- Преподавателю
- Школьному психологу
- Развивающие занятия с будущими первоклассниками
Развивающие занятия с будущими первоклассниками
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бекасова М.В. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Занятия школьной адаптационной площадки
Работа проводится в рамках подготовки детей к школе по всем дисциплинам учебного плана 1 класса.
1. Цель занятий : дать теоретический и практический материал, позволяющий всем участникам педагогического процесса (учителям, психологам, родителям) способствовать постепенному вхождению ребенка 6,6 мес. - 7 летнего возраста в школьную жизнь и комфортной его адаптации, формирование у него чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
2. Задачи занятий :
-
использовать новые организационные способы привлечения детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, а также всех детей этого возраста, имеющих трудности в развитии, к качественному предшкольному обучению;
-
содействовать более легкому включению детей-первоклассников в школьную жизнь;
-
пополнить и систематизировать знания детей, вовлекая их в игровые, познавательно-развивающие занятия;
-
оказывать квалифицированную, консультативную и практическую помощь родителям, имеющим детей семилетнего возраста, способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с педагогами школы, специалистами и детьми;
-
формировать у детей чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру в переходный период.
Адаптационная площадка защищает интересы детей семилетнего возраста, являясь начальной ступенькой (звеном) будущей школьной жизни детей. Данное объединение детей рассчитано на одно занятие в день. Каждое длится 30-35 минут. Материалом для встреч служат игровые, познавательные, коррекционно-развивающие занятия, прогулки. К концу занятий в группе дети должны иметь представление:
-
о правилах поведения в общественных местах (школе, библиотеке, магазине, в транспорте и т.д.);
-
о строении своего тела (ориентироваться лево-право, относительно других людей);
-
о растительном и животном мире разных частей света.
-
о животных и растениях; о сезонных явлениях.
Дети должны уметь:
-
устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
-
слышать вопрос и логически завершено отвечать на него.
При выполнении данных занятий были проведены следующие мероприятия и задействованы следующие педагоги:
Содержание мероприятия
Ответственные
1. Сбор информации о семьях будущих первоклассников.
Учитель, завуч школы
2. Собеседование с детьми, поступающими в первый класс с целью определения уровня подготовленности.
Психолог
3. Посещение семей первоклассников. Изучение условий для обучения и воспитания в семье. Выявление трудностей в вопросах обучения и воспитания.
Учитель, социальный педагог, психолог
4. Информационный блок "Какой ты, завтрашний первоклассник?"
-
анкетирование родителей;
-
анкетирование педагогов;
-
диагностика.
Психолог, учитель
психолог, учитель
Психолог, учитель
5. Создание творческой микрогруппы.
Директор школы
6. Проведение практических коррекционно-развивающих и познавательных занятий.
психолог, учитель
7. Проведение информационных и тематических мероприятий.
психолог, медицинская сестра, учитель, завуч
8. Подготовка наглядного дидактического материала для педпроцесса, оформление уголков для родителей, информационных стендов.
психолог
9. Приглашение родителей и детей на мероприятия, развлечения, праздники в школе. Проведение тематического родительского собрания « Доброе начало»
Логопед, учитель
I -2 день - "Здравствуй, мир!''
Цель: Формирование общих представлений детей об окружающем мире, развитие познавательных интересов.
. Включает в себя :
-
аудиторные занятия;
-
прогулки, экскурсии;
-
досуги (спортивные, театрализованные, игры и игровые упражнения в течение всего дня).
3- 4 день Развитие общей и ручной моторики.
Цель: С помощью графических диктантов помочь ребенку овладеть навыками и умениями, которые необходимы в школе. Развивать межполушарные связи. Укреплять мышцы рук.
Включает в себя :
-
занятия;
-
физкультурные занятия;
-
прогулки на свежем воздухе (развивающие).
Графический диктант - одна из " классических" форм контроля и обучения, в первую очередь в области проверки грамотности. Для того, чтобы успешно справиться с диктантами требуются не только конкретные предметные умения, но и развитое произвольное внимание, умение четко выполнять инструкцию и встраиваться в общий ритм работы группы.
1. Геометрический диктант.
Для проведения этого диктанта нужно, чтобы у детей были одинаковые линейки с геометрическими фигурами. Линейка должна отвечать следующим требованиям:
-
быть достаточно прозрачной;
-
иметь трафареты не менее чем трех геометрических фигур;
-
фигуры должны быть разными по величине.
2. Диктанты по раскраскам.
Условия проведения:
-
у всех детей листы с одинаковыми картинками для раскрашивания, соответствующие теме занятия, дню недели.
-
Педагог говорит, что, в каком количестве и каким цветом раскрашивать, дети выполняют задания.
3. Рисуночный диктант.
-
педагог расказывает историю, одновременно схематично рисует на доске то, о чем рассказывает. Дети в альбомах рисуют то же самое, возможны свои варианты.
-
Позднее рисуночные диктанты проводятся без опоры на образец на доске.
4. Диктант по клеточкам.
-
Общеизвестный вид диктанта, когда взрослый диктует в каком направлении и по скольким клеточкам провести линию.
5-7 день. Развитие психических процессов.
Анализируя опыт прошлых лет, можно отметить, что дети, поступившие в первый класс, имеют следующие общие проблемы:
-
неустойчивое внимание;
-
недостаточное развитие способности к переключению;
-
недостаточное развитие словесно-логического мышления;
-
недостаточно развитая функция самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений;
-
недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
И, как следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе)
Цель:
Профилактика и коррекция нервно-психических нарушений у детей в период адаптации. Развитие психологической базы речи. Коррекция нежелательных личностных особенностей. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации будущей учебной деятельности.
Занятия :
На развитие точности памяти
«Жил- был кот…»
Участники садятся в круг. Один из них начинает рассказ : «Жил- был кот. Это был красивый кот…»
Каждый следующий участник повторяет все сначала, добавляя свое определение : « Жил - был кот. Это был рыжий пушистый кот…».
Задача участников - не нарушить последовательность и не забыть одного определения.
Рассказ можно начать и по - другому : «Бабушка укладывает в свой чемодан …» или: «В магазин привезли…», «У меня много друзей. Я дружу с … ( назвать имена)
На развитие зрительной памяти и внимания
«Запомни картинку»
Ведущий в течение 30 сек. или минуты показывает участникам сюжетную картинку. Затем он убирает эту картинку и задает вопросы по содержанию. Например: «Какое время года изображено?», «Сколько людей на картинке» , «Во что одета девочка?», «Если на картинке собака?» и т.д.
Можно устроить соревнования кто больше запомнит. Можно вместо показа картинки прочитать текст и задать вопросы по его содержанию.
На тренировку внимания и зрительной памяти
«Угадай без слов»
С помощью жестов и мимики, жестов позы, водящий показывает какое - нибудь занятие, например, ловлю рыбы или катание на лыжах остальные участники угадывают что он делает. Можно так же загадывать растения или животных.
8-10 день Коррекционно-развивающие занятия
Цель:
-
комплексное обследование детей, поступивших в школу;
-
диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса в адаптационный период;
-
планирование индивидуальной работы с детьми группы риска.
. Планирование работы и подбор материала производится исходя из данных предварительного обследования, и составляется на конкретную группу детей, потупивших на адаптационную площадку.
Школьная адаптационная площадка не является основной и обязательной формой предшкольного обучения, но, на наш взгляд, имеет право на существование для более успешного вхождения детей в школьную жизнь