Психолого – педагогическое сопровождение педагогов в работе с детьми СДВГ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психолого - педагогическое сопровождение педагогов

в работе с детьми СДВГ.

Герасимова Е.А.

МБДОУ «ДСКВ№102»


С появлением гиперактивного ребёнка в группе возникает немало проблем и воспитателям следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком. В данном случае, просто необходима психолого - педагогическая помощь и педагогам, воспитателям, и детям, и конечно же, родителям такого ребенка. Что же беспокоит педагогов, какие трудности при взаимодействии с такими детьми возникают у них в процессе работы, как им помочь и что с этим делать - все это ложится в основу работы педагога - психолога образовательного учреждения. Необходимо выделить в данном случае диагностическую, просветительскую и консультационную помощь педагога - психолога воспитателям. Все это оптимально сочетается и эффективно рассматривается в разных формах работы психолога: консультациях, лекциях, мастер-классах, семинарах практикумах, гостиных, а также тренингах, организованных психологом в помощь воспитателям.

Таким образом происходит понимание сути проблемы гиперактивности значительной части педагогов, восполняется недостаток информированности как теоретической, так и практической направленности. Помимо этого, трудности эмоциональной саморегуляции педагогов усложняют взаимодействие с данной категорией детей.

Давайте рассмотрим некоторые проблемные моменты и пути их эффективного решения. Воспитатели жалуются на исходящее от ребенка непрекращающееся беспокойство, замечают, что он вмешивается во все дела, болтает без умолку, обижает друзей. При этом следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком.

Важно донести до воспитателей, что необходимо грамотно направлять деятельность ребёнка. Система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями. Игры должны способствовать: снятию напряжения; снижению агрессивности; развитию умения концентрировать внимание, следовать инструкциям педагога.

Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду, что вносит массу проблем в деятельность воспитателя. Важно объяснить педагогам, что эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком. Всё это даёт результаты, если подобную линию поведения по отношению к дошкольнику выберут педагоги.

Гиперактивный ребёнок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы, поэтому сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, чтобы ребёнок был внимательным, выполняя какое-либо задание, нужно постараться не замечать, что он ёрзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребёнок, конечно, постарается какое-то время вести себя хорошо, но уже не сможет сосредоточиться на задании.

В другой раз в подходящей ситуации педагоги смогут тренировать навык усидчивости и поощрять ребёнка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребёнка высокая потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять её. Лучше попытаться научить его выплёскивать энергию приемлемыми способами: занимаясь танцами, спортивными и подвижными играми.

Конечно же воспитатели детских садов должны помнить, что гиперактивному ребёнку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребёнок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Нагрузка должна соответствовать возможностям ребёнка. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребёнок работает продуктивно лишь 10 минут, воспитателям не стоит заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесёт. Разумнее переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять «случайно» оброненный карандаш и т.д. Если ребёнок в состоянии продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему.

Каждый педагог знает, сколько хлопот может доставить гиперактивный ребенок. Но необходимо помнить, что гиперактивный ребенок не может вести себя так. Как этого требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему этого сделать. Постоянные окрики, замечания. Угрозы наказания, к которым обычно прибегают взрослые, не способны скорректировать его поведение, а порой они даже становятся источником новых конфликтов. Кроме того, все это может способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок, стал послушным и покладистым не удавалось еще никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых.

Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребёнка, которого влечёт всё неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребёнка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

Таким образом можно выделить основные моменты во взаимодействии педагогов с гиперактивным ребёнком:

  • «не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;

  • применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;

  • во время организованной деятельности размещать ребёнка ближе к себе чтобы уменьшить отвлекающие моменты;

  • давать возможность в процессе организованной спокойной деятельности подвигаться, выполняя какое-либо поручение;

  • хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

Многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком. Так, система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями. В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, необходимо наличие у него положительной мотивации. Обязательно нужна совместная работа родителей и педагогов, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей. И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а скорее, ухудшат его. Все это важно грамотно и доступно донести педагогу-психологу до педагогов, тем самым помочь, возможно научить и даже, пускай хоть на половину, решить проблемы, возникшие в группе, где появился гиперактивный ребенок. Все эти направления в работе психолога с педагогами, воспитателями необходимо учитывать, активно и доступно расширять запас знаний, методов и приемов работы с гиперактивными детьми.

Но важно отметить, что эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются лишь при оптимальном взаимодействии медиков, психологов и педагогов.

Список используемой литературы.


  1. Соболева А.Е. Гиперактивный ребёнок: когда бить тревогу. -ж. Современное дошкольное образование. -№4, 2010

  2. Двойнова А.Ф. Особенности работы с гиперактивными детьми. - ж. Справочник старшего воспитателя для дошкольного учреждения №6, 2010

Арцишевская И. Л.

  1. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. - М.: Книголюб, 2005

© 2010-2022