Просветительское занятие для средней и старшей школы по теме Страхи

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема номера: «Страхи»

Страхи, являясь неотъемлемой частью нашей жизни, опутывают нас, словно паутина. Часто они появляются в раннем детстве и сопровождают нас до глубокой старости, до самой смерти. Причем, у каждого они свои, родимые.

Действительно, жить со страхами очень неуютно, поэтому мы постоянно убегаем, прячемся от них или пытаемся их преодолеть. Иначе что за жизнь? Вечером не могу выйти на улицу: боюсь темноты. Утром боюсь зайти в лифт: вдруг там маньяк притаился!

Страх относится к одной из базовых (основных) эмоций. Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы (биологическому или социальному) существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы переживания страха варьируется в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, то это тревога («беспредметный страх») - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. У человека тревога обычно связана с ожиданием неудач в общении и часто неосознаваема.

Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). В социальном развитии страх выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. «Кушай!» - приказывали в детстве родители, а то … кто-то там придет и заберет.

Итак, что же это такое - страх? Страх переживается, как неприятное, всепоглощающее чувство опасности вне зависимости от того, реально оно или нет. Вспомните, Бабу -Ягу или Кощея Бессмертного из вашего детства - это нереальный страх. А реально недобрать баллов не независимом тестировании, или потерять работу сейчас, во время кризиса. И мы боимся? Конечно, боимся. Кроме того, боимся унижения, беспокоимся о том, что о нас думают окружающие, постоянно опасаемся за свое здоровье или материальное благополучие. Наверное, перечислить все наши страхи было бы очень сложно.

Страхи парализуют нас, лишают возможности самореализации. Под их воздействием мы становимся слабыми, безвольными. Иногда они полностью захватывают человека, перерастают в фобии, которые требуют серьезного лечения.

Поскольку мы существа социальные, страх передается от человека к человеку, подобно эпидемии. Часто распространению этой самой губительной для нас эмоции способствуют не только фильмы-катастрофы, но и пресса, телевидение. Так, землетрясения происходили и происходят довольно часто на нашей планете. Да, становятся все более разрушительными ураганы, смерчи, но находиться все время в ожидании того, что ЭТО произойдет просто прямо сейчас и прямо у нас - немыслимо. Ни один здравый рассудок долго не вынесет такого напряжения. Телевидение и СМИ, интернет время от времени «пугают» нас произошедшими катаклизмами, постепенно формируя у населения фобии. Фобии - навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания, охватывающих человека в определенной обстановке и сопровождающиеся вегетативными нарушениями (сердцебиение, обильный пот и т.п.). В ряду фобий в подростковом возрасте особое значение имеет симптом дисморфофобии - навязчивое убеждение в нарушении пропорциональности телосложения, избыточном весе. Подросток мучительно переживает мнимую «уродливость» своего лица; его удручает форма его носа, чрезмерное увеличение надбровных дуг, нарушение «симметрии» лица, кажущаяся асимметрия глаз, их «выпячивание» и т.д. И тут уж (особенно девушки, хотя, случается и юноши) рассматривают себя в зеркале, находят в нем подтверждение «обоснованности» неотступных страхов («симптом зеркала»), хотя любой здравомыслящий человек знает, что абсолютно симметричного тела нет. Органическая природа вообще - асимметрична. Девушка с идеальными пропорциями (которые уходят в прошлое) 90×60×90 рискует иметь осложнения в родовой деятельности, но страх не быть привлекательной…

В последнее время все как-то укрупняется: глобальный кризис, глобальные страхи перед опять же глобальными климатическими аномалиями или третьей мировой войной, гибелью всего живого на Земле. Справляться со страхами помогают психологи, психиатры - контролировать фобии. Но лучше всего самому встретить свой страх лицом к лицу и …пригласить попить чайку! Поговорите с ним, как с хорошим знакомым (ведь вы давно друг друга знаете!), посмейтесь над ним, пошутите и … он уйдет. Уйдет потому, что он ВАШ, собственный, Вами выращен и заботливо Вами оберегаем, а тут смех! Какое бесстыдное неуважение, а страх, как и мы сами, любит, когда его уважают, наделяют необыкновенной ценностью. Да, он часть нас, но не наш хозяин. Мы не можем не бояться вообще - страх это эволюционный механизм обеспечения выживания вида, но подчиняться ему!? Увольте!

Природа воспринимает нас как единый организм, под общим названием "человечество". Относиться к каждому с доверием и любовью. Природа как бы подталкивает нас друг к другу и говорит: учитесь жить в любви! И тогда исчезнет большинство наших страхов, так как страх, по определению Аристотеля, - это ожидание зла.

С уважением - Р.В.Новиков, педагог - психолог ГБПОУ РК "СОиС"

© 2010-2022