- Преподавателю
- Школьному психологу
- Мастер - класс по сказкотерапии
Мастер - класс по сказкотерапии
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Роменская Л.Ю. |
Дата | 09.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мастер - класс
по сказкотерапии
педагог - психолог
МБОУ СОШ № 49;
руководитель отряда
волонтёров «Парус»
Роменская Л.Ю.
Теоретическая часть.
Применение сказкотерапии в качестве техники здоровьесбережения
в работе руководителя волонтёрского отряда.
Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и картины мира людей.
С методологической точки зрения, сказкотерапия является направлением практической психологии, которое использует как основной инструмент метафорические ресурсы сказки, чтобы наиболее мягко и эффективно отразить еще не осознанное пространство внутреннего мира ребёнка и дать возможность "встретиться" с ним в "безопасной" форме, либо с целью еще более глубинного познания своей личности ребёнка , либо даже с целью коррекции нежелательных и деструктивных проявлений в его жизни.
Сказкотерапия - это не только общение со своей собственной личностью, но и контакт с личностями других людей, так как сказочная метафора является эффективным способом выстраивания коммуникации между людьми. Этот метод идеально подходит как для детской терапии так и для решения вопросов межличностных отношений в разных сферах жизни. Сказкотерапия позволяет также работать с ситуациями, о которых клиент не хочет, не может говорить открыто.
Работу по методу сказкотерапии можно классифицировать по трем направлениям:
-
Психодиагностическое - предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребёнка. Это направление работы анализирует базовые жизненные сценарии и стратегии поведения.
-
Прогностическое направление диагностирует возможное развитие событий на основе анализа диагностической сказки, когда максимально полно раскрываются суть и особенности жизненного сценария ребёнка в перспективе.
-
Психокоррекционное (терапевтическое) направление работы помогает ребёнку выбрать "замещение" неэффективной стратегии - сценария на конструктивную.
Сказкотерапия позволяет свободно синтезировать и применять техники других направлений.
Уникальность этого метода психотреапии в том, что человек находится в магическом, творческом, сказочном пространстве, что позволяет ему выйти за рамки своего обычного восприятия и легко обнаружить неожиданные пути решения тех проблем, которые возникли.
Практическая часть.
Фрагмент занятия по сказкотерапии
I Применение метода трансактного анализа в сказкотерапии
Психодиагностическое направление - предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребёнка. Это направление работы анализирует базовые жизненные сценарии и стратегии поведения.
-
Написать название своей любимой сказки.
-
Назвать своих любимых героев.
-
Проанализировать поведение героев и их судьбу в сказке.
II Самостоятельный поиск развития сказки.
Прогностическое направление диагностирует возможное развитие событий на основе анализа диагностической сказки, когда максимально полно раскрываются суть и особенности жизненного сценария ребёнка в перспективе.
-
На заданную тему выбрать одно из предложенных решений
-
Разобрать последствия выбранного решения
Этапы практического занятия:
-
Психолог раздаёт листы бумаги, на которых написаны названия разных сказок. Участникам предлагается выбрать любимую сказку из предложенных. После этого, психолог комментирует особенности жизненного сценария в соответствии с выбранной сказкой.
-
Психолог предлагает участникам изменить развитие сказки и выбрать предложенные варианты. Участники обсуждают предполагаемый конец сказки в соответствии с выбранным вариантом.
Уважаемые участники занятия!
Вам предлагаются на выбор известные сказки.
Пожалуйста, выберите ту сказку, которая вам нравится больше всего.
-
Русалочка (Г. Андерсен)
-
Золотая антилопа (индийская народная сказка)
-
Золотой ключик (А. Толстой)
-
Теремок (русская народная сказка)
-
Дикие лебеди (Г. Андерсен)
-
Маугли (Д.Р.Киплинг)
-
Три толстяка (Ю.Олеша)
-
Гуси - лебеди (русская народная сказка)
-
Снежная королева (Г. Андерсен)
-
По щучьему велению (русская народная сказка)
-
Царевна - лягушка (русская народная сказка)
-
Конёк - горбунок (Ершов)
-
Сказка о царе Салтане (А.С.Пушкин)
-
Спящая красавица (братья Гримм)
-
Золушка (Ш. Перро)
Комментарий психолога.
Если вы выбрали сказки:
-
Русалочка (Г. Андерсен)
-
Дикие лебеди (Г. Андерсен)
-
Снежная королева (Г. Андерсен)
-
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Ваш тип:
В Вашей жизни присутствует элемент жертвенности. Вы не ожидаете помощи со стороны (чудес), так как привыкли самостоятельно добиваться своих целей. Нередко Вы осознанно идёте на какие - то лишения ради близких Вам людей.
Если вы выбрали сказки:
-
Золотая антилопа
-
Золотой ключик
-
По щучьему велению
-
Конёк - горбунок
Ваш тип:
Вы принадлежите к людям, которые в глубине души мечтают выиграть ДЖЕКПОТ. Жизнь этих людей проходит в ожидании небывалого везения, либо какого - то невероятного события. Такие люди верят в исключительность своей судьбы.
Если вы выбрали сказки:
-
Золушка
-
Царевна - лягушка
-
Сказка о царе Салтане
-
Спящая красавица
Ваш тип:
Вы постоянно испытываете такое чувство, что Вас недооценили. Вы считаете, что с Вами постоянно поступают несправедливо. И все Ваши поступки направлены на то, чтобы доказать, кому - то (или всему миру), что Вы достойны лучшего.
Если вы выбрали сказки:
-
Маугли
-
Три толстяка
-
Гуси - лебеди
Ваш тип:
Вы относитесь к таким людям, которые борются за справедливость. Нередко Вы отстаиваете интересы других людей, но можете постоять и за себя. В этой борьбе Вы готовы выяснять истину и добиваться справедливости.
-
Русалочка.
-
Русалочка смогла найти способ, чтобы сообщить принцу, что это ОНА его спасла.
-
Принц полюбил Русалочку сразу, как только её увидел, и не пожелал встречаться с другими принцессами
-
Русалочка согласилась брызнуть кровью принца на свои ноги, чтобы он превратился в хвост, и вернулась в свою семью
-
Ваш вариант развития
-
Золотая антилопа
-
Мальчик не вернулся к радже и остался жить там, где жила антилопа
-
Мальчик согласился показать радже дорогу к Золотой антилопе
-
Раджа попросил у Золотой антилопы определённое количество золота
-
Ваш вариант развития
-
Золотой ключик
-
Буратино не прогулял занятия в школе ради театра
-
Карабас - Барабас был добрым кукольником, а папа Карло - злым
-
Буратино отдал пять золотых папе Карло, как велел ему Карабас - Барабас
-
Ваш вариант развития
-
Дикие лебеди
-
Элиза и её братья рассказали отцу про козни мачехи
-
Король, полюбивший Элизу, поверил, что она - ведьма и казнил её
-
Это братья должны были выполнить определённое условие, чтобы спасти Элизу
-
Ваш вариант развития
-
Маугли
-
У Маугли появился тайный друг - человек
-
Маугли оказывает помощь людям, оставаясь при этом инкогнито
-
Маугли погибает в борьбе с диким зверем
-
Ваш вариант развития
-
Три толстяка
-
Тутти назначает Тибула правителем города
-
Тибул и Суок уезжают из города, и Тутти отправляется вслед за ними
-
Суок разоблачают, кидают в темницу и она погибает
-
Ваш вариант развития
-
Гуси - лебеди
-
Маша не отправилась искать брата
-
Гуси - лебеди унесли родителей
-
Баба - Яга унесла братца, а гуси - лебеди добрые и помогают Маше.
-
Ваш варрант развития
-
Снежная королева
-
Снежная королева - это заколдованная девочка (прнцесса и т.д.)
-
Герда находит Кая, когда они уже становятся старыми
-
Снежная королева уносит Герду в своё королевство
-
Ваш вариант развития
Примеры другого развития сказки.
-
По щучьему велению
-
Царевна полюбила заморского принца, и Емеля помогает им сбежать
-
Царевна хохочет день и ночь и её никто не может расстроить
-
Щука оказалась заколдованной красавицей, и Емеля на ней женился
-
Ваш варрант развития
-
Царевна - лягушка
-
Василиса сразу рассказала Ивану про свою шкуру
-
Иван - царевич сжигает лягушечью шкуру и попадает за это в полон к Кощею, а Василиса отправляется его выручать
-
Три царские дочери выбрали себе мужей, и одна из них вышла замуж за болотного царя
-
Ваш вариант развития
-
Конёк - горбунок
-
Иванушка отказался служить царю
-
Вместо братьев, три сестры караулят пшеницу. Младшая становится владелицей конька - горбунка
-
Все три бата дружно караулят пшеницу и все трое получают награду от кобылицы
-
Ваш вариант развития
-
Сказка о царе Салтане
-
Все три сестры поехали во дворец, и вышли замуж за трёх царевичей
-
Три брата сидели и рассуждали, что бы они сделали, если бы стали царями
-
У царицы родился не богатырь, а дочка
-
Ваш вариант развития
-
Спящая красавица
-
Красавица была злая и наказана сном за свой нрав
-
Красавица проснулась раньше, чем пришёл принц
-
На сто лет уснул принц, и красавица ждала его
-
Ваш вариант развития
-
Золушка
-
Дочки мачехи были работящие, а Золушка - лентяйка
-
Мачеха добрая, а Золушка - злая
-
Бедный пасынок попадает на королевский бал, где встречает принцессу
-
Ваш варрант развития
-
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
-
Сестра ослушалась старшего брата и превратилась в козу
-
Добрая Баба - Яга помогает Алёнушке расколдовать братца
-
Злой волшебник хочет жениться на Алёнушке
-
Ваш вариант развития