- Преподавателю
- Школьному психологу
- Обобщение опыта по теме «Психологический подход к проблеме сопровождения семей с детьми, имеющими нарушения в развитии»
Обобщение опыта по теме «Психологический подход к проблеме сопровождения семей с детьми, имеющими нарушения в развитии»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Котлярова Н.А. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Обобщение опыта по теме «Психологический подход к проблеме сопровождения семей с детьми, имеющими нарушения в развитии».
В связи с ростом числа детей с нарушениями в развитии особую значимость приобретает психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.
С одной стороны, семьи с «особым» ребенком находятся в психологических, социальных и соматических (депрессии, астенизация и невротизация родителей) тупиках.
С другой стороны, педагоги (учителя, логопеды, психологи), сопровождающие эти семьи, испытывают не меньшие эмоциональные нагрузки, не встречая понимание со стороны как родителей, так и администрации (в их адрес идут необоснованные упрёки в педагогической несостоятельности, жалобы в различные инстанции, не видят помощи от асоциальных семей). Таким образом, подвергаются синдрому эмоционального выгорания.
Исследования специалистов Института коррекционной педагогики- приблизительно две трети родителей детей с ОВЗ, не осознают определяющей роли семейного воспитания в развитии ребенка, перекладывают ответственность за развитие ребёнка на ОУ. Поэтому необходимо включение родителей в коррекционно-развивающий процесс.
Психологическая работа с семьей с детьми с ОВЗ и педагогами в условиях МАОУ «ЦДК» осуществляется в следующих направлениях:
-
диагностико - консультационное (специалисты - дефектолог, логопед, психолог, специалисты ПМП комиссии)
-
коррекция детско-родительских отношений на индивидуальных консультациях или тренингах (по заявкам, личным обращениям),
-
коррекция когнитивной и эмоциональной сфер у детей с нарушениями в развитии (ИКЗ) (логопед, дефектолог, психологи).
-
просвещение на родительских собраниях, Психологических встречах («Помощь детям с ОВЗ», «Психологическая поддержка семей детей с ОВЗ на разных этапах адаптации и их педагогов»), на сайтах сети интернета, в образовательных учреждениях города.
В консультативной работе с семьёй, имеющей ребёнка с нарушениями в развитии, учитываются такие факторы, как:
1. Периодизация родительского кризиса (в каком возрасте ребёнка семья столкнулась с его нарушениями в развитии, или трудностями в обучении, поведении - при рождении или в результате болезни, травмы и т.д).
2. В какой фазе процесса адаптации (переживания горя) находится семья: в стадии шока, отрицания (когда родители не воспринимают информацию, ищут самых лучших врачей, «чудесное исцеление»), в стадии агрессии (виновны все- от врачей до учителей, пишутся жалобы либо самообвинения родителей), период депрессии (когда усилия не приносят результатов, ребёнок не социализируется, не справляется с программой обучения), до стадии принятия ребёнка с ОВЗ как факта своей жизни и семья готова сотрудничать со специалистами.
3. Психоэмоциональное состояние родителей, личностные проблемы (амбиции, чувства вины, страхи, подверженность чужому мнению, неуверенность, агрессия, депрессия, астенизация и невротизация и пр.)
4. Отношение родителей к ребёнку (принимающее, отвергающее), их установки, стиль воспитания,
5. исходя из этого - готовность семьи принимать комплексную помощь специалистов (педагогов, невролога, психиатра) или игнорировать её, выполнять рекомендации или отрицать факт трудностей у ребёнка («у старшего ребёнка также было, а теперь учится хорошо» и т.д.).
Таким образом, на диагностико - консультационном приёме:
1. Нужно оказать психологическую поддержку всем участникам образовательного процесса (родителям, педагогам и детям), рассказать об этапах проживания семьёй стрессовой ситуации (появление ребёнка с ОВЗ в семье как травматичное событие).
2. Признание, озвучивание чувств родителя (от агрессии до апатии) и необходимости их проживания, переориентация с поиска виновных до оказания долгой помощи и поддержки ребёнку, его социализации, обесценить страх быть не такими, как другие («большинство детей испытывают трудности в обучении»)
3. Переориентация родителей с негативных чувств (агрессия, позор, вина и пр.) на другие смыслы появления ребёнка в их жизни (например, на безусловную любовь, возможности приносить радость ребёнку, получать ощущение счастья от того, что любишь), примеры из жизни известных людей с детьми с ОВЗ.
4. В случае сильной астенизации, депрессии родителей нужно поддержать и рекомендовать комплексную психолого-медицинскую поддержку не только ребёнку, но ориентировать на сохранение собственного здоровья.
6. Проговорить пути развития ребенка (где учиться после окончания школы, если у ребёнка инвалидность, какие последствия для ребёнка будут, при невыполнении рекомендаций по смене образовательного маршрута), новых его возможностей дальнейшего обучения при сохранении здоровья, эмоциональной стабильности.
7. На диагностико-консультационном приеме семьи на ПМПК для определения образовательного маршрута ребёнку используются разные подходы работы с родителями:
-
переориентация родителей на позитивное восприятие - «на возможность получения льгот от государства - бесплатных занятий со специалистами, питании, возможность экономии средств на репетиторах.
-
говорить о необходимости принятия особенностей ребёнка, бережного отношения к детям, имеющим трудности в усвоении учебного материала (больше любви, принятия и поддержки ребёнку от родителей).
-
В случае сильной астенизации, нарушении эмоциональной сферы рекомендовать комплексную психолого-медицинскую помощь, ориентировать на сохранение собственного здоровья.
Таким образом, проблема психологического сопровождения семей с ребёнком с ОВЗ и их педагогов по-прежнему актуальна. Педагоги испытывают синдром эмоционального сгорания из-за недостаточной компетентности об особенностях работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, о фазах адаптации семей с ребенком с ОВЗ. Родители детей с трудностями в обучении не всегда находят понимание со стороны социальных служб, школы.