• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Конспект выступления на методическом объединении педагогов - психологов на тему: Работа педагога - психолога по профилактике асоциального поведения подростков

Конспект выступления на методическом объединении педагогов - психологов на тему: Работа педагога - психолога по профилактике асоциального поведения подростков

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГКОУ «ТЮМЕНСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»



Конспект выступления на методическом объединении педагогов - психологов на тему: Работа педагога - психолога по профилактике асоциального поведения подростков.







КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ

НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ПЕДАГОГОВ - ПСИХОЛОГОВ НА ТЕМУ: «РАБОТА ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»





Выполнила: педагог - психолог 9 курса

Емелева Олеся Сергеевна


















Тюмень, 2015

Конспект выступления на методическом объединении педагогов - психологов на тему: «Работа педагога - психолога по профилактике асоциального поведения подростков»

Асоциальное поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Стадии развития отклоняющегося поведения

1.Неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство).

2.Порицательное поведение (связанное с более систематическим осуждением со стороны воспитателей).

3.Девиантное поведение (нравственно отрицательные проявления и проступки).

4.Деликвентное (предпреступное) поведение.

5.Преступное поведение.

6.Деструктивное поведение.


Трудновоспитуемые подростки характеризуются следующими особенностями:

- изменение (или искажение) характера социальных связей;

- сопротивление педагогическим воздействиям;

- активное непринятие коллективных норм и ценностей;

- отрицательное отношение к учебной и другим видам просоциальной деятельности;

- неумение контролировать свое поведение и давать ему адекватную оценку;

- склонность к дурным привычкам.

Этапы формирования асоциального поведения.

1. Этап доасоциального поведения характеризуется несогласием, непослушанием, отрицанием, невыполнением некоторых социальных требований.

2. Начало асоциального поведения характеризуется нарушением социальных требований, норм и проявлением противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство).

3. На третьем этапе асоциального поведения характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство), включение в группы с асоциальным характером поведения.

4. Четвертый этап - устойчивое асоциальное поведение: рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером.

5. Пятый этап - устойчивое, особо опасное асоциальное поведение: характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжелыми преступлениями.

Факторы влияющих на возникновение асоциального поведения.

1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.

2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе.

3. Трудности в общении со сверстниками.

4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы.

5. Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее.

6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям.

7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий.

8. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями.

9.Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.

Аспекты профилактической работы:

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся.

Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и воспитателя позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися.

2. Организация досуга учащихся. Вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу способствует развитию творческой инициативы старшего школьника, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

3. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Пропаганда здорового образа жизни не должна носить навязчивого характера, лучше ее начинать с неформальных бесед классного руководителя и воспитателя, не регламентировать строго время проведения, стараться узнать привычки, наклонности учеников, использовать различные формы проведения: от разговора, игры до инсценировок.

4. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний - необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для юношеской среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.

5. Профилактика наркомании и токсикомании. В каждом классе необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. В беседы с подростками о вреде наркомании полезно включать интересные жизненные примеры, раскрывающие пагубные последствия для здоровья.

Основные направления профилактической работы.

1.Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми.

2.Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

3.Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.

4.Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым контролировать занятость трудновоспитуемого в свободное время.

5.Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.

6.Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения.

7.Обучать трудновоспитуемых детей методам самовоспитания.

8.Привлекать родителей для перевоспитания.

9.Проводить профилактические классные часы.

Профилактика асоциального поведения

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика должна широко проводиться среди подростков.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работу с "группой риска", например, подростками, имеющими ярко выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.

Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Формы психопрофилактической работы.

Первая форма - организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды, на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к девиантному поведению.

Вторая форма работы - информирование. Это наиболее обычное для нас направление профилактической работы. В форме лекций, распространении специальной литературы, бесед или видео-телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

Третья форма психопрофилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Реализуется в форме групповых тренингов. Распространены следующие типы тренингов:

  • тренинг резистентности - устойчивости к негативному

социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить "нет" в случае давления сверстников;

  • тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения.

Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

  • тренинг формирования жизненных навыков.

Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты. Также это способность принимать на себя ответственность, отстаивать свою позицию, интересы. Важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Четвертая форма - организация деятельности альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения.

Пятая форма - организация здорового образа жизни. Данная форма исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активное занятие подростков спортом, их творческое самовыражение - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма - минимализация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

Рекомендации классным руководителям и воспитателям по профилактике асоциального поведения юношей.

  1. Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.

  2. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.

  3. Действуйте только тактическим маневром и никогда - прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.

  4. Старайтесь настолько укрепить доверие юношей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.

  5. Беседу всегда начинайте с дружеского тона.

  6. Диалог с трудновоспитуемым начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

  7. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.

  8. Умейте смотреть на вещи глазами подростка.

Пять правил воспитания положительной привычки у детей.

  1. Для того, чтобы в юноше воспитать положительную привычку, необходимо научить его осознавать, что без нее жизнь превратиться в катастрофу. Например, ученик безответственен - это приводит к опозданиям, невыученным урокам, неуспеваемости и т.д.

  2. Юноша должен научиться никогда не давать себе поблажки в проявлении той или иной вредной привычки. Можно 1000 раз повторить ребенку, что у него есть плохая привычка, но это не приведет к исправлению. Необходимо создать условия для исправления плохих привычек, даже если для этого необходимо проявлять жесткость и твердость.

  3. Необходимо учить подростка использовать любую возможность для проявления положительной привычки. Тренировка в положительных привычках приводит к их закреплению.

  4. Нельзя бесконечно говорить обладателю плохой привычки, что он - ее хозяин. Бесконечные проповеди и нравоучения озлобляют учащихся. Многие и так знают, что у них есть вредные привычки. Надо быть очень авторитетным среди учащихся, чтобы они стали прислушиваться к вам и исправляться.

Список литературы

  1. Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь: учебное пособие / В.В. Бойко - СПб.: Союз, - 2002. - 160 с.

  2. Мазина, О.Н. Профилактика асоциального поведения учащихся профессионального лицея: учебно-методическое пособие / О.Н. Мазина. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. - С.45.

  3. Пережогин Л.О., Вострокнутов Н.В. «Асоциальное поведение детей и подростков». -М., -2012.

  4. Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. - М.,2010.

  5. Челышева Ю.В. «Профилактика асоциального поведения детей и подростков»: учебно-методическое пособие. - М.: МГПУ, 2014.

© 2010-2022