Родительское собрание на тему Особенные дети

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Особые дети

Не все дети способны полноценно включиться в современный образовательный процесс по различным причинам: состояние физического и психического здоровья, . Семья - первый и главный воспитатель ребенка. Воспитание детей начинается с воспитания и самовоспитания родителей

Актуальность данной разработки. Родителям младших школьников нужны простые советы в доступной и понятной форме. Одной из важнейших форм организации и проведения работы с родителями по праву является родительское собрание.

Цель: познакомить родителей с особенностями развития «особых» групп детей, информировать о навыках взаимодействия с этими детьми.

Задачи:

- предоставить родителям возможность проанализировать особенности развития своего ребенка;

- показать значимость взаимной работы семьи и школы.




Подготовительная работа

  1. За неделю до собрания классный руководитель рассылает родителям пригласительные письма.

  2. Классный руководитель обсуждает тему со школьным психологом.

  3. Психолог планирует работу по изучению данной темы: тренинги с родителями и детьми, встречи с родителями.

  4. Классный руководитель составляет мультимедийную презентацию.

  5. Классный руководитель готовит памятку для родительской копилки, листы с описанием «портрета особого ребенка».

Оформление, оборудование, материалы:

- мультимедийное оборудование;

- раздаточный материал - карточки четырех цветов (синий, желтый, красный, зеленый);

- оборудованные столы для групп родителей;

- листы-карточки для коллективной работы;

- памятки для родителей;

- листы с описанием «портрета особого ребенка».

I. Организационный момент.

Классный руководитель встречает родителей. Родителям предлагается выбрать себе карточку одного цвета из предложенных и занять место за столами с надписью этого цвета.

II. Приветствие.

Упражнение «Здравствуйте, у вас, а у вас…» Родители с карточками синего и красного цвета встают во внутренний круг, а остальные - во внешний, разбиваются на пары. По сигналу ведущего участники по очереди приветствуют друг друга и восхищаются любым личностным качеством, присущим напарнику.

III. Мозговой штурм.

Цель: выяснить, какие чувства испытали родители за небольшой период обучения их детей в школе.

- Уважаемые родители, я знаю, что у вас сейчас нелегкое время, вы заново переступили порог школы. Подумайте минуту и ответьте, какие чувства и эмоции прочно поселились в вашем сердце?

Родители называют, учитель записывает на доске.

- Вместе с вами попытаемся обсудить проблемы и трудности, связанные со школьным обучением ребенка.

IV. Постановка цели собрания.

- В последнее время все чаще педагогам и психологам школ приходится отвечать на вопрос: что делать, если ребенок дерется, боится отвечать у доски, ему трудно учиться, он не может усидеть на месте 10 минут? Количество таких вопросов растет. Наверное, потому что в наше время родители не всегда имеют возможность и время заняться ребенком, и проблемы нарастают, как снежный ком. Сегодня мне хочется познакомить вас с критериями таких детей, которые часто беспокоят педагогов и родителей. Гласная цель - показать важность и необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей.

V. Знакомство с группами «особых детей».

Первая группа - агрессивные дети. Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее физический ущерб людям. А.А. Реан предлагает не идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - намеренные действия, направленные на «причинение ущерба другому человеку, группе людей или животных». Агрессивность - свойство личности, «выражающее готовность к агрессии».

Выделяют следующие виды агрессии: доброкачественная - проявляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. Злокачественная - представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

Психологи отмечают, что если строго наказывать ребенка за любое проявление агрессии, то он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации.

Чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики Раншбург и Поппер советуют родителям:

- уделять больше времени своим детям;

- стремиться к установлению теплых отношений со своими детьми;

- на определенных этапах развития проявлять твердость и решительность.

Психологи советуют педагогам:

- обучать агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;

- обучать детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;

- отрабатывать навыки общения в различных конфликтных ситуациях;

- формировать такие качества, как эмпатия, доверие к людям.

Эмпатия - нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей, сопереживание.

Работая с агрессивными детьми, педагоги используют разные формы коррекционной работы:

- ролевые игры;

- перенос гнева на неопасные объекты (резиновые игрушки, стаканчики для крика, поролоновые шарики);

- создание и принятие решения в конфликтной ситуации;

- сочинение ребенком сказок, историй.

Любая коррекционная работа с детьми не будет успешна без поддержки родителей. Вы, как родители, должны знать, что прикасаться к ребенку в тот момент, когда вы злы - возбраняется. И поэтому предлагаем вам рецепты избавления от гнева, которые помогут решить часть вопросов в воспитании детей.

Памятка 1. Шесть рецептов избавления от гнева.

№ п/п

Содержание

Пути решения

1

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

Слушайте своего ребенка. Проводите с ним как можно больше времени. Делитесь с ним опытом. Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах, неудачах. Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

2

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием стресса и вас легко вывести из равновесия.

Отложите или вовсе отмените совместные дела с ребенком. Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

3

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

Говорите детям прямо о своих желаниях и потребностях:

«Я очень расстроена и хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, один» или «На работе дела вывели меня из себя. Я немного успокоюсь, а ты пока меня не трогай.»

4

В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить

Примите теплую ванну, душ. Выпейте чаю. Позвоните друзьям. Сделайте «успокаивающую» маску для лица. Просто расслабьтесь, лежа на диване. Послушайте любимую музыку.

5

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев

Не давайте ребенку играть с теми вещами, которыми вы дорожите. Не позволяйте выводить вас из равновесия. Умейте предчувствовать подступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляйте собой и ситуацией.

6

К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть все возможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям

Изучайте силы и возможности вашего ребенка. Если вам предстоит визит к врачу, отрепетируйте все загодя. Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.

Вторая группа - гиперактивные дети. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующему возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. Отмечают три основных блока проявления гиперактивности:

- дефицит внимания;

- импульсивность;

- повышенная двигательная активность.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей прежде всего являются:

- патологии беременности, родов;

- инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;

- генетическая обусловленность.

Памятка 2. Ошибки при воспитании гиперактивного ребенка.

№ п/п

Содержание

Пути преодоления

1

Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом

Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам»

2

Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка

Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список того, что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю)

3

Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом

Работу с гневом родители могут осуществлять, используя «Лестницу гнева»

Специалисты утверждают, что если придерживаться определенных условий, это приведет к положительному результату:

- благоприятная обстановка без интеллектуальных перезагрузок;

- соблюдение соответствующего режима;

- ровная эмоциональная атмосфера;

- желательно, обучение по специальной программе.

Педагоги осуществляют процесс обучения ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, семейную обстановку. Учителя практикуют такие формы работы, как:

- коррекционные занятия;

- игры на развитие отдельных психических функций;

- вовлечение ребенка в групповые виды деятельности (игры и занятия).

Третья группа - тревожные дети. Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

Какой вид тревоги будет использовать человек, во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

- негативными требованиями, предъявленными к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;

- неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

- противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители ил школа.

Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех направлениях:

- повышение самооценки ребенка;

- обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

- отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Со стороны педагогов продумана большая работа с тревожными ребятами. Для помощи им используются следующие методы работы:

- похвала ребенка в присутствии других детей и взрослых;

- визуальный контакт, т.е. общение «глаза в глаза»;

- беседы, в которых ребенку предлагается обсуждение проблем, схожих с его собственными;

- релаксационные упражнения и игры;

- ролевые и сюжетные игры;

- игры с куклами.

Памятка 3. Восемь рецептов повышения самооценки для родителей.

№ п/п

Содержание

Пути выполнения

1

Постарайтесь более позитивно относиться к жизни

Используйте внутренний диалог ссобой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное

2

Относитесь к людям так, как они заслуживают

Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а их позитивные качества

3

Относитесь к себе с уважением

Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые

4

Постарайтесь избавиться от того, что вам самим не нравиться в себе

Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-нибудь изменить в себе. Если да, то не откладывайте

5

Начинайте принимать решения самостоятельно

Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любое принятое решение вы можете оправдать и обосновать

6

Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние

Приобретайте любимые книги, музыкальные записи. Имейте и любите свои «слабости»

7

Начинайте рисковать

Принимайте на себя ответственность. Пусть доля риска сначала может быть невелика

8

Обретите веру любую: в человека, в судьбу, в обстоятельства

Помните, что вера во что-либо может помочь нам в решении трудных ситуаций. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите

Четвертая группа - аутичные дети. Аутизм - искажение психологического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ЦНС ребенка. Диагноз «аутизм» могут поставить только врачи. Основные клинические признаки аутизма:

- трудности коммуникации;

- побочные реакции на сенсорные раздражители;

- нарушения развития речи;

- стереотипность поведения;

- социальное взаимодействие.

В настоящее время рекомендуем проводить работу в следующих направлениях:

- развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации;

- навыков самообслуживания;

- речи и коммуникативных склонностей.

VI. Работа в микрогруппах.

Цель работы - закрепить на практике теоретический материал.

Школьный психолог:

- Уважаемые родителиЮ перед вами карточки «Портрет особого ребенка». Возьмите листок, на нем название одной из группы детей. В процессе коллективного обсуждения укажите характерные особенности ребенка этой группы, если хотите, можете подписать свои варианты.

Родители работают 5 минут. В это время играет музыка. Через определенное время каждая группа доказывает свой выбор характерных особенностей, идет обсуждение.

Портрет «особого ребенка»:

  • Слишком говорлив

  • Отказывается от коллективной работы

  • Продуктивно работает с пооперационными картами

  • Чрезмерно подвижен

  • Имеет высокие требования к себе

  • Не понимает чувств и переживает других людей

  • Ощущает себя отверженным

  • Любит ритуалы

  • Имеет низкую самооценку

  • Часто ругается со взрослыми

  • Создает конфликтные ситуации

  • Отстает в развитии речи

  • Чрезмерно подозрителен

  • Вертится на месте

  • Постоянно контролирует свое поведение

  • Сваливает вину на других

  • Беспокоен в движении

  • Имеет соматические проблемы: боли в голове, животе

  • Спорит со взрослыми

  • Суетлив

  • Кажется отрешенным, безразличным к окружающим

  • Любит заниматься головоломками, мозаиками

  • Импульсивен, часто дерется

  • Имеет отрешенный взгляд

  • Часто предчувствует «плохое»

  • Самокритичен

  • Не может адекватно оценить свое поведение

  • Имеет мускульное напряжение

  • Увлекается коллекционированием

  • Имеет плохую координацию движений

  • Опасается в новую форму деятельности

  • Часто специально раздражает взрослых

  • Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

  • Робко здоровается

  • Годами играет в одну и ту же игру

  • Мало и беспокойно спит

  • Толкает, ломает, рушит все вокруг

  • Чувствует себя беспомощно

VII. Итог собрания. Решение собрания.

Знания педагогов и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку - и в образовательном учреждении, и дома. Психологом школы разработаны четыре тренинга по взаимодействию с «особыми» детьми. Если кто-то обнаружит в своем ребенке схожие характерные особенности, кого-то заинтересовали сведения, сообщенные вам сегодня, мы предлагаем вам встречи с психологом. Это могут быть как индивидуальные встречи, так и групповые занятия.

- Чем полезна для вас данная встреча?

Решения собрания

  1. Принять полученную информацию к сведению.

  2. Провести собрание, посвященное еще одной группе «особых детей» - одаренным детям.


© 2010-2022