- Преподавателю
- Школьному психологу
- «Психокоррекция эмоциональной сферы детей»
«Психокоррекция эмоциональной сферы детей»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хворова О.В. |
Дата | 14.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБС(К)ОУ «С(К)ОШ V вида»
Образовательная программа
«Психокоррекция эмоциональной сферы детей»
Исполнитель: Хворова О.В.
Педагог-психолог
Березники 2013
Пояснительная записка
Проблема эмоционально-чувственной сферы в становлении нравственности школьника весьма актуальна. Именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Характер переживаемых эмоций и связанный с ним эмоциональный тонус определяют качество формирования психических познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления.
В наш бурный век отрицательных эмоций, постоянных стрессовых ситуаций происходит естественное нарушение баланса эмоционального фона. Эмоциональный мир - основа всего, на нем развиваются три компонента чувственного опыта ребенка: эмоциональное, познавательное, деятельностно- практическое.
Только согласованное функционирование, единство эмоционального и интеллектуального развития могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Исключительное значение эмоций, чувств в развитии личности ребёнка подчёркивал К. Д. Ушинский: «Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребёнка, тем не менее, в направлении их должно свою главную задачу».
Итак, центральная психическая функция школьников - эмоциональная.
Поэтому, с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться, любить - этому научиться сложно.
Программа призвана научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства, переживания), избегать конфликтных ситуаций, а также понимать эмоциональное состояние других людей.
Педагог-психолог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других; помогает ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка; способствует осознанию причин конфликтов, обучает способам и приемам их самостоятельного разрешения, владения своими эмоциями.
Педагог-психолог способствует постепенному, осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания.
Цель программы:
-
обеспечение эмоционального и полноценного психического развития каждого ребёнка;
-
коррекция индивидуально «отстающих» эмоционально-волевых психических функций ребёнка;
-
«воспитание глубины и устойчивости чувств, умение сдерживать свои эмоциональные реакции»;
-
развитие и формирование психологической готовности к обучению в школе.
Задачи программы:
-
Проводить коррекцию эмоциональных личностных нарушений.
-
Способствовать развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.
-
Обучить детей элементарным приёмам владения эмоциями.
-
Становление умений осознанно относиться к своим и чужим чувствам, желаниям, стремлениям.
-
Формировать здоровое, адекватное поведение в обществе, умения ориентироваться и адаптироваться в сложном противоречивом мире.
-
Развивать самодисциплину, самоорганизацию, сосредоточенность; способность к концентрации; способности действовать свободно, раскрепощенно, но в соответствии с нормами и правилами общества.
-
Формировать уверенность в себе, своих силах и возможностях.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Кол-во часов
1
Диагностика эмоциональной сферы детей
1
2
«Давайте познакомимся»
1
3
«Какой я?»
1
4
«Возьмемся за руки друзья!»
1
5
«Моя семья»
1
6
«Как понять настроение человека?»
1
7
«Волшебные» средства взаимопонимания
1
8
«Рисуем настроение»
1
9
«Застенчивость и уверенность»
1
10
«Знакомство с чувством радости, удовольствия»
1
11
«Посели себя в дом радости и щедрости»
1
12
«Знакомство с чувством страха»
1
13
«Знакомство с чувством самодовольства. Страх»
1
14
«Знакомство с полярными чертами характера. Капризка»
1
15
«Мы поссорились и помирились»
1
16
«Гнев»
1
17
«Комическое путешествие. Удивление»
1
18
«Веселые горки»
1
19
«Не плачь, куколка моя. «Страдания, печаль, доброта»
1
20
«Смешные клоуны»
1
21
«Я учусь владеть собой»
1
22
Итоговое диагностическоеобследование
1
23
«Путешествие в страну Понимание»
1
Итого
23
Занятия по программе будут полезны для детей с поведенческими проблемами, имеющих трудности в общении, детей с отставаниями в развитии эмоционально-волевой и личностной сферы.
В соответствии с планом разработаны конспекты 21 занятия, которые имеют психокоррекционный характер. Занятия проводятся с детьми по 6-8 человек в подгруппе, 4 раза в месяц в течение пяти месяцев.
Итоги работы подводятся вместе с педагогами и родителями на открытых занятиях, собраниях, индивидуальных консультациях. Занятия проводятся в кабинете психолога.
Содержание работы по коррекции эмоциональной сферы
Первые занятия посвящены знакомству, адаптации детей, освоению в игровой форме правил поведения. По ходу программы арсенал игр и упражнений на выполнение определённых правил постоянно расширяется, правила могут усложняться. За счёт естественной для детей деятельности (игры) можно тренировать произвольную саморегуляцию двигательной активности и поведения, а также стимулировать развитие произвольности в целом.
Процесс произвольной саморегуляции всегда начинается с концентрации внимания. Особенности психофизических состояний имеют мало словесных обозначений и не всегда осознаются даже взрослыми людьми, для дошкольников это тем более сложная тема. Выделим пять этапов знакомства детей с элементарными приёмами саморегуляции психофизических состояний:
-
Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.
-
Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.
-
Знакомство детей с типами дыхания (различные по глубине и скорости), развитие способности детей концентрировать внимание на дыхании.
-
Организация опыта произвольного регулирования детьми своего дыхания (его темпа и глубины), опыта диафрагмального дыхания, произвольной задержки дыхания.
-
Знакомство детей с элементарными приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания.
Большая часть занятий построена в форме коррекционных обучающих упражнений, игр, цель которых обеспечивать психологическую защищенность, доверие к миру, умение получать радость от общения.
В связи с этим в организации занятий используются следующие способы реализации программы:
1. Коллективно-индивидуальный способ.
Группа в пределах 4- 6 человек позволяет сохранить индивидуальный подход к каждому ребенку и одновременно привить ему навыки социализации. Прослеживаются отношения между каждым конкретным ребенком и окружающими его детьми, используя подражательные реакции, соревновательность и т.д.
2. Игровой метод включает в себя дидактические игры и игротренинги. Занятия состоят из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению поставленных коррекционных задач.
3. Аналогия с растительным и животным миром.
Использование аудиозаписи, изображение образов животного и растительного мира, типичных поз, двигательных повадок, внешнего и внутреннего мира и т.д.
4. Театрализация.
Разыгрывать небольшие сценки, участники которых имеют разное настроение, характер, поведение; Учить понимать жесты, мимику, воспроизводить их в сценках.
5. Беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций.
6. Словесные и подвижные игры, релаксационные упражнения.
7. Проигрывание психогимнастических упражнений.
8. Изотерапия - гасит негативные эмоции путём использования художественных средств.
9. Игротерапия - расширяет восприятие мира через звук, цвет, форму. Создает положительный образ своего тела.
10.Сказкотерапия - даёт возможность справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т.п.), учит общаться с другими детьми, выражать свои эмоции, мысли, чувства.
11.Использование наглядных пособий: фотографий, рисунков, картин;
Разнообразная игровая деятельность является естественной средой общения для ребенка. Игра имеет внутренний смысл, приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, людях.
Структура коррекционно-развивающих занятий.
-
Постоянный ритуал начала занятий.
-
Игры-перевоплощения или игры-беседы с обсуждением и анализом ситуаций и пиктограмм.
-
Этические сказки, пластические этюды, игры с элементами изотерапии, музыкальной терапии.
-
Минутки-шалости, подвижные игры.
-
Психогимнастика. Релаксация.
-
Обсуждение занятия с детьми. Рефлексия.
-
Ритуал прощания.
Ожидаемые результаты можно сформулировать так:
-
Позитивное психоэмоциональное состояние ребёнка.
-
Контактность ребёнка, адаптивность в группе сверстников.
-
Зрелое поведение в социальных контактах и деятельности.
-
Формирование коммуникативных и организаторских способностей.
-
Развитие, самодисциплины и самоорганизации сообразительности.
-
Развитие сосредоточенности и способности к концентрации.
-
Снятие страха перед агрессией. Занятия психокоррекционной программы сформируют у детей способность преодолевать трудности, придадут желание узнавать новое, научат вступать в контакт с людьми, разовьют речь, внимание, мышление и память.
7