КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА

Тема: «Я» с большой буквы»    Занятие  расчитано на работу с детьми группы риска, направлено на  развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, повышение чувства уверенности в себе.                Цель:  способствовать более глубокому самораскрытию, самопознанию,  которое ведет к изменению себя; прояснение Я-концепции. Задачи: 1)    выведение на уровень осознания ценности и уникальности каждого участника; 2)    формирование навыков самоанали­за; 3)    установление конт...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА



Тема: «Я» с большой буквы»

Цель: способствовать более глубокому самораскрытию, самопознанию,

которое ведет к изменению себя; прояснение Я-концепции.

Задачи:

  1. выведение на уровень осознания ценности и уникальности каждого участника;

  2. формирование навыков самоанализа;

  3. установление контакта между участниками, снятие коммуникативных барьеров, принятие правил проведения тренинга; создание положительной мотивацию к предстоящим занятиям,

  4. принятие себя;

Целевые группы: учащиеся 7-8 классов, подростки 13-14 лет.

Группа 8-10 человек.

Форма занятия: тренинговое

Время проведения: 45 минут

Оборудование и методические материалы для занятия: карта

занятия (Приложение), мягкая игрушка, грецкие орехи (по числу

участников).

ТСО: мультимедийная установка, компьютер, экран, Презентация













План занятия

  1. Организационный момент:

  1. Ритуал приветствия (1 мин.)

  2. Целеполагание. Объявление темы занятия (2 мин)

  3. «Правила работы в группе» (1 мин.)

  4. Знакомство (3 мин.)

7 минут

  1. Основная часть

  1. Создание собственного образа с помощью изобразительных средств -

Упражнение «Это «Я»!» (5 мин)

  1. Осознание своей индивидуальности -

Упражнение «Орехи» (4 мин)

  1. Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим -

Упражнение «Кто я?» (7 мин)

  1. Развитие готовности осуществлять самоанализ -

Упражнения «Принятие себя» (7 мин),

«Скажи мне что-нибудь хорошее» (5 мин)

  1. минут

  1. Заключительная часть

  1. Рефлексия (8 мин)

  2. Ритуал прощания - Упражнение «До свидания!» (2 мин)

10 минут

45 минут

ХОД ЗАНЯТИЯ:



Этапы занятия

Задачи этапа

Содержание

Примечание

I. Организаци

онный момент

(7 минут)

Создание настроя на работу.


Сообщение целей и задач предстоящих занятий.













Принятие правил работы в группе






Установление контакта с подростками.

- Добрый день! Я рада видеть вас!

Ритуал приветствия (1 мин.)

- Для того чтобы приобрести уверенности я предлагаю Вам встать, взяться за руки, улыбнуться соседу слева, справа и всем вместе сказать «Здрав-ствуй-те!»

Цели предстоящих занятий. Объявление темы занятия №1. (2 мин.)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА

- Наши занятия - это уроки общения. Их цель: в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.

- На наших встречах мы будем учиться познавать себя. Использовать свои возможности в повседневной жизни и учебе. Корректировать черты характера, которые нас не устраивают.

- Основа всего, что будет происходить в группе, - доверие и искренность. Поэтому работать мы будем в кругу. Круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. Это возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. В этом пространстве нет ничего и никого, кроме нас самих и того, что мы приносим сюда в себе. Это и есть самое главное.

- Наша сегодняшняя встреча посвящена одной очень, на мой взгляд, интересной теме «Я» (с большой буквы)!».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА

- Дорогие друзья! Наша задача заглянуть в свое Я, поскольку наше Я - одна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас это голос озарения и творческой фантазии.

«Правила работы в группе» (1 мин.)

  • Для того, чтобы всем было комфортно, необходимо принять правила работы в группе.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА

Знакомство (3 мин.)

- Сейчас у нас будет возможность многое узнать друг о друге. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, когда я скажу: «Пересядьте все те, кто умеет вязать», все те, кто умеет вязать, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение.





























Слайд 1









































































Слайд 2













Слайд 3

II. Основная часть

(28 минут)

Создание собственного образа с помощью изобразитель

ных средств.

Поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения

Я-концепции.









Проведение аналогии - понятия «индивидуальность» (между грецкими орехами и людьми).









Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим.




Развитие готовности осуществлять самоанализ.





Развитие готовности осуществлять самоанализ.

- Продолжаем знакомство. Упражнение «Это «Я»!» (5 мин)

-Нарисуй себя в виде какого-нибудь предмета на одной стороне листа и животного на другой (рисуют 2 минуты).

- Представьтесь от имени предмета (я - пуговица, блестящая, красивая, люблю…, хочу…., не люблю…. И т.п.).

- Посмотрите, какие мы все разные с одной стороны и одинаковые с другой стороны.

-Ребята, как вы думаете, почему мы все такие разные? (высказыванияучащихся)

Да потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности - у нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями, дружили с разными людьми - все это отложило на нас особый отпечаток. Каждый человек уникален и по-своему неповторим. И хотя мы такие разные, нужно научиться сосуществовать, дружить, общаться и терпимо относиться к особенностям характера и внешности других людей. Это важно помнить и в семье, и в обществе. Каждый человек индивидуален. У каждого есть свои «+» и «-». Давайте ещё раз в этом убедимся (что каждый человек - индивидуален).

Упражнение «Орехи» (4 мин)

-Возьмите по одному ореху, а потом в течение минуты внимательно рассмотрите и запомнить свой орех (ставить на нем метки и раскалывать нельзя) (1 минута)

- Сложите их обратно в пакет /перемешать, высыпать в центр круга/

- Найдите свой орех. Расскажите, по каким признакам удалось найти именно свой орех, чем он так отличается от других.

Пояснение психолога: - И те, и другие в куче (или в толпе) на первый взгляд выглядят одинаково, а для того чтобы увидеть особенности, нужно потратить время, приглядеться. О ценности ореха, как правило, судят по тому, что находится у него внутри. Орех может быть очень красивым, но внутри - абсолютно пустым. И наоборот. Так же бывает и с людьми, поэтому не надо судить о человеке по каким-то внешним признакам. У ореха очень жесткая скорлупа, и она нужна ему для того, чтобы защитить нежное ядрышко. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются другим, для этого им требуется время.

Упражнение «Кто я?» (7 мин)

- Напишите на листочках 10 ответов на вопрос «Кто Я?». Используйте для этого различные слова и предложения, они могут носить как положительную, так и отрицательную характеристику. Пишите то, что первое вам приходит в голову. (3 минуты)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА

- Прочитайте, что у вас получилось.

Упражнение «Принятие себя» (7 мин)

- На листочке, где написаны 10 «Я», отметьте свои «недостатки» (-) и «достоинства» (+), предельно откровенно отметьте все, что считаете нужным. (2 минуты)

- Поясните написанное. Называя отрицательные характеристики, попробуйте найти пути их решения в положительную сторону (как вы сможете изменить себя).

Пояснение психолога: - У тебя есть сильные и слабые стороны, они определяют твои возможности. Но ты сам - автор своей жизни и можешь многое в ней изменить, если будешь действовать осмысленно и целенаправленно.

Скажи мне что-нибудь хорошее (5 мин)

Каждый по очереди говорит соседу справа что-то хорошее о нем, тот обязательно соглашается с ним, произносит слова: «Да, а еще я...» - и говорит что-то хорошее о себе.

Листочки на партах





Работают на листочках













































/Грецкие орехи, по количеству участников. Участники садятся в круг./









Работают на листочках





Слайд 4

III.

Заключительная часть

(10 минут)



Повышение чувства уверенности, эмоциональная разрядка.

Выявление уровня осознания темы занятия.



Закрепление положительного воспоминания о конце занятия.

Рефлексия (8 мин)

- Наше занятие подходит к завершению. Мы много узнали о себе самом и о других. В завершении проведём игру "Желаю тебе": в кругу каждый участник передает по кругу игрушку с пожеланиями тому, кто слева от вас. Я начинаю - «(Имя), желаю тебе чаще улыбаться!». (4 мин)

Упражнение «Обратная связь» (4 мин)

-обменяйтесь мнениями о сегодняшнем занятии, начиная свою речь словами «Сегодня я понял(а), что…».

Ритуал прощания (2 мин)

Упражнение «До свидания!»

/Ведущий протягивает в центр круга руку с открытой ладонью, называет свое имя и предлагает участникам проделать тоже самое. Затем все дружно говорят «До свидания!» и взмахивают руки вверх/.

мягкая игрушка

Используемая литература:

  1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. (Серия «Эффективный тренинг»).- СПб.: Питер, 2007.

  2. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет) -.СПб: Речь, 2007.

  3. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий /авт.-сост. Ю.А. Голубаева и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

Приложение к занятию

Ф.И. _____________________________________________класс___ Возраст______

Дата___________________________

ЗАНЯТИЕ №1 «Я» с большой буквы!»

Упражнение «Это «Я»!»







Упражнение «Кто я?»

Я-

Я-

Я -

Я -

Я -

Я -

Я -

Я -

Я -

Я -



© 2010-2022