- Преподавателю
- Школьному психологу
- Психологическая диагностика личностных универсальных учебных действий
Психологическая диагностика личностных универсальных учебных действий
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Журавлева М.Ю. |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Диагностика сформированности личностных универсальных
учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия - это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию, положительное отношение к учению, готовность преодолевать школьные затруднения, интерес к изучаемым предметам, стремление к соблюдению морально-этических норм, к пониманию других людей, осознание ответственности за себя и свои действия, этические чувства.
Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребенка [Асмолов 2008:33].
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
1. самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);
2. смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
3. нравственно-этического оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор [Асмолов, 2008: 28,29].
К личностным универсальным учебным действиям относятся:
1. действие смыслообразования (интерес, мотивация);
2. действие нравственно-этического оценивания ("что такое хорошо, что такое плохо");
3. формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
4. формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
5. эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
6. формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
7. формирование желания выполнять учебные действия;
8. использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
Формирование ЛУУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности.
Над формированием универсальных учебных действий работа будет строиться на протяжении всего обучения в школе. Выполняемая мною работа - эта часть пути для реализации стандартов второго поколения.
Таким образом, в сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника начальной школы будут сформированы:
-
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
-
развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-
установка на здоровый образ жизни;
-
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Диагностические методики для оценки достижения личностных универсальных учебных действий:
-
классы
Методики/показатели
Внутренняя позиция школьника
Мотивация учебной деятельности
Самооценка
Нравственно-этическая позиция
1 классы
Проективная методика «Что мне нравится в школе»
Методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбург
Методика «Лесенка» В.Г. Щур
Задание на норму справедливого распределения по Ж. Пиаже
2 классы
Проективная методика «Что мне нравится в школе»
Методика «Мотивы учения» (Гинзбург)
Методика «Лесенка» В.Г. Щур
Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи по Ж. Пиаже
3 классы
Анкета «Отношение к школе»
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.)
Исследование самооценки по методике Дембо- Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан
Анкета «Оцени поступок» (Е.А. Курганова, О.А. Карабанова)
4 классы
Рефлексивная самооценка учебной деятельности
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.)
Исследование самооценки по методике Дембо- Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан
Анкета «Оцени поступок» (Е.А. Курганова, О.А. Карабанова)
5 классы
---
Опросник мотивации
Исследование самооценки по методике Дембо- Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан
Методика «Какой Я» О.С. Богданова
Общие выводы:
1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему.
2. Развитие системы УУД осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться».
4. Формирование УУД способствует индивидуализации обучения.
5. В образовательной практике происходит переход от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя.
6. Появление стандарта второго поколения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием.
Как развивать личностные УУД:
1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
-
Адаптация к быстроменяющемуся миру
-
Цените детскую индивидуальность
-
Развитие у детей инициативности, любознательности, произвольности
-
Поддерживайте обратную связь в общении с детьми
-
Создание ситуации «успеха»
-
Использование мультимедийных презентаций в урочной и внеурочной деятельности.
-
Действие смыслообразования
-
-
Создание оптимальных условий развития для каждого ученика
-
Предоставление детям право выбора
-
Привитие навыков школьного самоуправления
-
Обеспечение развития положительных качеств неуверенных в себе детей
3. Действие нравственно-этического оценивания
-
Привитие детям духовных традиций нашего народа - уважение к труду, творчество и созидание
-
Приобщение детей к культуре.
-
Создание условий для формирования эмпатии и толерантности.
Таким образом, личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Использованная литература:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
2. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования - standart.edu.ru/catalog.aspx
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения)
7