Я в мире профессий

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ

(программа для предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов)


Найти свою дорогу, узнать свое место -

в этом все для человека, это для него

значит сделаться самим собой.

В. Г. Белинский

Пояснительная записка

Актуальность профориентационной помощи школьникам оче­видна. Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую про­фессию они изберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и мно­гие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов.

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необхо­димо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие под­ростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятель­ности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество.

Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодей­ствие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенно­стями, которые проявляются в физическом развитии, в возможно­стях, интересах, склонностях, характере" и темпераменте, и специ­альности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.

Программа ориентирована для учащихся 8-9 классов:

  1. I часть в 8 классах -17 часов

  2. II часть в 9 классах - 17 часов.

I ч а с т ь.

Цель: формирование позитивного образа жизни, умения ста­вить реальные цели и выбирать адекватные способы их достиже­ния; помощь в решении проблемы профессионального выбора.

Задачи:

1.Дать подростку знания о самом себе и научить его получать эти знания самостоятельно.

2.Дать информацию о мире профессий.

3.Помочь ученику стать более адаптированным.

4.Способствовать нравственному самосовершенствованию учащегося, его готовности к социальному самоопределению и по­иску жизненных ценностей.

5.Определить степень соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, при необходимости внести коррек­тивы в профнамерения учащихся.









II часть.

Цель: формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни свои про­фессиональные и жизненные перспективы.

Задачи:

1.Сформировать мотивацию самоизучения и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.

2. Обобщить сформированные навыки адекватной оценки своих возможностей и умения на основе этого делать рациональный вы­бор.

3. Познакомить школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рын­ке труда.

4. Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях.

5.Оказать морально-эмоциональную поддержку самоопределяющимся подросткам.

Технология работы.

Программа «Я в мире профессий» предназначена для учащихся 8-9 классов. Она состоит из двух частей. II часть является логиче­ским продолжением I части. Продолжительность занятия 1 час. За­нятия проводятся 1 раз в неделю. Общая продолжительность курса 34 часа: 17 ч - I часть и 17 ч - II часть. Специфика курса в том, что данная программа реализуется с помощью различных методов: лекции; дискуссии; ролевые игры; анализ конкретных ситуаций; психотренинг; психодиагностические процедуры.

Ожидаемые результаты.

Приглашая подростков на занятия, где основными действую­щими лицами выступают их собственные «Я», мы ставим их в си­туацию личностного риска. В принципе, это хорошо, так как появ­ляется надежда на то, что такие занятия могут стать толчком, сти­мулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы развития.

На групповых занятиях ребята «пробиваются к своему подлин­ному Я».

В результате усвоения курса «Я в мире профессий» учащиеся должны:

  • осознать свои личные особенности, интересы и склонности;

  • получить и уметь использовать информацию об учебных за­ведениях и различных профессиях;

  • научиться пользоваться правилами выбора профессии;

  • определиться в выборе будущей профессиональной деятель­ности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;

  • обрести уверенность в себе и уметь представлять свои воз­можности потенциальному работодателю.

Содержание программы.

Данная программа включает в себя I и II части. I часть ведется в 8 классе. Она предполагает изучение внутреннего мира подростка, изучение личностных особенностей с помощью психодиагностики, ролевых игр, психотренинга. Происходит первичное знакомство с миром профессий. Учащиеся учатся строить личностный профиль, временную перспективу.

Во II части усилена практическая направленность. Большое внимание уделяется психодиагностике, как личностной, так и про­фессиональной. Подростки, пройдя систему психотренинга, проек­тируют профессиональный план и самостоятельно его корректи­руют с учетом рынка труда. Происходит более подробное знаком­ство с учебными заведениями. Учащиеся приобретают личную уверенность в завтрашнем дне.


Тематический план


Содержание

Кол-во часов


1

2

3

I часть


1

Урок самопознания и откровенности

1

2

Мой внутренний мир

1

3

Личность

2

4

Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе

1


5

В человеке все должно быть прекрасно

1

6

Жизненные ценности

1

7

Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в профессиональной деятельности



2

8

Исследование самооценки


1

9

Самореализация

1

10

Личностный профиль

1

11

Игровые пробы

1

12

Что? Где? Когда?

1

13

Моя жизнь

2

Итого:

17

II часть


1

Внутренний мир человека и система представлений о себе

1

2

Профессиональные и жизненные планы

1

3

Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении

1

4

Природные свойства нервной системы: темперамент, чер­ты характера и их проявления в профессиональной деятельности

2

5

Профессиональные интересы, склонности и способности и

их роль в выборе профессии

2

6

Определение профессиональных предпочтений

1

7

Профессии, специальности, должности. Их классифика­ции по отраслям, предметам, целям, средствам и условиям труда

2

8

Знакомство с профессиограммой

1

9

Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры

2

10

Учебные заведения

1

11

Проектирование профессионального плана, его коррекция

с учетом рынка труда

2

12

Устраиваемся на работу по правилам

1

Итого:

17

Литература:

1. Климов, Е. А. Как выбрать профессию. - М.,1990.

2. Мир профессий. - М.,1988.

3. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

4. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Э. М. Ми-тиной. - М., 2003.

5. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации / Н. В. Тутубалина - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.












РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

I часть (8 класс)


Тема: УРОК САМОПОЗНАНИЯ И ОТКРОВЕННОСТИ

Цель: самопознание; тренировка способности к самораскрытию.

Обеспечение: магнитофон, кассеты, бумага, фломастеры, рабо­чие тетради.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Создание пространства для работы.

2.Вступительное слово психолога.

Психолог кратко знакомит учащихся с программой работы, це­лью занятий, формами отчетности. Далее вводит в атмосферу тре­нинга (тренинг спонтанности).

Упражнение «Зато». По кругу продолжить фразы:

я устала, зато...

я небольшого роста, зато...

я иногда несдержан, зато...

я ленива, зато...

я застенчива, зато...

я криклив, зато...

я молчалив, зато...

-я слишком уступчива, зато...

я не умею печь пироги, зато...

я зануда, зато...

я школьник, зато...

у меня нет домашнего телефона, зато...

я написал контрольную работу на двойку, зато...

я не очень хорошо успеваю по математике, зато...

я не люблю слушать классическую музыку, зато...

я слишком часто фантазирую, зато...

я не очень хорошо пою, зато...

я иногда слишком много ворчу, зато...

я несколько легкомысленна, зато...

меня легко рассмешить, зато...

я бываю, капризна, зато...

3. Основная часть.

1.Психологический настрой под музыку.

2.Расслабление. Сядьте удобно... Почему бы вам ни расслабиться и не успокоиться, в то время как с вами будет про­исходить что-то полезное... Расслабленность, покой, отдых бы­вают приятнее, когда глаза закрыты. Закройте глаза. Вы слыши­те мой голос и можете еще больше расслабиться и успокоиться, еще больше, ровно настолько, насколько это нужно вашему ор­ганизму... вашему телу... вашему мозгу... вашему подсозна­нию...

Почувствуйте, как вы дышите. С каждым вдохом ощущение покоя усиливается... С каждым выдохом все тревоги, заботы дня уходят на задний план.

Для того чтобы добиться положительных внутренних измене­ний, нужно научиться задавать самому себе вопросы. Ответив на них, вы сможете разобраться в самих себе.

Итак, ответьте самому себе: что я сейчас делаю? Что я чувст­вую? О чем думаю?

Теперь давайте активизируем наше воображение. Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы двигаетесь туда, куда несет вас ве­тер и океанские волны. Большая волна на некоторое время накры­вает вас, но вы вновь выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти толчки, эти падения и выныривание... Ощутите дви­жение волны... тепло солнца... брызги воды... эту силу, которая не дает вам пойти ко дну и поддерживает вас.

Вот так и в жизни: то вы оказываетесь накрыты волной про­блем и тревог, то вдруг опять на поверхности. Никогда не надо те­рять самообладания. Будем учиться у природы, у окружающего мира житейской мудрости.

Хорошо! А сейчас вспомните такой момент вашей жизни, когда вы чувствовали эмоциональный подъём, когда вы были счастливы. Вспомните, когда вы были кому-то очень нужны, были дороги и любимы. Вспомните или немного пофантазируйте.

Когда вы почувствуете, что уже отдохнули, вспомнили, что хо­тели, или помечтали, вы откроете глаза. Каждый откроет глаза то­гда, когда ему этого захочется.

3)Рисунок «Внутренняя сущность».

Каждый рисует картину. Это может быть цветовая гамма или какой-то фрагмент пейзажа, отражающий всю гамму ваших ощу­щений.

4)Упражнение «Закончи предложение» (по кругу).

Я - стакан воды...

Я - прекрасный цветок...

Я- кусочек тающего льда...

Я - словно рыбка...

Я - песенка...

Я - ветер...

Я словно буква «О»...

Я - тропа...

Я - скала...

Я - словно муравей...

Я - словно светлячок...

Я - интересная книжка.

Я - лампочка...

Я - доллар...

Я - мышь...

Я - жёлтый лист...

Я - вкусный завтрак...

Я - кусочек пластилина

Я - остров...

Я - формула...

5) Упражнение «Закончи предложение» (письменно в тет­ради).

-Я ...

-Я умею...

-У меня есть...

-Я хочу...

- Внешне я...

- Мне хотелось бы быть в идеале...

- Мне можно...

- Мне нельзя...

- Я могу научиться ...

- Как юноша (девушка) я...

- В классе я...

- На улице я...

- Дома я...

- Когда окончу школу, я...

- Я могу быть партнёром...

- Я могу работать...

-Я буду...

- Я люблю...

-Яне люблю...

- Я мечтаю...

- Я надеюсь...

-Я верю...

Можно прочитать вслух.

4. Завершение занятия.

Упражнение «Живая анкета». Все учащиеся по кругу отве­чают на вопросы:

Было ли что-то неожиданное для тебя на этом уроке?

Что тебе понравилось?

Что не понравилось?


Тема: МОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР

Цель: создание положительной мотивации к изучаемому курсу; осознание своего внутреннего мира.

Обеспечение: магнитофон, кассета, ключи разной формы, бу­мага.

Ход занятия

1. Вступительное слово.

Ведущий знакомит с правилами поведения в группе.

  • Добровольность участия при четком определении своей по­зиции: не хочешь говорить или выполнять задание - не делай это­го, но сообщи с помощью условного запрещающего знака.

  • Не существует правильных или неправильных ответов. Пра­вильный ответ тот, который выражает твоё мнение.

  • Не лгать (можно просто промолчать).

  • Не выносить информацию за пределы круга. Не обсуждать после занятий.

Нельзя оценивать высказывания другого человека, если он сам не просит.

2.Анкета.

Учащимся предлагается ответить письменно и анонимно на следующие вопросы:

-Что я знаю о себе?

-Что я хочу узнать о себе?

-Что приятного и неприятного было в моей жизни за послед­нее время?

3.Основная часть. «Ключи в мой внутренний дом».

Этап 1 .

Инструкция. У каждого из нас есть внутренний мир. И этот мир неповторим и уникален: со своими особенностями, страстями и причудами. Но так ли часто мы имеем возможность встретиться со своим внутренним миром? Сейчас у нас будет такая возмож­ность.

Я попрошу вас закрыть глаза и представить свой внутренний мир в виде дома. У каждого из нас появится свой дом. Большой или маленький, каменный или деревянный. В нем большие просторные комнаты или небольшие уютные комнатки. Может быть, в твоем доме много старинной мебели или наоборот, пусто и много свобод­ного пространства? Какой он, дом твоего внутреннего мира? Какие запахи и звуки в твоем доме? Всегда ли светло в комнатах или там царит полумрак? А что вокруг него? Может быть, лес или поле? Может быть, дом стоит на берегу озера или моря? Твой дом окружа­ет забор или каждый может подойти к нему? Бывают ли в твоем до­ме люди? И если да, то кто эти люди, или дом всегда пустует?

Пройдись по своему дому, какие эмоции ты испытываешь? Ка­кой он - дом твоего внутреннего мира?

А теперь пообщайся со своим домом. Ты сможешь вернуться сюда, когда захочешь. И постепенно возвращайся в нашу комнату, в нашу группу.

Далее участники (по степени готовности) рассказывают о доме своего внутреннего мира. Надо вывести каждого участника на осознание различных сторон своего внутреннего мира.

Этап 2.

Инструкция. Вы рассказали о своём доме, о своём внутреннем мире. Но в каждом доме есть такая комната, куда мы сами редко за­глядываем и о которой, тем более, не знают другие. Что это за ком­ната? Перед вами лежат ключи от дверей, за которыми скрыты ка­кие-то неизведанные стороны вашего дома. Каждый может выбрать себе ключ, который чем-то привлек вас, показался наиболее инте­ресным, и рассказать, от какой двери этот ключ и что в этой комнате.

4. Завершение занятия.

По очереди участники рассказывают о своей «тайной комнате». Участники могут узнать много нового о себе и о других.

Педагогу очень важно осторожно подводить участников к осознанию некоторых своих качеств, страхов, опасностей, неосоз­нанных сторон личности.

В конце психолог подводит итог по анонимной анкете.



Тема: ЛИЧНОСТЬ

Цель: познакомить учащихся с понятиями «личность», «инди­видуальность»; показать неповторимость, уникальность личности; дать представление о путях формирования личности.

Обеспечение: тест Д. Холланда.

Ход занятия

1. Вступительное слово.

Слова педагога о формировании личности, ее уникальности и неповторимости.

Личность - человек, наделенный особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий оп­ределенное место среди людей. Личностью не рождаются, а стано­вятся постепенно. Развитие личности осуществляется с первого года жизни. Формирование личности определяется биологически­ми данными, средой (природной и социальной), воспитанием и обучением, активностью самой личности, познанием, общением и трудом (умственным и физическим).

На Земле нет другого человека, подобного тебе, каждый чело­век неповторим.

Личность - это человек, взятый в системе таких его психологиче­ских характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в

общественных по природе связях и отношениях, являются устойчи­выми, определяют нравственные поступки человека, имеющие суще­ственное значение для него самого и окружающих. Индивидуальность более узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

2.Упражнение «Индивидуальность личности».

Учащиеся, передавая по кругу цветок, произносят свое имя и называют качества, присущие им, которые начинаются с букв, имеющихся в имени.

Обсуждение и вывод: люди отличаются своими внут­ренними и внешними свойствами.

3.Упражнение «Я уникальный».

Я как все Я не как все

  1. сын, дочь;

  2. друг;

  3. учащийся;

  4. юноша (девушка).

Вывод: есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.

4.Познакомься сам с собой.

Упражнение «Письмо себе, любимому».

Каждый пишет себе письмо, любимому, потому что, не любя самого себя, нельзя свободно жить.

Обсуждение. Можно зачитать некоторые письма, выслушать мнения учащихся о них.

5.Тест Д. Холланда по определению типа личности.

Диагностическая цель: оценка профессионального личностного типа.

Холланд, как представитель концепции индивидуальности, раз­работал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял шесть типов.

Реалистический тип - несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретны­ми объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает пред­почтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности. Рекоменду­ются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т. д.

Интеллектуальный тип - внесоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышление, интеллектуален. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Пред­почитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.

Социальный тип - обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интел­лектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает опираясь на эмоции, чувства, умение об­щаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомен­дуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи).

Конвенциалышй тип - предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности). Слабо развиты организа­торские способности, преобладают математические способности. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетами.

Предприимчивый тип - избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключе­ния. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хо­рошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и вла­стью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями. Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т. п.

Артистический тип - опирается на эмоции, воображение, ин­туицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я». Он внесоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества. Предпочитает твор­ческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т. п.

Инструкция. Ниже попарно представлены различные профес­сии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например, из двух профессий - поэт или психолог - вы предпочитаете вторую, тогда в листе ответов в графе 41 (б) вы должны поставить знак «+».

Перечень профессий предпочтительного выбора


1

2

3

4

а) инженер-

техник

б) инженер-

контролер

а) вязальщик

б) санитарный

врач

а) повар

б) наборщик

а) фотограф

б) заведующий

магазином

5

а) чертежник

б) дизайнер

6

а) философ

б) психиатр

7

а) ученый-химик

б) бухгалтер

8

а) редактор на-

учного журнала б) адвокат

9

а) лингвист

б) переводчик

10

а) педиатр

б) статистик

11

а) организатор

воспитательной работы

б) председатель

профсоюза

12

а) спортивный

врач

б) фельетонист

13

а) нотариус

б) снабженец

14

а) перфоратор

б) карикатурист

15

а)политический деятель

б) писатель

16

а) садовник

б) метеоролог

17

а) водитель

троллейбуса

б) медсестра

18

а) инженер-

электрик

б) секретарь-машинистка

19

а) маляр

б) художник по

металлу

20

а) биолог

б) главный врач

21

а) телеоператор

б) режиссер

22

а) гидролог

б) ревизор

23

а) зоолог

б) зоотехник

24

а) математик

б) архитектор


25

а) работник

ИДИ

б)счетовод

26

а) учитель

б) командир

дружинников

27

а) воспитатель

б) художник по

керамике

28

а) экономист

б) заведующий

отделом

29

а) корректор

б) критик

30

а) завхоз

б) директор

31

а) радиоинженер

б) специалист по ядерной физике

32

а) наладчик

б) механик

33

а) агроном

б) председатель

колхоза,

фермерского

хозяйства

34

а) закройщик-

модельер

б)декоратор

35

а) археолог

б)эксперт

36

а) работник

музея

б) консультант

37

а) ученый

б) актер

38

а)логопед

б)стенографист

39

а) врач

б)дипломат

40

а)главный

бухгалтер
б)директор

41

а)поэт

б)психолог

42

а)архивариус

б)скульптор



Лист ответов (ключ) к методике Д. Холланда

Реалисти­ческий тип

Интеллек­туальный тип

Социаль­ный тип

Конвенци-альный тип

Предпри­имчивый тип

Артисти­ческий тип

16

26

36

46

56

За

66

76

86

96

За

10а

106

116

126

Па

13а

136

146

12а

14а

15а

156

16а

166

176

186

236

196

17а

20а

206

226

266

216

18а

22а

25а

256

286

246

19а

33а

26а

28а

30а

276

21а

24а

27а

29а

336

296

31а

316

366

326

356

306

32а

35а

38а

386

376

37а

33а

,36а

29а

40а

396

41а

34а

37а

416

42а

406

426

S =

S =

S =

S=

S =

S =

Подсчитайте количество совпадений по ключу в бланке отве­тов. Максимальное количество совпадений указывает на принад­лежность к одному из шести профессиональных типов.

Тема: КАК ТЫ ОТНОСИШЬСЯ К ЛЮДЯМ, И КАК ЛЮДИ ОТНОСЯТСЯ К ТЕБЕ

Цель: обобщить знания о себе; создать настрой на усиление процесса познания и понимания самого себя.

Обеспечение: тестовые бланки.

Ход занятия

1.Организационный момент и приветствие.

Все учащиеся по кругу называют, в какой бы цвет они окрасили ту эмоцию, которую они сейчас испытывают.

Упражнение «День бывает...».

Продолжить фразу: день бывает... (долгий, серый, празднич­ный. ..ит. д.). Упражнение выполняют по кругу (2-3 оборота).

2.Я для себя и я для других. Продолжить предложение.
Мне хорошо, когда...

Мне грустно, когда...

Я чувствую себя глупо...

Я сержусь, когда...

Я чувствую себя неуверенно, когда...

Я боюсь, когда...

Я чувствую себя смело, когда...

Я горжусь собой, когда...

3. Тестовое задание «Мои взаимоотношения с одноклассни­ками».

Тестовые бланки.

Список класса

Хотел ли ты пригласить это­го человека к себе на день рождения?

Как ты думаешь, пригласил бы этот человек на то же мероприя­тие тебя?

Кого из класса ты бы пригласил пойти с собой в турпоход?

Как бы он по­ступил по отно­шению к тебе, если бы он на­бирал группу в поход?

1


2


3


4


5


6


и т. д.


Шкала оценок: обязательно пригласил бы (+3)

пригласил бы (+2)

возможно, пригласил бы (+1)

не знаю (0)

возможно, не пригласил бы (-1)

не пригласил бы (-2)

ни за что не пригласил бы (-3)

Произвести расчёт. Посчитать сумму С2, сумму С3, сумму С4, сумму С5

сумма С6 = сумма С2 + суммаС4 - ваше отношение к одноклассникам.

Сумма С7 = сумма СЗ + сумма С5 - отношение к вам.

Сравнить С6 и С7.

Если суммы С6 и С7 сильно отличаются друг от друга, то это говорит о том, что у вас неправильные взаимоотношения с коллек­тивом. Если в оценках преобладают отрицательные цифры, то это значит, что отношения ваши очень плохие.

4. Завершение занятия. Подведение итога.

Что бы вы посоветовали предпринять членам коллектива для установления благоприятных взаимоотношений со сверстниками?

Какие, по вашему мнению, негативные поступки влияют на плохие отношения членов коллектива?

Тема: В ЧЕЛОВЕКЕ ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕКРАСНО

Цель: формирование эстетического вкуса и культуры отноше­ния к себе.

Ход занятия

1. Вступительное слово.

Актуализация представлений учащихся о взаимосвязи понятий: чистота, здоровье, эстетика.

Психолог. Рассмотрим понятие комфорта как единство здо­ровья, эстетики и чистоты.

Продолжи фразу: комфорт-это...

  1. в зависимости от хорошего самочувствия;

  2. в зависимости от эстетики;

  3. в зависимости от чистоты.

Обсуждение высказываний учащихся.

2.Составление словесного портрета.

Девушки составляют портрет идеального юноши. Юноши составляют портрет идеальной девушки. Обсуждение описаний.

3.Обсуждение по теме «Почему у людей разных профессий возникают разные взгляды на одни и те же вещи (явления)».

4.Упражнение «Благородный поступок».

Психолог. Чтобы жить в мире и согласии с окружающими, иногда приходится чем-то жертвовать. Например, вместо долго­жданного визита к другу приходится идти по заданию мамы в ма­газин.

Вспомните, ради кого вам пришлось отказаться от собственно­го удовольствия. Кто этот человек? Ваш самый близкий родствен­ник или очень хороший друг? А может быть, это был совсем незна­комый вам человек?

Итак, вы припомнили этих людей. А теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах вы совершили этот поступок. Это была ваша личная инициатива, вам очень хотелось сделать именно так для этого человека? Или он сам просил, требовал, приказывал или унижался, молил вас об определённой услуге, и вы после некоторо­го колебания (а может быть, и без всяких колебаний) выполнили его просьбу? Вспомните эти обстоятельства.

5.Подведение итогов.

Тема: ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Цель: пробудить интерес к поиску смысла жизни; научиться решать свои жизненные проблемы.

Ход занятия

1. Ответы на вопросы анкеты «О смысле жизни».

  1. Что по такое, по вашему представлению, смысл жизни?

  2. Какое значение имеет наличие смысла для каждого человека?

  3. Всегда ли наличие смысла жизни положительно сказывается на судьбе?

  4. Чего, по вашему мнению, в жизни человека больше: смысла или бессмыслицы?

  5. Изменяется ли смысл жизни с возрастом?

  6. Произошли ли у вас изменения в понимании смысла жизни в последние годы?

  7. Что, по вашему мнению, в большей мере влияет на становле­ние смысла жизни? Поставьте в порядке значимости:

а) пример родителей;

б) общение со сверстниками;

в) общение с педагогами;

г) собственный жизненный опыт;

д) влияние средств массовой информации;

е) чтение литературы (желательно назвать художественные произведения, которые помогли вам в становлении смысла жизни);
ж)... что еще?

  1. Какие учебные предметы помогли (или помогают) вам в по­иске смысла жизни?

  2. Можете ли вы сформулировать смысл своей жизни?

Обсуждение.

Психолог. «Если ты поймал сыну рыбу, ты накормил его на сегодня. Если ты научил сына ловить рыбу, ты накормил его на всю жизнь», - гласит мудрость. Есть люди, которые умеют выживать везде и быть счастливыми практически в любой си­туации.

2. Создание рисунка.

Изобразите солнце и на 3-4 лучах напишите качества, которые помогают вам преодолевать сложные жизненные ситуации. Затем рисунок следует передать соседу. Каждый, получив чужой рису­нок, пишет на одном луче название качества, на его взгляд, подчёр­кивающее индивидуальность автора. Получив назад свой рисунок, автор знакомится с результатами и, если есть желание, комменти­рует его вслух.

3. Рассмотрение поля ценностных ориентации в отношении разных профессий.

Реальная польза А

Я в мире профессий

Реальный вред

4. Тест «Мои ценности».

Записать в тетради и проранжировать:

  1. наличие хороших и верных друзей;

  2. уверенность в себе;

  3. интересная работа;

  4. творчество;

  5. счастливая семейная жизнь;

  6. материально обеспеченная жизнь;

  7. здоровье;

  8. свобода как независимость в действиях и поступках;

  9. любовь;

  10. познание, стремление к новому;

  11. активная, деятельная жизнь;

  12. красота природы и искусства.

Учащиеся по желанию могут зачитать полученный список в порядке убывания значимости ценностей или обсудить в микро­группах.

6. Подведение итога.

- Какую параллель вы можете провести между ценностными ориентациями личности и их соответствием (несоответствием) раз­личным профессиям? Аргументируйте ответы и подтвердите при­мерами.


Тема: ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ) И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: анализ индивидуальных особенностей психических про­цессов и их роль в профессиональной деятельности.

Обеспечение: карточки (ИДЛОТСАП, ЛИСТОПАД), картинки по восприятию, задания.

Ход занятия

1. Теоретический блок.

Восприятие. Основные характеристики внимания (объём, кон­центрация, распределение внимания, переключение, рассеянность).

Упражнение «Запомните буквы».

Запомните буквы при быстром предъявлении (первой предъяв­ляется карточка ИДЛОТСАП, а затем ЛИСТОПАД).

Делается вывод о зависимости объёма от логической структу­рированности, знакомости воспринимаемых объектов и установки, которая даётся вначале.

Игровые упражнения: картинки со скрытым сюжетом, двойные изображения.

Выполнение упражнений:

  1. 35686 : 242 и 4563 - 647. Сделайте вычитания одновременно.

  2. Напишите полное собственное имя, начиная с последней бу­квы (Иинегве - Евгений.)

  3. Напишите цифры в обратном порядке: 10 98765432 1, называя их в прямом.

Вывод: распределение внимания зависит от субъективных и объективных факторов:

  • совместимость выполняемых действий (невозможно выпол­нить 2 интеллектуальных действия одновременно);

  • навык, автоматизация выполняемых действий;

  • тренировка в выполнении совмещаемых видов деятельности.

Упражнение. Учащимся предлагается печатный текст. Ка­рандашом они должны вычёркивать буквы (луже), а в это время

читать им любой другой текст. Попросить пересказать содержание воспринимаемой на слух информации.

Обсуждение. Что получилось? Что было трудно? Как оце­ниваете выполненную работу?

2. Обсуждение 10 правил самоорганизации внимания при усвоении учебного материала.

Правило 1 . Заранее планируйте свое время так, чтобы в ча­сы занятий ничто не отвлекало вас (визиты товарищей, телефонные звонки и т. п.).

Правило 2. Приступая к работе, предварительно органи­зуйте свое рабочее место (разумеется, оно должно быть надлежа­щим образом оборудовано).

Правило 3. Приступая к занятиям, максимально мобили­зуйте свою волю, заставьте себя поскорее перестать думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ - предвари­тельный просмотр материала задания, составление плана пред­стоящей работы.

Правило 4. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изучаемый материал (пони­мание в большей степени основывается на знании предыдущих разделов программы). Поэтому, приступая к изучению новой темы, предварительно просмотрите предыдущий раздел, перелистайте конспект. Если этот материал по какой-то причине вами не изучал­ся, начинайте с ликвидации пробелов.

Правило 5. Если сосредоточить внимание на учебном ма­териале мешают волнение, тревога в связи с предстоящим экза­меном, посторонние мысли, обратитесь к конспектированию. В силу своей непрерывности этот процесс делает частые и дли­тельные отключения внимания невозможным. Примерно такой же эффект дает чтение вслух. После того как вам удастся сосре­доточить на нем устойчивое внимание, можно вернуться к чте­нию про себя.

Правило 6, Читайте новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался. Но при этом помните, что чересчур замедленный темп способствует частому отключению внимания.

Правило 7. Старайтесь чередовать чтение с пересказывани­ем, решением задач, придумыванием собственных примеров, так как это предупреждает возникновение состояния монотонии, при котором устойчивость внимания резко снижается. Смена учебных предметов, при выполнении домашних заданий, также способству­ет сохранению устойчивого внимания. Однако такая смена не должна быть слишком частой, так как это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию материала.

Правило 8. Контролируйте, подавляйте непроизвольные переключения внимания на посторонние предметы и раздражители как внешние, так и внутренние. Осознав, что произошло непроиз­вольное переключение внимания, старайтесь волевым усилием на­править его в нужное русло.

Правило 9. Если в процессе чтения вы неожиданно осозна­ли, что на какое-то время «отключились», заставьте себя вернуться к тому месту, где произошло «отключение». Определить его до­вольно легко: весь предыдущий текст, при повторном чтении, бу­дет восприниматься как незнакомый. Обязательные возвращения не только обеспечат усвоение материала, но и будут способство­вать повышению общей устойчивости внимания.

Правило 10. Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре, регулярных перерывах, во время которых полезно выполнить несколько гимнастических уп­ражнений.

3. Теоретический блок.

Память. Виды памяти (образная, логическая, произвольная, непроизвольная, механическая и смысловая).

Изучение индивидуальных способностей па­мяти.

Опыт 1. Определение объема кратковременной памяти

Зачитывается первый числовой ряд. После его прочтения экс­периментатор дает команду испытуемым: «Записывайте!». И те записывают запомнившиеся числа, сохраняя их последователь­ность. После этого повторяется процедура со вторым, третьим, чет­вертым и т. д. рядами.

Числовые ряды.

3 7 4 8 9 5

24734958

8965175578

532787912347

16523843871492

72841 18541682776

473 261 189234522681

69159372384596583618

Проверка результатов опыта.

Вновь зачитываются ряды чисел и неправильно воспроизведен­ные числа зачеркиваются. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число удержания близко к числу объемных характеристик Миллера (7 + 2).

Опыт 2. Определение уровня смысловой памяти

Составляется рассказ, который содержит 13 смысловых единиц и три числа. Рассказ зачитывается испытуемым. Задание предъяв­ляется дважды. Используются аналогичные тексты.

Второе задание отличается от первого предварительным эмо­циональным инструктированием.

Пример рассказа.

Корабль вошел в бухту (1). Несмотря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в музей (7, 8). 8 матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К вечеру со­брались все вместе, зашли в городской парк, плотно поужинали, в 11 часов вечера вернулись на корабль (11-14). К этому времени оставшиеся моряки уже провели выгрузку (15). Вскоре корабль от­правился в другой порт (16).

Перед началом проведения первой части исследования испы­туемым зачитывается следующая инструкция: «Вам будет зачитан рассказ, он очень короткий, в нем имеется ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они находятся в некоторой логиче­ской связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение 3 минут запишите основное содержание (что запомнили). Предложения

можно сокращать, не теряя смысл. Переспрашивать во время работы нельзя».

Инструкция перед выполнением второго задания: «Выполняя аналогичное первому задание, постарайтесь запомнить больше, чем в предшествующем рассказе. Это делается для проверки ваших во­левых качеств и эмоциональной устойчивости. Если у вас доста­точно самообладания и настойчивости, вы сможете улучшить свой результат».

Проверка результатов опыта.

Оценка в условных баллах проводится по таблице результатов воспроизведения двух текстов. Порядок изложения фрагментов не учитывается.

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество воспроизве­денных смысловых единиц и чисел (из 32)

31

28-30

27-29

23-26

19-22

15-18

11-14

7-10

6

«Отличная память: он всегда помнил, где что забыл», - вы со­гласны с таким мнением?

Опыт 3. Проверка зрительной памяти

Карта Сперлинга для оценки сенсорной памяти (в данном слу­чае зрительной памяти) представлена в схеме. Следует посмотреть на нее в течение 10 секунд и запомнить количество объектов, их расположение, последовательность.

Карта Сперлинга

9 2 W G

А R 6 4

С 5 X В

Анализ полученных результатов дает возможность судить об объеме зрительной памяти, ее индивидуальных особенностях.

Опыт 4. Проверка слуховой памяти

Зачитываются ряды из 5 однозначных чисел. Следует запом­нить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Далее в уме необходимо сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвертым и записать сумму, четвертое с пя­тым и записать сумму.

Примеры рядов. 2 5 4 7 1

16 2 3

7 9 3 8

Оценка результатов производится по количеству правильно за­писанных сумм. На задание дается 1 минута. Если в трех экспери­ментах все суммы названы правильно, слуховая память оценивает­ся «отлично», в двух - «хорошо», в одном - «удовлетворительно».

Опыт 5. Роль осмысленности в запоминании

Серия А.

Зачитываются слова. Надо запомнить их попарно. Затем прочи­тывают только первое число каждой пары, а испытуемые записы­вают второе. При проверке медленно читают пары слов. Если вто­рое слово записано правильно, то ставят «+», если неправильно или оно вообще не записано - «-».

Материал для запоминания.

КУКЛА - ИГРАТЬ МЫШКА - НОРКА

КУРИЦА-ЯЙЦО СНЕГ-ЗИМА

НОЖНИЦЫ - РЕЗАТЬ ПЕТУХ - КРИЧАТЬ

ЛОШАДЬ - САНИ ЧЕРНИЛА - ТЕТРАДЬ

КНИГА - ЧИТАТЬ КОРОВА - МОЛОКО

БАБОЧКА - МУХА ПАРОВОЗ - ЕХАТЬ

СОЛНЦЕ - ЛЕТО ГРУША - КОМПОТ

ЩЕТКА - ЗУБЫ ЛАМПА - ВЕЧЕР

Серия Б.

Характер предъявления и проверка такие же, как и в серии А.

Материал для запоминания.
ЖУК - КРЕСЛО ЗАМОК - ВРЕМЯ

ПЕРО - ВОДА СПИЧКИ - ОВЦА

ОЧКИ - ОШИБКА ТЕРКА - МОРЕ

САНКИ-ЗАВОД ГОЛУБЬ - ОТЕЦ

РЫБА - ПОЖАР ЛЕЙКА - ТРАМВАЙ

ТОПОР - КИСЕЛЬ ГРЕБЕНКА - ВЕТЕР

КОЛЬЦО - ТОПОР САПОГИ - КОТЕЛ

Следует проанализировать, почему хуже запомнилась серия Б. Для успешности запоминания надо включать материал в систему, которая отражает объективные связи.

Опыт 6. Избирательный характер памяти

Следует прослушать слова, а затем записать их по памяти. По­сле этого проверяется точность запоминания и подсчитывается ко­личество воспроизведений-слов.

Материал для запоминания.

ЛЮБОВЬ, СПИЧКИ, ВСТРЕЧА, ПОЛКА, ШКОЛА, РАЗЛУКА, КОЧЕГАРКА, БОЛЕЗНЬ, ДОСКА, СЕССИЯ, ЭКЗАМЕН, МЫЛО, ДРУЖБА, ВИНТ, СТЕНА, СТИПЕНДИЯ, КАПУСТА, СВИДАНИЕ, ТРУБА, КИРПИЧ, ВОДА, ОБЩЕЖИТИЕ, УЧЕБНИК, ОКНО, ДОЖДЬ, ПАМЯТЬ.

При анализе обращают внимание на то, какие слова запомина­лись большим числом.

Вывод. Эмоционально окрашенный или значимый материал запоминается лучше.

Ознакомление с рациональными приёмами запоминания (метод ассоциаций, метод оживления, метод Цицерона, метод сце­пленных опор).

4. Теоретический блок.

Мышление. Основные формы мышления (понятие, суждение, умозаключения). Виды мышления (дедуктивное, индуктивное, по аналогии). Мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование).

В психологии мышление определяют как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в существен­ных связях и отношениях. Если на чувственной ступени познания внешнее воздействие непосредственно прямо преображается на основе действующих образов в нашем сознании, то процесс мыш­ления осуществляется с помощью мыслительных операций (анализ,

синтез, сопоставление, абстрагирование, обобщение, систематиза­ция, классификация), не требующих прямого контакта с источни­ком информации.

Изучение индивидуальных особенностей мышления: реше­ние задач.

Задача 1. Отыскание логичности (верно или неверно умозаклю­чение).

  1. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. «Медный всадник» - сочинение А. С. Пушкина. Следовательно, «Медный всадник» нельзя прочитать за одну ночь.

  2. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уго­ловной ответственности. Л. мошенничеством не занимался. Следо­вательно, Л. не привлечен к уголовной ответственности.

  3. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед -араб.

  4. Все гусеницы едят салат. Я ем салат. Следовательно, я - гу­сеница.

  5. Вы не я. Я - человек. Следовательно, вы - не человек.

Задача 2. Сложные ассоциации.

Предлагается набор из 20 пар слов. Каждая пара находится в определенных отношениях. Представлены также шесть пар слов, которые в шифре обозначены буквами.

Надо определить, какой паре слов из шифра соответствует по сходству (по аналогии) пара слов в наборе. Запись ответов ведется следующим образом: пишется номер пары из набора и через чер­точку - ответ буквой. Например, 1-я пара «ИСПУГ - БЕГСТВО». Отношение между ними: ИСПУГ - причина, БЕГСТВО - следст­вие. Этой связи соответствует пара: ОТРАВЛЕНИЕ - СМЕРТЬ. Значит, пишем 1Д и

т. д. Задание выполняется за 10 минут.

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильных ответов

29-19

18

17

15

12-14

10 -11

8- 9

7

6

Оценка в условных баллах выставляется по таблице


Слова Шрифт

1. ОВЦА-СТАДО А

2. МАЛИНА - ЯГОДА Б

3. МОРЕ-ОКЕАН В

4. СВЕТ - ТЕМНОТА Г

5. ОТРАВЛЕНИЕ - СМЕРТЬ Д

6. ВРАГ - НЕПРИЯТЕЛЬ Е

Пары слов


  1. ИСПУГ - БЕГСТВО 3. ПРАВИЛЬНО - ВЕРНО

  2. ФИЗИКА - НАУКА 4. ГРЯДКА - ОГОРОД

5. ПАРА-ДВЕ 13. ПЛАКАТЬ - РЕВЕТЬ

6.СЛОВО - ФРАЗА 14. ГЛАВА-РОМАН

7.БОДРЫЙ - ВЯЛЫЙ 15. ПОКОЙ - ДВИЖЕНИЕ

8. СТРАНА-ГОРОД 16. СМЕЛОСТЬ - ГЕРОЙСТВО

9.ПОХВАЛА - БРАНЬ 17. ПРОХЛАДА - МОРОЗ

10МЕСТЬ -ПОДЖОГ 18. ОБМАН - НЕДОВЕРИЕ

11.СВОБОДА -ВОЛЯ 19. ПЕНИЕ - ИСКУССТВО

12.ДЕСЯТЬ -ЧИСЛО 20. ТУМБОЧКА - ШКАФ

Задача 3.

Известно, что корень квадратный из числа 25 есть число 5. Че­му равен корень квадратный из числа 43? Следует назвать, не поль­зуясь никакими таблицами, вычислениями, между какими числами расположится результат извлечения из корня.

Объяснить, где мы видим процесс памяти, а где - процесс мышления.

5. Подведение итога.

«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает», - эти слова принадлежат Артуру Шопенгауэру. Что вы можете сказать по этому поводу?

Тема: ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ

Цель: научиться оценивать себя и успешность своих действий.

Обеспечение: тест «Как у тебя с самооценкой», правила подня­тия самооценки.

Ход занятия

1.Теоретический блок.

Психолог. Самооценка - оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин «самооценка» подчер­кивает оценочный характер представлений о себе, где присутству­ют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адек­ватной, заниженной и завышенной.

Адекватная самооценка - человек реально оценивает себя, видит свои положительные и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Низкая самооценка - свойственна людям, склонным сомне­ваться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольства других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто неуверенны в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Высокая самооценка - человек верит в себя, чувствует себя на «коне», но иногда, будучи уверенным в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

2.Определение самооценки.

Тест «Как у тебя с самооценкой?».

Отвечая на вопросы, укажи, как часты для тебя перечисленные ниже состояния по такой шкале: очень часто - 4 балла; часто - 3 балла; иногда - 2 балла; редко - 1 балл; никогда - 0 баллов.

Вопросы-утверждения:

  1. Я часто волнуюсь понапрасну.

  2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

  3. Я боюсь выглядеть глупцом.

  4. Я беспокоюсь за свое будущее.

  5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

  6. Как жаль, что многие не понимают меня.

  7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.

  8. Люди ждут от меня очень много.

  9. Чувствую себя скованным.

  10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-то не­приятность.

  11. Мне не безразлично как люди относятся ко мне.

  12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.

  13. Я не чувствую себя в безопасности.

  14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

  15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Оценка результатов.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.

Меньше 10 баллов - тебе нужно избавляться от чувства пре­восходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьми за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из ис­кры, которую ты высек сам или помог зажечь.

От 10 до 30 - ты психологически зрелая личность, что проявля­ется, прежде всего, в адекватности самоотражения, то есть реали­стической оценке своих сил и возможностей, внешности. Тебе по плечу серьезные дела, дерзай!

Больше 30 баллов - ты недооцениваешь себя.

3. Знакомство с правилами поднятия самооценки.

  • Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в наилучшем виде. В обед взгляните в зеркало, чтобы проверить, все ли в порядке. Последний раз проделайте это, умываясь перед сном. Это поможет вам не думать постоянно о том, как вы выглядите.

  • Не зацикливайтесь на своих физических изъянах. Они есть у всех! Помните, что большинство окружающих вас людей этих недос­татков не замечают, либо не догадываются об их существовании.

  • Помните, что люди не замечают вещей, столь очевидных для вас. Вы чувствуете, что ужасно краснеете, когда приходится что-то делать или говорить в присутствии нескольких человек, а для них ваше лицо приятно порозовело.

  • Не будьте излишне критичны к другим. Если вы постоянно отмечаете недостатки других людей, и это стало вашей привычкой, от нее нужно немедленно избавиться, иначе вы все время будете думать, что ваши внешность и одежда тоже отличная мишень для критики. Уверенности вам это не прибавит.

  • Помните, что люди больше всего любят слушателей. Вам со­вершенно не обязательно «выдавать» фейерверк остроумных, бле­стящих мыслей, чтобы вызвать расположение к себе. Внимательно слушайте других, и они будут вам благодарны.

  • Будьте искренни. К примеру, вы не понимаете, о чем идет речь. Признайтесь в этом. Пытаясь быть холодным, отстраненным и невозмутимым, вы лишь отталкиваете от себя людей.

  • Найдите кого-нибудь в своем окружении, с кем вы можете разделить волнения и переживания, и тогда вы не окажитесь оди­нокими в любой компании, в любом обществе. Сами подойдите к тому, кого вы избрали, от этого вы оба выиграете.

  • Помните, что стеснительность может сделать некоторых лю­дей агрессивными. Если с вами кто-то резко разговаривает, не ду­майте, что виноваты в этом только вы. Может, для такого человека это единственный способ побороть смущение. И главное - не поль­зуйтесь сами подобными способами самоутверждения.

  • Самое худшее, что вы можете сделать, - это выставить себя в невыгодном свете. Но если подобное произойдет, то окружающие будут относиться к вам с симпатией: ведь вы дали им возможность испытать чувство превосходства!

4. Обсуждение. Подведение итогов.

Почему для человека важно такое качество, как самооценка?

Самокритичность и самооценка - это одно и то же?

- Как критика со стороны других людей может повлиять на са­мооценку личности?

Тема: САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Цель: научить открывать свои способности и использовать их.

Обеспечение: опросник самоактуализации.

Ход занятия

1. Теоретический блок.

Психолог. Личность можно сравнить с огромным садом, в котором растут самые разные цветы, кусты и деревья. Сад велик и

многообразен, он растёт и меняется. Может показаться, что он рас­тёт сам собой. Но это не так, он растёт нашими стараниями. Не найденная или забытая способность зачахнет и пропадет.

Самореализация - процесс удовлетворения человеком своей потребности быть тем, кем он может быть. Потребность в самореа­лизации есть у каждой здоровой личности.

Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя ее в единичных актах деятельности, личность нико­гда не может удовлетворить ее полностью.

Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в раз­личных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отно­шений. Конкретные формы, способы, виды самореализации у раз­ных людей различны. В поливалентности потребности в самореа­лизации выявляется и получает развитие богатая человеческая ин­дивидуальность.

Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторон­ность ее способностей, но и (что не менее важно) богатство и мно­гообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляет­ся всесторонняя самореализация человека.

2. Тест «Карта интересов».

3.Пути самореализации по А. Маслоу.

А. Маслоу предложил восемь путей самореализации, т. е. спо­собов поведения, ведущих к ней:

раскрывать и выражать себя с детским простодушием, без за­стенчивости и без самомнения;

представлять себе жизнь как процесс постоянного выбора (лгать или оставаться честным, уединяться или двигаться вперед и расти и т. д.);

давать возможность своему «Я» проявляться;

брать на себя ответственность за происходящее с тобой, за свои достижения и промахи;

быть способным честно высказывать собственное мнение, не­зависимое от мнения окружающих;

развивать свои способности, трудиться ради того, чтобы сде­лать хорошо то, что хочешь сделать;

стремиться к высшим переживаниям (любовь или вдохнове­ние нельзя купить или получить, дождавшись своей очереди);

познавать самого себя, пытаться понять: что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни.

4.Обсуждение.

Что значит реализовать себя?

Что способствует самореализации?

Что мешает прийти к успеху?

Тема: ИГРОВЫЕ ПРОБЫ

Цель: дать возможность участникам соотнести свой образ с раз­личными профессиями; определить лидерские качества учащихся.

Обеспечение: карточки с буквами алфавита.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Введение в игровую ситуацию.

2.Игровая проба 1.

Все участники рассаживаются полукругом. Перед ними стоит стол, на котором разложены тщательно перемешанные карточки с буквами (пустой стороной вверх).

Инструкция. Перед вами лежат карточки с буквами русского алфавита. Сейчас каждый из вас возьмет себе определенное коли­чество карточек (от 2 до 4, в зависимости от количества человек в группе). Вы посмотрите, что за буквы вам достались, когда на сто­ле ничего не останется. Потом прозвучит команда: «начали!» - и вы должны будете как можно быстрее разложить русский алфавит по порядку, от А до Я. Время выполнения задания засекается.

Если невозможно, чтобы у всех участников было одинаковое количество букв, психологу нужно попросить нескольких детей взять на карточку больше (желательно заранее подсчитать, сколько детей в группе).

Психолог внимательно следит за тем, как учащиеся выполняют задание. В некоторых случаях дети делают это хаотично. Но, как правило, выделяется один или два человека, начинающих руково­дить процессом раскладывания алфавита. Иногда это выражается в явных командах: «А» будет вот здесь, у кого «Б»? Или один из учеников может произносить по порядку буквы алфавита и т. п.

Когда задание выполнено, психолог подводит его итоги: ис­правляет ошибки, если есть, говорит, сколько минут оно выполня­лось, благодарит за работу.

3. Кто есть кто?

Инструкция. Сейчас я буду называть профессии, каждый в те­чение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии).

Еще перед началом самой игры ведущий может спросить у уча­стников, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10-15) на доске, называя впоследствии профессии из этого списка. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а, возможно, даже неприятна.

Показав рукой на своего товарища, все должны на время заме­реть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показы­вает на каждого человека, т. е. чей образ, по мнению большинства, в наибольшей степени соответствует данной профессии. Конечно, и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывают, но

по опыту проведения игры, часто оказывается, что без помощи ве­дущего многие сбиваются.

4.Игровая проба 2.

Для этого упражнения понадобится свободное пространство. Учащиеся должны быстро принять всей группой форму какой-либо цифры или буквы, называемой психологом.

Инструкция. Сейчас я назову какую-нибудь букву или цифру, например четыре. Все должны как можно быстрее встать так, что­бы ваша группа, если посмотреть сверху, представляла собой циф­ру четыре, написанную на полу. В выполнении задания должен участвовать каждый человек из вашей группы.

Задание дается 4-5 раз. Лучше сначала называть легкие цифры или буквы («7», «О», в младших классах можно начать с «1»), по­степенно усложняя задание («5», «Ю», «3»).

Внимательное наблюдение за процессом выстраивания нужной фигуры даст представление психологу о том, кто может эффектив­но руководить действиями группы, кого слушают одноклассники. Обычно выделяется один человек, который показывает всем, где какая часть буквы будет стоять, и вносит коррективы (как в устной форме, так и при помощи перестановки своих товарищей).

5.Подведение итогов.

После выполнения задания психолог благодарит учащихся. Можно попросить высказаться об ощущениях, возникших в про­цессе выполнения (возможно, дети сами отметят того из них, кто помог эффективно решить поставленную задачу).


Тема:ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Цель: активизировать процесс профессионального самоопре­деления; информировать о форме профессиональной подготовки.

Обеспечение: конверт с вопросами.

Ход занятия

Занятие проходит в виде игры. За две недели учащиеся преду­преждаются об игре. Формируются 3-4 команды по 4-6 человек (оставшиеся - болельщики). Для игры можно объединить 2 класса.

В качестве жюри можно привлечь учителей-предметников. Каждая команда готовит по 6 вопросов. Готовя вопросы, участники знако­мятся с многообразием мира профессий, историей их возникнове­ния, содержанием, условиями труда, с требованиями, предъявляе­мыми к человеку. Ребята обращаются к специальной литературе, встречаются и общаются со специалистами. Таким образом они получают и усваивают знания о мире профессий и о конкретных профессиях, расширяют свой кругозор.

Процесс подготовки вопросов служит своеобразной разминкой, настраивает участников на игру.

Конструирование вопросов:

Это могут быть вопросы об истории или перспективах раз­вития профессии; о содержании или орудиях труда; о требова­ниях, предъявляемых профессией человеку; об известных лю­дях, достигших в своей профессии высоких или необычных ре­зультатов.

Главные требования к вопросам:

- Вопрос должен касаться содержания профессии или специ­альности.

- Необычность и красочность формы представления вопроса.

Четкий, строгий, однозначный ответ (при необходимости со ссылкой на литературный источник).

Существует несколько типов вопросов. С ними нужно позна­комить участников при подготовке к игре.

Примеры вопросов по профориентационной тематике:

1. Вопросы с использованием «черного ящика».

Вопрос. В этом ящике находится орудие труда, используе­мое в работе музыканта, врача, сталевара. Что в ящике?

Ответ: ложка. Музыканты-ложечники; врач в домашних ус­ловиях проверяет зев больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой.

2. Вопросы об известных людях, которые достигли профессио-
нальных высот в самых разнообразных областях.

Вопрос. Кто из царей знал 14 ремесел?

Ответ: Петр I - плотник, кузнец, токарь, моряк, оружейник, кораблестроитель и др.

3. Вопросы с участием сказочных персонажей.

Вопрос. Кем бы могли работать в наши дни: Красная шапоч­ка (социальным работником), кот Матроскин (коммерсантом, жи­вотноводом).

4.Вопросы, связанные с историей профессий.

-В какую профессию сегодня превратилась профессия трубо­чиста? (В профессию слесаря-водопроводчика.)

5.Вопросы-шутки.

-Что общего у электронно-вычислительной машины (ЭВМ) с коровой? (Профессия человека, обслуживающего коров, называет­ся оператор ЭВМ или оператор машинного доения.)

6.Вопросы типа «Угадай профессию».

-Назовите профессию, содержание которой полностью меня­ется, как только она переходит из мужских рук в женские. (Маши­нист-машинистка.)

Игра начинается с представления команд. Очередность пред­ставления определяется жеребьевкой. Каждая команда выставляет на игру по 6 своих вопросов и отвечает на 6 вопросов соперников. Вопросы до начала игры передаются организаторам.

Если команда не дает правильного ответа, то на вопрос могут отвечать болельщики. Это правило дает возможность активизиро­вать всю аудиторию и включить ее в игру. По решению жюри ко­манде, болельщики которой дали правильный ответ, могут начис­ляться дополнительные баллы.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Подведение итогов.

В конце игры жюри подводит окончательные итоги. Работа жюри может строиться по любому принципу, например по трех­балльной системе оценки.

Представление команд: 3 балла - отлично; 2 балла -хорошо; 1 балл - плохо.

Оценка ответов на вопросы команд-соперниц: 3 балла - за правильный и полный ответ; 2 балла - если ответ не совсем точный; 1 балл - за правильный ответ, данный болельщи­ками команды.


Тема: МОЯ ЖИЗНЬ

Цель: формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения.

Обеспечение: конверт с вопросами.

Ход занятия

1.Слово психолога.

Каждый из нас строитель собственной жизни. Любой человек способен на многое, если вовремя сумеет заглянуть в себя и уви­деть то малое, которое может перерасти в нечто большое и значи­тельное. Многие довольствуются малым, не прилагая особых уси­лий и всю жизнь обвиняют окружающих в том, что многое в их судьбе не сложилось. Другие же прилагают титанические усилия и воистину становятся титанами.

Каждый из вас способен поставить жизненную цель и до­биться ее осуществления. Сегодня мы попытаемся ставить жиз­ненные цели.

2.Упражнение «Контакт».

Работа в парах. Посмотреть друг на друга в течение 3-х минут. Описать внешность друг друга без оценки.

Обратная связь. Описать характер друг друга. Представить и описать партнера в возрасте 5 лет, в возрасте 50 лет.

3.Упражнение «Список жизненных целей».

Ведущий предлагает участникам список жизненных целей, ко­торый может дополнить с помощью участников.

Работа: индивидуально выбрать те жизненные цели, кото­рых участники хотят достичь, а потом презентация этих целей в парах.

4.Упражнение «Линия жизни».

Участники рисуют «линию жизни», отмечая на ней возрас­тные вехи пятилетиями, начиная с нуля; отмечая свой настоящий возраст.

Работа в парах - посмотреть на жизненные цели и попробо­вать распределить их на «линии жизни» в соответствии с тем, когда хотелось бы их достичь.

Самостоятельная работа (возможно обсуждение в парах) по вопросам: каким образом вы будете достигать этих целей? Что нужно сделать для этого? Какие препятствия могут встретиться, что может помешать в достижении ваших целей? Какие ресурсы у вас есть, что может помочь в достижении целей? Что можно взять из настоящего, прошлого и будущего для достижения целей? Что сейчас не хватает для достижения целей, что нужно привлечь как ресурс?

Работа в мини-группах. Участники делятся своими жизнен­ными целями, а затем совместно создают групповую «линию жиз­ни» (усредненный вариант «линий жизни» участников). Затем «ли­нии жизни» презентуются в общей группе.

5. Обратная связь, подведение итогов.

Что нужно человеку, чтобы добиться поставленных жизнен­ных целей?

Так ли важно - ставить перед собой цели? Может быть, про­ще и надежнее жить «по течению», своим чередом, все само собой устроится?

Тема: ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ

Цель: помочь лучше понять себя.

Ход занятия

1. Упражнение «Презентация индивидуальности».

Психолог. Успешность профессиональной деятельности во многом зависит от направленности интересов, убеждений, чувства долга и устремлений личности. Сегодня мы с вами в шутливой форме попытаемся соотнести внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.

Упражнение. Учащиеся по очереди называют свои имена и присущие им личные качества, название которых начинается с од­ной из букв собственного имени. Назвать два качества, одно из ко­торых помогает, а другое мешает в жизни.

2.Игра «Автопортрет».

Каждый должен нарисовать на листке самого себя (сделать ав­топортрет). Рисунок должен быть на всю страницу, по центру, только лицо. Желательно нарисовать его быстро, как бы «на одном дыхании». Подписывать листок не надо. Ведущий быстро собирает листочки. Тут же ведущий раздает игрокам

листочки, но уже в случайном порядке.

Новое задание: «Посмотрите внимательно на изображение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь узнать, кто здесь нарисован. На обратной (чистой) стороне листочка с автопортретом напишите одну про­фессию, которая, на ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого листок передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если вы получите листок с собственным автопортре­том, то также подберите к нему профессию... Таким образом, все листочки должны пройти круг. Профессии на одном листочке могут повторяться».

Далее ведущий собирает листочки, перемешивает их и начи­нает подведение итогов. Берется первый листочек, участникам игры показывается изображение на нем и зачитываются выписан­ные на обратной стороне профессии, соответствующие данному автопортрету.

3.Подведение итогов.

-Сегодня мы выполняли упражнение, имеющее шутливый от­тенок. Как вам кажется, в такой шутке есть доля истины?

-В чем и как проявляется индивидуальность личности?

-Как индивидуальность влияет на профессиональный выбор человека?

-Вам сегодня удалось понять себя лучше, открыть в себе ка­кие-либо новые индивидуальные особенности, возможности?

-А если мы серьезно подойдем к рассматриванию проблемы, как бы вы соотнесли внешний облик человека и его профессию? Обоснуйте свой ответ.

Я в мире профессий

© 2010-2022