- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся предшкольной подготовки
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся предшкольной подготовки
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пустовая Л.Н. |
Дата | 14.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №5»
Согласовано
Директор МБОУ КСОШ № 5
___________О.К.Могельницкая
«____» __________2014 г.
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся предшкольной подготовки
Сфера реализации: организация и содержание работы педагога-психолога на муниципальном бюджетном уровне с учащимися предшкольной подготовки.
Организация заявитель: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 5» села Кулунда, Кулундинского района, Алтайского края
Сост авитель:
педагог-психолог МБОУ «КСОШ № 5»
Пустовая Людмила Николаевна
Срок выполнения проекта: август 2014 - август 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе подготовки дошкольников к обучению в школе очень актуальной является организация педагогом-психологом коррекционно-развивающих занятий, которые помогают формировать и развивать у детей школьно-значимые навыки, адаптировать их к обучению в школе. Именно с этой целью была написана данная программа.
Целью предложенных занятий является оказание старшим дошкольникам помощи в развитии школьно-значимых навыков и умений, волевой регуляции деятельности, предотвратить возможные трудности в общении с другими детьми.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
• Привить ребенку умение подчинять свою работу (деятельность) на различных занятиях массе обязательных для всех правил. Так как подчинение правилам формирует у дошкольника умение регулировать свое поведение и тем самым формы произвольного управления им.
• Оказать помощь в развитии у детей школьно-значимых навыков и умений, а также таких психических функций, как мышление, речь, концентрация и переключение внимания, память, воображение, восприятие детьми задания на слух. Кроме того, программа занятий направлена на развитие у дошкольника самостоятельности, мелкой моторики рук, творческого мышления.
• Оказать учащимся помощь в подготовке к школе с целью успешного преодоления трудностей адаптационного периода, помочь в приобретении ими навыков общения со сверстниками.
• Привить дошкольникам морально-нравственные представления об организации общения друг с другом.
Каждое занятие в рамках курса «Я расту» является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.
В основе курса лежат следующие принципы:
• принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка не просто умения, но и навыка.
• принцип положительного подкрепления.
• принцип доверия (откровенности) - мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
• принцип уважительного отношения друг к другу.
Основные знания, умения и навыки, формируемые в ходе реализации программы:
-
Умение подчинять свою деятельность массе обязательных для всех правил.
-
Умение рисовать и срисовывать по клеткам или по образцу.
-
Умение общаться друг с другом и с учителем в рамках морально-нравственной нормы нашего общества.
-
Умение высказывать свои мысли по любому вопросу изучаемой темы..
-
Умение отличать цвета и геометрические фигуры, комбинировать из них различные предметы.
М а т е р и а л ы, и с п о л ь з у е м ы е в п р о г р а м м е: ксерокопии бланков заданий, тетрадь в клеточку с заданием на каждого учащегося, знаки «Как вести себя в школе», линейки роста и «капельки знаний», карточки с изображением ладоней красного, синего и желтого цвета.
О б о р у д о в а н и е: классная доска, мел, губка, цветные карандаши, белые листы бумаги формата А4, клей, ножницы, мяч, колокольчик.
К о н т р о л ь р е з у л ь т а т о в п о д г о т о в к и: беседа с родителями, контрольные самостоятельные задания, входящая и итоговая диагностика (мониторинг роста).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
1
Вводное занятие. Урок дружбы.
1
2
Город мастеров.
1
3
В мире животных.
1
4
Школа умников и умничек.
1
5
Добро пожаловать в лабораторию профессора ума.
1
6
Попробуй разберись.
1
7
Времена года.
1
8
Беда в волшебном лесу.
1
9
Ассоциации.
1
10
Волшебный луг и его обитатели.
1
11
День в лаборатории работы с клетками.
1
12
Итоговое занятие. Я вырос.
1
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие 1. Вводное занятие. Урок дружбы. (1 ч)
Знакомство с детьми, создание благоприятного психологического климата в группе, знакомство дошкольников с особенностями занятий в группе и правилами поведения на них. Формирование у детей интереса и положительного отношения к занятиям в группе. Изучение необходимых учебных принадлежностей для занятий.
Упражнение. «Ревущий мотор»
Упражнение «Змей Горыныч» работа в команде.
Рисование. «Я в школе»
Занятие 2. город мастеров. (1 час)
Развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики руки, навыка комбинирования, творческого мышления в процессе изучения геометрических фигур.
Эмоциональный настрой.
Геометрические фигуры.
Упражнение «Раскрашивание по памяти»
Упражнение «Конструирование»
Занятие 3. В мире животных. (1 час)
Развивать память, моторику руки, навыки комбинирования, способствовать расширению кругозора.
Эмоциональный настрой «Здравствуйте»
Домашние и дикие.
Раскрашивание «Дикие животные»
Упражнение «Подбери хвостики»
Занятие 4. Школа умников и умничек (1 час)
Развивать память, логическое и творческое мышление, мелкую моторику руки.
Эмоциональный настрой «Улыбка»
Игра «Четвертый лишний»
Раскрашивание «Лошадка»
Занятие 5. Добро пожаловать в лабораторию профессора Ума (1 ч).
Развитие когнитивной сферы, внимания, произвольности поведения.
Эмоциональный настрой.
Упражнение: «Раскрась круги»
Упражнение «Дорисуй узоры по образцу».
Игра «Зеваки»
Занятие 6. Попробуй разберись. (1 час)
Развитие когнитивной сферы, концентрации и устойчивости внимания, умения действовать по правилам и быстро переключаться с одной деятельности на другую.
Упражнение «Лабиринт»
Упражнение «Узнай по контуру»
Упражнение «Слушай хлопки»
Работа с раскраской.
Занятие 7. Времена года. (1 час.)
Повторить времена года, выделить и запомнить их отличия и сходства; развивать память, мелкую моторику руки.
Путешествие по временам года.
Игра «Пожалуйста»
Упражнение «Продолжи узор».
Упражнение «Повтори рисунок»
Занятие 8. Беда в волшебном лесу. (1 час)
Развивать память, творческое мышление и мелкую моторику руки.
Упражнение «Развивай=ка»
Игра «Расставить посты»
Упражнение «Реши примеры».
Занятие 9. Ассоциации. (1 час)
Развитие когнитивной сферы, восприятия и произвольности поведения, мелкой моторики руки, умения действовать по правилам.
Упражнение «Конкретизация абстрактного»
Активная игра «Кричалки - шепталки - молчалки»
Упражнение «Живая лаборатория»
Упражнение «Повтори рисунок».
Занятие 10. Волшебный луг и его обитатели. (1 час)
Отрабатывать умение срисовывать по образцу; развивать мелкую моторику руки, память.
Работа с раскраской.
Упражнение «Нарисуй так же»
Упражнение «Дорожки»
Упражнение «Разложи по ящичкам».
Упражнение «Раскраска»
Занятие 11. День в лаборатории работы с клетками. (1 час)
Развитие умения ориентироваться в пространстве, творческих способностей, воображения, выразительности движений, мелкой моторики руки.
Упражнение «Заполни пробел»
Активная игра «Зоопарк»
Упражнение «Сделай копию»
Решение логических задач.
Упражнение «Заколдованный сказочный герой».
Занятие 12. Итоговое занятие. Я вырос. (1 час)
Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков; подведение итогов курса.
Упражнение «Что на что похоже?».
Активная игра «Ой, ой, ой».
Упражнение «Назови одним словом».
Упражнение «Место рядом со мной свободно…».
Упражнение «Повтори рисунок».
Решение логических задач.
Литература.
-
А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей» Москва, 1999.
-
М.М. Кольцова «Учимся говорить правильно».
-
С.В. Коноваленко «Отгадывая, учимся».
-
Е.М.Косинова «Развитие речи»
-
Колпакова Н.В. «Поможем детячм расти счастливым» Барнаул, 2007
-
Т.Н.Князева «Я учусь учиться» Москва, 2004