«Психокоррекция эмоциональной сферы детей»

Проблема эмоционально-чувственной сферы в становлении нравственности школьника весьма актуальна. Именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Характер переживаемых эмоций и связанный с ним эмоциональный тонус определяют качество формирования психических познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления.          Программа призвана научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства, переживания), избегать конфликтных ситуаций, а также понимать эмоциональное состояние других людей.  Педагог-психолог  знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других;  помогает ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка;  способствует осознанию причин конфликтов, обучает способам и приемам их самостоятельного разрешения, владения своими эмоциями. Педагог-психолог способствует постепенному, осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания. Цель программы: · обеспечение  эмоционального и полноценного психического развития каждого ребёнка; ·коррекция индивидуально «отстающих» эмоционально-волевых психических функций ребёнка; ·«воспитание глубины и устойчивости чувств, умение сдерживать свои эмоциональные реакции»; · развитие и формирование психологической готовности к обучению в школе.     Задачи программы: 1.  Проводить коррекцию эмоциональных личностных нарушений. 2. Способствовать развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей. 3.     Обучить детей элементарным приёмам владения эмоциями. 4.  Становление умений осознанно относиться к своим и чужим чувствам, желаниям, стремлениям. 5.  Формировать здоровое, адекватное поведение в обществе, умения ориентироваться и адаптироваться в сложном противоречивом мире.  6.  Развивать самодисциплину, самоорганизацию, сосредоточенность; способность к концентрации; способности действовать свободно, раскрепощенно, но в соответствии с нормами и правилами общества. 7.     Формировать уверенность в себе, своих силах и возможностях.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБС(К)ОУ «С(К)ОШ V вида»























Образовательная программа

«Психокоррекция эмоциональной сферы детей»









Исполнитель: Хворова О.В.

Педагог-психолог

















Березники 2013

Пояснительная записка

Проблема эмоционально-чувственной сферы в становлении нравственности школьника весьма актуальна. Именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Характер переживаемых эмоций и связанный с ним эмоциональный тонус определяют качество формирования психических познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления.

В наш бурный век отрицательных эмоций, постоянных стрессовых ситуаций происходит естественное нарушение баланса эмоционального фона. Эмоциональный мир - основа всего, на нем развиваются три компонента чувственного опыта ребенка: эмоциональное, познавательное, деятельностно- практическое.

Только согласованное функционирование, единство эмоционального и интеллектуального развития могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Исключительное значение эмоций, чувств в развитии личности ребёнка подчёркивал К. Д. Ушинский: «Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребёнка, тем не менее, в направлении их должно свою главную задачу».

Итак, центральная психическая функция школьников - эмоциональная.

Поэтому, с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться, любить - этому научиться сложно.

Программа призвана научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства, переживания), избегать конфликтных ситуаций, а также понимать эмоциональное состояние других людей.

Педагог-психолог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других; помогает ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка; способствует осознанию причин конфликтов, обучает способам и приемам их самостоятельного разрешения, владения своими эмоциями.

Педагог-психолог способствует постепенному, осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания.

Цель программы:

  • обеспечение эмоционального и полноценного психического развития каждого ребёнка;

  • коррекция индивидуально «отстающих» эмоционально-волевых психических функций ребёнка;

  • «воспитание глубины и устойчивости чувств, умение сдерживать свои эмоциональные реакции»;

  • развитие и формирование психологической готовности к обучению в школе.

Задачи программы:

  1. Проводить коррекцию эмоциональных личностных нарушений.

  2. Способствовать развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.

  3. Обучить детей элементарным приёмам владения эмоциями.

  4. Становление умений осознанно относиться к своим и чужим чувствам, желаниям, стремлениям.

  5. Формировать здоровое, адекватное поведение в обществе, умения ориентироваться и адаптироваться в сложном противоречивом мире.

  6. Развивать самодисциплину, самоорганизацию, сосредоточенность; способность к концентрации; способности действовать свободно, раскрепощенно, но в соответствии с нормами и правилами общества.

  7. Формировать уверенность в себе, своих силах и возможностях.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Диагностика эмоциональной сферы детей

1

2

«Давайте познакомимся»

1

3

«Какой я?»

1

4

«Возьмемся за руки друзья!»

1

5

«Моя семья»

1

6

«Как понять настроение человека?»

1

7

«Волшебные» средства взаимопонимания

1

8

«Рисуем настроение»

1

9

«Застенчивость и уверенность»

1

10

«Знакомство с чувством радости, удовольствия»

1

11

«Посели себя в дом радости и щедрости»

1

12

«Знакомство с чувством страха»

1

13

«Знакомство с чувством самодовольства. Страх»

1

14

«Знакомство с полярными чертами характера. Капризка»

1

15

«Мы поссорились и помирились»

1

16

«Гнев»

1

17

«Комическое путешествие. Удивление»

1

18

«Веселые горки»

1

19

«Не плачь, куколка моя. «Страдания, печаль, доброта»

1

20

«Смешные клоуны»

1

21

«Я учусь владеть собой»

1

22

Итоговое диагностическоеобследование

1

23

«Путешествие в страну Понимание»

1

Итого

23

Занятия по программе будут полезны для детей с поведенческими проблемами, имеющих трудности в общении, детей с отставаниями в развитии эмоционально-волевой и личностной сферы.

В соответствии с планом разработаны конспекты 21 занятия, которые имеют психокоррекционный характер. Занятия проводятся с детьми по 6-8 человек в подгруппе, 4 раза в месяц в течение пяти месяцев.

Итоги работы подводятся вместе с педагогами и родителями на открытых занятиях, собраниях, индивидуальных консультациях. Занятия проводятся в кабинете психолога.

Содержание работы по коррекции эмоциональной сферы

Первые занятия посвящены знакомству, адаптации детей, освоению в игровой форме правил поведения. По ходу программы арсенал игр и упражнений на выполнение определённых правил постоянно расширяется, правила могут усложняться. За счёт естественной для детей деятельности (игры) можно тренировать произвольную саморегуляцию двигательной активности и поведения, а также стимулировать развитие произвольности в целом.

Процесс произвольной саморегуляции всегда начинается с концентрации внимания. Особенности психофизических состояний имеют мало словесных обозначений и не всегда осознаются даже взрослыми людьми, для дошкольников это тем более сложная тема. Выделим пять этапов знакомства детей с элементарными приёмами саморегуляции психофизических состояний:

  1. Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.

  2. Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.

  3. Знакомство детей с типами дыхания (различные по глубине и скорости), развитие способности детей концентрировать внимание на дыхании.

  4. Организация опыта произвольного регулирования детьми своего дыхания (его темпа и глубины), опыта диафрагмального дыхания, произвольной задержки дыхания.

  5. Знакомство детей с элементарными приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания.

Большая часть занятий построена в форме коррекционных обучающих упражнений, игр, цель которых обеспечивать психологическую защищенность, доверие к миру, умение получать радость от общения.

В связи с этим в организации занятий используются следующие способы реализации программы:

1. Коллективно-индивидуальный способ.

Группа в пределах 4- 6 человек позволяет сохранить индивидуальный подход к каждому ребенку и одновременно привить ему навыки социализации. Прослеживаются отношения между каждым конкретным ребенком и окружающими его детьми, используя подражательные реакции, соревновательность и т.д.

2. Игровой метод включает в себя дидактические игры и игротренинги. Занятия состоят из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению поставленных коррекционных задач.

3. Аналогия с растительным и животным миром.

Использование аудиозаписи, изображение образов животного и растительного мира, типичных поз, двигательных повадок, внешнего и внутреннего мира и т.д.

4. Театрализация.

Разыгрывать небольшие сценки, участники которых имеют разное настроение, характер, поведение; Учить понимать жесты, мимику, воспроизводить их в сценках.

5. Беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций.

6. Словесные и подвижные игры, релаксационные упражнения.

7. Проигрывание психогимнастических упражнений.

8. Изотерапия - гасит негативные эмоции путём использования художественных средств.

9. Игротерапия - расширяет восприятие мира через звук, цвет, форму. Создает положительный образ своего тела.

10.Сказкотерапия - даёт возможность справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т.п.), учит общаться с другими детьми, выражать свои эмоции, мысли, чувства.

11.Использование наглядных пособий: фотографий, рисунков, картин;

Разнообразная игровая деятельность является естественной средой общения для ребенка. Игра имеет внутренний смысл, приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, людях.

Структура коррекционно-развивающих занятий.

  1. Постоянный ритуал начала занятий.

  2. Игры-перевоплощения или игры-беседы с обсуждением и анализом ситуаций и пиктограмм.

  3. Этические сказки, пластические этюды, игры с элементами изотерапии, музыкальной терапии.

  4. Минутки-шалости, подвижные игры.

  5. Психогимнастика. Релаксация.

  6. Обсуждение занятия с детьми. Рефлексия.

  7. Ритуал прощания.

Ожидаемые результаты можно сформулировать так:


  1. Позитивное психоэмоциональное состояние ребёнка.

  2. Контактность ребёнка, адаптивность в группе сверстников.

  3. Зрелое поведение в социальных контактах и деятельности.

  4. Формирование коммуникативных и организаторских способностей.

  5. Развитие, самодисциплины и самоорганизации сообразительности.

  6. Развитие сосредоточенности и способности к концентрации.

  7. Снятие страха перед агрессией. Занятия психокоррекционной программы сформируют у детей способность преодолевать трудности, придадут желание узнавать новое, научат вступать в контакт с людьми, разовьют речь, внимание, мышление и память.

7


© 2010-2022