Тренинговое занятие Синдром эмоциолнального выгорания

Эмоциональное выгорание (burn-out) — это симптом нашего времени. Это состояние истощения, которое приводит к параличу наших сил, чувств и сопровождается утратой радости по отношению к жизни. В наше время случаи синдрома выгорания учащаются. Это касается не только социальных профессий, для которых синдром выгорания был характерен ранее, но и других профессий, а также личной жизни человека. Распространению синдрома выгорания способствует наша эпоха — время достижений, потребления, нового материали...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Салганская средняя общеобразовательная школа








ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Эмоциональное выгорание педагогов


Подготовила:

Педагог-психолог

Волкова Н.А.




2015г.

Цель: познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание, симптомами его проявления, причинами возникновения, способами профилактики.

Материалы и оборудование:

  1. Бумага формата А4 (по количеству участников)

  2. Фломастеры, ручки (по количеству участников)

Предварительная работа:

Тест «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Ход занятия.

«Есть люди, которые связывают профессиональную деятельность с тяжелой работой, с обеспечением своего существования, и не видят радостей. Как следствие страдают и компетентность, и самооценка, и, конечно же, наше отношение к жизни, пропадает желание узнавать что-то новое, создавать, творить».

Вирджиния Сатир.

Педагог - психолог: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Тема нашего занятия «Синдром эмоционального выгорания педагогов», но перед тем как мы начнем, проведем разминку. Посмотрите на соседа справа и слева и улыбнитесь ему, скажите что приятное.

Разминка. Упражнение «Самоанализ»

Инструкция: В левой половине листа у вас находятся геометрические фигуры, выберите одну из них и раскрасьте её в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение в данный момент.

Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Сейчас я предлагаю вам в первом круге, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения);

- во втором - их идеальное соотношение (как вы хотите чтобы было).

Обсуждение: Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? К каким последствиям эти разногласия могут привести?

Профессия педагога - одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и воспитании, мы буквально "сгораем" на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые "тлеют" и со временем постепенно превращаются в "пламя".

Эмоциональное выгорание - это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без "разрядки" или "освобождения" от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций. Эмоциональное выгорание, это самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие».

- Уважаемые коллеги! Некоторое время назад мы заполняли анкету «Профилактика эмоционального выгорания педагогов». По результатам анкетирования все педагоги имеют средний показатель эмоционального выгорания. А это значит, что выгорание - длительный процесс. Его симптомы нарастают постепенно, иногда незаметно.

Выгорание возникает поэтапно и включает в себя 3 фазы синдрома эмоционального выгорания:

1. Напряжение - его создают повышенная ответственность, трудный контингент, дестабилизирующая рабочая обстановка.

2. Сопротивление - характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления.;

3. Истощение - характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений.

В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:

- усталость, истощение;

- недовольство собой, нежелание работать;

- усиление соматических болезней;

- нарушение сна;

- плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;

- агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);

- негативная самооценка;

- пренебрежение своими обязанностями;

- снижение энтузиазма;

- отсутствие удовлетворения от работы;

- негативное отношение к людям, частые конфликты;

- стремление к уединению;

- чувство вины;

- потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);

- снижение аппетита или переедание.

Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья.

Упражнение "Ведро мусора"

- У меня в руках ведро для мусора. Скажите, пожалуйста, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами - у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх, разочарование, злость. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства, которые у вас периодически накапливаются. А сейчас изорвите свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

- Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния. Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя.

Способы эмоциональной саморегуляции:

  • смех, улыбка, юмор;

  • размышления о хорошем, приятном;

  • рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

  • вдыхание свежего воздуха;

  • чтение стихов;

  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

  • Занятие любимым делом - хобби .

Упражнение «Приятные дела»

- Я предлагаю вам записать 10 приятных для вас дел, доставляющих вам удовольствие, т.е. ответить на вопрос «Что мне доставляет удовольствие?». Затем из данного списка выберете самый оптимальный на ваш взгляд способ восстановления психоэмоционального состояния.

Отсюда можно сделать вывод, что каждый из нас имеет возможность к саморегуляции, но, по разным причинам бывает так, что мы этого не делаем.

- Для профилактики эмоционального выгорания эффективен способ самовнушения и самопоощрения. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ(СЯ)!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».

Упражнение «Я хвалю себя за то, что…» (мяч)

- Уважаемые педагоги, сейчас мы будем хвалить себя. Необходимо продолжить фразу «Я хвалю себя за то, что …»

Упражнение "Лужайка позитивных качеств"

На доске висит лист бумаги зеленого цвета, которая напоминает лужайку. У каждого из вас есть бумажные цветки, напишите на них свои самые главные позитивные качества (по меньшей мере три) как профессионала и просто человека. Посмотрите какая у нас получилась красивая позитивная лужайка.

Упражнение «Самоанализ».

- Возьмите, пожалуйста, наши рабочие листочки. Внизу листа находятся геометрические фигуры, выберите одну из них и раскрасьте её в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данное занятие-тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.

Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.

Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.

Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.

- Наше тренинговое занятие подходит к концу. Спасибо за активную и продуктивную работу! И в заключении я бы хотела вам сказать, берегите себя для себя!

Помните: работа - всего лишь часть жизни.

Педагогам раздаются буклеты с информационным материалом.


© 2010-2022