- Преподавателю
- Школьному психологу
- ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Булатова Е.В. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Работу выполнила:
Булатова Екатерина Викторовна
(учитель начальных классов -психолог)
Пояснительная записка
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника. Комплексное сопровождение в образовательном учреждении - система профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде. Работая в идеологии «команды», каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.
Программа решает задачи следующего характера:
-
психолого-педагогического и медико-социального сопровождение;
-
адаптация ребенка к новым условиям;
-
профилактика отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии;
-
предупреждение социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;
-
коррекция отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
Методы психодиагностики:
-
изучение документов, личных дел;
-
знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
-
изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка;
-
диагностические исследования;
-
наблюдение за учащимися;
-
профилактическая, коррекционная и коррекционно-развивающая работа с учащимися;
-
индивидуальная и групповая работа с родителями и педагогами.
Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы учащихся начальных классов.
Маленький школьник проявляет явные признаки панического страха перед вопросами учителя, перед контрольными. При этом речь ни в коем случае не идет о реальном снижении имеющегося уровня развития познавательных способностей. Дезадаптированный ребенок постоянно думает о том, что его огорчает и тревожит. При своевременной коррекции эмоционального нарушения, при снятии причин, вызывающих невротические реакции, обычный уровень познавательной деятельности быстро восстанавливается.
Программа рассчитана на 4 года обучения начальной школы. Групповые занятия педагога-психолога проводятся в каждом классе начальной школы 1 раз в неделю (30-60 минут в зависимости от содержания, целей и задач). При необходимости, для учащихся по результатам психодиагностики, по запросам классных руководителей, администрации, родителей, разрабатываются индивидуальные программы психологического сопровождения.
Направления работы
Программа психологического сопровождения на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
· диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с личностными, познавательными, регулятивными проблемами, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
· коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
· консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
· информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса школы.
Психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка. Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к школьной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Содержание программы
№
Содержание работы
Сроки
Ответственные
1 класс
1
Индивидуальная психодиагностика уровня готовности к школьному обучению.
Сентябрь
Педагог-психолог
2
Выступление на родительском собрании учащихся 1-х классов с целью ознакомления с психологической службой школы.
Сентябрь
Педагог-психолог
3
Анкетирование родителей с целью выявления индивидуально-психологических особенностей ребёнка.
Сентябрь
Педагог-психолог
4
Посещение уроков
Октябрь
Педагог-психолог
5
Составление индивидуальных карт сопровождения учащихся
Октябрь
Педагог-психолог
6
Консультативная работа с педагогами и родителями по результатам психодиагностики с выдачей рекомендаций.
Ноябрь
Педагог-психолог
7
Составление индивидуальных программ сопровождения для учащихся (при необходимости)
Декабрь
Педагог-психолог
8
Посещение уроков и индивидуальных занятий (цель - динамика процесса адаптации учащихся)
Январь
Педагог-психолог
9
Психокоррекционные занятий по укреплению психического и физического здоровья учащихся.
Февраль-май
Педагог-психолог
10
Выходная диагностика уровня развития эмоционального фона, уровня адаптации учащихся.
Май
Педагог-психолог
2 класс
1
Адаптационно-профилактические занятия.
Сентябрь
Педагог-психолог
2
Комплексная психолого-педагогическая диагностика учащихся (динамика развития).
Октябрь
Педагог-психолог
3
Посещение уроков и индивидуальных занятий.
Октябрь
Педагог-психолог
4
Составление индивидуальных программ сопровождения для учащихся (по результатам психодиагностики)
Декабрь
Педагог-психолог
5
Консультативная работа с педагогами и родителями по результатам психодиагностики.
Ноябрь-декабрь
Педагог-психолог
6
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (по результатам психодиагностики)
Январь-апрель
Педагог-психолог
7
Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы учащихся
Январь-март
Педагог-психолог
8
Психокоррекционные занятия по укреплению психического и физического здоровья учащихся
Апрель-май
Педагог-психолог
9
Комплексная психолого-педагогическая диагностика учащихся (динамика развития)
Май
Педагог-психолог
3 класс
1
Адаптационно-профилактические занятия.
Сентябрь
Педагог-психолог
2
Комплексная психолого-педагогическая диагностика учащихся (динамика развития).
Октябрь-декабрь
Педагог-психолог
3
Посещение уроков и индивидуальных занятий.
Октябрь-декабрь
Педагог-психолог
4
Составление индивидуальных программ сопровождения для учащихся (по результатам психодиагностики).
Декабрь
Педагог-психолог
5
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (в рам6ках сопровождения).
Октябрь-апрель
Педагог-психолог
6
Консультативная работа с педагогами и родителями по результатам психодиагностики
Ноябрь-декабрь
Педагог-психолог
7
Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы учащихся
Ноябрь-март
Педагог-психолог
8
Психокоррекционные занятия по укреплению психического и физического здоровья учащихся
Апрель-май
Педагог-психолог
9
Комплексная психолого-педагогическая диагностика учащихся (динамика развития).
Май
Педагог-психолог
4 класс
1
Адаптационно-профилактические занятия.
Сентябрь
Педагог-психолог
2
Комплексная психолого-педагогическая диагностика учащихся (динамика развития).
Октябрь-декабрь
Педагог-психолог
3
Посещение уроков и индивидуальных занятий
Октябрь-декабрь
Педагог-психолог
4
Коррекционные занятия по развитию творческого воображения.
Октябрь-декабрь
Педагог-психолог
5
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (в рамках сопровождения).
Октябрь-апрель
Педагог-психолог
6
Составление индивидуальных программ сопровождения для учащихся (по результатам психодиагностики).
Декабрь
Педагог-психолог
7
Консультативная работа с педагогами и родителями по результатам психодиагностики и коррекционно-развивающей работы.
В течение уч. года
Педагог-психолог
8
Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы учащихся.
Январь-март
Педагог-психолог
9
Психокоррекционные занятия по укреплению психического и физического здоровья учащихся
Апрель-май
Педагог-психолог
10
Комплексная психолого-педагогическая диагностика учащихся (динамика развития).
Май
Педагог-психолог