В ПОМОЩЬ СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Социальные технологии могут быть классифицированы по ряду оснований. К числу наиболее значимых оснований относятся: 1.                  По масштабам решаемых социальных проблем: -   универсальные социальные технологии; -   частные социальные технологии. 2.                 По уровню социальной деятельности: -   глобальные социальные технологии; -   региональные социальные технологии; -   национальные социальные технологии; -   государственные; -   муниципальные и пр. 3.                  По харак...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТАТЬЯ.УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Социальные технологии могут быть классифицированы по ряду оснований.

К числу наиболее значимых оснований относятся:

  1. По масштабам решаемых социальных проблем:

  • универсальные социальные технологии;

  • частные социальные технологии.

  1. По уровню социальной деятельности:

  • глобальные социальные технологии;

  • региональные социальные технологии;

  • национальные социальные технологии;

  • государственные;

  • муниципальные и пр.

  1. По характеру решаемых задач:

  • функциональные социальные технологии, (обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем);

  • инновационные социальные технологии (перехода различных социальных систем в иное качество);

  • технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов.

  1. По характеру воздействия на социальные процессы:

  • формирующие социальные технологии(создать новый социальный объект);

  • сдерживающие социальные технологии (процесс функционирования социального объекта);

  • разрушающие социальные технологии( исчезновение социального).

5. По характеру и содержанию используемых средств:

  • организационно-распорядительные и административные социальные технологии;

  • социально-правовые технологии;

  • медико-социальные технологии

  • психологические технологии;

  • педагогические технологии и т.п.

Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:

  • социальные технологии, ориентированные на созидание;

  • социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса или квазитехнологии;

  • социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение,

Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Без чётко поставленной цели нет и не может быть социальной технологии.

Как правило, социальный работник имеет дело не с одной социальной проблемой, а с целым «букетом», комплексом таких проблем. Для их успешного решения необходимо правильно расставить приоритеты, т.е., по возможности, определить степень значимости этих проблем для человека или группы. Результаты проведённого анализа социальной ситуации субъекта позволяют принять адекватное решение относительно сроков, путей, методов и способов решения тех проблем, которые осложняют процесс жизнедеятельности субъекта. В самом процессе решения социальных проблем можно выделить ряд технологических этапов.

Первый - сбор, обработка и осмысление информации о человеке или группе. Этот этап с необходимостью включает в себя деятельность по поиску и выбору наиболее адекватных и результативных методов получения и обработки такой информации.

Второй - методический, предполагающий формулировку основных целей, путей, методов и способов предполагаемой деятельности.

Третий, завершающий - это практический или процедурный этап, который предполагает непосредственное осуществление на практике тех решений, которые были приняты на предыдущих двух этапах.

Универсальные социальные технологии

Социальная диагностика

В процессе социальной диагностики появляется возможность не только вскрыть определённые проблемы, но определить, какие проблемы для субъекта имеют первостепенное значение и почему.

Успех деятельности социального работника во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы клиента.

Процесс социальной диагностики имеет собственную внутреннюю структуру и включает в себя следующие стадии или этапы:

  • стадия осмысления, т.е. анализ сложившейся ситуации, её причин и характерных особенностей;

  • стадия разработки альтернативных целей, приемлемых для конкретного субъекта;

  • стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное или социальное состояние .

Часто приходится решать эти задачи либо одновременно, либо на очень коротком временном отрезке.

Стадия осмысления- одна из самых сложных для социального работника.

- необходимо провести сопоставление реальности с тем идеалом, с которым идентифицирует себя субъект. При этом, осмысливая должны признать собственные ошибки, просчёты, завышенные требования.

-необходимо осмыслить и адекватно оценить ранее принятые решения и действия.

- следует произвести анализ системы социальных связей и отношений, в которые включён субъект.

Завершением стадии осмысления становится вывод о причинах расхождения желаемого и действительного.

Проведённый на стадии осмысления анализ позволяет перейти к новой стадии социальной диагностики-стадия разработки альтернативных целей

- определение границ возможных для субъекта целей. Это могут быть временные, образовательные, социальные, ценностные и другие факторы, социальному работнику необходимо совместно с клиентом попытаться найти наиболее приемлемый для него диапазон новых целей, опираясь на проделанный ранее анализ сложившейся ситуации.

- расширение социальной свободы субъекта, Задача социального работника состоит в том, чтобы суметь «рассмотреть» в клиенте активное, творческое начало, помочь ему найти новые возможности для приложения своих творческих сил.

- построение нового идеала, стремление к которому позволит субъекту максимально эффективно выстроить всю систему последующей жизнедеятельности.

Таким образом, стадия разработки альтернативных целей даёт возможность найти возможные пути и способы деятельности для решения тех проблем, которые осложняют процесс личностного и социального функционирования субъекта, поставить перед ним новые цели и раскрыть те его способности и возможности, которые позволяют их реализовать.

Стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное и социальное состояние- завершающая стадия процесса социальной диагностики, предполагает осуществление следующих процедур:

- рационализация целей субъекта, т.е. их осознание, чёткие формулировки и построение определённой последовательности достижения, чёткая последовательность.

- определение социальных партнёров и союзников субъекта, т.е. выявление тех людей, групп и организаций, на помощь и поддержку которых может рассчитывать субъект,

-определение тактических приёмов достижения субъектом поставленных целей.

- поиск и определение материальных средств реализации поставленных целей.

-разработка программы и технологии перевода субъекта в иное качественное состояние, предложить субъекту конкретный план его последующей деятельности.

Последовательная реализация основных стадий социальной диагностики основывается на строго определённых принципах,

-Принцип объективности,

-Принцип комплексного подхода, предполагающий исследование всего множества проблем.

-Принцип причинной обусловленности (выявить максимально возможное число проблем стоящих перед клиентом, но и установить их своеобразную иерархию).

-Принцип позиционности (степень готовности субъекта действовать для решения данной проблемы).

Последовательная реализация перечисленных принципов позволяет организовать деятельность по постановке социального диагноза как единую, целостную систему и избежать субъективных отклонений и искажений действительности.

Социальная терапия

- это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем.

Основные типы задач социальной терапии:

  • исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта;

  • предупреждение дисфункций;

  • обеспечение нормального развития субъекта;

  • самоутверждение личности субъекта.

Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использование различных методов, основные из которых:

-Административные.- жёсткое следование формальным нормам и правилам, общества (законы, инструкции, положения и т.п.); построена на принципах социальной иерархии, господства и подчинения. Примерами использования административных методов в практике социальной терапии является принятие главой администрации решения об установлении опеки над несовершеннолетним ребёнком, судебное решение о лишении родительских прав и т.п.

-Экономические методы. Примерами подобных методов являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия, пенсии и т.п.) и экономические санкции.

К функциям социальной терапии можно отнести:

  • Социальное «лечение», предполагающее оказание клиенту необходимой поддержки и помощи в решении его проблем; в этом случае социальный работник может действовать совместно с другими специалистами: врачами, педагогами, юристами и т.п.;

  • Социальная защита, направленная на отстаивание интересов клиента, разъяснение его нужд и потребностей тем структурам, людям или организациям, от которых зависит его социальное благополучие;

  • Социальное развитие, способствующее выявлению скрытых или нереализованных возможностей и способностей клиента, с целью последующей оптимизации его жизнедеятельности .

В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии.

  1. Индивидуальная,

  2. Групповая,

  3. Семейная терапия

Доминирующий метод оказания клиенту социально-терапевтической помощи позволяет выделять гораздо более широкий спектр её разновидностей. К наиболее часто применяемым в практике социальной работы видам терапии относятся следующие.

  1. Трудовая терапия,

  2. Терапия самовоспитания

  3. Дискуссионная терапия

Внутренняя структура этого процесса этого процесса может рассматриваться как следующие основные этапы социальной терапии .

  1. Знакомство специалиста с проблемой, приглашение клиента к сотрудничеству. Именно здесь закладывается возможность тщательной подготовки к последующей деятельности по решению возникшей проблемы.

  2. Оценка проблемы, её значимости для клиента, места, которое она занимает в его жизни. Этот этап предполагает сбор необходимых для последующей работы сведений о клиенте, его системе связей и отношений с другими людьми и т. п.

3 .Планирование последующей деятельности и принятие взаимных обязательств. Здесь клиент и социальный работник рассматривают весь диапазон возможных путей и способ решения проблемы, выбирают наиболее эффективные и приемлемые, определяют ответственность каждой из сторон за последующие действия и составляют график совместной деятельности.

  1. Осуществление запланированных изменений. Клиент и социальный работник по мере возможности выполняют взятые на предыдущем этапе обязательства, т.е., осуществляется процесс собственно социально-терапевтического вмешательства и осуществления социальных изменений.

  2. Оценка полученных результатов и завершение работы. Этот этап социальной терапии предполагает анализ результативности совместной деятельности клиента и социального работника, внесение, при необходимости, соответствующих корректив в этот процесс и составление рекомендаций.

Грамотно организованный и проведённый процесс социальной терапии позволяет не только преодолеть возникшие социальные или личностные затруднения человека, но и гармонизировать систему его взаимоотношений с другими людьми, социальной и природной средой существования.

Социальная профилактика

Социальная диагностика и социальная терапия являются важнейшими составными частями деятельности по социальной поддержке и социальной защите. Именно такие задачи решаются многими наиболее известными учреждениями и организациями в этой сфере

Выявление и решение социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем предполагает и деятельность, направленную на предупреждение проблемных ситуаций и жизненных затруднений, их предвосхищение и предвидение, решение.

Основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:

  • выявление причин и условий, способствующих возникновению какой- либо проблемы или комплекса проблем;

  • уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;

  • предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;

  • содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей .

В качестве первоочередных объектов социальной профилактики выступают следующие социальные группы и объединения:

  1. Лица с физическими и психическими отклонениями и нарушениями (инвалиды, люди тяжело или хронически больные, люди, получившие серьёзные ранения или травмы).

  2. Некоторые возрастные группы (дети, подростки, престарелые).

  3. Группы «социального риска», т.е. люди, чьё социальное и имущественное положение по тем или иным критериям и причинам не имеет стабильности и которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни.

  4. Лица социально неустроенные (бездомные, безработные, беженцы).

  5. Лица, находящиеся по тем или иным причинам в зависимости от государства (пациенты больничных стационаров, домов-интернатов, приютов, детских домов и заключённые).

Что касается социальных проблем, которые могут рассматриваться в качестве возможных целей социальной профилактики, то, прежде всего, надо указать на следующие:

  1. Удовлетворение потребностей социально ущемлённых слоёв населения.

  2. Жизнедеятельность семей и групп «социального риска».

  3. Содержание и выполнение законодательных и нормативных актов по социальной защите населения.

Рассматривая социальную профилактику как сознательную и социально организованную деятельность, можно выделить последовательный ряд её основных стадий:

  1. Стадия предупреждения - основной задачей которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Так, воспитывая ребёнка в гуманистическом направлении, родители закладывают основу для формирования у него в будущем широкого и полноценного круга общения, возможностей легко сходиться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними.

  2. Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребёнка правилам поведения на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания его в дорожно-транспортное проишествие.

  3. Стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий

Последовательная реализация этих стадий социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности.

  1. Медико-социальные

  2. Организационно-административные

  3. Правовые

  4. Педагогические

  5. Экономические

  6. Политические

Социальная реабилитация

Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин.

Можно разделить на две основные группы:

1.Объективные, т.е. социально или природно обусловленные:

  • возрастные изменения;

  • природные, техногенные или экологические катастрофы;

  • тяжёлые заболевания или травмы;

  • социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт, рост национальной напряжённости и т.п.).

  1. Субъективные или личностно обусловленные:

  • изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта и

его собственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказ от продолжения учёбы);

  • девиантные формы поведения и др.

Под воздействием этих факторов, происходит

  • разрушение привычной системы социальных связей и отношений;

  • утрата привычного социального статуса и присущей ему модели статусного поведения и статусного восприятия мира;

  • снижение или потеря способности самостоятельно и адекватно оценивать себя, свои действия, действия окружающих людей и, как следствие, принимать самостоятельные решения.

Процессы могут протекать в самых разных формах. Это может быть формирование чувства растерянности и «ненужности» окружающим, резкое сокращение социальных контактов и связей инвалидом или тяжело больным человеком, уход в девиантные или «нетрадиционные» формы поведения и деятельности человека. В результате возможно резкое ухудшение физического и психического здоровья, потеря субъектом интереса к самому себе, к собственной жизни.

Чрезвычайно важно, чтобы подобная ситуация не затягивалась на долго.

В процессе социальной реабилитации необходимо предоставить человеку возможность активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, сформировать ощущение собственной значимости и нужности.

К средствам социальной реабилитации можно отнести следующие системы:

  • здравоохранения;

  • образования;

  • профессиональной подготовки и переподготовки;

  • средства массовых коммуникаций и массовой информации;

  • организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;

  • общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т. п.).

Основные цели социальной реабилитации,

  • восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта.

  • достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости.

  • повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

Основные виды социальной реабилитации.

  1. Социально-медицинская - включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.

  2. Социально-психологическая - предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта.

  3. Социально-педагогическая - преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов). При этом, предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.

  4. Профессиональная и трудовая - трудоустроить, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.

  5. Социально-средовая - направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды, восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.

Основополагающие принципы.

  1. Своевременность и поэтапность -своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.

  2. Дифференцированность, системность и комплексность- осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.

  3. Последовательность и непрерывность -позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.

  4. Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.

  5. Доступность -для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения.

Конечной и основной целью процесса социальной реабилитации является развитие в человеке стремления к самостоятельной борьбе с трудностями, способности к сопротивлению негативным влияниям среды и мобилизация своих возможностей на создание собственного «Я».

Социальная адаптация

Это процесс взаимодействия субъекта с социальной средой, согласование самооценок, притязаний и возможностей субъекта с реалиями социальной среды.

В ходе социальной адаптации осваиваются и усваиваются не все, а относительно стабильные и значимые элементы социальной среды и наиболее типичные формы и способы решения социальных проблем.

Процесс представляет собой единство следующих стадий.

  • Адаптационный шок, -именно на этой стадии социальной адаптации субъект впервые сталкивается с необходимостью освоения новых элементов социальной среды и узнаёт их позитивные и негативные стороны.

  • Мобилизация адаптационных ресурсов - субъект получает возможность выбрать и реализовать на практике наиболее подходящий для него способ поведения и деятельности, активизируя собственные способности и возможности.Наличие у субъекта адаптационного потенциала и его характерные особенности определяют способность субъекта овладеть ситуацией и освоится в ней.

Сталкиваясь с необходимостью решать задачи социальной адаптации, субъект может выбрать различные формы адаптационного поведения. К основным формам последнего можно отнести следующие:

- конформизм или подчинение субъекта среде, когда он полностью выполняет новые требования, предъявляемые к нему;

  • инновация или обновление субъектом среды, когда освоение среды осуществляется субъектом через определённые изменения её отдельных сторон, свойств и характеристик;

  • «уход» субъекта от среды, его самоизоляция или ретритизм; такая форма поведения избирается субъектом, чаще всего, при недостаточности его собственных социальных и личностных ресурсов для преодоления стадии адаптационного шока или когда собственные цели и интересы субъекта принципиально не совпадают и не могут совпасть с аналогичными характеристиками среды;

  • преобразование субъектом среды или мятеж.

Таким образом, в процессе социальной адаптации деятельность субъекта может быть адаптивной, когда он сам стремится приспособиться к среде (конформизм, ритуализм и ретритизм) и адаптирующей, при которой субъект стремится к самостоятельному изменению среды в соответствии со своими целями, задачами и потребностями. Наиболее эффективный результат социальной адаптации может быть достигнут в случае сочетания в поведении субъекта адаптивного и адаптирующего аспектов.

Организуя работу по социальной поддержке человека, необходимо учитывать, что этот процесс предполагает необходимость преодоления субъектом достаточно серьёзных барьеров:

  • социально-психологические (убеждения, принципы, привычки, стереотипы поведения и деятельности, присущие субъекту);

  • социальные (представляющие собой негативные характеристики социальной среды, в которой протекает процесс адаптации);

  • социокультурные (ценностно-нормативные характеристики субъекта).

Эти и многие другие барьеры социальной адаптации для своего преодоления требуют подчас значительных усилий, и осуществления процессов социальной адаптации различных групп населения и каждого отдельного человека, независимо от степени его социального благополучия.

Социальное консультирование

В настоящее время в теории и практике социальной работы существуют два основных взаимодополняющих друг друга подхода к определению сущности консультирования .

  1. Функциональный, при - таком подходе консультант выступает как помощник в решении какой-либо задачи или проблемы.

  2. Профессиональный- особая профессиональная служба помогающая выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению.

Реализация процесса социального консультирования на практике требует дифференцированного подхода к этому виду деятельности, что проявляется в существовании различных его видов.

- индивидуальное консультирование, предполагающее работу с отдельным человеком,

-групповое консультирование

- медико-социальное,

-социально-педагогическое,

-социально-психологическое,

-социально-правовое,

-управленческое и другие.

Можно говорить о существовании более сложных видов рассматриваемой деятельности.

  1. Рефлексивное консультирование, т.е. совместное с клиентом осмысление какой-либо жизненной ситуации, её анализ, поиск приоритетов, возможностей изменения и развития.

  2. Проектное консультирование, включающее поиск и построение возможной программы (проекта) преобразования сложившейся ситуации, её гармонизации и улучшения. Примером такой консультации является консультация адвоката, выстраивающего вместе с клиентом оптимальную тактику поведения на судебном заседании.

  3. Технологическое консультирование, предполагающее поиск оптимальной последовательности действий для решения конкретной проблемы или задачи. Именно такую консультацию получит у педагога родитель, столкнувшийся с необходимостью гармонизации отношений со своим ребёнком.

  4. Прогностическое консультирование-это консультация - предвидение, где консультант - это человек, который способен подняться над ситуацией, и её нынешним состоянием, способный увидеть скрытые в ней возможности развития, как позитивного, так и негативного характера.

Будучи методом оказания социальной помощи, видом социальных услуг, социальное консультирование независимо от своей видовой принадлежности оказывается на добровольной основе тому, кто в этой услуге нуждается

Принципы организации социального консультирования.

  • Принцип анализа подтекста, - позволяет специалисту, не перебивая и не напрягая излишними вопросами человека, понять, в чём состоит суть его проблемы или затруднения.

  • Принцип отказа от конкретных рекомендаций, -консультант должен предложить некоторый определённый спектр возможностей. Выбор из предложенного - прерогатива клиента и только его.

  • Принцип системности- определить основу формирования проблемы, с которой столкнулся человек и возможные пути её решения.

  • Принцип уважения личности клиента.

Принципы осуществления социального консультирования

  • Принцип компетентности и профессионализма, -личные интересы консультанта при этом должны быть подчинены интересам клиента.

  • Принцип доверительности и сотрудничества- взаимного доверия между консультантом и клиентом.

  • Принцип конфиденциальности,

  • Принцип результативности, направленный на то, чтобы усилия консультанта либо помогли клиенту решить возникшую у него проблему, либо создали для этого необходимые условия.

  • Принцип заинтересованности клиента,.

  • Принцип ситуативного контроля, - возможность трезвого и объективного взгляда на ситуацию.

  • Принцип органичности и естественности, -он должен быть естественным результатом совместной деятельности консультанта и клиента по осмыслению и анализу возникшей проблемы.

  • Принцип незавершённости, направленный на то, чтобы оставить клиенту возможность пересмотра решений, принятых ранее.

Как любая другая социальная технология, социальное консультирование предполагает выполнение ряда значимых для общества и человека функций. К ним можно отнести следующие:

  • передача определённых норм, ценностей и представлений об оптимальных моделях поведения и способов деятельности;

  • предоставление необходимой клиенту информации;

  • контроль за реализацией новых ценностей и норм в повседневной жизни клиента;

  • формирование у клиента адекватных представлений о себе, своих возможностях, ценностях и идеалах и об окружающем мире;

  • обучение человека эффективным и адекватным способам разрешения ценностно-нормативных конфликтов.

Развитие в обществе системы органов и учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере социального консультирования, укоренение в общественном и массовом сознании представлений об эффективности подобной помощи, развитие системы подготовки соответствующих специалистов позволит в будущем значительно повысить уровень социальной защищённости как общества в целом, так и каждого отдельного человека




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования.- 1994.- №№ 8, 9.

  2. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. История и технология. - Ростов-на/ Д: Феникс,- 1996.- 512 с.

  3. Корель Л.В. Социальная адаптация: этюды апологий. - Новосибирск, 1997.158 с.

  4. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.

  5. Основы социальной работы. Отв. ред. Павленок П.Д. - М.: ИНФРА-М.-

  6. Социальные технологии: Толковый словарь. - М., 1994, 286 с.

  7. Теория и практика социальной работы. В 2-х т. - М.: Союз.- 1994.

  8. Технология социальной работы / Под ред. Зайнышева И.Г.- М.: ВЛАДОС,

  9. Фирсов М.В., Студенков Е.Г. Теория социальной работы. - М.: ВЛАДОС, 2000.- 426.



© 2010-2022