- Преподавателю
- Школьному психологу
- КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рудштейн Л.Н. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА
Тема: «Я» с большой буквы»
Цель: способствовать более глубокому самораскрытию, самопознанию,
которое ведет к изменению себя; прояснение Я-концепции.
Задачи:
-
выведение на уровень осознания ценности и уникальности каждого участника;
-
формирование навыков самоанализа;
-
установление контакта между участниками, снятие коммуникативных барьеров, принятие правил проведения тренинга; создание положительной мотивацию к предстоящим занятиям,
-
принятие себя;
Целевые группы: учащиеся 7-8 классов, подростки 13-14 лет.
Группа 8-10 человек.
Форма занятия: тренинговое
Время проведения: 45 минут
Оборудование и методические материалы для занятия: карта
занятия (Приложение), мягкая игрушка, грецкие орехи (по числу
участников).
ТСО: мультимедийная установка, компьютер, экран, Презентация
План занятия
-
Организационный момент:
-
Ритуал приветствия (1 мин.)
-
Целеполагание. Объявление темы занятия (2 мин)
-
«Правила работы в группе» (1 мин.)
-
Знакомство (3 мин.)
7 минут
-
Основная часть
-
Создание собственного образа с помощью изобразительных средств -
Упражнение «Это «Я»!» (5 мин)
-
Осознание своей индивидуальности -
Упражнение «Орехи» (4 мин)
-
Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим -
Упражнение «Кто я?» (7 мин)
-
Развитие готовности осуществлять самоанализ -
Упражнения «Принятие себя» (7 мин),
«Скажи мне что-нибудь хорошее» (5 мин)
-
минут
-
Заключительная часть
-
Рефлексия (8 мин)
-
Ритуал прощания - Упражнение «До свидания!» (2 мин)
10 минут
45 минут
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Этапы занятия
Задачи этапа
Содержание
Примечание
I. Организаци
онный момент
(7 минут)
Создание настроя на работу.
Сообщение целей и задач предстоящих занятий.
Принятие правил работы в группе
Установление контакта с подростками.
- Добрый день! Я рада видеть вас!
Ритуал приветствия (1 мин.)
- Для того чтобы приобрести уверенности я предлагаю Вам встать, взяться за руки, улыбнуться соседу слева, справа и всем вместе сказать «Здрав-ствуй-те!»
Цели предстоящих занятий. Объявление темы занятия №1. (2 мин.)
- Наши занятия - это уроки общения. Их цель: в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.
- На наших встречах мы будем учиться познавать себя. Использовать свои возможности в повседневной жизни и учебе. Корректировать черты характера, которые нас не устраивают.
- Основа всего, что будет происходить в группе, - доверие и искренность. Поэтому работать мы будем в кругу. Круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. Это возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. В этом пространстве нет ничего и никого, кроме нас самих и того, что мы приносим сюда в себе. Это и есть самое главное.
- Наша сегодняшняя встреча посвящена одной очень, на мой взгляд, интересной теме «Я» (с большой буквы)!».
- Дорогие друзья! Наша задача заглянуть в свое Я, поскольку наше Я - одна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас это голос озарения и творческой фантазии.
«Правила работы в группе» (1 мин.)
-
Для того, чтобы всем было комфортно, необходимо принять правила работы в группе.
Знакомство (3 мин.)
- Сейчас у нас будет возможность многое узнать друг о друге. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, когда я скажу: «Пересядьте все те, кто умеет вязать», все те, кто умеет вязать, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
II. Основная часть
(28 минут)
Создание собственного образа с помощью изобразитель
ных средств.
Поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения
Я-концепции.
Проведение аналогии - понятия «индивидуальность» (между грецкими орехами и людьми).
Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим.
Развитие готовности осуществлять самоанализ.
Развитие готовности осуществлять самоанализ.
- Продолжаем знакомство. Упражнение «Это «Я»!» (5 мин)
-Нарисуй себя в виде какого-нибудь предмета на одной стороне листа и животного на другой (рисуют 2 минуты).
- Представьтесь от имени предмета (я - пуговица, блестящая, красивая, люблю…, хочу…., не люблю…. И т.п.).
- Посмотрите, какие мы все разные с одной стороны и одинаковые с другой стороны.
-Ребята, как вы думаете, почему мы все такие разные? (высказыванияучащихся)
Да потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности - у нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями, дружили с разными людьми - все это отложило на нас особый отпечаток. Каждый человек уникален и по-своему неповторим. И хотя мы такие разные, нужно научиться сосуществовать, дружить, общаться и терпимо относиться к особенностям характера и внешности других людей. Это важно помнить и в семье, и в обществе. Каждый человек индивидуален. У каждого есть свои «+» и «-». Давайте ещё раз в этом убедимся (что каждый человек - индивидуален).
Упражнение «Орехи» (4 мин)
-Возьмите по одному ореху, а потом в течение минуты внимательно рассмотрите и запомнить свой орех (ставить на нем метки и раскалывать нельзя) (1 минута)
- Сложите их обратно в пакет /перемешать, высыпать в центр круга/
- Найдите свой орех. Расскажите, по каким признакам удалось найти именно свой орех, чем он так отличается от других.
Пояснение психолога: - И те, и другие в куче (или в толпе) на первый взгляд выглядят одинаково, а для того чтобы увидеть особенности, нужно потратить время, приглядеться. О ценности ореха, как правило, судят по тому, что находится у него внутри. Орех может быть очень красивым, но внутри - абсолютно пустым. И наоборот. Так же бывает и с людьми, поэтому не надо судить о человеке по каким-то внешним признакам. У ореха очень жесткая скорлупа, и она нужна ему для того, чтобы защитить нежное ядрышко. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются другим, для этого им требуется время.
Упражнение «Кто я?» (7 мин)
- Напишите на листочках 10 ответов на вопрос «Кто Я?». Используйте для этого различные слова и предложения, они могут носить как положительную, так и отрицательную характеристику. Пишите то, что первое вам приходит в голову. (3 минуты)
- Прочитайте, что у вас получилось.
Упражнение «Принятие себя» (7 мин)
- На листочке, где написаны 10 «Я», отметьте свои «недостатки» (-) и «достоинства» (+), предельно откровенно отметьте все, что считаете нужным. (2 минуты)
- Поясните написанное. Называя отрицательные характеристики, попробуйте найти пути их решения в положительную сторону (как вы сможете изменить себя).
Пояснение психолога: - У тебя есть сильные и слабые стороны, они определяют твои возможности. Но ты сам - автор своей жизни и можешь многое в ней изменить, если будешь действовать осмысленно и целенаправленно.
Скажи мне что-нибудь хорошее (5 мин)
Каждый по очереди говорит соседу справа что-то хорошее о нем, тот обязательно соглашается с ним, произносит слова: «Да, а еще я...» - и говорит что-то хорошее о себе.
Листочки на партах
Работают на листочках
/Грецкие орехи, по количеству участников. Участники садятся в круг./
Работают на листочках
Слайд 4
III.
Заключительная часть
(10 минут)
Повышение чувства уверенности, эмоциональная разрядка.
Выявление уровня осознания темы занятия.
Закрепление положительного воспоминания о конце занятия.
Рефлексия (8 мин)
- Наше занятие подходит к завершению. Мы много узнали о себе самом и о других. В завершении проведём игру "Желаю тебе": в кругу каждый участник передает по кругу игрушку с пожеланиями тому, кто слева от вас. Я начинаю - «(Имя), желаю тебе чаще улыбаться!». (4 мин)
Упражнение «Обратная связь» (4 мин)
-обменяйтесь мнениями о сегодняшнем занятии, начиная свою речь словами «Сегодня я понял(а), что…».
Ритуал прощания (2 мин)
Упражнение «До свидания!»
/Ведущий протягивает в центр круга руку с открытой ладонью, называет свое имя и предлагает участникам проделать тоже самое. Затем все дружно говорят «До свидания!» и взмахивают руки вверх/.
мягкая игрушка
Используемая литература:
-
Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. (Серия «Эффективный тренинг»).- СПб.: Питер, 2007.
-
Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет) -.СПб: Речь, 2007.
-
Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий /авт.-сост. Ю.А. Голубаева и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
Приложение к занятию
Ф.И. _____________________________________________класс___ Возраст______
Дата___________________________
ЗАНЯТИЕ №1 «Я» с большой буквы!»
Упражнение «Это «Я»!»
Упражнение «Кто я?»
Я-
Я-
Я -
Я -
Я -
Я -
Я -
Я -
Я -
Я -