Психологическая диагностика личностных универсальных учебных действий

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Диагностика сформированности личностных универсальных

учебных действий.



Личностные универсальные учебные действия - это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию, положительное отношение к учению, готовность преодолевать школьные затруднения, интерес к изучаемым предметам, стремление к соблюдению морально-этических норм, к пониманию других людей, осознание ответственности за себя и свои действия, этические чувства.

Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребенка [Асмолов 2008:33].

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

1. самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);

2. смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

3. нравственно-этического оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор [Асмолов, 2008: 28,29].

К личностным универсальным учебным действиям относятся:

1. действие смыслообразования (интерес, мотивация);

2. действие нравственно-этического оценивания ("что такое хорошо, что такое плохо");

3. формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

4. формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);

5. эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

6. формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

7. формирование желания выполнять учебные действия;

8. использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

Формирование ЛУУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности.

Над формированием универсальных учебных действий работа будет строиться на протяжении всего обучения в школе. Выполняемая мною работа - эта часть пути для реализации стандартов второго поколения.

Таким образом, в сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника начальной школы будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

  • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Диагностические методики для оценки достижения личностных универсальных учебных действий:

классы

Методики/показатели

Внутренняя позиция школьника

Мотивация учебной деятельности

Самооценка

Нравственно-этическая позиция

1 классы

Проективная методика «Что мне нравится в школе»

Методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбург

Методика «Лесенка» В.Г. Щур

Задание на норму справедливого распределения по Ж. Пиаже

2 классы

Проективная методика «Что мне нравится в школе»

Методика «Мотивы учения» (Гинзбург)

Методика «Лесенка» В.Г. Щур

Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи по Ж. Пиаже

3 классы

Анкета «Отношение к школе»

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.)

Исследование самооценки по методике Дембо- Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Анкета «Оцени поступок» (Е.А. Курганова, О.А. Карабанова)

4 классы

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.)

Исследование самооценки по методике Дембо- Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Анкета «Оцени поступок» (Е.А. Курганова, О.А. Карабанова)

5 классы

---

Опросник мотивации


Исследование самооценки по методике Дембо- Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Методика «Какой Я» О.С. Богданова

Общие выводы:

1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему.

2. Развитие системы УУД осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться».

4. Формирование УУД способствует индивидуализации обучения.

5. В образовательной практике происходит переход от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя.

6. Появление стандарта второго поколения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием.

Как развивать личностные УУД:

1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

  • Адаптация к быстроменяющемуся миру

  • Цените детскую индивидуальность

  • Развитие у детей инициативности, любознательности, произвольности

  • Поддерживайте обратную связь в общении с детьми

  • Создание ситуации «успеха»

  • Использование мультимедийных презентаций в урочной и внеурочной деятельности.

    1. Действие смыслообразования

  • Создание оптимальных условий развития для каждого ученика

  • Предоставление детям право выбора

  • Привитие навыков школьного самоуправления

  • Обеспечение развития положительных качеств неуверенных в себе детей

3. Действие нравственно-этического оценивания

  • Привитие детям духовных традиций нашего народа - уважение к труду, творчество и созидание

  • Приобщение детей к культуре.

  • Создание условий для формирования эмпатии и толерантности.

Таким образом, личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего.







Использованная литература:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

2. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования - standart.edu.ru/catalog.aspx

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения)


7


© 2010-2022