ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ








Работу выполнила:

Булатова Екатерина Викторовна

(учитель начальных классов -психолог)


Пояснительная записка

Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника. Комплексное сопровождение в образовательном учреждении - система профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде. Работая в идеологии «команды», каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

Программа решает задачи следующего характера:

  • психолого-педагогического и медико-социального сопровождение;

  • адаптация ребенка к новым условиям;

  • профилактика отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии;

  • предупреждение социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;

  • коррекция отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

Методы психодиагностики:

  • изучение документов, личных дел;

  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;

  • изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка;

  • диагностические исследования;

  • наблюдение за учащимися;

  • профилактическая, коррекционная и коррекционно-развивающая работа с учащимися;

  • индивидуальная и групповая работа с родителями и педагогами.

Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы учащихся начальных классов.

Маленький школьник проявляет явные признаки панического страха перед вопросами учителя, перед контрольными. При этом речь ни в коем случае не идет о реальном снижении имеющегося уровня развития познавательных способностей. Дезадаптированный ребенок постоянно думает о том, что его огорчает и тревожит. При своевременной коррекции эмоционального нарушения, при снятии причин, вызывающих невротические реакции, обычный уровень познавательной деятельности быстро восстанавливается.

Программа рассчитана на 4 года обучения начальной школы. Групповые занятия педагога-психолога проводятся в каждом классе начальной школы 1 раз в неделю (30-60 минут в зависимости от содержания, целей и задач). При необходимости, для учащихся по результатам психодиагностики, по запросам классных руководителей, администрации, родителей, разрабатываются индивидуальные программы психологического сопровождения.




Направления работы

Программа психологического сопровождения на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

· диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с личностными, познавательными, регулятивными проблемами, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

· коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

· консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

· информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса школы.

Психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка. Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к школьной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.


Содержание программы

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1 класс

1

Индивидуальная психодиагностика уровня готовности к школьному обучению.

Сентябрь

Педагог-психолог

2

Выступление на родительском собрании учащихся 1-х классов с целью ознакомления с психологической службой школы.

Сентябрь

Педагог-психолог

3

Анкетирование родителей с целью выявления индивидуально-психологических особенностей ребёнка.

Сентябрь

Педагог-психолог

4

Посещение уроков

Октябрь

Педагог-психолог

5

Составление индивидуальных карт сопровождения учащихся

Октябрь

Педагог-психолог

6

Консультативная работа с педагогами и родителями по результатам психодиагностики с выдачей рекомендаций.

Ноябрь

Педагог-психолог

7

Составление индивидуальных программ сопровождения для учащихся (при необходимости)

Декабрь

Педагог-психолог

8

Посещение уроков и индивидуальных занятий (цель - динамика процесса адаптации учащихся)

Январь

Педагог-психолог

9

Психокоррекционные занятий по укреплению психического и физического здоровья учащихся.

Февраль-май

Педагог-психолог

10

Выходная диагностика уровня развития эмоционального фона, уровня адаптации учащихся.

Май

Педагог-психолог

2 класс

1

Адаптационно-профилактические занятия.

Сентябрь

Педагог-психолог

2

Комплексная психолого-педагогическая диагностика учащихся (динамика развития).

Октябрь

Педагог-психолог

3

Посещение уроков и индивидуальных занятий.

Октябрь

Педагог-психолог

4

Составление индивидуальных программ сопровождения для учащихся (по результатам психодиагностики)

Декабрь

Педагог-психолог

5

Консультативная работа с педагогами и родителями по результатам психодиагностики.

Ноябрь-декабрь

Педагог-психолог

6

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (по результатам психодиагностики)

Январь-апрель

Педагог-психолог

7

Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы учащихся

Январь-март

Педагог-психолог

8

Психокоррекционные занятия по укреплению психического и физического здоровья учащихся

Апрель-май

Педагог-психолог

9

Комплексная психолого-педагогическая диагностика учащихся (динамика развития)

Май

Педагог-психолог

3 класс

1

Адаптационно-профилактические занятия.

Сентябрь

Педагог-психолог

2

Комплексная психолого-педагогическая диагностика учащихся (динамика развития).

Октябрь-декабрь

Педагог-психолог

3

Посещение уроков и индивидуальных занятий.

Октябрь-декабрь

Педагог-психолог

4

Составление индивидуальных программ сопровождения для учащихся (по результатам психодиагностики).

Декабрь

Педагог-психолог

5

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (в рам6ках сопровождения).

Октябрь-апрель

Педагог-психолог

6

Консультативная работа с педагогами и родителями по результатам психодиагностики

Ноябрь-декабрь

Педагог-психолог

7

Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы учащихся

Ноябрь-март

Педагог-психолог

8

Психокоррекционные занятия по укреплению психического и физического здоровья учащихся

Апрель-май

Педагог-психолог

9

Комплексная психолого-педагогическая диагностика учащихся (динамика развития).

Май

Педагог-психолог

4 класс

1

Адаптационно-профилактические занятия.

Сентябрь

Педагог-психолог

2

Комплексная психолого-педагогическая диагностика учащихся (динамика развития).

Октябрь-декабрь

Педагог-психолог

3

Посещение уроков и индивидуальных занятий

Октябрь-декабрь

Педагог-психолог

4

Коррекционные занятия по развитию творческого воображения.

Октябрь-декабрь

Педагог-психолог

5

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (в рамках сопровождения).

Октябрь-апрель

Педагог-психолог

6

Составление индивидуальных программ сопровождения для учащихся (по результатам психодиагностики).

Декабрь

Педагог-психолог

7

Консультативная работа с педагогами и родителями по результатам психодиагностики и коррекционно-развивающей работы.

В течение уч. года

Педагог-психолог

8

Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы учащихся.

Январь-март

Педагог-психолог

9

Психокоррекционные занятия по укреплению психического и физического здоровья учащихся

Апрель-май

Педагог-психолог

10

Комплексная психолого-педагогическая диагностика учащихся (динамика развития).

Май

Педагог-психолог


© 2010-2022