- Преподавателю
- Школьному психологу
- Родительское собрание на тему Особенные дети
Родительское собрание на тему Особенные дети
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Власенко Т.Г. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Особые дети
Не все дети способны полноценно включиться в современный образовательный процесс по различным причинам: состояние физического и психического здоровья, . Семья - первый и главный воспитатель ребенка. Воспитание детей начинается с воспитания и самовоспитания родителей
Актуальность данной разработки. Родителям младших школьников нужны простые советы в доступной и понятной форме. Одной из важнейших форм организации и проведения работы с родителями по праву является родительское собрание.
Цель: познакомить родителей с особенностями развития «особых» групп детей, информировать о навыках взаимодействия с этими детьми.
Задачи:
- предоставить родителям возможность проанализировать особенности развития своего ребенка;
- показать значимость взаимной работы семьи и школы.
Подготовительная работа
-
За неделю до собрания классный руководитель рассылает родителям пригласительные письма.
-
Классный руководитель обсуждает тему со школьным психологом.
-
Психолог планирует работу по изучению данной темы: тренинги с родителями и детьми, встречи с родителями.
-
Классный руководитель составляет мультимедийную презентацию.
-
Классный руководитель готовит памятку для родительской копилки, листы с описанием «портрета особого ребенка».
Оформление, оборудование, материалы:
- мультимедийное оборудование;
- раздаточный материал - карточки четырех цветов (синий, желтый, красный, зеленый);
- оборудованные столы для групп родителей;
- листы-карточки для коллективной работы;
- памятки для родителей;
- листы с описанием «портрета особого ребенка».
I. Организационный момент.
Классный руководитель встречает родителей. Родителям предлагается выбрать себе карточку одного цвета из предложенных и занять место за столами с надписью этого цвета.
II. Приветствие.
Упражнение «Здравствуйте, у вас, а у вас…» Родители с карточками синего и красного цвета встают во внутренний круг, а остальные - во внешний, разбиваются на пары. По сигналу ведущего участники по очереди приветствуют друг друга и восхищаются любым личностным качеством, присущим напарнику.
III. Мозговой штурм.
Цель: выяснить, какие чувства испытали родители за небольшой период обучения их детей в школе.
- Уважаемые родители, я знаю, что у вас сейчас нелегкое время, вы заново переступили порог школы. Подумайте минуту и ответьте, какие чувства и эмоции прочно поселились в вашем сердце?
Родители называют, учитель записывает на доске.
- Вместе с вами попытаемся обсудить проблемы и трудности, связанные со школьным обучением ребенка.
IV. Постановка цели собрания.
- В последнее время все чаще педагогам и психологам школ приходится отвечать на вопрос: что делать, если ребенок дерется, боится отвечать у доски, ему трудно учиться, он не может усидеть на месте 10 минут? Количество таких вопросов растет. Наверное, потому что в наше время родители не всегда имеют возможность и время заняться ребенком, и проблемы нарастают, как снежный ком. Сегодня мне хочется познакомить вас с критериями таких детей, которые часто беспокоят педагогов и родителей. Гласная цель - показать важность и необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей.
V. Знакомство с группами «особых детей».
Первая группа - агрессивные дети. Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее физический ущерб людям. А.А. Реан предлагает не идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - намеренные действия, направленные на «причинение ущерба другому человеку, группе людей или животных». Агрессивность - свойство личности, «выражающее готовность к агрессии».
Выделяют следующие виды агрессии: доброкачественная - проявляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. Злокачественная - представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.
Психологи отмечают, что если строго наказывать ребенка за любое проявление агрессии, то он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации.
Чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики Раншбург и Поппер советуют родителям:
- уделять больше времени своим детям;
- стремиться к установлению теплых отношений со своими детьми;
- на определенных этапах развития проявлять твердость и решительность.
Психологи советуют педагогам:
- обучать агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
- обучать детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
- отрабатывать навыки общения в различных конфликтных ситуациях;
- формировать такие качества, как эмпатия, доверие к людям.
Эмпатия - нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей, сопереживание.
Работая с агрессивными детьми, педагоги используют разные формы коррекционной работы:
- ролевые игры;
- перенос гнева на неопасные объекты (резиновые игрушки, стаканчики для крика, поролоновые шарики);
- создание и принятие решения в конфликтной ситуации;
- сочинение ребенком сказок, историй.
Любая коррекционная работа с детьми не будет успешна без поддержки родителей. Вы, как родители, должны знать, что прикасаться к ребенку в тот момент, когда вы злы - возбраняется. И поэтому предлагаем вам рецепты избавления от гнева, которые помогут решить часть вопросов в воспитании детей.
Памятка 1. Шесть рецептов избавления от гнева.
№ п/п
Содержание
Пути решения
1
Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно
Слушайте своего ребенка. Проводите с ним как можно больше времени. Делитесь с ним опытом. Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах, неудачах. Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.
2
Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием стресса и вас легко вывести из равновесия.
Отложите или вовсе отмените совместные дела с ребенком. Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.
3
Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии
Говорите детям прямо о своих желаниях и потребностях:
«Я очень расстроена и хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, один» или «На работе дела вывели меня из себя. Я немного успокоюсь, а ты пока меня не трогай.»
4
В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить
Примите теплую ванну, душ. Выпейте чаю. Позвоните друзьям. Сделайте «успокаивающую» маску для лица. Просто расслабьтесь, лежа на диване. Послушайте любимую музыку.
5
Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев
Не давайте ребенку играть с теми вещами, которыми вы дорожите. Не позволяйте выводить вас из равновесия. Умейте предчувствовать подступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляйте собой и ситуацией.
6
К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть все возможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям
Изучайте силы и возможности вашего ребенка. Если вам предстоит визит к врачу, отрепетируйте все загодя. Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.
Вторая группа - гиперактивные дети. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующему возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. Отмечают три основных блока проявления гиперактивности:
- дефицит внимания;
- импульсивность;
- повышенная двигательная активность.
Основными причинами возникновения гиперактивности у детей прежде всего являются:
- патологии беременности, родов;
- инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;
- генетическая обусловленность.
Памятка 2. Ошибки при воспитании гиперактивного ребенка.
№ п/п
Содержание
Пути преодоления
1
Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом
Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам»
2
Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка
Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список того, что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю)
3
Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом
Работу с гневом родители могут осуществлять, используя «Лестницу гнева»
Специалисты утверждают, что если придерживаться определенных условий, это приведет к положительному результату:
- благоприятная обстановка без интеллектуальных перезагрузок;
- соблюдение соответствующего режима;
- ровная эмоциональная атмосфера;
- желательно, обучение по специальной программе.
Педагоги осуществляют процесс обучения ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, семейную обстановку. Учителя практикуют такие формы работы, как:
- коррекционные занятия;
- игры на развитие отдельных психических функций;
- вовлечение ребенка в групповые виды деятельности (игры и занятия).
Третья группа - тревожные дети. Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Какой вид тревоги будет использовать человек, во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта. Он может быть вызван:
- негативными требованиями, предъявленными к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
- неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
- противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители ил школа.
Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех направлениях:
- повышение самооценки ребенка;
- обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
- отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Со стороны педагогов продумана большая работа с тревожными ребятами. Для помощи им используются следующие методы работы:
- похвала ребенка в присутствии других детей и взрослых;
- визуальный контакт, т.е. общение «глаза в глаза»;
- беседы, в которых ребенку предлагается обсуждение проблем, схожих с его собственными;
- релаксационные упражнения и игры;
- ролевые и сюжетные игры;
- игры с куклами.
Памятка 3. Восемь рецептов повышения самооценки для родителей.
№ п/п
Содержание
Пути выполнения
1
Постарайтесь более позитивно относиться к жизни
Используйте внутренний диалог ссобой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное
2
Относитесь к людям так, как они заслуживают
Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а их позитивные качества
3
Относитесь к себе с уважением
Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые
4
Постарайтесь избавиться от того, что вам самим не нравиться в себе
Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-нибудь изменить в себе. Если да, то не откладывайте
5
Начинайте принимать решения самостоятельно
Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любое принятое решение вы можете оправдать и обосновать
6
Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние
Приобретайте любимые книги, музыкальные записи. Имейте и любите свои «слабости»
7
Начинайте рисковать
Принимайте на себя ответственность. Пусть доля риска сначала может быть невелика
8
Обретите веру любую: в человека, в судьбу, в обстоятельства
Помните, что вера во что-либо может помочь нам в решении трудных ситуаций. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите
Четвертая группа - аутичные дети. Аутизм - искажение психологического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ЦНС ребенка. Диагноз «аутизм» могут поставить только врачи. Основные клинические признаки аутизма:
- трудности коммуникации;
- побочные реакции на сенсорные раздражители;
- нарушения развития речи;
- стереотипность поведения;
- социальное взаимодействие.
В настоящее время рекомендуем проводить работу в следующих направлениях:
- развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации;
- навыков самообслуживания;
- речи и коммуникативных склонностей.
VI. Работа в микрогруппах.
Цель работы - закрепить на практике теоретический материал.
Школьный психолог:
- Уважаемые родителиЮ перед вами карточки «Портрет особого ребенка». Возьмите листок, на нем название одной из группы детей. В процессе коллективного обсуждения укажите характерные особенности ребенка этой группы, если хотите, можете подписать свои варианты.
Родители работают 5 минут. В это время играет музыка. Через определенное время каждая группа доказывает свой выбор характерных особенностей, идет обсуждение.
Портрет «особого ребенка»:
-
Слишком говорлив
-
Отказывается от коллективной работы
-
Продуктивно работает с пооперационными картами
-
Чрезмерно подвижен
-
Имеет высокие требования к себе
-
Не понимает чувств и переживает других людей
-
Ощущает себя отверженным
-
Любит ритуалы
-
Имеет низкую самооценку
-
Часто ругается со взрослыми
-
Создает конфликтные ситуации
-
Отстает в развитии речи
-
Чрезмерно подозрителен
-
Вертится на месте
-
Постоянно контролирует свое поведение
-
Сваливает вину на других
-
Беспокоен в движении
-
Имеет соматические проблемы: боли в голове, животе
-
Спорит со взрослыми
-
Суетлив
-
Кажется отрешенным, безразличным к окружающим
-
Любит заниматься головоломками, мозаиками
-
Импульсивен, часто дерется
-
Имеет отрешенный взгляд
-
Часто предчувствует «плохое»
-
Самокритичен
-
Не может адекватно оценить свое поведение
-
Имеет мускульное напряжение
-
Увлекается коллекционированием
-
Имеет плохую координацию движений
-
Опасается в новую форму деятельности
-
Часто специально раздражает взрослых
-
Задает много вопросов, но редко дожидается ответов
-
Робко здоровается
-
Годами играет в одну и ту же игру
-
Мало и беспокойно спит
-
Толкает, ломает, рушит все вокруг
-
Чувствует себя беспомощно
VII. Итог собрания. Решение собрания.
Знания педагогов и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку - и в образовательном учреждении, и дома. Психологом школы разработаны четыре тренинга по взаимодействию с «особыми» детьми. Если кто-то обнаружит в своем ребенке схожие характерные особенности, кого-то заинтересовали сведения, сообщенные вам сегодня, мы предлагаем вам встречи с психологом. Это могут быть как индивидуальные встречи, так и групповые занятия.
- Чем полезна для вас данная встреча?
Решения собрания
-
Принять полученную информацию к сведению.
-
Провести собрание, посвященное еще одной группе «особых детей» - одаренным детям.