- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа занятий по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-личностной сфер учащихся СКК 7 вида (9 класс)
Программа занятий по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-личностной сфер учащихся СКК 7 вида (9 класс)
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чахутина А.М. |
Дата | 26.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа занятий по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-личностной сфер
учащихся СКК 7 вида
(9 класс)
Составил: педагог-психолог
Машьянова А.М.
Пояснительная записка.
Психологическое сопровождение учащихся СКК 7 вида является важным направлением деятельности педагога-психолога.
У довольно большого числа детей, поступающих в классы 7 вида, имеются грубые первичные интеллектуальные нарушения. Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися классов КРО являются групповые занятия с психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению. Возраст учащихся в 6 классе еще позволяет развивать познавательную сферу, поэтому небольшой блок занятий отводится для этой цели.
Учащиеся средней школы - подростки. Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является развитие самосознания - способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую качествами, присущими только ей. Поэтому наряду с развитием познавательной сферы в работе с подростками большую значимость приобретают занятия, направленные на развитие самосознания.
Кроме того, общая мотивация подростка смещается к общению со сверстниками. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении. Поэтому важная часть занятий отводится на формирование навыков конструктивного общения. Также рассматривается тема агрессивного поведения.
Таким образом, программа занятий продолжает работу с учащимися СКК 7 вида, начатую в прошлые годы обучения.
Цель программы: оказание помощи детям в получении развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в средней школе.
Задачи программы:
-
Формирование и развитие психологических предпосылок и основ учебной деятельности.
-
Предупреждение дезадаптации детей в школе.
-
Содействие ребенку в решении актуальных задач развития.
-
Развитие интеллектуальных способностей учащихся, коррекция познавательных процессов.
-
Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер подростков.
-
Коррекция сферы межличностных отношений подростков, формирование навыков конструктивного общения, расширение репертуара видов общения.
-
Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий.
Принципы:
-
Уважительное и доброжелательное отношение к подросткам и их потребностям.
-
Каждый подросток принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость и уникальность.
-
Не допускаются упреки и порицания за неуспех.
Организация занятий: Данная программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в учебном помещении, один раз в неделю по 35 минут. Занятия могут быть групповыми или индивидуальными. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.
Тематическое планирование.
Тема занятия
Формы и методы работы
Кол-во часов
1. Вводное
- Информирование;
- беседа;
- психогимнастические упражнения;
- игры и упражнения на групповое взаимодействие.
1
Занятия диагностического блока
2. Диагностика познавательной сферы
(в начале учебного года)
(4 часа)
2.1. Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития памяти и внимания учащихся
- Прогрессивные матрицы Равена;
- Таблицы Шульте;
- Методика «расстановка чисел»;
- Методика «Крестики»;
- Исследование кратковременной и долговременной памяти;
- Исследование образной памяти;
- Исследование объема памяти;
- Исследование опосредованного запоминания (методика «Пиктограмма» А. Р. Лурии)
2
2.2. Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития мышления учащихся
- ШТУР;
- Тест Векслера;
- «Интеллектуальная лабильность»
2
3. Диагностика эмоционально-личностной сферы
(в начале учебного года)
(4 часа)
3.1. Диагностические методики, направленные на изучение самооценки и мотивации учащихся
- Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна;
- Методика изучения мотивации учения подростков
По М. Лукьяновой;
- Методика изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой
1
3.2. Диагностические методики, направленные на изучение межличностных отношений учащихся
- Социометрия;
- Методика "Лидер";
- «Диагностика межличностных отношений»
(Т. Лири);
- Определение индекса групповой сплоченности Сишора
2
3.2. Диагностические методики, направленные на изучение тревожности у учащихся
- Диагностика уровня школьной тревожности;
- Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора)
1
Занятия на развитие познавательной сферы
4. Развитие внимания
- Игры и упражнения на развитие объема внимания;
- игры и упражнения на развитие устойчивости и концентрации внимания;
- игры и упражнения на развитие способности переключать и распределять внимание;
- психогимнастические упражнения;
- релаксационные упражнения.
3
5. Развитие памяти
- Игры и упражнения на развитие разных видов памяти;
- игры и упражнения на развитие точности запоминания;
- игры и упражнения на развитие умения использовать приемы мнемотехники;
- психогимнастические упражнения;
- релаксационные упражнения.
3
6. Развитие мышления
- Игры-загадки и ребусы;
- игры и упражнения на развитие операций мышления;
- игры и упражнения на развитие творческого, логического, словесного мышления;
- психогимнастические упражнения;
- релаксационные упражнения.
3
Занятия на развитие эмоционально-личностной сферы
7. Развитие самопознания и рефлексии. Что со мной происходит, анализ собственного состояния. Обучение методам расслабления
- Информирование;
- беседа;
- мозговой штурм;
- групповая дискуссия;
- психогимнастические упражнения;
- игры на групповое взаимодействие;
- метод «Манадала»;
- сказкотерапия;
- релаксационные упражнения.
4
8. Агрессия. Информационный блок - что такое агрессия, какая она бывает? Диагностика агрессивного поведения учащихся. Коррекция агрессивного поведения. Обучения навыкам самоконтроля
- Информирование;
- беседа;
- мозговой штурм;
- групповая дискуссия;
- психогимнастические упражнения;
- игры на групповое взаимодействие;
- сказкотерапия;
- релаксационные упражнения.
4
9. Человек как социальное существо. Общение. Формирование навыков общения
- Информирование;
- беседа;
- мозговой штурм;
- групповая дискуссия;
- психогимнастические упражнения;
- игры на групповое взаимодействие;
- релаксационные упражнения.
3
10. Диагностика познавательной сферы
(в начале учебного года)
Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития памяти, внимания и мышления учащихся (те же, что и в начале года)
2
11. Диагностика эмоционально-личностной сферы (в конце учебного года)
Диагностические методики, направленные на изучение тревожности, самооценки и мотивации учащихся (те же, что и в начале года)
2
12. Заключительное занятие
- Информирование;
- беседа;
- психогимнастические упражнения;
- игры на групповое взаимодействие;
- релаксационные упражнения.
1
ИТОГО:
34 часа
Литература
1. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2008.
2. Детская и подростковая агрессивность: профилактика и коррекция. / Материалы МОУ Центр «Развитие» г.Вологды. - Вологда, 2010.
3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1998.
5. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / авт.-сост. О.Н. Рудякова. - Волгоград: Учитель, 2008.
6. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993.
7. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. - СПб.: Речь, 2006.
8. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. - М., 1995.