Развивающие занятия с будущими первоклассниками

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятия школьной адаптационной площадки

Работа проводится в рамках подготовки детей к школе по всем дисциплинам учебного плана 1 класса.

1. Цель занятий : дать теоретический и практический материал, позволяющий всем участникам педагогического процесса (учителям, психологам, родителям) способствовать постепенному вхождению ребенка 6,6 мес. - 7 летнего возраста в школьную жизнь и комфортной его адаптации, формирование у него чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

2. Задачи занятий :

  • использовать новые организационные способы привлечения детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, а также всех детей этого возраста, имеющих трудности в развитии, к качественному предшкольному обучению;

  • содействовать более легкому включению детей-первоклассников в школьную жизнь;

  • пополнить и систематизировать знания детей, вовлекая их в игровые, познавательно-развивающие занятия;

  • оказывать квалифицированную, консультативную и практическую помощь родителям, имеющим детей семилетнего возраста, способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с педагогами школы, специалистами и детьми;

  • формировать у детей чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру в переходный период.

Адаптационная площадка защищает интересы детей семилетнего возраста, являясь начальной ступенькой (звеном) будущей школьной жизни детей. Данное объединение детей рассчитано на одно занятие в день. Каждое длится 30-35 минут. Материалом для встреч служат игровые, познавательные, коррекционно-развивающие занятия, прогулки. К концу занятий в группе дети должны иметь представление:

  • о правилах поведения в общественных местах (школе, библиотеке, магазине, в транспорте и т.д.);

  • о строении своего тела (ориентироваться лево-право, относительно других людей);

  • о растительном и животном мире разных частей света.

  • о животных и растениях; о сезонных явлениях.

Дети должны уметь:

  • устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

  • слышать вопрос и логически завершено отвечать на него.



При выполнении данных занятий были проведены следующие мероприятия и задействованы следующие педагоги:

Содержание мероприятия

Ответственные

1. Сбор информации о семьях будущих первоклассников.

Учитель, завуч школы

2. Собеседование с детьми, поступающими в первый класс с целью определения уровня подготовленности.

Психолог

3. Посещение семей первоклассников. Изучение условий для обучения и воспитания в семье. Выявление трудностей в вопросах обучения и воспитания.

Учитель, социальный педагог, психолог

4. Информационный блок "Какой ты, завтрашний первоклассник?"

  • анкетирование родителей;

  • анкетирование педагогов;

  • диагностика.

Психолог, учитель

психолог, учитель

Психолог, учитель

5. Создание творческой микрогруппы.

Директор школы

6. Проведение практических коррекционно-развивающих и познавательных занятий.

психолог, учитель

7. Проведение информационных и тематических мероприятий.

психолог, медицинская сестра, учитель, завуч

8. Подготовка наглядного дидактического материала для педпроцесса, оформление уголков для родителей, информационных стендов.

психолог

9. Приглашение родителей и детей на мероприятия, развлечения, праздники в школе. Проведение тематического родительского собрания « Доброе начало»

Логопед, учитель

I -2 день - "Здравствуй, мир!''

Цель: Формирование общих представлений детей об окружающем мире, развитие познавательных интересов.

. Включает в себя :

  • аудиторные занятия;

  • прогулки, экскурсии;

  • досуги (спортивные, театрализованные, игры и игровые упражнения в течение всего дня).

3- 4 день Развитие общей и ручной моторики.

Цель: С помощью графических диктантов помочь ребенку овладеть навыками и умениями, которые необходимы в школе. Развивать межполушарные связи. Укреплять мышцы рук.

Включает в себя :

  • занятия;

  • физкультурные занятия;

  • прогулки на свежем воздухе (развивающие).

Графический диктант - одна из " классических" форм контроля и обучения, в первую очередь в области проверки грамотности. Для того, чтобы успешно справиться с диктантами требуются не только конкретные предметные умения, но и развитое произвольное внимание, умение четко выполнять инструкцию и встраиваться в общий ритм работы группы.

1. Геометрический диктант.

Для проведения этого диктанта нужно, чтобы у детей были одинаковые линейки с геометрическими фигурами. Линейка должна отвечать следующим требованиям:

  • быть достаточно прозрачной;

  • иметь трафареты не менее чем трех геометрических фигур;

  • фигуры должны быть разными по величине.

2. Диктанты по раскраскам.

Условия проведения:

  • у всех детей листы с одинаковыми картинками для раскрашивания, соответствующие теме занятия, дню недели.

  • Педагог говорит, что, в каком количестве и каким цветом раскрашивать, дети выполняют задания.

3. Рисуночный диктант.

  • педагог расказывает историю, одновременно схематично рисует на доске то, о чем рассказывает. Дети в альбомах рисуют то же самое, возможны свои варианты.

  • Позднее рисуночные диктанты проводятся без опоры на образец на доске.

4. Диктант по клеточкам.

  • Общеизвестный вид диктанта, когда взрослый диктует в каком направлении и по скольким клеточкам провести линию.

5-7 день. Развитие психических процессов.

Анализируя опыт прошлых лет, можно отметить, что дети, поступившие в первый класс, имеют следующие общие проблемы:

  • неустойчивое внимание;

  • недостаточное развитие способности к переключению;

  • недостаточное развитие словесно-логического мышления;

  • недостаточно развитая функция самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений;

  • недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

И, как следствие:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе)

Цель:

Профилактика и коррекция нервно-психических нарушений у детей в период адаптации. Развитие психологической базы речи. Коррекция нежелательных личностных особенностей. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации будущей учебной деятельности.

Занятия :

На развитие точности памяти

«Жил- был кот…»

Участники садятся в круг. Один из них начинает рассказ : «Жил- был кот. Это был красивый кот…»

Каждый следующий участник повторяет все сначала, добавляя свое определение : « Жил - был кот. Это был рыжий пушистый кот…».

Задача участников - не нарушить последовательность и не забыть одного определения.

Рассказ можно начать и по - другому : «Бабушка укладывает в свой чемодан …» или: «В магазин привезли…», «У меня много друзей. Я дружу с … ( назвать имена)

На развитие зрительной памяти и внимания

«Запомни картинку»

Ведущий в течение 30 сек. или минуты показывает участникам сюжетную картинку. Затем он убирает эту картинку и задает вопросы по содержанию. Например: «Какое время года изображено?», «Сколько людей на картинке» , «Во что одета девочка?», «Если на картинке собака?» и т.д.

Можно устроить соревнования кто больше запомнит. Можно вместо показа картинки прочитать текст и задать вопросы по его содержанию.



На тренировку внимания и зрительной памяти

«Угадай без слов»

С помощью жестов и мимики, жестов позы, водящий показывает какое - нибудь занятие, например, ловлю рыбы или катание на лыжах остальные участники угадывают что он делает. Можно так же загадывать растения или животных.

8-10 день Коррекционно-развивающие занятия

Цель:

  • комплексное обследование детей, поступивших в школу;

  • диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса в адаптационный период;

  • планирование индивидуальной работы с детьми группы риска.

. Планирование работы и подбор материала производится исходя из данных предварительного обследования, и составляется на конкретную группу детей, потупивших на адаптационную площадку.

Школьная адаптационная площадка не является основной и обязательной формой предшкольного обучения, но, на наш взгляд, имеет право на существование для более успешного вхождения детей в школьную жизнь


© 2010-2022