Рабочая программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет кружок «Развивай-ка»

Цель: Создание условий для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.   Задачи: 1. Отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития ребёнка. 2. Развитие познавательной, эмоциональной и двигательной сфер. 3. Развитие восприятия цвета, формы и величины, развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности, воображения, речевой активности, эмоционально-волевой сферы, координации движений и реализация д...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Принято

на общем Совете педагогов

МОУ детский сад № 230

«____»____________2014г.

Протокол № _____________

«Утверждаю»

Заведующий

МОУ детский сад № 230

«____»____________2014г.

____________ Т.Р. Мугдусян


Рабочая программа

по дополнительному образованию

для детей 6-7 лет

кружок «Развивай-ка»

на 2014-2015 учебный год

Руководитель Словиковская Е.И.

Дни работы: среда

Время: 15.30-16.00

Количество детей: 8 человек


Цель: Создание условий для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.

Задачи:

1. Отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития ребёнка.

2. Развитие познавательной, эмоциональной и двигательной сфер.

3. Развитие восприятия цвета, формы и величины, развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности, воображения, речевой активности, эмоционально-волевой сферы, координации движений и реализация двигательной активности, формирование коммуникативных навыков.

4. Координация программных тем со смежными педагогами-специалистами и родителями.

5. Методическое и материально-техническое обеспечение психологического сопровождения.

Организация и содержание деятельности. Программа "Развивай-ка" рассчитана на год психологического сопровождения детей 6-7 лет, посещающих МОУ.

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:

- диагностический,

- развивающий,

- консультативный,

- методический.

Диагностический блок.

Диагностический блок включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста (тестирование уровня готовности к школе Витцлака, Керна-Йерасека, классификация предметов, "4-ый лишний", 10 картинок, 10 пар слов и другие).

I этап - Первичная диагностика.


С детьми и их родителями проводится собеседование с целью выявления уровня психического и физического развития ребёнка, индивидуальных особенностей поведения, социально-бытовых условий семьи.

Диагностические данные каждого ребёнка фиксируются в карте индивидуального развития.

После распределения детей по группам для проведения развивающих занятий составляется сводная схема анализа данных диагностического обследования детей.

II этап - Мониторинг динамики развития.


Динамика развития детей прослеживается в течение учебного года по 3 направлениям:

Развитие психических процессов;

Развитие эмоционально-волевой сферы;

Индивидуальные особенности.

В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе наблюдения за детьми в процессе проведения занятий педагогом-психологом и педагогами-специалистами, в конце года - в процессе проведения индивидуального диагностического обследования.

III этап - Констатирующая диагностика.


В конце года с детьми проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития ребёнка.

Развивающий блок.

Развивающий блок основан на сочетании коррекционно-развивающих программ А.А.Блудовой, В.Л.Шарохиной, А.А.Осиповой и Л.И.Малашинской.

С сентября по апрель с детьми проводятся специально организованные развивающие занятия в игровой форме, которые помогают ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе.

Занятия психологического сопровождения имеют определённую направленность:

- на развитие двигательной сферы, сенсорного восприятия и психологическое раскрепощение;

- на развитие высших психических функций и речевой активности, формирования коммуникативных навыков;

- на развитие произвольного внимания и мотивации к обучению.

I этап - в октябре с детьми проводятся занятия на развитие двигательной сферы с элементами релаксации.

II этап - в период ноябрь - апрель проводятся общеразвивающие занятия на развитие психических процессов и функций, эмоциональной и двигательной сфер, коммуникативных навыков.

III этап - в май - диагностика и подведение итогов.

Занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе занятий построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе занятий предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности: упражнения и беседы сменяются подвижными играми.

Консультативный блок.

Данный блок составляют 2 направления:

- Работа с родителями.

- Работа со смежными педагогами-специалистами.

I направление.


Работа с родителями заключается в проведение групповых, индивидуальных консультаций и открытые занятия.

Групповые консультации определены учебным планом и проводятся еженедельно с целью приобщения родителей к учебно-воспитательному процессу: знакомство родителей с содержанием занятия, объяснение выполнения домашних упражнений, ответы на вопросы родителей.

Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения ребёнка, взаимоотношений педагог - родитель - ребёнок).

Открытые занятия для родителей проводятся 1 раз в год.

II направление.


Работа со смежными педагогами-специалистами включает индивидуальные консультации, открытые занятия.

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам педагогов для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог - родитель, педагог - ребёнок).

- Открытые занятия проводятся как педагогом-психологом, так и смежными педагогами. Проведение открытых занятий позволяет познакомиться с работой коллег, скоординировать методы воздействия на развитие и воспитание детей.

Методический блок.

Оформление документации:

- оформление журнала консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;

- разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста;

- анализ и обработка диагностических данных;

- разработка рекомендаций для родителей и педагогов.

- разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка, схем анализа диагностических данных;

- разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;

- разработка анкет для родителей, педагогов.

Оформление кабинета:

- приобретение учебных пособий, методик, коррекционно-развивающих программ;

- изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.

Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях.

Сочетание блоков позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психо-физиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.


Прогнозируемые результаты.

Диагностический и развивающий блок.

К 6 годам ребёнок:

Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый и т.д.), геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), различает по величине до 7 предметов, Знает и использует в речи обобщающие понятия "игрушки", "фрукты", "овощи", "мебель", "обувь", "посуда", "одежда", "домашние и дикие животные", "части суток", "времена года" и название предметов и явлений обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор. Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.

К 7 годам ребёнок:

Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена и отчества родителей, где и кем работают домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 6 ровных частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, серый, коричневый, голубой, розовый, оранжевый и т.д.), геометрических фигур: (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб), различает по величине до 10 предметов. Знает и использует в речи обобщающие понятия "игрушки", "фрукты", "овощи", "мебель", "обувь", "посуда", "одежда", "цветы", "ягоды", "деревья", "транспорт", "домашние и дикие животные", "домашние и дикие птицы", "части суток", "времена года", "месяцы года", "дни недели" и название предметов и явлений, обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор. Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.

Консультативный блок.

- Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов-специалистов и родителей.

- Информирование смежных специалистов и родителей о возрастных особенностях детей.

- Организация развивающей детско-взрослой общности.

Методический блок.

- Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.

Учебная программа.

Учебно-тематический план

Месяц


Виды деятельности

Цель


Название игр

Октябрь

Игры на развитие зрительной системы

Развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: величине, форме, цвете

1) «Какой большой мяч»

2) «Поручения»

3) «Курочка и цыплята»

4) «Елочки и грибочки»

5) «Гуси и гусята»

6) «Помоги матрешке найти свою игрушку»

7) «Найди палочку»

8) «Один цветок много цветков»

9) «Раскрась шары»

Игры на развитие слуховой системы

Настраивать слуховой аппарат на лучшее восприятие; находить источник звука, реагировать на изменение в звуковой среде

1) «Узнай по звуку»

2) «Кто внимательный»

3) «Беги на носочках»

4) «Где позвонили»

5) «Игра в ладошки»

6) «Тихо мы в ладошки ударим»

7) «Мы топаем! »

8) «Мы ногами топ-топ-топ»

9) «Во дворе»

10) «Часы тикают»

11) «Весёлый каблучок»

12) «Отгадай этот звук»

Игры на развитие внимания

Развитие у детей устойчивости слухового внимания и умение его переключать

1) «Кто что слышит? »

2) «Угадай, что надо делать? »

3) «Солнце или дождик»

4) «Угадай, на чём играю»

5) «Птицы и автомобиль»

6) «Найди и вычеркни»

7) «Проставь значки»

8) «Запомни и расставь точки»

9) «Раз, два, три-ищи! »

декабрь

Игры на развитие памяти

Развитие зрительно-эмоциональной памяти- как основы для быстрого совершенствования речи, умение пользоваться предметами домашнего обихода

1) «Как мы птичек кормим? »

2) «Маленькие ножки бежали по дорожке»

3) «Беги ко мне»

4) «Найди снегурочку! »

5) «Играем в прятки»

6) «На дворе мороз и ветер»

7) «Зима»

8) «Помоги маме»

9) «Кто здесь спрятался? »

10) «Волшебный мешочек»

11) «На птичьем дворе переполох»

12) «Запомни цифры»

13) «Выучи слова»

Январь

Игры на развитие воображение

Освоение, детьми окружающего мира, выходя за пределы узкого личного опыты

1) «Утёнок, гусенок и цыпленок»

2) «Зайка»

3) «Воронята»

4) «Игра с собачкой»

5) «Какая игрушка»

6) «Птички»

7) «Придумай рассказ»

8) «Нарисуй что-нибудь»

9) «Придумай игру»

Февраль

Игры на развитие мышления

Формирование умение дослушивать задания до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия

1) «Сделай, что я скажу»

2) «Кто рассказывает? »

3) «Петушки и цыплята»

4) «Кто что делает? »

5) «Строим кукле комнату»

6) «Оденем куклу после сна»

7) «Накормим куклу обедом»

8) «Волшебный сундучок»

9) «Угадай что нарисовано? »

10) «Отгадай-ка»

Март

Игры на развитие речи

Развитие речевого дыхания и звукового аппарата, развитие речевого слуха и речевой активности

1) «Водичка»

2) «Пузырь»

3) «Паровоз»

4) «Капитаны»

5) «Песня-песенка»

6) «Чей одуванчик улетит дальше? »

7) «Снежинки»

8) «Мышка»

9) «Барабан»

10) «Отгадай, кто к нам пришёл»

11) «Стоит домик»

12) «Где же пара? »

13) «Эти игрушки-артисты»

Апрель

Игры на развитие воли

Воспитание дисциплины, развитие устойчивого внимания, развитие умения действовать согласовано развитие игровых навыков

1) «Погладь мишку»

2) «Нитка накручивайся»

3) «Дождик»

4) «Снежок»

5) «Наши детки на полу»

6) «Как цапля»

7) «Воробьишки»

8) «Пустое место»

9) «Получи подарок»

Май

Общение

Тестирование Развитие зрительного восприятия, внимания, речи, воображения, волевых процессов. Снятие агрессии, снижение импульсивности.

1) «Божья коровка»

2) «Непослушные мышата»

3) «Мыльные пузыри»

4) «Два домика»

Методики:

1) «Времена года»

2) «Нелепицы»

3) «Чего не хватает на этих рисунках»

4) «Какие предметы спрятаны в рисунках? »

5) «Что здесь лишнее? »

Список литературы

Безрукова Н.М. Экспресс-подготовка к школе. М., - 2004.

Блудова А.А. Логоритмика. М., - 2002.

Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. М., - 2004.

Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей М., 1998.

Музыка в детском саду. Старшая группа. Сост. Н. А. Ветлугина. М.,1989.

Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. Сост. Е.П.Раевская и др. М., 1991.

Осипова А.А., Малашинская Л. И Диагностика и коррекция внимания детей 5-9 лет. М., - 2002.

Ратанова Т. А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., - 1999.

Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. М., - 2002.


© 2010-2022