- Преподавателю
- Школьному психологу
- РЕЦЕНЗИЯ НА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩУЮ ПРОГРАММУ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ «Веселые ребята»
РЕЦЕНЗИЯ НА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩУЮ ПРОГРАММУ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ «Веселые ребята»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Абросимова А.В. |
Дата | 03.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РЕЦЕНЗИЯ
на авторскую коррекционно-развивающую программу для адаптации первоклассников в образовательной среде «Весёлые ребята», составленную педагогом-психологом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Бердска Новосибирской области»
Марченко Ниной Григорьевной
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. внедрение ФГОС влечет за собой новые требования к развитию личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных умений первоклассников.
Рецензируемая авторская программа «Весёлые ребята» Марченко Нины Григорьевны направлена на повышение мотивационной готовности к школе, развитие познавательных потребностей, социальной ответственности, индивидуальности, навыков адекватного социального поведения первоклассников для облегчения процесса адаптации в начальной школе. Реализация целей данной коррекционно-развивающей программы базируется на выделенных автором принципах:
-
принцип соблюдения интересов ребенка - решать проблему в интересах ребенка;
-
принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
-
принцип реальности - предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации.
Кроме указанных организационных принципов, программа основывается и на традиционных психолого-педагогических принципах: учет ведущей деятельности, индивидуальных особенностей учащихся, принципе обеспечения здоровьесберегающих условий, последний из которых является ключевым в условиях внедрения ФГОС.
Пояснительная записка к авторской программе содержит не только цели, задачи и принципы реализации программы, но и общую информацию о содержании занятий, рекомендации по их проведению, условиях реализации программы, кадровом обеспечении.
Кроме того, в программе «Весёлые ребята» сформулированы не только методы диагностики и коррекции, но и методы контроля над исполнением поставленных в программе задач.
Новизна программы состоит в том, что поставленная цель и решаемые программой задачи направлены на развитие и коррекцию универсальных учебных действий (УУД), являющихся ключевым компонентом успешности адаптационного периода первоклассников в условиях реализации ФГОС.
Представленные в программе методики содержат не только целевое описание, но и технологию обработки и интерпретации данных.
Положительным аспектом в коррекционно-развивающей программе является включение в содержание «Паспорта программы», где в компактной табличной форме представлена основная информация о планируемых мероприятиях и ожидаемых результатах.
В содержательной части программы раскрыты основные темы занятий, их содержание и обоснование, даны основные характеристики организационных условий, необходимых для получения коррекционно-развивающего результата. «Тематический план» программы включает деятельность по развитию универсальных учебных действий и познавательных процессов первоклассников.
Программа содержит результаты реализации предварительной диагностики («Анализ результатов диагностического исследования уровня готовности к школьному обучению») и последующей работы с первоклассниками по изучению мотивации учащихся, диагностике регуляции собственной деятельности, формированию действий по самоопределению.
В разделе «Программа мероприятий» отражена не только содержательная сторона игровых технологий в работе по реализации целей программы, но и сформулированы комментарии и рекомендации по проведению и анализу планируемых мероприятий.
Список литературы, использованной при подготовке программы, содержит двенадцать источников. Стоит отметить, что библиографическое описание оформлено не в соответствии с ГОСТом 7.1 - 2003 г. «Библиографическая запись. Библиографическое описание». Это замечание касается также оформления таблиц в представленной к рецензированию программе.
Содержание и конструктивное построение данной программы имеет гибкую структуру и предусматривает возможность внесения необходимых изменений. Программа может быть предложена для применения в работе социально-психологической служб образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Магистрант 2 года обучения
факультета психологии
ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»
030300.68 Психология
(магистерская программа − Психология развития) А. В. Абросимова
07.02.2014 г.