Мастер - класс по сказкотерапии

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс

по сказкотерапии

педагог - психолог

МБОУ СОШ № 49;

руководитель отряда

волонтёров «Парус»

Роменская Л.Ю.


Теоретическая часть.

Применение сказкотерапии в качестве техники здоровьесбережения

в работе руководителя волонтёрского отряда.

Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и картины мира людей.

С методологической точки зрения, сказкотерапия является направлением практической психологии, которое использует как основной инструмент метафорические ресурсы сказки, чтобы наиболее мягко и эффективно отразить еще не осознанное пространство внутреннего мира ребёнка и дать возможность "встретиться" с ним в "безопасной" форме, либо с целью еще более глубинного познания своей личности ребёнка , либо даже с целью коррекции нежелательных и деструктивных проявлений в его жизни.

Сказкотерапия - это не только общение со своей собственной личностью, но и контакт с личностями других людей, так как сказочная метафора является эффективным способом выстраивания коммуникации между людьми. Этот метод идеально подходит как для детской терапии так и для решения вопросов межличностных отношений в разных сферах жизни. Сказкотерапия позволяет также работать с ситуациями, о которых клиент не хочет, не может говорить открыто.

Работу по методу сказкотерапии можно классифицировать по трем направлениям:

  1. Психодиагностическое - предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребёнка. Это направление работы анализирует базовые жизненные сценарии и стратегии поведения.

  2. Прогностическое направление диагностирует возможное развитие событий на основе анализа диагностической сказки, когда максимально полно раскрываются суть и особенности жизненного сценария ребёнка в перспективе.

  3. Психокоррекционное (терапевтическое) направление работы помогает ребёнку выбрать "замещение" неэффективной стратегии - сценария на конструктивную.

Сказкотерапия позволяет свободно синтезировать и применять техники других направлений.

Уникальность этого метода психотреапии в том, что человек находится в магическом, творческом, сказочном пространстве, что позволяет ему выйти за рамки своего обычного восприятия и легко обнаружить неожиданные пути решения тех проблем, которые возникли.






Практическая часть.

Фрагмент занятия по сказкотерапии


I Применение метода трансактного анализа в сказкотерапии

Психодиагностическое направление - предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребёнка. Это направление работы анализирует базовые жизненные сценарии и стратегии поведения.

  1. Написать название своей любимой сказки.

  2. Назвать своих любимых героев.

  3. Проанализировать поведение героев и их судьбу в сказке.

II Самостоятельный поиск развития сказки.

Прогностическое направление диагностирует возможное развитие событий на основе анализа диагностической сказки, когда максимально полно раскрываются суть и особенности жизненного сценария ребёнка в перспективе.

  1. На заданную тему выбрать одно из предложенных решений

  2. Разобрать последствия выбранного решения

Этапы практического занятия:

  1. Психолог раздаёт листы бумаги, на которых написаны названия разных сказок. Участникам предлагается выбрать любимую сказку из предложенных. После этого, психолог комментирует особенности жизненного сценария в соответствии с выбранной сказкой.

  2. Психолог предлагает участникам изменить развитие сказки и выбрать предложенные варианты. Участники обсуждают предполагаемый конец сказки в соответствии с выбранным вариантом.





Уважаемые участники занятия!

Вам предлагаются на выбор известные сказки.

Пожалуйста, выберите ту сказку, которая вам нравится больше всего.

  1. Русалочка (Г. Андерсен)

  2. Золотая антилопа (индийская народная сказка)

  3. Золотой ключик (А. Толстой)

  4. Теремок (русская народная сказка)

  5. Дикие лебеди (Г. Андерсен)

  6. Маугли (Д.Р.Киплинг)

  7. Три толстяка (Ю.Олеша)

  8. Гуси - лебеди (русская народная сказка)

  9. Снежная королева (Г. Андерсен)

  10. По щучьему велению (русская народная сказка)

  11. Царевна - лягушка (русская народная сказка)

  12. Конёк - горбунок (Ершов)

  13. Сказка о царе Салтане (А.С.Пушкин)

  14. Спящая красавица (братья Гримм)

  15. Золушка (Ш. Перро)

Комментарий психолога.

Если вы выбрали сказки:

  • Русалочка (Г. Андерсен)

  • Дикие лебеди (Г. Андерсен)

  • Снежная королева (Г. Андерсен)

  • Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Ваш тип:

В Вашей жизни присутствует элемент жертвенности. Вы не ожидаете помощи со стороны (чудес), так как привыкли самостоятельно добиваться своих целей. Нередко Вы осознанно идёте на какие - то лишения ради близких Вам людей.

Если вы выбрали сказки:

  • Золотая антилопа

  • Золотой ключик

  • По щучьему велению

  • Конёк - горбунок

Ваш тип:

Вы принадлежите к людям, которые в глубине души мечтают выиграть ДЖЕКПОТ. Жизнь этих людей проходит в ожидании небывалого везения, либо какого - то невероятного события. Такие люди верят в исключительность своей судьбы.

Если вы выбрали сказки:

  • Золушка

  • Царевна - лягушка

  • Сказка о царе Салтане

  • Спящая красавица

Ваш тип:

Вы постоянно испытываете такое чувство, что Вас недооценили. Вы считаете, что с Вами постоянно поступают несправедливо. И все Ваши поступки направлены на то, чтобы доказать, кому - то (или всему миру), что Вы достойны лучшего.

Если вы выбрали сказки:

  • Маугли

  • Три толстяка

  • Гуси - лебеди

Ваш тип:

Вы относитесь к таким людям, которые борются за справедливость. Нередко Вы отстаиваете интересы других людей, но можете постоять и за себя. В этой борьбе Вы готовы выяснять истину и добиваться справедливости.


  1. Русалочка.

  • Русалочка смогла найти способ, чтобы сообщить принцу, что это ОНА его спасла.

  • Принц полюбил Русалочку сразу, как только её увидел, и не пожелал встречаться с другими принцессами

  • Русалочка согласилась брызнуть кровью принца на свои ноги, чтобы он превратился в хвост, и вернулась в свою семью

  • Ваш вариант развития


  1. Золотая антилопа

  • Мальчик не вернулся к радже и остался жить там, где жила антилопа

  • Мальчик согласился показать радже дорогу к Золотой антилопе

  • Раджа попросил у Золотой антилопы определённое количество золота

  • Ваш вариант развития


  1. Золотой ключик

  • Буратино не прогулял занятия в школе ради театра

  • Карабас - Барабас был добрым кукольником, а папа Карло - злым

  • Буратино отдал пять золотых папе Карло, как велел ему Карабас - Барабас

  • Ваш вариант развития


  1. Дикие лебеди

  • Элиза и её братья рассказали отцу про козни мачехи

  • Король, полюбивший Элизу, поверил, что она - ведьма и казнил её

  • Это братья должны были выполнить определённое условие, чтобы спасти Элизу

  • Ваш вариант развития


  1. Маугли

  • У Маугли появился тайный друг - человек

  • Маугли оказывает помощь людям, оставаясь при этом инкогнито

  • Маугли погибает в борьбе с диким зверем

  • Ваш вариант развития


  1. Три толстяка

  • Тутти назначает Тибула правителем города

  • Тибул и Суок уезжают из города, и Тутти отправляется вслед за ними

  • Суок разоблачают, кидают в темницу и она погибает

  • Ваш вариант развития


  1. Гуси - лебеди

  • Маша не отправилась искать брата

  • Гуси - лебеди унесли родителей

  • Баба - Яга унесла братца, а гуси - лебеди добрые и помогают Маше.

  • Ваш варрант развития


  1. Снежная королева

  • Снежная королева - это заколдованная девочка (прнцесса и т.д.)

  • Герда находит Кая, когда они уже становятся старыми

  • Снежная королева уносит Герду в своё королевство

  • Ваш вариант развития

Примеры другого развития сказки.


  1. По щучьему велению

  • Царевна полюбила заморского принца, и Емеля помогает им сбежать

  • Царевна хохочет день и ночь и её никто не может расстроить

  • Щука оказалась заколдованной красавицей, и Емеля на ней женился

  • Ваш варрант развития


  1. Царевна - лягушка

  • Василиса сразу рассказала Ивану про свою шкуру

  • Иван - царевич сжигает лягушечью шкуру и попадает за это в полон к Кощею, а Василиса отправляется его выручать

  • Три царские дочери выбрали себе мужей, и одна из них вышла замуж за болотного царя

  • Ваш вариант развития


  1. Конёк - горбунок

  • Иванушка отказался служить царю

  • Вместо братьев, три сестры караулят пшеницу. Младшая становится владелицей конька - горбунка

  • Все три бата дружно караулят пшеницу и все трое получают награду от кобылицы

  • Ваш вариант развития


  1. Сказка о царе Салтане

  • Все три сестры поехали во дворец, и вышли замуж за трёх царевичей

  • Три брата сидели и рассуждали, что бы они сделали, если бы стали царями

  • У царицы родился не богатырь, а дочка

  • Ваш вариант развития

  1. Спящая красавица

  • Красавица была злая и наказана сном за свой нрав

  • Красавица проснулась раньше, чем пришёл принц

  • На сто лет уснул принц, и красавица ждала его

  • Ваш вариант развития


  1. Золушка

  • Дочки мачехи были работящие, а Золушка - лентяйка

  • Мачеха добрая, а Золушка - злая

  • Бедный пасынок попадает на королевский бал, где встречает принцессу

  • Ваш варрант развития


  1. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

  • Сестра ослушалась старшего брата и превратилась в козу

  • Добрая Баба - Яга помогает Алёнушке расколдовать братца

  • Злой волшебник хочет жениться на Алёнушке

  • Ваш вариант развития



© 2010-2022