Арт-терапевтическая программа работы с онкологически больными детьми

Нашла очень хорошую программу с применением Арт-терапии. Хочу поделиться. Арт-терапия ни в коем случае не относится к лечебным средствам или методам, поскольку это не лечение, а раскрытие внутренних возможностей и способностей человека, это развитие в человеке присущей ему способности творить (креативности), это гармонизация и развитие личности, помогающая человеку обретать свою личностную силу и целостность для решения любых возникающих проблем. Применительно к онкологии арт-терапию можно отнес...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Арт-терапевтическая программа


работы с онкологически больными детьми

Что такое арт-терапия? Арт-терапевтическая программа работы с онкологически больными детьми

Арт-терапевтическая программа работы с онкологически больными детьми

Aрт-терапия - это совершенно естественный метод исцеления и развития человеческой души через художественное творчество.

Арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния, особенно детям, пережившим сильные психологические травмы, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют работать с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание.

Арт-терапия ни в коем случае не относится к лечебным средствам или методам, поскольку это не лечение, а раскрытие внутренних возможностей и способностей человека, это развитие в человеке присущей ему способности творить (креативности), это гармонизация и развитие личности, помогающая человеку обретать свою личностную силу и целостность для решения любых возникающих проблем. Применительно к онкологии арт-терапию можно отнести к комплементарным (дополнительным) средствам, способствующим активизации внутренних креативных резервов и возможностей пациента, и непосредственно связанным с улучшением его психо-эмоционального и душевного состояния.

Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, этот метод всегда ресурсен и может использоваться практически при любых локализациях, в любом возрасте и в любых направлениях.

Средствами арт-терапии любой человек и пациент способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисованием. Можно без всяких преувеличений сказать о том, что для некоторых людей это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности.

Именно поэтому главная задача арт-терапии в онкологии - предоставить возможность выразить себя каждому онкологическому пациенту и человеку.

Психологические характеристики Ведущего арт-терапии.Арт-терапевтическая программа работы с онкологически больными детьмиАрт-терапевтическая программа работы с онкологически больными детьми


1. Неподдельный интерес к детям Понимание того, что каждый ребенок уникален, является фундаментом, на котором строятся все последующие взаимоотношения с ребенком.

2. Уверенность в своих силах. Ведущий должен быть уверен в своих творческих способностях. (Все мы художники, поверьте.)

3. Уважение к процессу детского творчества. Уважение к ребенку распространяется как на сам процесс его творческой деятельности, так и на его результаты.

4. Увлеченность и восторженность. Эмоции Ведущего по отношению к искусству непременно найдут отражение в поведении детей.

5. Понимание и принятие существующих ограниченных возможностей ребенка. Основная цель занятий с детьми - использовать возможности творчества для того, чтобы помочь им справиться с психологическими проблемами, связанными с болезнью. В то же время существует большая вероятность, что человек, не имеющий соответствующей подготовки, больше внимания будет уделять именно физическим ограничениям ребенка, стараясь их как-то исправить.

6. Гибкость. Ситуация в больнице, особенно если это отделение, где находятся серьезно больные дети, может меняться очень быстро. Гибкость подразумевает под собой понимание и работу с разными ситуациями, мировоззрениями, отношением к жизни.

7. Чувство юмора. Те, кто способен с юмором относиться к себе и к различным жизненным ситуациям, передают детям чувство теплоты и легкости, на которых строятся доверительные отношения.

8. Способность находить контакты и взаимодействовать с окружающими.

9. Понимание, что уклад жизни, привычки и традиции людей, с кем придется работать волонтёру, могут отличаться от привычного уклада.

10. Отсутствие заболеваний, которые могли бы негативно повлиять на ребенка, его семью, или на самого участника.

Организация арт-терапевтических занятийАрт-терапевтическая программа работы с онкологически больными детьми

Арт-терапевтическая программа работы с онкологически больными детьми

Данная арт-терапевтическая программа рассчитана на 10 занятий.

Длительность одной встречи с группой составляет 30-120 минут (в зависимости от цели, логики работы и возраста участников). Периодичность: 2 раза в неделю.

Возраст участников: 8-18 лет

Количество участников: 3-15 человек

Необходимые материалы и оборудование: бумага, цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски акварельные и гуашевые, кисти, пастель, клей, цветная бумага, цветной картон, ножницы, природные материалы (шишки, ракушки, сухие листья, цветы и т.д.), лоскутки ткани разных цветов.

Подборка музыкальных произведений.

Во время занятий можно негромко включать подходящую музыку.

1. Спокойная: А.Бородин - Ноктюрн из Струнного квартета, Ф.Шопен - Ноктюрны Фа мажор, Ре бемоль мажор, Этюд Ми мажор; Ф.Шуберт - «Аве Мария», К.Сен-Санс - «Лебедь».

2. Радостная: Д.Шостакович - Праздничная увертюра; Ф.Лист - финалы венгерских рапсодий №6, 10, 11, 12; Моцарт - Маленькая ночная серенада (1 и 4 ч)

3. Музыка для медитаций: звуки леса, шум океана и др.

Правила организации занятий.

1. Пространство для занятий арт-терапией должно быть хорошо освещенным, просторным, на сколько это возможно. Главное, чтобы ребенку не было тесно.

2. Следует заранее позаботиться о защите любой поверхности и одежды (можно сшить специальные халаты для детей)

3. Обеспечение материалами должно быть полноценным и достаточным. Многие принадлежности должны быть индивидуальными (например, ножницы, чтобы не передавать их из рук в руки).

4. Под рукой всегда должны быть тряпочки для протирания рабочего места.

5. Желательно, чтобы в помещении для арт-терапии находился рукомойник.



Памятка ведущему арт-терапевтических занятий


  1. Как подавать детям пример:

    • Начните создавать свой рисунок, сделайте яркие мазки краской. Позвольте детям наблюдать. Ведущему незачем добавиться совершенства своих действий, и его результаты не должны превосходить то, на что способны дети в группе.

2. Как оказывать помощь:

  • Покажите ребенку только начальные стадии действия. Воздержитесь от исчерпывающего показа. Запомните, это не уроки рисования. Здесь каждый вправе рисовать так, как ему хочется.

3. Как быть с похвалами?

  • Употребление хвалебных слов в порядке реакции на любое детское творчество лишает лестные слова всякого смысла, и, что еще хуже, Ведущий не дает детям никакой информации о своем подлинном отношении к работам.

  • Реагируя на работу ребенку Ведущий может показать, как искусство обращается к другим людям и что-то им сообщает. Можно при этом обратиться к личным ощущениям или зрительным воспоминаниям, например: «От этого желтого на твоем рисунке у меня внутри делается горячо». Выражать свои эмоции, однако, следует осмотрительно. Банальное «Я так рада твоей картинке» ничего не говорит о глубине переживания и не объясняет ребенку, откуда оно, это переживание, взялось. Лучше увязывать позитивные эмоциональные реакции с художественными элементами работы, например: «Когда я гляжу на эти синие тона на твоем рисунке, на душе у меня делается спокойнее».

  • В случае отрицательных чувств лучше облекать в слова то, что ребенок сам выражает для себя или, как говорится, про себя, а не те негативные эмоции, которые испытываем мы. Например, «Вижу, что у тебя на рисунке столько всяких темных узоров и фигур. Может, еще и историю какую-нибудь о них расскажешь?»

Истолковывающий отзыв должен быть неподдельным и продуманным.

Арт-терапевтическая программа работы с онкологически больными детьми


Занятие 1. Знакомство.

Задачи:

• Создание благожелательной атмосферы

• Знакомство участников с ведущим, знакомство участников между собой.

Материалы: бумага, цветные карандаши, цветной картон, фломастеры, гуашь

Ведущий объясняет условия проведения занятий, определяет правила и нормы поведения в группе.

• В нашей группе активны все;

• Доверие себе и другим;

• Все, что происходит в нашей группе здесь, только для нас.

При необходимости вносятся дополнительные правила после обсуждения в группе.

Ведущий: Во время наших встреч мы будем много рисовать. Но я не стану учить вас, как в детском саду (школе). Просто будьте самими собой.

Упражнение «Как тебя зовут».

Слова ведущего: «Напишите свое имя, секретное в пространстве этой комнаты, там, где вам хочется, волшебной невидимой кисточкой».

Затем предлагается выполнить упражнение вдвоем, в паре:

• Один участник пишет свое имя, другой повторяет его.

• Пишем имя большими буквами от потолка до пола, устанавливаем каждую букву надежно и основательно.

• Назовите имя и покажите движение, характерное для имени.

Продолжительность - 15 минут.

«Мое имя в зеркале».

«Зеркалом» является группа, которой предлагается повторить движение и сказать имя, сохраняя мимику и интонацию.

Продолжительность упражнения - 10 минут.

Упражнение «Визитка».

Слова ведущего: «В жизни происходят ситуации, когда необходимо себя представить. Предлагаю вам сейчас создать для себя свою визитку или написать свое имя на листе цветного картона, бумаги, в котором были бы отражены ваш стиль общения, ваши особенности, принадлежность к какой-либо группе людей, ваши интересы, то что является ценным для вас».

Работа по созданию карточки-визитки.

Продолжительность - 15 минут.

Демонстрация - самопрезентация своей визитки.

Каждый участник рассказывает о своей визитке, почему он выбрал тот или иной образ или форму, цвет картона или бумаги, и размещает в пространстве класса.

Продолжительность - 10-15 минут.

Игра «Мячи знакомства».

Игра используется с целью снятия телесного и эмоционального напряжения. Передается какой-либо предмет (игрушка или мяч), и тот, у кого оказывается предмет, называет свое имя и три вещи, которые он/она любит.

При выполнении упражнения необходимо обратить внимание на телесные движения, темп, скорость, мягкость передачи мячей.

Продолжительность - 10-15 минут.

Занятие 2. «Кто Я?»


Задачи:

  • Диагностика эмоционального состояния

  • Воспроизведение отношения к себе

Материалы: бумага, цветные карандаши, гуашь, акварель, кисти

1. Ведущий объявляет инструкцию:

Нарисуйте свой портрет, используя любые художественные материалы.

музыка для медитаций

Продолжительность - 20 минут.

2. Медитация

Закройте глазки, сделайте три глубоких вдоха-выдоха (раз-два-три). Ощути в каком положении ты сидишь на стуле. Понаблюдай за своим дыханием. Вдох - выдох - вдох - выдох.

Представь, что все твои мысли находятся внутри крошечных воздушных шариков, которым ты позволяешь улететь. .

Теперь представь себе, что в центре твоей груди появился очень яркий источник света, может быть, как очень большой сверкающий бриллиант, светящийся так ярко, как солнце. позволь этой любви, излучающейся из твоего сердца в середине груди, стать ярче и больше.

Ощущай, как ты наполняешься этой любовью, одновременно излучая её всё сильнее. Заметьте, как твоё тело, каждая твоя клеточка впитывает эту любовь и начинают её излучать.

Чувствуй эту любовь, ощущай, как она обволакивает тебя и излучается из твоего тела, заметь, как твои ладони и ступни излучают её, как ты светишься любовью. Ты даже ощущаешь, как при вдохе твои лёгкие наполняются любовью и как ещё больше любви начинает распространяться по твоему телу, продолжай чувствовать и ощущать это как можно сильнее. Продолжай видеть и чувствовать, что ты становишься ещё лучистее, постоянно усиливая любовь с каждым новым вздохом. Почувствуй пузырящуюся внутри тебя радость и любовь.

Продолжительность - 15 минут.

3. Исцеляющий рисунок

Когда вы будете готовы выразить образ, возникший в вашем теле, откройте глаза и нарисуйте то, что представили.

Продолжительность - 20 минут.


Занятие 3. «Рисуем круги»

Задачи:

• Развить спонтанность у участников

• Прояснить личностные способности участников

спокойная музыка

• Выявить характер проблем участников

Материалы: бумага, цветные карандаши.

Этапы.

1. Настрой («разогрев»)

Упражнение «Многообразие чувств»

Перед вами лист бумаги. По моей команде вы начинаете рисовать всё, что захотите. Ровно через минуту вам нужно будет передать свой рисунок соседу. Рисунки передаются по часовой стрелке. Ваш сосед в свою очередь посмотрит на рисунок и решит, что добавить. Через минуту этот рисунок переходит к следующему участнику и так по кругу.

После того, как рисунок пройдет круг и дойдет до своего хозяина, проводится обсуждение.

Варианты вопросов:

Нравится ли вам рисунок? На что это похоже? Что еще можно дорисовать?

Продолжительность - 10-15 минут.

2. Индивидуальная работа.

Инструкция:

Займите место за одним из столов.

Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом.

Нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Пожалуйста, отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.

Вы можете сделать еще один или несколько рисунков.

Обведите контуры рисунков.

Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т.е. придайте им индивидуальность.

Продолжительность - 20 минут.

Все рисунки выкладываются для общего просмотра.

3. Коллективная работа.

Походите вокруг картин, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется что-либо дорисовать в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других.

Продолжительность - 20 минут.

4. Группы вывешивают «картины» на стену. Каждый участник показывает свои рисунки и рассказывает о сюжете, о своих чувствах во время работы, читает, если хочет, добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

Ребенок, объясняя свой рисунок, может словами подправить то, что не удалось изобразить.

Занятие 4. «Эмоции и чувства»

Задачи:

• оперативная диагностика эмоционального состояния

• гармонизация эмоционального состояния

Материалы: листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, акварель и гуашь, пиалы с водой.

музыка для медитаций

Этапы:

1.Настрой

Участникам предлагается занять удобное для себя положение.

Закройте глаза. Представьте цвет, звук, мелодию, движения, с помощью которых можно было выразить ваше настроение

2. Индивидуальная работа

Используя краски или цветные карандаши, попробуйте нарисовать своё настроение.

3. После завершения работы, участники занимают стулья, кладут на пол внутри круга свои работы так, чтобы всем было удобно рассмотреть детали. Затем каждый рассказывает о своем рисунке.

Продолжительность - 20-30 минут.

Если дети рисуют негативные рисунки, говорят о плохом настроении, предложите им следующую медитацию.

1. Закрой свои глазки и расслабься, как будто сейчас ночь и ты ложишься спать

2. Ты собираешься увидеть сказочно прекрасный сон, в котором будет много света и добра и в котором все любят тебя, и дарят много подарков, словно у тебя сегодня День Рождения.

3. Расслабься

4. Представь себя на берегу океана

5. Вокруг тебя очень светло и тихо... Ты отдыхаешь под нежными лучами яркого золотого солнца, которое над тобой

6. Расслабься

7. Почувствуй, что солнечный свет от яркого золотого солнца ласково касается твоего тела... Свет окружает тебя со всех сторон золотистым сияющим облаком..

8. Расслабься

9. Вокруг тебя солнечный день и всё очень хорошо... В этом месте всегда очень хорошо...

10. Солнце светит всё ярче и ярче и света становится всё больше и больше... И это очень радостно...

11. Представь, что ты растворяешься в свете солнца как маленький кусочек льда в стакане тёплой воды.

12. Расслабься

13. Смотри далеко вдаль. Вокруг тебя большой и прекрасный мир, который сияет светом.

14. Расслабься.

15. А теперь открой глазки и улыбнись.

После медитации предложите детям порисовать. Сравнение рисунков - до медитации и после, позволит вам выявить ее эффективность.

Если вы заметили положительные изменения, вы можете использовать предложенную медитацию для улучшения состояния детей.

Арт-терапевтическая программа работы с онкологически больными детьми








Занятие 5. «Рисуем деревья…»


Цель: Развить чувство причастности к коллективу, групповую сплоченность, доброжелательные отношения, сочувствие, сопереживание.

Материалы: бумага, цветные карандаши, гуашь, акварель, кисти, ватман

Этапы.

1. Настрой

музыка для медитаций

(«В Лесу»)

Участникам предлагается занять удобное для себя положение.

Закройте глаза. Представьте цвет, звук, мелодию, движения, с помощью которых можно было выразить ваше настроение.

Встаньте в общий круг. Попробуйте описать словами и показать ваши ощущения.

2. Поиск образа посредством движений под музыку

Звучит медленная, мелодичная музыка.

Закройте глаза и постарайтесь увидеть лес. Представьте себя в образе дерева. Найдите ему место среди других деревьев. Покажите движением, танцем, как оно себя чувствует.

Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом его нещадно жарит солнце, зимой остужает мороз. Даже зверю трудно спрятаться под одиноким деревом. То ли дело, когда рядом есть добрые и надежные друзья. Подойдите друг к другу так близко, как вам этого хочется. Пусть ваши деревья образуют несколько рощиц. Бережно соприкоснитесь пальчиками -листочками. Попробуем все вместе создать образ очень сильного, могучего дерева. Встаньте рядом друг с другом в круг. Какой огромный, надежный ствол получился у дерева! И ветви тянутся вверх, переплетаясь между собой. В такой кроне тепло и уютно белкам, птицам. А само дерево ничего не страшится: ни бури, ни грозы, ни одиночества.

Продолжительность - 10-15 минут.

Арт-терапевтическая программа работы с онкологически больными детьми

3. Индивидуальная работа.

Каждому участнику предлагается занять выбранное им место за рабочим столом.

• На листе бумаги с помощью любых изобразительных средств нарисуйте представленные вами образы одного или нескольких деревьев.

• Придумайте рисунку название и историю, которую «дерево» хотело бы рассказать от первого лица.

Продолжительность - 20 минут.

4. Участники занимают стулья, кладут на пол внутри круга свои работы так, чтобы всем было удобно рассмотреть детали. Затем каждый рассказывает о своем рисунке. Степень открытости зависит от самого «художника». Если он по какой-то причине молчит, можно попытаться деликатно расспросить, например, о чувствах, надеждах, мечтах, желаниях дерева-образа. Настаивать однако не стоит.

Чтобы прояснить детали рисунка или рассказа, психолог и другие участники групповой работы могут дополнительно задавать корректные косвенные вопросы:

• Где твоему дереву хотелось бы расти: на опушке или среди других деревьев?

• Есть ли у него друзья и враги?

• Боится ли чего-нибудь это дерево?

• Грозят ли ему какие-либо опасности?

• О чем мечтает это дерево ?

• Какое настроение у твоего дерева?

• Это дерево скорее счастливо или несчастно?

• Если бы вместо дерева был нарисован человек, то кто бы это был?

• За что его любят люди?

• Что снится дереву?

• Какой бы подарок его обрадовал?

• Как можно спасти, чем помочь, если дерево болеет?

Продолжительность - 20-25 минут.

Далее участникам предлагается следующая инструкция. Необходимо отделить образ дерева от фона. Оторвите по контуру изображения дерева внешнюю (лишнюю) часть рисунка. (Работа выполняется пальцами, ножницами пользоваться нельзя.)

5. Коллективная работа. Представьте, что большой лист ватмана на полу - это поляна, на которой «вырастут» ваши деревья. Каждый вправе решать, где удобнее разместить рисунки: в лесу среди других деревьев, в маленькой рощице или оставить в одиночестве (говоря образно).

• Выберите подходящее место и расположите деревья на плоскости листа.

• При желании, измените первоначальное местоположение вашего рисунка.

На этом этапе особенно значимо состояние уверенности, ощущение принятия и защищенности. Поэтому рисунки можно перемещать многократно.

Продолжительность - 10 минут.

Заключительный этап. Занятие завершается взаимными подарками и добрыми пожеланиями. Участники обмениваются творческими работами. «В лесу» (на листе бумаги) не должно остаться одиноких деревьев, которые никто не выбрал. В этом случае Ведущий может попросить разрешения автора взять рисунок себе, непременно с автографом. Важно, чтобы у каждого остался рисунок на память.

Арт-терапевтическая программа работы с онкологически больными детьми

Занятие 6. «Куклотерапия»

Задачи:

• исследование глубинных проблем, чувств, переживаний личности.

• Коррекция страхов, коммуникативных проблем, агрессии

радостная музыка

Материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры, кисти, акварель, гуашь, лоскутки ткани, резиночки, ножницы

Этапы.

1.Настрой

Каждому участнику предлагается занять место за столом, приготовить бумагу, карандаши, краски и другие материалы, необходимые для рисования.

Возьмите карандаш (фломастер, кисть и т.д), закройте глаза и попробуйте рисовать на листе бумаги любые линии, фигуры, знаки. Не ограничивайтесь движения руки. Можно просто «калякать»,

Рассмотрите свой рисунок. Если хочется что-нибудь дорисовать или объяснить словами, сделайте это.

Возьмите другой лист бумаги, карандаш другого цвета, который в данный момент соответствует настроению и снова нарисуйте «каракули», только теперь с открытыми глазами. Подойдите с рисунком к любому из участников и предложите дополнить его таким образом, чтобы получилось узнаваемое изображение.

Подобные упражнения стимулируют спонтанное самовыражение, помогая лучше настроиться на свой внутренний мир.

Продолжительность - 10-15 минут

2. Активизация коммуникации

Участникам группы предлагается сесть в круг, внутри которого, на полу разложить рисунки, чтобы их можно было рассмотреть. Далее желающие рассказывают о спонтанном замысле, сюжете, своих чувствах, настроении. На данном этапе нередко возникают ситуации, когда необходимо проявить сочувствие и сопереживание другому человеку.

Завершить этот этап желательно взаимными подарками рисунков с добрыми пожеланиями на память.

Продолжительность - 15 минут

3. Индивидуальная работа.Арт-терапевтическая программа работы с онкологически больными детьми

Каждому необходимо выбрать один из восьми предложенных ему лоскутков ткани и закрепить его с помощью резинового кольца в виде косынки на любом пальце левой руки.

Внимательно рассмотрите забавную куколку, представьте выражение лица, характер придуманного персонажа.

Нарисуйте подходящее по размерам лицо, вырежьте ножницами и вставьте в овал, образованный косынкой. При желании для куклы можно сделать одежду. Продолжительность - 15 минут

4. Этап кукольной театрализации.

Придумайте историю, которую кукла непременно хотела бы рассказать о себе. Если для маленького спектакля необходимы другие персонажи, сделайте их. При желании обратитесь к участникам группы с просьбой, чтобы их куклы сыграли задуманные вами роли.

Продолжительность - 30 минут

5.Заключительный

Каждому участнику вновь предлагается выбрать лоскуток ткани любого цвета и закрепить его на пальце (изменение цвета лоскутка - своеобразный индикатор динамики настроения и эмоционального самочувствия).

Кукла может поблагодарить всех присутствующих, поделиться впечатлениями, задать вопрос, рассказать о произошедших в ней изменениях.

Арт-терапевтическая программа работы с онкологически больными детьмиАрт-терапевтическая программа работы с онкологически больными детьми

Занятие 7. «Рисуем маски»


Необходимые материалы: страшная игрушка, фотографии людей, в том числе испуганных, бумага, изобразительные средства (гуашь, акварель, фломастеры, кисти)

Цель: коррекция эмоции страха.

Этапы:

1. Настрой

Ведущий: Страшилка хотел напугать детей и разбросал фотографии, на которых изображено то, чего можно испугаться. Давайте рассмотрим их и выберем те фотографии, на которых действительно есть что-то пугающее. Найдите испуганного человечка (рассматривание и выбор пиктограмм, озвучивание схемы мимики). Изобразите лицо испуганного человека. Найдите испуганное лицо среди этих фотографий.

Продолжительность - 10 минут

2. Индивидуальная работа

Задание на создание ситуации успеха и отреагирование эмоций «Рисуем страшную маску»

Ведущий. Давайте сами испугаем Страшилку. Нарисуем страшные маски, наденем их и прогоним Страшилку!

Для работы могут потребоваться любые изобразительные средства по выбору детей (гуашь, акварель, фломастеры, мелки) и бумага А4. Чтобы получилась действительно маска, для младших детей можно обозначить на листе контур (круг, овал), ориентируясь на который они смогут нарисовать маску нужного размера.

По окончании рисования лишнюю бумагу надо вырезать ножницами или оборвать по контуру маски, проделать глаза, рот (вырезать или прорвать). Маска с рваными краями получается особенно впечатляющей. Детям помладше помогает Ведущий. С левого и правого боков маски на скотч крепятся веревочки. Теперь маска готова к примерке!

Дети надевают маски, им дается возможность сначала «покривляться» перед зеркалом и «попугать» друг друга (а детям этого непременно захочется). Ведущий отслеживает момент, когда дети уже слишком расшалились, и в это время направляет их энергию на Страшилку. Игрушка «пугается» и исчезает из комнаты. Дети переключаются на следующее задание.

Продолжительность - 10-15 минут

3. «Рисуем страхи»

Ведущий. Вы победили Страшилку, и теперь у вас есть силы, чтобы победить свои страхи. Первый шаг к победе над страхом вы сделаете, если нарисуете его.

Понадобится бумага А4, фломастеры, карандаши. часто дети выражают желание рисовать красками. Иногда задание вызывает сопротивление. Если ребенок убеждает, что не боится ничего, предложите ему нарисовать то, чего боятся другие люди.

Продолжительность - 15 минут

4. «Ритуал уничтожения страхов»

Прежде всего, нужно получить от ребенка признание того, что на рисунке действительно изображен его страх (настоящий или имевшийся раньше, «когда он был маленьким»), и, следовательно, теперь этот страх не внутри (в голове, или в сердце, или в груди), а снаружи. И значит, теперь его легко прогнать, уничтожить: для этого достаточно разорвать рисунок. Ребенку предлагают проделать это.

В то время, когда ребенок разрывает рисунок, Ведущий говорит:

«Вот так, рви на мелкие кусочки, чтобы ничего не осталось! Чтобы страх совсем ушел и никогда больше не возвращался. Рви еще мельче -- чтобы все страхи сами тебя испугались и убежали. Вот так! Чтобы от страха совсем ничего не оста-лось!»

После того, как рисунок разорван, Ведущий собирает обрывки, подчеркивая, что собирает их все до единого, чтобы ни одного не осталось. Скомкав обрывки, он энергичным жестом выбрасывает их («Вот так, чтобы совсем ничего не осталось!»). Все это проделывается эмоционально, серьезно и сосредоточенно.

Потом ребенку объясняют, что теперь он знает, как прогонять страх. Значит, если ему снова станет страшно, то он не будет бояться, а просто нарисует свой страх и прогонит его, как он это сделал только что. Для этого даже не обязательно на самом деле рисовать и рвать рисунок, достаточно только представить себе, как ты это делаешь. Рационалистичным детям (особенно подросткам) полезно представить всю процедуру как психотехническое средство, сделав акцент на том, что это техника, помогающая человеку управлять самим собой, своим душевным состоянием.

Продолжительность - 10-15 минут

В конце занятия можно провести медитацию, которая была предложена ранее.Занятие 8. «Я - волшебник». Создание коллажа.Арт-терапевтическая программа работы с онкологически больными детьми


Материалы: бумага (гофрированная, цветная, газеты, старые открытки), цветные карандаши, несколько журналов (для того, чтобы делать вырезки для коллажа), гуашь, кисти, акварель, ножницы, ткань (хлопок, шерсть, кружево, шелк, фланель), мягкие материалы (перо, вата, кусочки меха), грубые материалы (наждак, губка), другие материалы (фольга, пуговицы, пакеты, пробки, скорлупа, ленты, зерна, макароны, любые предметы, которые можно прикрепить или привязать к плоской поверхности), липкая лента, клей.

музыка для медитаций

Этапы.

1. Настрой

Займите места на стульях, расставленных по кругу.

Закрой глаза и постарайся поверить, что ты - настоящий волшебник.

В тебе находится огромная сила для осуществления всех твоих желаний.
Если хочешь, можешь вообразить, что в твоей руке волшебная палочка, и одним взмахом ты можешь преобразить весь мир.

Волшебник присутствует в каждом из нас.

Этот волшебник все видит и все знает.

Продолжительность - 5 минут

радостная музыка

2. Индивидуальная работа

Предложите детям создать коллаж на тему «Я - волшебник». Коллаж можно сделать используя различные материалы, иллюстрации из журналов, ножницы, клей и какую-нибудь основу. Основой может служить доска, картон, бумага, ткань, дерево, пластмасса.

Продолжительность - 30-40 минут

3. Заключительный этап

Арт-терапевтическая программа работы с онкологически больными детьми

Все коллажи выкладываются на всеобщий просмотр.

По желанию дети высказываются о своих коллажах.

Можно задать следующие вопросы:

Что изображено на твоем коллаже?

В чем сила Волшебника? Что может сделать Волшебник?

Куда ты направишь свою волшебную силу? Что ты сделаешь волшебного?

Продолжительность - 15 минут

Занятие 9. «Одеяло заботы»


Материалы: бумага, клей ПВА, крупы, зерна, семена, например - пшено, манка, зерна кофе, бобы, горох, рис, чечевица; краски, кисти, скотч.

спокойная музыка

1. Настрой

Займите места на стульях, расставленных по кругу.

Представьте человека, который нуждается сейчас в заботе.

Мы ведь помним, что мы здесь все Волшебники.

Давайте сегодня сделаем доброе дело - создадим одеяло заботы для того, кто нуждается сейчас в нашей любви.

Продолжительность - 5 минут

2. Индивидуальная работа

Для этого задания нужно покрыть лист бумаги клеем ПВА, чуть разбавленным с водой. После этого сразу можно выкладывать узоры, используя крупы, зерна и семена. На подсохшую манку затем можно наносить узор красками.

Продолжительность - 15-20 минут

3. Заключительный этап

Предлагается все работы объединить в одно большое одеяло, скрепив с нижней стороны скотчем. Все вместе берутся за одеяло, посылают любовь и заботу тем, кто нуждается в них.

Данное упражнение пробуждает в душах людей доброту и любовь, помогает в создании объединяющего, полного любви пространства.

«Одеяло заботы» можно повесить на видное место, чтобы оно стало символом любви и тепла.

Арт-терапевтическая программа работы с онкологически больными детьми

Занятие 10. «Подарки по кругу»

(завершение арт-терапевтической программы)


Цель: создание условия для реализации потребности человека в поддержке

Материалы: бумага, цветные карандаши, гуашь, кисти, акварель, природные материалы (шишки, камешки, засушенные цветы, веточки, песок, также можно использовать крупы, бобовые)

спокойная музыка

Этапы:

Перед тем, как приступить к основному заданию, предложите детям нарисовать свой

портрет, дать название своему рисунку и дать 10 ответов на вопрос «Кто Я?».

Таким образом, вы сможете понять, что изменилось в состоянии ребёнка за время арт-терапевтической программы.

После того, как задание выполнено, можно перейти к следующему этапу.

1. Настрой

Участникам предлагается занять места на стульях, расставленных по кругу.

Сейчас у вас есть уникальная возможность подарить кому-либо из присутствующих, самому себе, всей группе подарок, который дорог смыслом, значением. Это может быть любой предмет, который необходимо наделить символическим содержанием, придать ему художественный образ.

радостная музыка

2. Индивидуальная работа.

Займите места за столами для индивидуальной работы. На листе сделайте собственную композицию из природного материала, придумайте сюжет и название.

3. Участниками предлагается расположить работы на полу внутри круга, занять места на стульях. Далее каждый рассказывает о своей композиции, сообщает название, сюжет. Необходимо описать чувства, переживания, ассоциации, которые возникали в процесс творчества. Другие могут задавать вопросы.

4. Заключительный

Участники дарят друг другу на память свои композиции с самыми теплыми пожеланиями.

Арт-терапевтическая программа работы с онкологически больными детьми



Блокнот Ведущего.


После каждого занятия Ведущий должен ответить для себя на следующие вопросы:


  • Как я себя чувствую? Почему?

  • Как я оцениваю сегодняшнее занятие?

  • С какими трудностями я сегодня столкнулся (столкнулась)?

  • Как я их преодолел(а)?

  • Что было особенно запоминающимся в прошедшем занятии?

Будет здорово, если вы не только ответите на эти вопросы, но и создадите рисунок, отражающий ваше состояние. Вы же Ведущий арт-терапии. 

Арт-терапевтическая программа работы с онкологически больными детьми


© 2010-2022