«Психолого – педагогическая поддержка семьи одаренного ребенка

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Психолого - педагогическая поддержка

семьи одаренного ребенка»



Психолого-педагогическая поддержка понимается как содействие формированию личности, способной принять самостоятельное и осознанное решение о выборе жизненной и профессиональной стратегии, через реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении.

Система психолого-педагогической поддержки включает в себя взаимодействие педагогов и психологов на педагогических советах школы, организацию и проведение психолого-педагогических консилиумов, психологических классных часов с учащимися, психологического лектория для родителей учащихся и т. д.

Психолого-педагогическая поддержка оказывается учащимся на всех ступенях обучения и состоит в последовательном совместном решении проблем, возникающих у учащихся на данном возрастном этапе их развития применительно к процессу самоопределения.

Таким образом, психолого-педагогическая поддержка одаренных детей - это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка. В условиях школы оно является особенно актуальным, так как является гарантом в обеспечении его высокого качества.

Итак, дадим определение понятиям «одаренность», «одаренный ребенок»:

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаками детской одаренности являются: высокий уровень развития способностей; высокая степень обучаемости; творческие проявления (креативность); мотивация.

Таким образом, для выявления одаренных детей существует специально подобранный психологический инструментарий, позволяющий выявлять интеллектуальную, академическую, творческую, социальную одаренность, а также учитывать мотивацию и личностные особенности ребенка.

Никто не знает ребёнка лучше, чем члены его семьи. В поиске занятий, призванных дополнить школьное образование, родителям следует, прежде всего, обратить внимание на интересы и увлечения самого ребёнка. Стоит также проследить, чем вообще предпочитают заниматься дети этого возраста.

Воспитание и обучение одаренных детей - трудная и широкомасштабная задача: тут и соответствующее воспитание и просвещение родителей (родители, не имеющие никаких интересов, кроме «хлебных», вряд ли могут воспитать одаренного ребенка, вряд ли раскроют все возможности его дарования).

Как бы ни рассматривались роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) оказываются относительно безразличны для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего, повышенное внимание родителей.

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обуславливающим развитие высоких способностей ребенка.

Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка - чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, т.е. тес­ному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незауряд­ных способностей.

Цели создания системы психолого-педагогической поддержки учащихся:

- сохранение и укрепление здоровья в ходе учебного процесса.

- координация усилий администрации школы, учителей, учащихся и родителей для предотвращения и решения проблем, связанных с выбором образовательного и профессионального маршрута, самоопределением и саморазвитием.

Задачи психолого-педагогической поддержки:

- помощь (содействие) учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

- повышение мотивации обучения путем введения элективных курсов (курсы различной направленности по выбору учащихся) и активных методов обучения.

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов, администрации.

В начальной школе основной задачей психолого-педагогической поддержки является содействие в формировании физически и психологически здоровой личности с положительным отношением к труду. В этот период могут возникать проблемы адаптации одаренных учащихся к условиям школьного обучения, проблемы эмоционального характера. В связи с этим проводятся срезовые диагностические исследования; выявляются дети, имеющие проблемы в той или иной области; формируется запрос родителей учащихся, имеющих проблемы, к психологу; проводятся индивидуальные и групповые развивающие занятия по оказанию одаренным ученикам необходимой психологической помощи. Работа на этапе начального периода обучения невозможна без тесного контакта с родителями учащихся, с педагогами. Большая роль отводится психолого-педагогическому консилиуму, где педагогами и психологами разрабатываются стратегии преодоления проблем класса и отдельных учащихся

В среднем звене школы основной задачей психолого-педагогической поддержки процесса самоопределения учащихся 5-7-х классов выступает необходимость расширения представлений учащихся о различных видах деятельности и мире труда, а также оказание содействия в формировании широкого спектра интересов каждого ученика. К проблемам данного возраста можно отнести проблему дезадаптации к обучению в среднем звене школы, проблемы межличностного общения у одаренных учащихся, свойственные раннему подростковому возрасту. Преодолению этих проблем способствует организация таких форм и методов психолого-педагогической поддержки, как диагностические срезы по выявлению учащихся с проблемами общения, дезадаптации при переходе в среднее звено школы. Родители одаренных учащихся знакомятся с результатами диагностического исследования, им даются рекомендации, проводятся консультации. Организация и проведение психолого-педагогических консилиумов по проблемам класса и отдельных учащихся; проведение развивающей работы с учащимися по запросу педагогов и родителей (индивидуальной и групповой).

Психолого-педагогическая поддержка учащихся в процессе предпрофильной подготовки должна включает в себя:

- организацию всестороннего изучения профессиональных и личностных особенностей учащихся 9 классов, их профессиональных интересов и склонностей. Психолог знакомит родителей с результатами данной работы. Совместно с родителями одаренных учащихся разрабатывается индивидуальный послешкольный образовательный маршрут.

- развитие навыков саморегуляции и управления стрессом. С этой целью создана программа тренинговых занятий «Путь к успеху». В соответствии с этой программой родители одаренных учащихся создают благоприятные условия для сдачи детьми экзаменов и ЕНТ.

На выбор профиля обучения оказывает значительное влияние, помимо прочих факторов, мнение родителей учащихся.

Используемые диагностические методики.

  1. Культурно-свободный тест интеллекта Р.Кеттелла, (тест интеллекта Г.Айзенка)

  2. Методика Торренса «Образная креативность».

  3. Методика изучения свойств нервной системы учащихся.

  4. Исследование волевой саморегуляции (тест-опросник А.В.Зверькова, Е.В. Эйдмана)

  5. Методика изучения интересов Т.Д.Дубовицкой.

  6. Методика диагностики личностного роста (И.В.Кулешова)

  7. Тест - опросник «Определение уровня самооценки» (С.В.Ковалев)



Общие этапы диагностической работы с учащимися с целью выявления одаренных:

  • Этап предварительного поиска. Основной смысл работы на этом уровне состоит в сборе предварительной информации о ребенке. Информация стекается из четырех основных источников: психологи, педагоги, родители и сами дети. Основной метод на этом этапе - наблюдение.

Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. Собранная таким образом информация позволяет создать первое представление о каждом ребенке.

  • Этап оценочно-коррекционный. Этот этап в диагностической схеме ориентирован на уточнение, конкретизацию полученной на этапе поиска информации. В ходе его акцент переносится с разовых обследований на занятия тренигового типа. Проведение занятий по специальным программам, ориентированным на развитие продуктивного мышления и психосоциальной сферы ребенка. Работа ведется по программе курса тренинговых занятий «Алгоритм успешности».

Цель программы:

  • развитие системности, диалектичности мышления;

  • развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения;

  • обучение целенаправленному использованию эвристических и алгоритмических методов для выполнения творческих заданий.

Программа развития одаренных детей «Алгоритм успешности» рассчитана на учащихся начального, среднего и старшего звена.

Целенаправленная работа с одарёнными детьми на занятиях по программе предполагает более эффективное управление формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

Волевая саморегуляция в достаточной степени развито у учеников с психомоторными способностями; у учащихся с другими видами одаренности (с интеллектуальной, академической) существуют в этом трудности.

На основании этого с учащимися проводится коррекционно-развивающая работа с использованием психотехнических упражнений. Некоторые из которых рекомендуются использовать дома родителям одаренного ребенка в домашней обстановке («Волшебное слово», «Лифт» и другие, способствующие успокоению и снятию напряжения, развитию самоконтроля). Упражнения направленные, на развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения рекомендуются в помощь учащимся на разных возрастных этапах развития.

Самооценка одаренных учащихся

Самооценка и характер ее изменений существенно влияют на ход психического развития ребенка. Велико ее воздействие на формирование одаренности. Ряд авторов считают, что одаренные дети нередко обладают заниженной самооценкой и социальной неуверенностью. Самооценка одаренного ребенка имеет тенденцию к резким изменениям в ответ на малейшие неудачи. Повышенная требовательность к себе, стремление доводить все до совершенства, желание не подводить неуспехами родителей могут становиться причинами самобичевания и самоунижения.

Факторы, которые оказывают подобное влияние на самооценку одаренного ребенка следующие:

· завышенные стандарты оценки своей деятельности и чувство неудовлетворенности, возникающее в случаях, когда достигнутые результаты оказываются ниже, чем ожидалось;

· чрезвычайно высокие личные стандарты, которые складываются под влиянием окружающих, критичное отношение к себе и мучительное ощущение своего несоответствия этим требованиям, страх не оправдать ожидания окружающих;

· повышенная чувствительность, неумение адекватно пережить малейшую неудачу;

· ответная реакция на неуспех в школьном обучении (известно, что высокая творческая и интеллектуальная одаренность может сочетаться с низкой успеваемостью в школе);

· объективные и субъективные сложности вхождения одаренного ребенка в детский коллектив (эффект ''белой вороны''), феномены ''социального'' и ''эмоционального дисбаланса'' (при которых высокий уровень интеллектуального и творческого развития не соответствует развитию коммуникативных и эмоциональных процессов);

· несоответствие между высоким интеллектуальным развитием и развитием двигательных навыков (феномен ''двигательного дисбаланса'').

Под воздействием оценочных суждений родителей, педагогов, ровесников ребенок начинает определенным образом относиться к достижениям в деятельности (в первую очередь, учебной), к самому себе как личности.

Поэтому важной задачей в работе с семьей одаренного ребенка является дача психологом рекомендаций по созданию ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе, в жизненных ситуациях. На тренинговых занятиях психолог в свою очередь способствует становлению адекватной самооценки учащихся.

Что касается отношений со сверстниками, то по ряду исследований именно эта сфера является наиболее конфликтной для одаренных, которые отмечают отсутствие интереса к тем, кто учится вместе с ними, считают своих соучеников менее умными, более инфантильными, говорят об отсутствии у себя коммуникативных навыков и трудностях в общении. Помощь психолога в данном вопросе заключается в проведении психоконсультаций как с учащимися, так и с родителями с целью выработки навыков общения, в познании духа сотрудничества и коллективизма, умении дружить, делить с другими детьми победы и поражения: все это им пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы. Немаловажное значение играет в данном вопросе рекомендации психолога по установлению межсемейных контактов в классе.

Выводы. Рекомендации.

В связи с этим актуально разработать педагогу-психологу серию родительских лекторий для родителей одаренных детей на такие темы:

- развитие одаренности на разных возрастных этапах

- виды одаренности, условия их развития

- реализация высоких способностей на практике (в жизни ребенка)

На данный момент психологическая поддержка заключается:

- с ознакомлением с результатами диагностики и рекомендациями,

-психоконсультирование (консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен», «Режимные моменты в жизни школьника» (рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся).

-психопросвещение родителей (советы семьям одаренных детей по теме взаимоотношения между родителями и ребенком)



© 2010-2022