценивание поступков

Вырабатывание таких качеств как доброта, честность, принципиальность, отзывчивость

Развитие интересов человека

Обмен мнениями, впечатлениями

Узнавать себя и других и т.д.

- Любой человек оценивает себя глазами других людей. От общения зависят наши успехи, настроение, удачи.

-Вспомните с кем вы общались сегодня утром?

- Изменилось ли ваше настроение?

- Если да, то в какую сторону?

Учащимся предлагается упражнение по определению настроения

Цветные карточки отображающие настроение учащиеся складывают в коробочку.

Учитель объясняет значение цветов.

1)красный - психологическое значение этого цвета- возбуждение, активность, вера в собственные силы, уверенность в себе.

2)желтый - соответствует чувству свободного развития, желтый цвет предпочитают люди стремящиеся к саморазвитию

3)зеленый - выражает стабильность, твердость, постоянство. Зеленый цвет успокаивает нервную систему.

4)серый - скромность, практичность, печаль.

5)черный - противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание. Человек предпочитающий черный стремится скрыть свой внутренний мир.

-В каждом сообществе людей есть своего рода Кодекс правил общения.

Выступление представителей групп о правилах общения.

1) Правила общения по телефону

2) Правила общения по sms

3) Правила общения и работы в группе

4) Правила ведения спора

( задание дается заранее)

В общении существует понятие установки.

В « Ревизоре» есть тому подтверждении (два учащихся показывают сцену общения гоголевских персонажей)

«Городничий. Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы смеете? Да вот я…Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я…

Городничий (в сторону). О, господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали, проклятые глупцы!

Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькие…не сделайте несчастным человека.

Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот еще! Мне какое дело? От того, что у вас семья и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!...Нет, благодарю покорно, не хочу».

-Здесь мы с вами увидели психологическое явление, которое специалисты называют «установка». У Хлестакова и Городничего при встрече выявляются свои установки. Т.е., их представления о том , что должно произойти. Городничий ждал приезда ревизора, он уверен, что разговаривает с ревизором и боится за свою карьеру, стремится смягчить его. А Хлестаков знал, что он задолжал в гостинице, и его поэтому ждут неприятности, даже арест. Именно поэтому Городничий не сомневается в силе Хлестакова-ревизора , а Хлестаков в намерениях Городничего арестовать его. И истолковывают реплики друг друга на фоне собственных установок. Таким образом, установка может помешать началу разговора или привести к конфликту. Это мы и увидели в Гоголевском ревизоре.

Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен и стараемся избегать общения с людьми, которые неприятны и не вызывают симпатии.

Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным.

Историческая справка. Выступление учащегося о предвыборной борьбе Авраама Линкольна.

-Таким образом можно сказать что нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться надо приложить усилия, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься.

Упражнение «Расшифруй слово».

На доске слово «Общение»

Каждую букву использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».


О объединение

Б близость,

Щ щедрость

Е единство

Н необходимость

И искренность

Е единомыслие

Фронтальная работа. Вопросы к классу.

- Всегда ли ваше общение с другими бывает успешным?

- Нужно ли учиться общению?

- Как вы считаете для чего это нужно?

- Говорил ли кто-нибудь вам слова «я не хочу с тобой общаться»?

- Были ли эти слова справедливы?

- Как вы на них реагировали?

Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустив партнера.

В общение следует вступать без предвзятости М.Горький советовал:

«Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».

А писатель М.М. Рощин сказал о культуре общения: «Попробуйте не наступать, а уступать; не захватывать, а отдать; не спрятать, а поделиться; не орать, а выслушать; не разорвать, а склеить».

- Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся на улице, в школе с одноклассниками.

Давайте проверим, какие вы в общении.

При помощи теста «С тобой приятно общаться».

Постарайтесь отвечать честно.

Расшифровка баллов:

+2 - с тобой приятно общаться

+1 - ты не самый общительный человек

0 - не знаю, я мало с тобой общаюсь

-1 - с тобой иногда неприятно общаться

-2 - с тобой очень тяжело общаться

На листочке указывается балл и имя кому адресуется. Подсчет дома.

- Существующее в современном мире многообразие способов общения так или иначе связаны с интернетом.

Согласитесь, электронная почта, чаты, форумы, интернет журналы и газеты стали не менее важным аспектом повседневности чем телевизор и телефон.

- В чем же плюсы и минусы интернет-общения?

(Ответы учащихся)

Информационный блок

Я предлагаю вам запомнить правила общения:

1. Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят)

2. Не снимайте с себя ответственности!

3. Будьте искренни!

4. Будьте справедливы!

5. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

6. Будьте естественны в общении!

7. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них как в зеркало!

- Подумайте и перечислите основные составляющие успешного общения.

- Учащиеся от парты выходят к доске и прикрепляют лепестки ромашки к доске (в центре смайл желтого цвета) Примерные слова:

расположенность к другим людям, чувство юмора, искренность, справедливость, ответственность, терпение, доверие, умение владеть собой, умение слушать и т.д.

IV Закрепление понятий

- А сейчас поприветствуйте соседа по парте:

Скажите «привет» - какой это вид общения?

Пожмите руки - какой это вид общения?

Помашите рукой - какой это вид общения?

Скажите «как дела» - какой это вид общения?

Учитель читает стихотворение

Останься честен , говоря с толпой,

Будь прям и тверд с врагами и друзьями.

Пусть все в свой час считаются с тобой

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

(Р. Киплинг)

V Рефлексия

- Сегодня для меня было главным…

- Сегодня я понял, что…

Домашнее задание: Ответить на проблемный вопрос: « Может ли человеку в современном обществе что-либо ( TV, компьютер) заменить общение?»









© 2010-2022