Пути реализации программы «Одаренные дети» в МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им. Ханжина П. С. »

На современном этапе развития нашего общества актуальной задачей школы является психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. Эти дети нуждаются в своевременном  выявлении, индивидуальном и дифференцированном подходе в процессе обучения и воспитания. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные способности; конкретные академические способности; творчески...    В нашей школе разработана и используется новая программа «Одаренные дети». Нормативно правовой базой  программы являются Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», положения Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Указ Президента Российской федерации «О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы» (1.06.12 №761), Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утвержденная Президенто...  Цель программы  - формирование гармоничной личности, способной к самореализации, психологической и социальной адаптации, а также создание условий для творческого и интеллектуального роста ребенка. Задачи - обновление  научно-методической базы, диагностических и дидактических материалов для выявления развитие, развития способностей и образования одарённых детей; -развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей; - психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей на разных ступенях обучения; - развитие воспитательного потенциала школы в гражданском воспитании, профессиональном самоопределении и творческой самоактуализации личности; -повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда.  Новизна программы представляется  в создании среды для выявления потенциальной одаренности учеников вне зависимости от их школьной успеваемости, национальной принадлежности и социальной активности с использованием комплекса компьютерных психодиагностических и развивающих программ Effecton.  Данная программа по основным моментам соответствует образовательным стандартам второго поколения, поскольку в планах его реализации заложен личностно- деятельностный подход, создание модели образовательной с...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пути реализации программы «Одаренные дети»

в МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им. Ханжина П.С.»

На современном этапе развития нашего общества актуальной задачей школы является психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. Эти дети нуждаются в своевременном выявлении, индивидуальном и дифференцированном подходе в процессе обучения и воспитания. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные способности; конкретные академические способности; творческие или продуктивные способности; лидерские способности; психомоторные способности; художественные и исполнительские искусства. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества.

В нашей школе разработана и используется новая программа «Одаренные дети». Нормативно правовой базой программы являются Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», положения Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Указ Президента Российской федерации «О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы» (1.06.12 №761), Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утвержденная Президентом Российской Федерации от 3 апреля 2012 года), Комплексная государственная целевая программа «Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ (4.02.10 №271) и районная целевая программа «Одаренные дети Тетюшского муниципального района».

Цель программы - формирование гармоничной личности, способной к самореализации, психологической и социальной адаптации, а также создание условий для творческого и интеллектуального роста ребенка.

Задачи

- обновление научно-методической базы, диагностических и дидактических материалов для выявления развитие, развития способностей и образования одарённых детей;

-развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей;

- психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей на разных ступенях обучения;

- развитие воспитательного потенциала школы в гражданском воспитании, профессиональном самоопределении и творческой самоактуализации личности;

-повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда.

Новизна программы представляется в создании среды для выявления потенциальной одаренности учеников вне зависимости от их школьной успеваемости, национальной принадлежности и социальной активности с использованием комплекса компьютерных психодиагностических и развивающих программ Effecton. Данная программа по основным моментам соответствует образовательным стандартам второго поколения, поскольку в планах его реализации заложен личностно- деятельностный подход, создание модели образовательной среды школы при плотном взаимодействии с системой дополнительного образования и акцентом на аутентичную систему оценивания результатов разнообразной деятельности ребенка через технологию «Портфолио». В работе с одаренными детьми используем дополнительное образование, которое представляет собой масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Мы стремимся к тому, чтобы базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития учащихся. Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в детях потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы.

С 2012 года в работе с одаренными детьми мы используем комплекс компьютерных психодиагностических и развивающих программ Effecton Studiо, который помогает достичь поставленной цели. Продуманный подбор методик позволяет работать со всеми участниками образовательного процесса - учащимися младшего, подросткового, юношеского возраста, педагогами и родителями в разных направлениях, одним из которых является работа с одаренными детьми. Компьютерная психодиагностика, в отличие от традиционной, с помощью данного комплекса предоставляет нам целый ряд существенных преимуществ:

  • быстрое получение диагностических результатов,

  • освобождение от трудоемких операций, таких как инструктирование,

ведение протокола, обработка результатов,

  • повышение точности результатов и уровня стандартизации обследования,

  • возможность получения справки развернутого психодиагностического заключения,

  • создание банка психологических данных,

  • удобство и компактность хранения результатов.

Этот комплекс дает также возможность проанализировать результаты проводимой развивающей работы с одаренными детьми с применением методов матстатистики.

Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в нашей школе имеет следующее содержание.

  1. Выявление одаренных и талантливых детей осуществляется по следующим диагностическим этапам:

  • Номинация ребенка как кандидата в одаренные дети;

  • Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.д.;

  • Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов и увлечений, необычных способностях с помощью опросников и интервью;

  • Оценка способностей учащегося его сверстниками с помощью опросников;

  • Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;

  • Оценка работ достижений, школьной успеваемости;

  • Психологическое тестирование: показатели интеллектуального, творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.

На основе полученных результатов создается банк данных по талантливым и одаренным детям. Диагностика потенциальных возможностей детей проводится с использованием комплекса компьютерных психодиагностических и развивающих программ Effecton Studio.

  1. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

  • создание для ученика ситуации успеха и уверенности через личностно-ориентированное обучение и воспитание;

  • включение в учебный план школы расширенного изучения предметов школьной программы и предметов школьного компонента;

  • формирование и развитие сети дополнительного образования;

  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, викторинах, спортивных соревнованиях, научно-исследовательских конференциях.

3. Контроль за развитием познавательной деятельности одаренных школьников:

  • тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;

  • контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разного уровня;

  • контроль за развитием познавательных процессов и психологическим состоянием одаренных детей на разных ступенях обучения с помощью комплекса компьютерных психодиагностических и развивающих программ Effecton Studio.

4. Поощрение одаренных детей:

  • награждение школьными грамотами, дипломами;

  • награждение грамотами главы Тетюшского муниципального района;

  • Отдых детей в оздоровительных и профильных лагерях.

5. Работа с родителями одаренных детей:

  • совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей (классные часы, праздничные и тематические мероприятия, выступления, защита проектов, тренинговые занятия) ;

  • отслеживание детско-родительских отношений в семье одаренных детей с помощью различных диагностических методик и анкет;

  • проведение групповых и индивидуальных консультаций по результатам проведенных диагностик и индивидуальным обращениям;

  • просвещение родителей по вопросам детской одаренности (родительские собрания, круглые столы, собеседования, информация на школьном сайте для родителей, стендовая информация, буклеты)

6. Работа с педагогами:

  • повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию;

  • стимулирование работы с одарёнными детьми;

  • проведение педагогических советов, методических объединений, семинаров-практикумов, круглых столов на тему развития одаренности детей в школе;

  • проведение групповых и индивидуальных консультаций по результатам проведенных диагностик и индивидуальным обращениям;

7. Взаимодействие образовательной организации с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности (ЦДОд, ДЮСШ, художественная школа, музыкальная школы, городской музей, городские библиотеки, КРЦ, Дом Культуры, ЦРБ, СУЗы, ВУЗы, шахматно-шашечная школа, ГПКЗ «Долгая Поляна» и другие).

Основными направлениями реализации программы являются следующие:

  • раннее выявление способных и одаренных детей (ежегодные школьные олимпиады),

  • организация их обучения на разных ступенях образования,

  • индивидуальная поддержка одаренных детей,

  • внедрение в учебный процесс специальных уроков и методик, способствующих развитию одаренности (развивающее обучение, ИКТ, исследовательская и проектная деятельность),

  • создание микроклимата престижности одаренности.

В своей работе мы используем следующие формы работы с одаренными учащимися: творческие мастерские; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; элективные курсы; кружки по интересам; занятия исследовательской деятельностью; научное общество учащихся; конкурсы; интеллектуальный марафон; научно-практические конференции; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

Работа с одаренными детьми в нашей школе ведется в плане развития организационных, учебно-познавательных (академических и интеллектуальных), информационных и коммуникативных компетенций через:

  1. Предпрофильное обучение в 9 классах

  2. Индивидуальную работу (консультации)

  3. Массовое участие в различных предметных и внеклассных конкурсах различных уровней

  4. Интеллектуальные игры

  5. Развитие проектных методов

  6. Широкое использование компьютерной техники и Интернета

  7. Создание портфолио достижений

  8. Чествование призеров и победителей на общешкольной линейке, родительских собраниях.

Учитывая индивидуальные возможности учащихся, в школе созданы и работают кружки, секции по интересам. Также дети посещают ЦДОд, художественную школу, музыкальную школу, шашечно-шахматную школу, ДЮСШ (стенд, легкая атлетика), спортивные секции. (Приложение)

В школе ведется обобщение работы с одаренными детьми, намечается коррекция, перспективы.

Диаграмма побед учащихся на разных уровнях за 6 лет

Из диаграммы можно заметить увеличение числа побед учащихся за последние 6 лет на разных уровнях.

В школе составлена база данных одаренных детей, которая постоянно пополняется. На сегодняшний день в базе данных нашей школы насчитывается 146 учащихся с 1 по 11 класс, что составляет 20% от всех обучающихся. Из них победители (призеры) районного уровня 70 человек (10%), зонального и республиканского уровня - тоже 70 человек (10%), общероссийского уровня - 65 человек (9%).

Кроме индивидуальных побед имеются еще и командные. На республиканском уровне: химический КВН, баскетбол. На районном уровне: военно-прикладные виды спорта, армреслинг, военно-патриотическая игра «Зарница», волейбол, легкая атлетика, фестиваль «Созвездие», интеллектуальная игра «Что, где, когда?» и другие.

Много побед районного, республиканского уровня у наших детей, но очень важно, чтобы каждому ребенку нашлось место для проявления своих талантов, способностей, увлечений. Для детей это - развитие интереса к познанию, формирование социально-здоровой личности, реализация потребностей, скрытых возможностей, развитие творчества учащихся, самоутверждение.

Реализация программы «Одаренные дети» позволила заложить основы:

1. Обновления содержания и технологий обучения с учетом современных требований к ним;

2. Дифференциации и индивидуализации в процессе обучения;

3. Развития воспитательного потенциала школы в гражданском воспитании, профессиональном самоопределении и творческой самоактуализации личности;

4. Повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда.

Выпускники 11 классов успешно сдают ЕГЭ и поступают в ВУЗы и СУЗы, учащиеся 9 классов сдав ГИА, получившие неполное среднее образование продолжают учебу в 10 классе или поступают в СУЗы. Все школьники определяют свой жизненный путь.

Настоящая программа является результатом поиска технологии управления системой работы с одаренными детьми в школе. Данная система работы с одаренными детьми востребована руководящими работниками, организующими функционирование этой системы. Наша программа может быть использована другими образовательными организациями в работе с одаренными детьми.


© 2010-2022