Открытый урок «Верить и стараться»

Открытый урок-тренинг познавательных        психических процессов «Верить и стараться».В коррекционном классе обучаются дети с особыми образовательными потребностями. Многим необходима эмоционально-регулирующая, организующая помощь. Поэтому основные цели занятия:  - Создание позитивного настроя. -  Актуализация школьных переживаний, выработка правильного отношения к ошибкам  и  неудачам, избавление от неприятных воспоминаний; развитие мотивации достижения успеха. - Развитие чувства самоуважения ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа № 18»

отдела образования акимата г. Тараза



Открытый урок

Тема: «Верить и стараться»


4 класс

коррекционно-развивающего обучения


Разработала

педагог - психолог

высшей категории Щибунова Н.С.


2014 г.

Цель: создание позитивного настроя на занятие, актуализация школьных переживаний, выработка правильного отношения к ошибкам и неудачам, избавление от неприятных воспоминаний; развитие мотивации достижения успеха. Тренинг познавательных психических процессов: объёма восприятия материала; внимания, памяти, мышления. Воспитание положительного отношения к себе, одноклассникам.

Методы и техники: нетрадиционное приветствие, психологические упражнения, игры, арт-терапия (коллективное рисование, сказка), тренинг внимания, памяти, мышления.

Содержание занятия:

1. Ритуал приветствия: нетрадиционное приветствие - разбиться на пары- придумать необычное приветствие (вежливо здороваются носики обуви, смеются и здороваются ладошки …).

2. Коллективный рисунок «Путешествие по классной доске».

Цель: позволить детям раскрепоститься и делать всё, что хочется, не боясь оценки и критики, поскольку всегда есть возможность стереть то, что получилось, - и всё пропадёт, не оставив следа.

Инструкция: Сегодня мы все вместе отправимся в путешествие по... классной доске. Каждый из вас внесёт свой вклад в создание общей картины. Один за другим вы будете выходить к доске и рисовать на ней какие-нибудь линии. При этом следует придерживаться одного правила: нельзя отрывать мел от доски. Как только человек оторвал руку от доски - это сигнал того, что он закончил. Кроме того, каждому из вас даётся ограниченное время, примерно 10 секунд. Дольше этого рисовать никто не может, но если кто-то сможет уложиться в меньшее время - то это хорошо. Лучше, если вы будете работать быстро, не оценивая свои результаты.

Представьте себе, что мы все вместе отправляемся в путешествие. Когда мы путешествуем, мы идём то медленно, то быстро; мы чему-то поражаемся, мы открываем прелестные уголки, идём дальше, останавливаемся, иногда прыгаем от удовольствия. Когда картина наша будет готова, мы её сотрём, и она сохранится только в нашем воспоминании.

И ещё одно: нарисованные вами линии могут пересекаться, вы можете выбирать мелки разных цветов, вы можете рисовать всё, что хотите. Но помните при этом - как только мел перестанет касаться доски, вы должны будете вернуться на своё место. Рефлексия упражнения: легко ли было выполнить задание? О чем думал: Что переживал? 3. Работа по теме занятия:

- Тренинг внимания, памяти, мышления: «Счет с помехой», «Стрекоза», «Закончи предложение», «Подбери общее понятие», «Лишнее слово».

Материалы для использования интерактивной доски:

«Закончи предложение»:

У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень).

У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка).

У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы).

У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).

«Подбери общее понятие»:

назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд: яблоко, груша - ...; стул, шкаф - ...; огурец, капуста - ...; ботинок, сапог - ...; кукла, мячик - ...; чашка, тарелка - ...; кошка, слон - ...; нога, рука - ...; цветок, дерево - ...; окунь, щука - ...; роза, одуванчик - ...; март, сентябрь - ...; дуб, береза - ...; фонарь, лампа - ...: дождь, снег - ...

«Лишнее слово»:

необходимо выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?».

А. Тарелка, чашка, стол, чайник.

Темно, пасмурно, светло, зябко.

Береза, осина, сосна, дуб.

Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.

Диван, стол, кресло, дерево.

Много, чисто, мало, наполовину.

Ручка, мел, пенал, кукла.

Вчера, сегодня, утром, послезавтра

Землетрясение, тайфун, гора, смерч.

Запятая, точка, тире, союз.

Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.

Б. Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.

Лежать, стоять, плакать, сидеть.

Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.

Красный, синий, красивый, желтый, серый.

Молчать, шептать, смеяться, орать.

Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

- «Ранжирование»: проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу следующие понятия:

горох - абрикос - арбуз - апельсин - вишня; пчела - воробей - бабочка - страус - сорока; зуб -рука -шея -палец -нога; снежинка -сосулька -айсберг-льдина- сугроб; улица -квартира -город -страна-Земля; младенец-юноша - мужчина - старик - мальчик; молчать - говорить - кричать - шептать.

Рефлексия: дать возможность детям обсудить то, как они обычно реагируют на свои крупные и мелкие ошибки, выработать правильное отношение к неудачам.

Вывод: каждый из нас совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Каждый из вас знает, что он время от времени делает ошибки. Некоторые люди, совершив ошибку, устраивают над собой строгий суд. Другие же просто ещё раз попытаются сделать то, что у них не получилось. С каждым таким шагом они учатся и никогда не делают больших проблем, если у них что-то сразу не вышло. А как вы реагируете на свои ошибки?

А теперь возьмите новый лист бумаги и напишите не нём очень крупно: «Делать ошибки - это нормально. На своих ошибках мы учимся».

Сказка «Верить и стараться» (автор О. В. Хухлаева):

Цель: развитие мотивации достижения успеха: выработка правильного отношения к неудачам, ошибкам.

Жила-была семья: мама, папа и маленький мальчик. Мальчик хотел быть хорошим. Он хотел хорошо учиться, но буквы посему-то перепутывались, друг с другом, ошибки сами вскакивали в слова, задачки не и вертеться.

Стихотворения не запоминались. Зато вертунчики хватали его за ладошки, а щекотунчики щекотали ножки, и мальчик начинал крутиться и вертеться. А то вдруг свалится нарочно со стула, выкрикнет что-нибудь громким голосом, когда все сидят тихо.

Мальчик очень хотел хорошо учиться, но то и дело получал замечания и двойки. Мама огорчалась, учительница сердилась. А сам-то он как огорчался! «Почему я такой? Почему у меня ничего не получается? Стыдно! Очень стыдно! Я же так хочу хорошо учиться!» - думал мальчик во время обеда, и дома, и на улице, и в автобусе, и в постели перед сном. Мальчик так огорчался, что учился всё хуже и хуже. Ошибок становилось всё больше и больше. Учительница его постоянно отчитывала: «Опять не успел... Опять не выучил...» А мама даже заболела.

«Какой я несчастливый», - думал мальчик как-то вечером, лёжа на диване. Думал, думал и уснул. И ему приснился сон. А во сне он уже вырос, стал высоким, красивым мужчиной. Сидит он за столом, толстые книги быстро-быстро прочитывает, да и сам толстую книгу пишет, да ещё на компьютере какие-то сложные задачи решает. И подходит к нему маленький мальчик и спрашивает: «Дядя, а как ты вырос таким умным: так красиво пишешь, решаешь сложные задачи? Ты, наверное, в школе на одни «пятёрки» учился?» А тот отвечает: «Что ты, малыш! В школе у меня были двойки, и тройки. Писал я некрасиво. Но зато я верил, что когда-нибудь и у меня всё получится. Главное - верить и стараться.

«Верить и стараться», - прошептал мальчик, просыпаясь. Верить и стараться! Верить, что всё получится! Стараться и не очень огорчаться, если не получается всё - сразу! Подпрыгнул мальчик три раза на правой ноге, раз - на левой и ещё раз - на обеих сразу и побежал рассказывать свой сон маме. «Теперь-то я знаю, что у меня обязательно всё получится! Я буду очень стараться!»

Обсуждение сказки:

- Какая мечта была у мальчика

- Почему он учился всё хуже и хуже?

- Кто помог мальчику?

- Как нужно действовать, чтобы добиться успеха?

- Нужно ли переживать из-за всех (даже самых незначительных) ошибок?

Психологическое упражнение «Ученик дня».

Цель: развитие чувства самоуважения («ученик дня» получает признание и дружескую поддержку всей группы, с другой стороны все остальные участники имеют возможность просто, но ярко выразить дружбу и любовь).

Инструкция: В конце сегодняшнего учебного дня я хочу вас пригласить поучаствовать в одной особенной игре. Она называется «Ученик дня». Пожалуйста, встаньте в круг… Сейчас я объясню вам, как нужно играть в эту игру. Я хотела бы, чтобы сегодня ученицей была названа Люба.

Встань, пожалуйста, в центре круга.… Остальные пусть обступят Любу, как можно плотнее… Представьте, что у каждого из вас в одной руке волшебная палочка, а в другой - большая банка, наполненная теплым солнечным золотым светом. Теперь мы будем мягко закрашивать Любу с головы до ног нашим теплым солнечным светом, не касаясь ее при этом. Пусть расстояние от ваших рук до Любы будет не менее 20 сантиметров. А ты можешь закрыть глаза и почувствовать, каково это, когда тебя все окрашивают золотым светом. Украшая Любу, представьте себе, что вы заливаете ее не только солнечным светом, но и своим теплым дружеским отношением и любовью. При этом говорите ей разные приятные вещи, например: «Я рад, что ты учишься в одном классе со мной», «Я люблю с тобой играть», «Ты моя подружка», «Ты мне нравишься» и т.д. Вы можете сказать ей свои пожелания, например: «Я желаю тебе прекрасного и приятного дня», «Я желаю тебе, чтобы твоя мама выздоровела», «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей» и т.д. А тебе, Люба, возможно удастся почувствовать, как мы все тебя любим и дарим тебе свои самые лучшие чувства.

А теперь начнем окрашивание золотыми красками и своей любовью…

Теперь вы можете отвести руки и остановиться. Люба, ты можешь снова открыть глаза и взять с собой домой все те хорошие вещи и все добрые чувства, которые ты получила в дар.

3.Ритуал прощания: «Аплодисменты», «Улыбка»: все улыбаются от «живота» и громко хлопают в ладоши.

4. Рефлексия занятия.







© 2010-2022