• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Работа психолога в рамках эксперимента «Организационно-содержательные условия формирования культуры семейных отношений у старшеклассников в условиях интеграции общего и дополнительного образования»

Работа психолога в рамках эксперимента «Организационно-содержательные условия формирования культуры семейных отношений у старшеклассников в условиях интеграции общего и дополнительного образования»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа психолога в рамках эксперимента


«Организационно-содержательные условия формирования культуры семейных отношений у старшеклассников в условиях интеграции общего и дополнительного образования».


Необходимость разработки и реализации Программы эксперимента обусловлена несколькими обстоятельствами. С одной стороны, непреходящей ценностью семьи для жизни и развития каждого человека, пониманием важности семьи в жизни общества и государства, обеспечении стабильности и прогресса. С другой, усложнением проблем, которые стоят перед семьей, в результате экономических, социальных трудностей, политических конфликтов и общей нестабильности жизни. В последние годы наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни, снижение престижа семьи, потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия, увеличение доли населения, сознательно выбравшего одиночество в качестве приемлемого стиля жизни. Кризис семьи - проблема общемировая.

В настоящее время деструктивность семейных отношений, слабо развитая культура семейного общения негативно влияют на все значимые стороны жизнедеятельности семьи и личности, становятся источником множества проблем: вызывают девиацию поведения взрослых и детей, невротизацию личности, психологическую травматизацию. Все это происходит вследствие негативного опыта семейной жизни и отсутствия культуры семейных отношений, неумения конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в семье.

Проблема исследования: поиск и обоснование условий и методов, способствующих формированию культуры семейных отношений у старшеклассников.

Целью эксперимента стало решение проблемы исследования, а именно - создание единого воспитательно-образовательного пространства в условиях интеграции общего и дополнительного образования, формирующее культуру семейных отношений, способствующее добрачному воспитанию молодежи и подготовке к семейной жизни и направленное на самосовершенствование личности.

Формирование культуры семейных отношений невозможно без глубокого изучения семьи, выявления особенностей ситуации семейного воспитания, ее нравственного микроклимата, положения детей и родителей в системе внутрисемейных отношений. Результаты диагностических исследований проведенных на первом этапе эксперимента позволили выявить характер взаимоотношений родителей и ребенка, проблемы, с которыми сталкиваются родители, особенности поощрения и наказания в семье; какие качества хотели воспитать родители у своего ребенка; отношение учащихся к семье и сформировавшийся тип взаимоотношений в их семьях.

На данном этапе работы, нами были проанализированы проблемы семьи, что позволило определить следующие задачи:

  1. Проведение дополнительного изучения семьи.

  2. Формирование позитивного образа семьи и семейных отношений.

  3. Повышение ценности семьи.

  4. Формирование потребности совместного досуга семьи.

  5. Коррекция личностных и возрастных проблем учащихся, усугубляющих эмоциональный контакт в семье.

  6. Изменение неадекватности родительских позиций.

  7. Гармонизация стиля воспитания.

  8. Оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.

Для решения вышеперечисленных задач, мы использовали следующие формы работы:

классные часы, тренинги, родительские собрания, работу клубов «ПодРосток», «СемьЯ», конкурсы, проекты «Моя семья» и конкурсы.

Решение указанных задач было осуществлено путем реализации мероприятий:

  1. Проведение дополнительного изучения семейных отношений (участвовали родители и дети):

  • воспитательных возможностей родителей (тест «Искусство воспитания»)

  • изучение бытового взаимодействия (тест «Домашние обязанности»)

  • финансовые отношения (тест «Бюджет семьи»)

  1. Классный час - диспут «Понимают ли меня в семье?»

  2. Цикл встреч с родителями «На пути к взаимопониманию»:

- «Искусство воспитания»

- «Внимание к нашим детям»

- «Поговорим о дисциплине»

- «И ещё о детском непослушании»

  1. Классный час - диспут «Взаимоотношения в семье»

  2. Тренинг для родителей «Родительская любовь»

  3. Две встречи с родителями «Дети и развод в семье»

  4. Детско - родительское собрание «О чем расскажет семейный альбом»

  5. Классный час - диспут «Досуг семьи и влияние совместных увлечений и интересов на микроклимат в семье»

  6. Детско - родительское собрание «Проект семьи XX века»

  7. Тренинг для родителей «Слушать ребенка. Как?»

  8. Занятие с учащимися «Семья как школа любви»

  9. Тренинг для родителей «Тренинг детско - родительских отношений»

  10. Занятие с учащимися и родителями «Семейная гостиная»

  11. Тренинг с учащимися «Игровой тренинг по межличностному общению»

  12. Конкурс «Письмо маме» (папе, родителям)

  13. Родительское собрание «Особенности и проблемы подросткового возраста»

  14. Родительское собрание «Я - в школе, Я - в семье»

  15. Проект «Я и моя семья»

  16. Цикл занятий «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений»

  17. Индивидуальное консультирование по проблемам семьи и взаимоотношений

  18. Оформление папки «Психологические рекомендации родителям»

Практически все мероприятия прошли удачно, нам удалось добиться желаемого результата, но особенно эффективным и запоминающимся оказался конкурс семейных рассказов «Письмо маме», где учащиеся выражали огромную признательность и любовь родителям. Эта творческая деятельность позволила учащимся (некоторым впервые) оценить заботу и внимание родителей, почти каждое письмо пронизано любовью, желанием стать гордостью родителей, дети просят прощения за некоторые свои поступки и поведение.

Проект «Я и моя семья» потребовал от участников творческого подхода и кропотливого труда, сбора информации. Каждому из учащихся хотелось продемонстрировать все то ценное, что есть в их семье. Ребят наполняла гордость за свою семью, они стремились ничего не упустить, все отметить. Учащимися были выбраны различные формы: фильмы, фотопрезентации, рассказы о своих родственниках и семейных традициях, об истории семьи и о семейных реликвиях, рисунки, стихи, фотолетописи, составление родословных и рисование генеалогического древа, дети делились случаями из жизни их семей, вспоминали тех, кого уже нет. И все это бесценный вклад в повышение ценности и значимости семьи.

На встречу «Дети и развод в семье» пришли родители, которых волнует эта тема, она болезненна для всех, но больше всех страдают дети. Только здесь многие поняли, что полученные знания пришли к ним не своевременно, и они уже успели наделать ошибок.

Потребовались дополнительные индивидуальные консультации и появилась надежда, что удастся кое-что исправить.

Все мероприятия потребовали серьезной подготовки и организации, но как показала практика, их эффективность порой больше определялась активностью участников, их позитивным настроем и желанием разрешить свои проблемы и разобраться в ситуации.

Практика показала, что более оживленно и с интересом посещают учащиеся и их родители мероприятия в рамках клубов «ПодРосток и «СемьЯ».

Было запланировано и проведено достаточно много работы с родителями. Иногда казалось, что необходимо больше уделить внимания работе с учащимися, т.к. мы именно у них формируем культуру семейных отношений, но, учитывая тот факт, что дети с рождения впитывают тип семейных взаимоотношений и в дальнейшем будут проецировать на собственную семью, мы решили, что мы продолжим активную работу с родителями.

Планируем разработать и провести цикл занятий с родителями «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений», состоящего из 10-12 занятий. В ходе исследований и общения с родителями и детьми, были выявлены проблемы: несогласованность действий родителей, недостаточный уровень психолого-педагогической грамотности, неумение, а иной раз и нежелание уделять больше внимания детям, вовремя корректировать проблемы, ошибки воспитания и погрешности взаимодействия в семье.

Продолжим просвещение родителей, постараемся активнее задействовать отцов. Учащимся необходимо больше знаний и практических навыков позитивного общения, уверенности, формирования мотивации достижений и волевой саморегуляции. Планируем проведение самых эффективных мероприятий, апробация которых прошла в рамках эксперимента.

Руководитель социально-психологической службы МОУ гимназии № 25:

Яковенко С.В.

© 2010-2022