Программа курса по профориентации Секреты выбора профессии

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Киренска»












Программа элективного курса по психологии

для 9-10 классов






«СЕКРЕТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»













Автор педагог-психолог:

Швецова Евгения Геннадьевна














Киренск, 2014г.

Пояснительная записка


Выбор профессии или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбирать.

Задача самоопределения встает перед подростком дважды. Первый раз в 9-ом классе, когда подростку следует решить, продолжать обучение в школе или начать овладевать какой-либо специальностью. Второй раз в 10 классе, так как именно в этом возрасте школьники обычно осуществляют свой выбор, а в 11 классе окончательно определяются с вузом.

Профориентационный курс «Секреты выбора профессии» направлен на повышение уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать правильный профессиональный выбор, умение сопоставить профессиональное «хочу» и «могу»; на решение проблем экологии и здоровья в своей профессии; на развитие умений рациональной организации труда как составной части своего здорового образа жизни в профессии, на определение профиля обучения и планирование предполагаемого места работы.

Программа рассчитана на обучающихся 9−10−х классов, общий объем часов - 51 час. (17, 34 часа соответственно по классам).

Целью данного курса является активизация профессионального самоопределения учащихся и выбора профиля обучения.

Задачи:

  • обеспечение обучающихся системой сведений о мире современного профессионального труда;

  • приобретение обучающимися опыта применения общеучебных умений для профессиональной ориентации с учетом требований будущей профессии, собственных индивидуальных качеств, состояния здоровья;

  • формирование мотивации к сохранению своего профессионального здоровья и решению экологических проблем местного сообщества с помощью своей будущей профессиональной деятельности;

  • развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.

Ожидаемыми результатами являются:

  • формирование у учащихся выпускных классов убежденности в приоритетности ценностей экологии и здоровья в работе специалиста любой профессии; в необходимости и возможности здорового образа жизни в каждой профессии;

  • накопление опыта применения предметных знаний и общеучебных умений для профессиональной ориентации;

  • осмысленное самоопределение обучающихся в мире профессий с учетом своих желаний, индивидуальных и социальных возможностей, особенностей будущего профессионального труда.

В работе применяются следующие виды деятельности:

  • проектные работы;

  • самостоятельные исследования.

Формы подведения итогов программы:

  • научно-практические конференции;

  • защита проектных работ учащихся;

  • выставки работ школьников в виде стендовых докладов;

  • тестирование.

Использование технологии проектной деятельности позволит:

  • создать ориентационную и мотивационную основу для осознанного выбора;

  • расширить мировоззрение обучающихся;

  • развить познавательные и интеллектуальные способности обучающихся, умение самостоятельно приобретать знания;

  • подготовить школьников к участию в конкурсах проектных и исследовательских работ, научно-практических конференциях.


Основные понятия: профессия, рынок труда, рынок образовательных услуг, экологическая компетентность, здоровье, экологическая безопасность, учтойчивое развитие, вертикальная и горизонтальная карьера, среднее и высшее профессиональное образование, специалист, бакалавр, магистр, послевузовское образование, ученая степень, послевузовское образование, классификации профессий, профессиональные вредности, опасность труда, напряженность, психологические и медицинские ограничения, защита прав работника, профессиональный отбор, служба занятости, кадровое агентство, вакансия, конкуренция, резюме, портфолио, персонал, человеческие ресурсы, трудовая мобильность.

Содержание курса


  1. «Что я знаю о своих возможностях» 17ч.

Первый раздел включает в себя задачи самопознания: жизненные ценности; самооценка и уровень притязаний; темперамент и профессия. Умение владеть своими чувствами и эмоциями, понятия о стрессе. Как связана реакция на стресс с темпераментом человека, его личностными качествами, самооценкой, самочувствием.

Уровень развития психических процессов: определение типа мышления и как развивать мышление, связь типа мышления с профессией; внимание и память, как их тренировать. Какую определяющую роль в жизни человека играет уровень внутренней свободы. Профессиональные факторы риска для здоровья. Ограничения выбора профессии.

Диагностика проводится в комплексе с упражнениями, результаты фиксируются в индивидуальном дневнике «Секреты выбора профессии». Сопутствующей задачей является расширение представлений о мире профессий и активизация поиска информации о профессиях, что происходит благодаря широкому диапазону рекомендаций, содержащихся в интерпретации диагностических методик.

Для оценки результатов и процесса деятельности обучающихся подготавливаются и защищаются образовательные продукты: рефлексивные записи, рефлексивная оценка «Мой психологический портрет», индивидуальный проекты «Мой здоровый образ жизни в профессии», «Мое профессиональное кредо. Символ и девиз моей профессии».


  1. «Я выбираю профессию»19ч.

Второй раздел ориентирован на построение жизненной перспективы, осмысление ценностей, ожиданий, притязаний, освоение стратегий выбора. Изучается «банк профессий» и задачи устойчивого развития местного сообщества. Динамизм рынка труда. Группы профессий. Требования разных профессий к личностным качествам, влияние профессий на экологию и здоровье специалиста. Ограничения по медицинским показаниям. Самопознание своих профессиональных предпочтений. Примеры профессиограмм.

Понятие социального партнерства. Готовность к социальному партнерству специалистов разных профессий как условие решения задач устойчивого развития. Коммуникативные умения, умения договариваться и действовать совместно в общих целях, в команде - непременное требование к специалистам любой профессии.

Занятия проводятся в форме имитационных упражнений, деловых игр, часто используются эвристическая беседа и мозговой штурм, обучающиеся выполняют задания на самостоятельный поиск, решение конкретных проблемных ситуаций, направленных на построение жизненной перспективы, работают с разными источниками информации. Отрабатываются способы свертывания информации (выписки, конспект, схема, таблица). Встречи со специалистами разных профессий (анкетирование, интервьюирование). Организация работы с информаций в малой группе сотрудничества (по профессиям), распределение ролей.

Для оценки результатов и процесса деятельности обучающихся подготавливаются и защищаются образовательные продукты: рефлексивные записи, проект «Экологическая карта моей профессии. Моя профессиограмма» с отражением в ней экологических последствий профессиональной деятельности для состояния окружающей среды, вклада людей данной профессии в решение задач устойчивого развития территории. Аргументированные предложения по включению в профессиограмму личностных качеств. Презентация проекта, оценка и самооценка по заданным критериям. Рефлексия трудностей работы над проектом, возможные пути их устранения.


  1. «Образование и карьера» 15ч.

Третий раздел ориентирован на выбор профессии, на умение аргументировать свой выбор. Ошибки в выборе профессии. Рассматривается понятие «мотивация». Мотивация и достижение успеха. Адекватность мотивации. Потребности личности. Эффективное целеполагание и планирование времени. Навыки позитивного и конструктивного общения. Условия и правила партнерства. Распределение обязанностей между членами группы с учетом их индивидуальных особенностей и предпочтений. Качества, необходимые для партнерства, возможность их развития. Метод совместного творческого решения проблемы специалистами разных профессий (синектика).

Готовность учиться в течение всей жизни как главное условие успешности в любой профессии. Пути получения профессии - ступени среднего и высшего профессионального образования, послевузовского образования, учебные заведения региона.

Навыки самопрезентации - имидж, стиль, поведение при собеседовании, телефонные переговоры, резюме.

Для оценки результатов и процесса деятельности обучающихся подготавливаются и защищаются образовательные продукты: рефлексивные записи в дневнике «Секреты выбора профессии», групповой коллаж «Мой стиль в профессии», резюме, проект «Мой выбор». Рефлексия результата и процесса партнерства. Их оценка и самооценка.

Календарно-тематическое планирование 9 класс


Тема

Кол.
часов

В том числе на:

Примечание

Теоретическая часть

Практическая часть

1 раздел «Что я знаю о своих возможностях».

1

Введение. Мои жизненные ценности.


1

0,5

0,5

Работа с дневником. «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Психогеометрический тест. Презентация «Вверх по лестнице жизни»

2

Самооценка и уровень притязаний.

1

0,5

0,5

Работа с дневником. «Изучение общей самооценки» методика Г.Н. Казанцевой. Презентация « Самооценка и уровень притязаний». Видеопритча «Не слушай мнения окружающих»

3

Профессия и мой темперамент.

1

0,5

0,5

Темперамент и свойства нервной системы. Определение типа темперамента. Работа с дневником.

4

Профессия и моя эмоциональная сфера.

1

0,5

0,5

Тест «Уровень агрессивности» Басса-Дарки. Работа с дневником.

5

Профессия и невербальное общение

1

0,5

0,5

Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?». Работа с дневником.

6

Межличностное пространство

1

0,5

0,5

Работа с дневником, игра «Установление дистанции»

7

Профессия и моя стрессоустойчивость

1

0,5

0,5

Методика «Определение уровня тревожности», Теппинг-тест. «Мой тип нервной системы». Работа с дневником.

8

Профессия и мой тип адаптации.

1

0,5

0,5

Методики «Определение типа адаптации», «Определения уровня внутренней свободы».

9

Профессия и мой стиль мышления.

1

0,5

0,5

Методика «Определение типа мышления». Тест «Как у вас с логикой?» Работа с дневником.

10

Профессия и мой тип восприятия

1

0,5

0,5

Тест «Тип восприятия», работа с дневником.

11

Профессия и профиль функциональной ассиметрии.

1

0,5

0,5

Методика определения индивидуального латерального профиля. Работа с дневником.

12

Профессия и моя способность к запоминанию.

1

0,5

0,5

Диагностика памяти. Упражнения, работа с дневником.

13

Профессии, требующие высокого внимания.

1

0,5

0,5

Диагностика внимания. Работа с дневником.

14

Умею ли я слушать?

1

0,5

0,5

Работа с днеником. Тест «Умею ли я слушать».

15

Что я хочу и что могу делать в профессии.

1

0,5

0,5

Работа с дневником. Рефлексивная оценка, проект «Мой психологический портрет»

16

Пути получения профессии

1

1

-

Встреча с представителями КППК

17

Обобщение по разделу.


1

-

1

Рефлексивная оценка индивидуального проекта «Мое профессиональное кредо. Символ и девиз моей профессии».

итого

17

8,5

8,5

Календарно-тематическое планирование 10 класс detok.org/proforientaciya/razrabotki-urokov/


Тема

Кол.
часов

В том числе на:

Примечание

Теоретическая часть

Практическая часть

2 раздел «Я выбираю профессию».

1

Что я знаю о мире профессий.

1

1

-

Вымирающие профессии, профессии будущего. Работа с дневником.

2

Классификации профессий, их влияние на экологию и здоровье человека.

1

-

1

Классификация по Климову, Опросник Определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова), справочники.

3

Профессия, специальность, должность.

1

0,5

0,5

Презентация. Формула профессии (модификация методики Н.С. Пряжникова). Работа с дневником.

4-5

Мои интересы и склонности.


2

1

1

Методика «Профиль». (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока). Опросник профессиональных склонностей в модификации Резапкиной. Видеоролик «Говорит эксперт». Работа с дневником.

6

Профессиональный тип личности

1

-

1

«Определение профессионального типа личности».
(авторская модификация методики Д. Холланда). Работа с дневником.

7

Профессионально важные качества.

1

-

1

Работа в микрогруппах- подготовка профессиограмм.

8-9

Экологические риски в профессии.

2

1

1

Опросник «Ограничения профессиональной пригодности пр различных заболеваниях.» Тест «Мое здоровье». Работа с таблицей «Экологические факторы риска». Работа с дневником.

10

Способности общие и специальные. Профессии, требующие технических способностей, их влияние на здоровье и экологию.

1

0,5

0,5

«Определение технических способностей» (фрагмент Теста механической понятливости Бенета). Работа с дневником.

11

Профессии, требующие интеллектуальных способностей, их влияние на здоровье и экологию.

1

0,5

0,5

«Тест умственного развития» (Школьный Тест Умственного Развития в модификации Г. Резапкиной). Работа с дневником.

12

Профессии социального типа, их влияние на здоровье и экологию.

1

0,5

0,5

Тест «Способы поведения в конфликте». Работа с дневником.

13

Профессии, требующие способностей к офисным видам деятельности, их влияние на здоровье и экологию.

1

0,5

0,5

Тест «Интеллектуальная лабильность». Работа с дневником.

14

Профессии, требующие артистических способностей, их влияние на здоровье и экологию.

1

0,5

0,5

Анкетирование. Работа с дневником.

15

Я- руководитель

1

-

1

Тест «Организаторские способности», «Умеете ли вы руководить?». Работа с дневником.

16

Критерии профессиональной пригодности.

1

-

1

Проект «Экологическая карта моей профессии. Моя профессиограмма», защита , рефлексия результатов.

3 раздел «Образование и карьера».

17

Мотивы и потребности.

1

0,5

0,5

«Определение мотивации» (методика Головахи). Работа с дневником.

18

Эффективное целеполагание и планирование времени.

1

0,5

0,5

Деловая игра, групповая работа

19

Ошибки в выборе профессии

1

0,5

0,5

«Оптимисты и скептики» групповая игра. Работа с дневником.

20-21

Современный рынок и его требования к профессионалу.


2

1

1

Прогноз кадровых потребностей экономики Иркутской области, Киренскому району. Государственная служба занятости населения. Занятость и безработица. Встреча с представителями Биржи труда.

22-24

Пути получения профессии.

3

1

2

Работа с дневником. Матрица профессионального выбора. Средние и высшие учебные заведения Иркутской области.

25

Достижение жизненных целей и самовоспитание.

1

1

-

Работа с дневником.

26

Межличностные взаимоотношения и их значение в профессиональной деятельности.

1

-

1

Тестирование по методике Томаса, КОС. Работа с дневником.

27

Навыки самопрезентации

1

-

1

Групповой коллаж «Стиль в моей профессии». Профориентационная игра: «Приём на работу».

28

Собеседование, телефонные переговоры.

1

0,5

0,5

Основные правила подготовки к собеседованию и телефонным переговорам. Работа с дневником.

29

Резюме

1

0,5

0,5

Виды и правила составления резюме. Работа с дневником.

30

Деловая игра «Кадровый вопрос»

1

-

1

Работа с дневником.

31-33

Творческий проект «Мой выбор».

3

-

3

Подготовка и защита проекта.

34

Обобщение по разделу

1

-

1

Рефлексия результатов творческой работы.


итого

34

11,5

22,5



Литература для учащихся

  1. Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие для старшекл.. М.: «5 за знания», 2007. -352 с.

  2. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся старших классов средней школы. М., 1990 г.

  3. Огай О.Н. Учимся конспектировать: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 32 с.

  4. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие для 8-11 классов. М., 1995 г.

  5. Справочники для поступающих.

  6. Твоя профессиональная карьера: Учебник / Под редакцией С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. М., 1998 г.

  7. Экология и здоровье: Моя будущая профессия : Хрестоматия для старшекл. /под ред. Е.Н. Дзятковской.

Литература для учителя

  1. Балахчи Л.В.Основы предпрофильной подготовки и профильного обучения. Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во ИИПКРО, 2009. - 114с.

  2. Бендюков М.А., Соломин ИЛ.,"Как стать профессионалом. Путеводитель по рынку труда", СПб, 1998, 334 с.

  3. Дзятковская Е.Н. Экология и здоровье: Учебное пособие для старшекл. - Иркутск: Арком, 1993. - 180 с.

  4. Резпкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. - М.: Генезис, 2005.- 140с.

  5. Справочники для поступающих.

  6. УМК «Экология и здоровье в моей будущей профессии». Для 9-11 классов общеобразовательной школы. Учебная программа и методические рекомендации для учителя /Под ред. Е.Н.Дзятковской.- М.: Центр «Образование и экология», 2009.

  7. Шалавина Т.И. Чистякова С.Н. Умовская И.А. Твоя профессиональная карьера: Методика: Книга для учителя (под ред. Чистяковой С.Н.). М.: Просвещение. - 2006. - 160с.

  8. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /Под ред. Битяновой М.Р. - СПб-М.,: Питер, 2002. - 270с.


© 2010-2022