- Преподавателю
- Школьному психологу
- Психологическое сопровождение профориентационной работы
Психологическое сопровождение профориентационной работы
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лукьяненко Е.А. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Утверждаю»
Директор КГУ «СШ №3 с ДМЦ»
_____________Т.Д.Омаргалиева
«_____»________________2015 г.
План работы педагога-психолога по профориентационной работе
на 2015-2016 учебный год
Цель: формирование у обучающихся готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута, в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
-
создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении;
-
организация социального партнерства школы с представителями образовательного и профессионально-производственного территориального окружения, обеспечение преемственности общего и профессионального образования;
-
использование профориентационно значимых ресурсов: трудового воспитания, обучения предмету «Технология», отдельных образовательных областей на начальной и основной ступенях общего образования, профильного обучения на старшей ступени;
-
обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на элективных курсах и в воспитательной работе;
-
адаптация имеющегося в школе банка профориентационных технологий к условиям изменяющегося рынка труда и услуг профессионального образования; конструирование педагогами самостоятельных вариантов оказания обучающимся педагогической поддержки в профессиональном самоопределении;
-
проверка эффективности использования действующих и вновь созданных учебно-методических комплектов; вариантов реализации средств профессиональной ориентации в начальной, основной и старшей школе (с учетом существующего опыта).
Мероприятия
Срок
Ответственный
Работа с педагогическим коллективом
Учебно-методические семинары для классных руководителей по теме "Теория и практика профориентационной работы":
• "Психолого-педагогическое сопровождение процесса выбора профессии";
• "Подготовка обучающихся к компетентному выбору профессии";
• "Роль типологических особенностей в профессиональном становлении старшеклассников"
Ноябрь
Февраль
Апрель
Педагог-психолог
Лекторий для педагогического коллектива по профориентационной работе:
• "Основы организации профориентационной работы в школе. Этапы развития профессионального самосознания. Возрастно-психологические особенности профориентационной работы";
• "Профессиональные ценности. Методика ранжирования профессиональных ценностей. Взаимосвязь между личными и профессиональными целями".
Ноябрь
Январь
Педагог-психолог
Семинары-тренинги:
• "Функциональное разделение труда. Способности и склонности человека как основа выбора профессии. Мотивы выбора профессии"
Март
Педагог-психолог
Создание тематической базы данных:
1. Словарь новых профессий.
2. Профессиограммы профессий.
3. Учреждения профессионального образования региона
В течение года
Педагог-психолог
Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности обучающихся в педагогическом процессе
Ноябрь
Педагог-психолог
Профконсультации по изучению личности школьника:
• "Исследование готовности обучающихся к выбору профессии" (5-6-е классы);
• "Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся" (7-8-е классы);
• "Изучение склонностей и интересов обучающихся" (9-е классы);
• "Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся" (10-11-е классы)
В течение учебного года
Педагог-психолог
Работа с родителями обучающихся
Лекторий для родителей по теме "Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении детей":
• "Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении";
• "Как помочь ребенку выбрать профессию";
• Воспитание трудовых навыков в семье (обязанности детей в семье)
Октябрь
Январь
Февраль
Педагог-психолог
Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к выбору детьми профиля
Сентябрь
Педагог-психолог
Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора обучающимися профессий, элективных курсов
В течение учебного года
Педагог-психолог
Круглый стол:
• "Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе";
• "Приобщение к миру взрослых"
Ноябрь
Март
Педагог-психолог
Социологический опрос родителей:
• "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии"
Март
Педагог-психолог
Информационное и психолого-педагогическое обеспечение профессиональной ориентации обучающихся
Диагностика профессиональных склонностей с целью определения будущих профессий (9-11-е классы)
Сентябрь
Педагог-психолог
Диагностика обучающихся 9 класса с целью выявления их профессиональных интересов при выборе профиля обучения
Октябрь
Педагог-психолог
Диагностика профессионального профиля личности (интересов и способностей) обучающихся 9 и 11-х классов
Февраль
Педагог-психолог
Диагностика общего уровня и направленности познавательных интересов "Карта интересов" (8 класс)
Март
Педагог-психолог
Профдиагностика и консультирование выпускников 9, 11-х классов "Оценка профессиональной направленности личности выпускника"
Октябрь
Педагог-психолог
Мониторинг самоопределения выпускников 2015 г.
Сентябрь
Педагог-психолог
Анкетирование:
• "Профессиональное самоопределение на основе самооценки" (9 класс);
• "Будущее профессиональное предпочтение" (11 класс);
• "Кем я хочу быть" (7-8-е классы)
Октябрь
Педагог-психолог
Ролевые игры:
• "Найти свой путь" (5-е классы);
• "Мои профессиональные планы" (6-е классы);
• "Профессии, которые нам предлагают" (7-е классы);
• "Как выбрать профессию?" (8-е классы);
• "Я выбираю профессию рабочего" (9-е классы);
• "Мой профессиональный выбор" (9-е классы);
• "Выявление способностей и осознанный выбор профессии" (10-е классы);
• "Выбери свою дорогу" (11-е классы);
• "Качественное обучение - надежное будущее" (11-е классы);
• "Мои профессиональные планы" (11-е классы)
В течение учебного года
Педагог-психолог
Диспут: "Правильный выбор профессии как первый шаг к построению карьеры" (10-11-е классы)
Январь
Заместитель директора по ВР
Профориентационный тренинг (5-11-е классы):
• "Познай себя";
• "Дороги, которые мы выбираем";
• "Выбор профессии";
• "Профессиональное самопознание";
• "Способности и профессиональная пригодность";
• "Куда пойти учиться?";
• "Выбор профессии - ответственный шаг";
• "Помечтаем о будущей профессии".
В течение учебного года
Педагог-психолог
Круглые столы (9-11-е классы):
• "Что такое труд?";
• "Профессионализм. Что это такое?";
• "Куда пойти учиться?"
Ноябрь
Февраль
Апрель
Педагог-психолог
Индивидуальное консультирование по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута
В течение учебного года
Педагог-психолог
Индивидуальное консультирование по проблемам выбора профиля обучения и профессионального самоопределения
В течение учебного года
Педагог-психолог
Консультации по проблеме выбора профессии обучающимися (по запросу родителей)
В течение учебного года
Педагог-психолог
Групповые консультации по следующим вопросам:
• осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;
• выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями (досуговыми, семейными, личностными). Выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели;
• представление об основных внешних препятствиях на пути к сформулированным целям. Поиск путей и способов преодоления внешних препятствий;
• представление о внутренних препятствиях (недостатках), осложняющих достижение профессиональных целей, а также выявление своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив (самопознание как основа самоопределения);
• поиск путей и способов преодоления внутренних недостатков и оптимального использования достоинств, способствующих подготовке к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессиональной деятельности;
• методы построения карьеры
В течение учебного года
Педагог-психолог
Педагог-психолог Лукьяненко Е.А.