- Преподавателю
- Школьному психологу
- Памятка Упражнения для развития внимания в домашних условиях
Памятка Упражнения для развития внимания в домашних условиях
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шибанова К.Ю. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Упражнения для развития внимания ребёнка в домашних условиях.
Уважаемые родители, данные упражнения просты и не требуют большого количества времени, проводятся в форме игры. Но для достижения определенного результата их необходимо использовать каждый день.
Корректурные задания (Использовать только при условии, что ребёнок знает буквы)
Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.
Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.
Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев.
Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.
Можно начинать с работы в течение 3 минут (неделя), дальше работаем по 5 минут в день.
Усложнение:
1 неделя - зачеркивать одну букву
2 неделя - зачеркивать 2 буквы
3 неделя - 1 букву зачеркивать, другую - обводить в кружок
4 неделя - на одной строчке нужную букву зачеркиваем, на второй строчке - обводим в кружок
5 неделя - можно попробовать работать с 3 буквами
«Перепуганные линии» (Лабиринты)
Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания. Например
Лабиринты даются в форме игры. Начинайте с простых лабиринтов, работайте не более 3-5 минут, постепенно усложняйте лабиринты и увеличивайте время работы до 10-15 минут.
«Найди отличия»
Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включения в регуляцию деятельности.
Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей. Например
Такую работу необходимо чередовать с лабиринтами (например, через день). Начинайте с несложных картинок (до 5 различий), работайте в течении 5 минут, затем через неделю можно перейти к более сложным картинками (до 10 различий), картинки можно повторять через есколько дней.
Игра, распространенная у охотничьих племен индейцев
Детям предлагают короткое время посидеть тихо и постараться услышать все возможные шумы, угадать, от чего они произошли (родитель может специально «организовать» некоторые шумы). Эту игру можно проводить как соревнование: кто больше услышит шумов и угадает их происхождение.
Такую игру полезно проводить каждый день, в течении небольшого количества времени (5-10 минут), можно использовать во время прогулки.
Игра «Заметь все»
Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.
Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а например, один на другом с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).
Данную игру необходимо проводить 2-3 раза в неделю по 5-10 минут, начинайте с 5-6 предметов, через 1 неделю увеличивайте количество предметов на 2.
Игра «Ищи безостановочно»
В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу взрослого один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют. Также необходимо проводить каждый день по 5-10 минут, можно во время прогулки, совместной игры.
Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.
В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.
Данную игру можно использовать 2-3 раза в неделю во время совместной деятельности или игры.
Игра "Пуговица".
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.
Начинайте с поля 5 на 5 клеток и 5-6 пуговиц (пуговицы можно заменить любыми другими мелкими предметами, игрушками). Через неделю увеличивайте количество клеток и пуговиц на 2.
Упражнение на распределение внимания.
Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.
а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин.
Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.
(Треугольники с "округленными" вершинами не считаются, так же как и круги с "углами". Задача ребенка - нарисовать как можно больше треугольников и кругов.)
Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров; запись слов и прослушивание кусочка стихотворения и т.д. Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребенка.
22. Упражнение "Выполни по образцу" (тренировка концентрации внимания).
Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров.
Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
а) анализ каждого элемента узора;
б) правильное воспроизведение каждого элемента;
в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.
При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.