• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Использование нетрадиционных методик и приемов работы с детьми с нарушением интеллекта на занятиях развития психомоторики и сенсорных процессов

Использование нетрадиционных методик и приемов работы с детьми с нарушением интеллекта на занятиях развития психомоторики и сенсорных процессов

АлексеенкоЕкатерина Викторовнаучитель начальных классовГОУ «Урульгинской школы-интернат»с. Урульга,Карымского районаИспользование нетрадиционных методик и приемов работы с детьми с нарушением интеллекта на занятиях развития психомоторики и сенсорных процессов.Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название специальная коррекционная программа VIII вида. Каждый ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алексеенко

Екатерина Викторовна

учитель начальных классов

ГОУ «Урульгинской школы

-интернат»

с. Урульга,

Карымского района

Использование нетрадиционных методик и приемов работы с детьми с нарушением интеллекта на занятиях развития психомоторики и сенсорных процессов.

Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название специальная коррекционная программа VIII вида. Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет отклонения в интеллектуальном развитии.

В самом общем виде сущность VIII вида состоит в развитии психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих.

Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.

Каждое занятие строится по следующим блокам: ознакомительно-организационный блок: настройка детей на занятие; коррекционно-развивающий блок: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка; аналитико-рефлексивный блок: анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.

Использование традиционных и нетрадиционных методик, техник и приемов работы с детьми с нарушением интеллекта помогает справиться с проблемами в развитии (в учебе, поведении), повышает работоспособность, улучшает память, оказывает помощь в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.

На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов применяются следующие методы коррекции: изотерапия, цветотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия и анималотерапия.

Хочется остановиться лишь на раскрытии одного из направлений помощи в развитии детей методе анималотерапии - оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).

Анималотерапия берёт свои истоки из глубины веков. Передаваемый по наследству опыт, что у животных есть чему поучиться, лежит в основе современных представлении об анималотерапии. Являясь одним из психологических методов, анималотерапия базируется на исследованиях и законах психологии человека, зоопсихологии.

Задача метода анималотерапии - раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находится в сбалансированном взаимодействии с окружающими.

В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, телесно-ориентированными методами, арттерапией.

Как у всякого метода, у анималотерапии есть широкий инструментарий - это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно. В анималотерапии предпочтение отдаётся «социализированным» животным: лошадям, кроликам, кошкам, собакам, хомячкам, свинкам. Взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического назначения означает естественную анималотерапию. Процесс целенаправленного использования животных и их символов по специально разработанным программам для коррекции познавательной деятельности, эмоционально - личностных проблем обозначает направленную анималотерапию.

Особенностью анималотерапии является возможность расширения опыта невербального поведения. Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т. е. эмпатия, качество, необходимое для успешного общения.

Наблюдения за поведением животного расширяют репертуар эмоций: радость, доброжелательность, грусть, обида, злость становятся понятны и узнаваемы. Также наблюдения за животными и взаимодействие с ними положительно сказывается на развитии интеллектуальных способностей детей.

На коррекционных занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов мы используем не сами животные, а их образы и символы. На занятиях применяются:

  • игры с мягкими игрушками (вызывают у детей положительные эмоции, помогают тактильной стимуляции);

  • чтение и инсценирование сказок о животных (решает дидактические, коррекционные задачи, развивает мышление и воображение детей, творческий потенциал, учит ребёнка находить решения в нестандартных ситуациях.);

  • просмотр фрагментов фильмов о животных или с участием животных;

  • прослушивание звуков природы;

  • анималотерапевтические игры и упражнения, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы;

  • телесно-ориенированные техники;

  • упражнения на развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;

  • упражнения на развитие речи и общения.

Цель: коррекция эмоционально - волевой сферы детей, испытывающих трудности в адаптации и общении - страхи, замкнутость, чувство одиночества и ответственности, неадекватная самооценка, агрессивность.

Сценическое воплощение образов животных не только придает веселый характер занятиям, но и побуждает наблюдать за привычками и повадками животных, проникать во внутренний мир животного, узнавать больше о его жизни, вызывает теплые чувства ним. Так прочитав сказку «Колобок», мы повторяли содержание, используя настольный кукольный театр, и в дальнейшем приготовили теневой театр по данной сказке. Дети были очень заинтересованы при подготовке к выступлению на сцене. Для игры-драматизации подбираются сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами. Например: «Колобок», «Теремок», «Зимовье», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух» и т.д Жизненный настрой сказок, в которых добро побеждает зло, дает возможность показать ребенку, как можно преодолеть трудности и опасности.

На занятиях просматриваем фрагменты фильмов о животных или с участием животных - это прекрасный способ расслабления. Применяются игры «Сочини сказку» (где ребенок составляет предложения о тех животных, звуки которого слышит).

Так же используются аудиозаписи звуков природы как лечебное средство. Этот метод не нов. Так, еще в Древней Индии «прописывали» в качестве лекарства от бессонницы, невроза, навязчивых состояний, соматических заболеваний прослушивание птичьего пения.

На занятиях применяются игры и упражнения, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы («Зверинец», «Крокодил» и др.), упражнения телесно-ориентированной терапии («Попугай», «Муха», «Петушиный бой» и др.). Они эффективны для работы с детьми, так как позволяют внести элемент игры и снижают вероятность сопротивления, ускоряют достижение эффекта.

Примерная структура коррекционно - развивающих занятий

  1. Дыхательные и релаксационные упражнения, способствующие снятию напряжения.

  2. Упражнения на развитие основных психических процессов.

  3. Упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.

  4. Упражнения, направленные на развитие эмоционально - волевой сферы.

  5. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики руки.

  6. Упражнения для профилактики нарушений зрения.

  7. Рефлексия.

Вся организация коррекционного процесса обучения должна быть ориентирована на добровольное и заинтересованное включение ребенка в деятельность, поэтому мы стараемся проводить игры-занятия, на которых дети занимаются с большим интересом.

Список литературы:

  1. Жигарева, Н. П. Определение места и роли трудовой терапии в реабилитации инвалидов / Н. П. Жигарева, Б. А. Сырникова // Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - 2010. - № 2. - С. 20-23. - Библиогр.: с. 23 (3 назв.).

  2. Корнеева, Е. В. Помощь при горевании методами эмоционально-образной терапии / Е. В. Корнеева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2010. - № 2. - С. 57-65.

  3. Новиков В. П. Телесно-ориентированная психотерапия в работе массажиста / В. П. Новиков // Массаж. Эстетика тела. - 2010. - № 1. - С. 28-31.

  4. Пелевин А. Холистический подход в терапии и рекомендации массажисту / А. Пелевин // Массаж. Эстетика тела. - 2010. - № 1. - С. 32.

  5. Энтрис, О. Ассоциированные характеристики тревожных расстройств / О. Энтрис // Практический психолог и логопед. - 2010. - № 2. - С. 7-22.

  6. Бакшеева, Т. С. Влияние арт-терапии на поведение подростков / Т. С. Бакшеева, Д. П. Горяйнова // Воспитание школьников. - 2010. № 7. - С. 58-60. - Библиогр. в конце ст.













© 2010-2022