• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Статья «Психологическое просвещение родителей как одно из направлений психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса»

Статья «Психологическое просвещение родителей как одно из направлений психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса»

"Описание материала: В статье описываются теоретические основы психологического просвещения родителей учащихся. Описывается концепция работы МАОУ СОШ № 9 г. Енисейска в логике идеи «Школы взросления». Указывается значимость психологического просвещения взрослых, как фактора, влияющего на становление личности ребенка. Указываются конкретные формы просветительской работы с родителями в нашей школе. Выделены основные позитивные показатели работы по данному направлению. Изложенный материал может б...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А.Г. Ермакова, педагог-психолог

МБОУ «СОШ № 9» г. Енисейска, Красноярского края

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


В последние десятилетия в системе образования усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение.

Особенностью системы сопровождения на современном этапе является необходимость сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.

Сопровождение - это определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог.

Что значит «сопровождать»? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем Дорогу мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг Дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком, оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным - это большая удача. Именно в таком сопровождении ребенка на всех этапах его обучения и видится основная цель психологической практики.

Психологическое сопровождение образовательного процесса основывается на основных видах деятельности педагога-психолога:

  • психодиагностика (индивидуальная и групповая),

  • Психологическая профилактика,

  • коррекционно-развивающая деятельность (индивидуальная и групповая),

  • психологическое консультирование (индивидуальное и групповое),

  • психологическое просвещение: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Концепция работы нашей школы, выстраивается в логике идеи «Школы взросления», т.е. учета возрастных особенностей ребенка на каждой ступени обучения.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии.

Базовыми основаниями концепции Школы возраста являются идеи Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о культурно-историческом развитии человека, смысл которых заключается в том, что источником развития ребенка является его общественная среда. Как писал Л.С. Выготский «акт развития ребенка обуславливается, прежде всего, социальной ситуацией развития, вызывая его переживания». Д.Б. Эльконин подчеркивал трактовку развития как присвоение культуры: «…Ребенок присваивает общество… все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции». Специфика возраста определяется теми деятельностями, которые осваивает ребенок и теми психическими новообразованиями, которыми характеризуется его развитие.

Учитывая то, что семья является мощным фактором развития ребенка и становления его личности, мы пришли к выводу, что особое внимание в своей деятельности нужно обратить на психологическое просвещение родителей учащихся школы.

Психологическое просвещение педагогов и родителей - принципиально важное направление школьной практической деятельности психолога. Психологическое просвещение - это повышение психологической культуры людей, с целью развития интереса к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в межличностных отношениях.

В школе, как и в семье, часто случаются различные конфликты, в основе которых лежит психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушаться к детским проблемам, понять, простить, уступить и посочувствовать. Родители подчас располагают чрезвычайно бедными сведениями о психологических особенностях своих детей и при всей своей любви к ребенку нередко не знают его и не могут его понять. Психологическое просвещение взрослых является существенным фактором, влияющим на становление личности ребенка и развитие его эмоциональной сферы. Это связано с тем, что полученные знания помогают педагогам и родителям лучше понять ребенка, подобрать индивидуальный подход к его обучению и воспитанию. Поэтому педагогу-психологу очень важно повысить уровень психологической культуры всех тех людей, которые взаимодействуют с детьми.

Основной смысл психологического просвещения родителей заключается в том, чтобы:

  • Познакомить родителей с основными закономерностями психического развития ребенка, с целью выработки индивидуального подхода.

  • Показать родителям влияние их стиля воспитания на развитие эмоциональной сферы ребенка.

  • Формировать у родителей ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

  • Формировать у родителей потребность в психологических знаниях, желание использовать их во взаимоотношениях с детьми или в интересах развития собственной личности.

Основными формами и каналами просвещения родителей в нашей школе являются:

  1. Родительские собрания - ознакомление родителей:

- с психологическими особенностями учащихся на разных возрастных этапах;

- с особенностями адаптационного периода первоклассников, пятиклассников, учащихся 10 классов;

- преодоление трудностей связанных с УВП и личностным развитием.

2. Родительские лектории по актуальным проблемам, связанным с воспитанием, психическим развитием детей.

3. Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам.

4. Выпуск информационных буклетов.

5. Стендовое информирование.

6. Информация на сайте школы в специально организованной рубрике для родителей.

Из опыта работы можно выделить следующие темы, пользующиеся наибольшей популярностью у родителей:

«Ребенок на пороге школы».

«Впереди 5 класс».

«Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к ЕГЭ».

«Возрастные особенности и развитие ребенка».

«Искусство наказывать и прощать».

«Причины возникновения детско-родительских конфликтов».

«Детская агрессивность и роль семьи в ее развитии».

Основными позитивными показателями работы по данному направлению являются:

1. Высокий процент посещаемости родительских собраний и лекториев.

2. Рост числа индивидуальных консультаций.

3.Изменение характера запросов в ходе индивидуального консультирования - происходит переход от выражения недовольства другими людьми к просьбам помочь разобраться в причинах трудностей, овладеть приемами, позволяющими управлять своим состоянием и т.д.


Список литературы


Рабочая книга школьного психолога [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной - М.: Просвещение, 1997. - 303 с.



© 2010-2022