РЕЦЕНЗИЯ НА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩУЮ ПРОГРАММУ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ «Веселые ребята»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕЦЕНЗИЯ

на авторскую коррекционно-развивающую программу для адаптации первоклассников в образовательной среде «Весёлые ребята», составленную педагогом-психологом Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Бердска Новосибирской области»

Марченко Ниной Григорьевной


Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. внедрение ФГОС влечет за собой новые требования к развитию личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных умений первоклассников.

Рецензируемая авторская программа «Весёлые ребята» Марченко Нины Григорьевны направлена на повышение мотивационной готовности к школе, развитие познавательных потребностей, социальной ответственности, индивидуальности, навыков адекватного социального поведения первоклассников для облегчения процесса адаптации в начальной школе. Реализация целей данной коррекционно-развивающей программы базируется на выделенных автором принципах:

  1. принцип соблюдения интересов ребенка - решать проблему в интересах ребенка;

  2. принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;

  3. принцип реальности - предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации.

Кроме указанных организационных принципов, программа основывается и на традиционных психолого-педагогических принципах: учет ведущей деятельности, индивидуальных особенностей учащихся, принципе обеспечения здоровьесберегающих условий, последний из которых является ключевым в условиях внедрения ФГОС.

Пояснительная записка к авторской программе содержит не только цели, задачи и принципы реализации программы, но и общую информацию о содержании занятий, рекомендации по их проведению, условиях реализации программы, кадровом обеспечении.

Кроме того, в программе «Весёлые ребята» сформулированы не только методы диагностики и коррекции, но и методы контроля над исполнением поставленных в программе задач.

Новизна программы состоит в том, что поставленная цель и решаемые программой задачи направлены на развитие и коррекцию универсальных учебных действий (УУД), являющихся ключевым компонентом успешности адаптационного периода первоклассников в условиях реализации ФГОС.

Представленные в программе методики содержат не только целевое описание, но и технологию обработки и интерпретации данных.

Положительным аспектом в коррекционно-развивающей программе является включение в содержание «Паспорта программы», где в компактной табличной форме представлена основная информация о планируемых мероприятиях и ожидаемых результатах.

В содержательной части программы раскрыты основные темы занятий, их содержание и обоснование, даны основные характеристики организационных условий, необходимых для получения коррекционно-развивающего результата. «Тематический план» программы включает деятельность по развитию универсальных учебных действий и познавательных процессов первоклассников.

Программа содержит результаты реализации предварительной диагностики («Анализ результатов диагностического исследования уровня готовности к школьному обучению») и последующей работы с первоклассниками по изучению мотивации учащихся, диагностике регуляции собственной деятельности, формированию действий по самоопределению.

В разделе «Программа мероприятий» отражена не только содержательная сторона игровых технологий в работе по реализации целей программы, но и сформулированы комментарии и рекомендации по проведению и анализу планируемых мероприятий.

Список литературы, использованной при подготовке программы, содержит двенадцать источников. Стоит отметить, что библиографическое описание оформлено не в соответствии с ГОСТом 7.1 - 2003 г. «Библиографическая запись. Библиографическое описание». Это замечание касается также оформления таблиц в представленной к рецензированию программе.

Содержание и конструктивное построение данной программы имеет гибкую структуру и предусматривает возможность внесения необходимых изменений. Программа может быть предложена для применения в работе социально-психологической служб образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Магистрант 2 года обучения

факультета психологии

ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»

030300.68 Психология

(магистерская программа − Психология развития) А. В. Абросимова

07.02.2014 г.


© 2010-2022