- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рекомендации по работе с обучающимися, имеющими синдром гиперактивного поведения с дефицитом внимания (СДВГ)
Рекомендации по работе с обучающимися, имеющими синдром гиперактивного поведения с дефицитом внимания (СДВГ)
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ситкиреева Г.М. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Синдром двигательной активности/гиперактивности (СДВГ) - синдром, отражающий наличие легких нарушений психического развития ребенка, связанный с повышенной двигательной активностью и недостаточностью внимания.
У детей с СДВГ наблюдаются:
-
вспыльчивость;
-
импульсивность;
-
эмоциональная лабильность;
-
неумение слушать
и сосредотачиваться;
-
трудности в планировании
и организации сложных видов деятельности;
-
низкая самооценка;
-
проблемы в коммуникациях.
Рекомендации для учителей
Работу с учащимися, имеющими СДВГ, предлагаем построить следующим образом:
-
Занятия с детьми делите на более короткие, но более частые периоды, используйте чаще физминутки.
-
Постарайтесь снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
-
Старайтесь поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
-
Стремитесь быть всегда спокойным.
Для получения максимального эффекта при коррекционной работе с детьми на уроках регулярно используйте упражнения:
Речка-берег. Упражнение позволяет научить ребенка справляться импульсивностью, трудностями переключения, развивает избирательность реакций и внимания и речевую регуляцию деятельности.
Для этого вам понадобиться веревочка, которая будет лежать на полу и обозначать «береговую линию». Такую же роль может сыграть край ковра или любая другая отчетливая граница. Участники стоят «на берегу» (по одну сторону веревочки). С другой стороны «течет» река.
Ведущий предлагает участникам выполнять его команды. Когда он говорит «речка!» - прыгать в речку, когда говорит «берег!» - на берег. В какой-то момент он начинает давать команды в четком порядке чередования (речка, берег, речка, берег и т.д.). Когда участники привыкают к такому ритму и начинают прыгать автоматически то туда, то сюда, ведущий вдруг нарушает порядок и командует, например: «Речка! Берег! Речка! Речка!». На эту уловку собенно часто попадаются дети, испытывающие трудности переключения.
Рекомендации для родителей
Для эффективной помощи в обучении, организации быта и отдыха ребенка предлагаем вам следовать правилам:
-
Создайте дома спокойную обстановку.
-
Уберите с рабочего места предметы, отвлекающие внимание ребенка.
-
Приучайте ребенка к соблюдению режима дня.
-
Применяйте гибкую систему поощрений и наказаний.
Детям с дефицитом внимания и трудностями произвольной регуляции деятельности очень полезно чему-то учить взрослых, объяснять, как что-то надо делать. При этом важно, чтобы ребенок как можно больше говорил и как можно меньше показывал. Задание развивает возможности планирования своих действий с помощью речи. Мама-робот. Попросите ребенка, чтобы он научил Вас чему-нибудь, что он умеет, но только с помощью слов. Например, сделать бутерброд. При этом задача родителей - делать буквально все, что говорит ребенок. Если он считает, что для создания бутерброда достаточно взять хлеб и положить на него колбасу, то возьмите батон хлеба и положите сверху батон колбасы. Не забудьте спросить ребенка, все ли получилось так, как он задумал, или же он забыл сказать Вам о чем-то еще.
Рекомендации для обучающихся
Для того чтобы быть успешным в школе и дома, старайся соблюдать следующие правила:
-
Всегда соблюдай режим дня.
-
Найди себе увлечение (займись спортом, конструированием, ухаживай за животными).
-
Меньше времени проводи за компьютерными играми.
-
О своих планах (действиях) договорись заранее с родителями и учителями.
-
При выполнении домашнего задания работу дели на периоды, используй физминутки.
-
Старайся распознавать и контролировать свои эмоции. Если тебе трудно делать это самому, обратись за помощью к взрослым.
Чтобы быстрее достичь успехов, чаще играй с родителями и друзьями в следующие игры:
Шепчем вместе. Водящий задает играющим вопросы: сколько дней в неделе? Какое сейчас время года? Сколько минут длится урок?
Каждый, кто знает ответ, молча поднимает руку. Когда большинство группы будут готовы, водящий начинает считать, понижая голос: раз, два, три. На счет «три» все хором шепчут ответ.
«Говори!» Водящий говорит: «Ребята, я буду задавать простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся. «Сколько будет два плюс три?»… «Говори!»; «Какого цвета у нас в классе потолок?»… «Говори!».
Рекомендуемая литература
-
Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. Распространенность, факторы риска и профилактика. - М.: «Рарогъ», 1997.
-
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. -
СПб.: «Аркти», 2002.
-
Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. -
М.: ТЦ Сфера, 2003.
Рекомендации
по работе
с обучающимися, имеющими синдром гиперактивного поведения
с дефицитом внимания (СДВГ)