Разработка родительского собрания для родителей первого курса

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:























Слайд № 1

Слайд № 2







Слайд № 3









Слайд № 4

















Слайд № 5















Слайд № 6





Слайд № 7











Слайд № 8

















Слайд № 9

















Слайд № 10







Слайд № 11











Слайд № 12







Слайд № 13

Слайд № 14



Слайд № 15







Слайд № 16





Слайд № 17

Родительское собрание

«Трудности адаптации первокурсников в условиях техникума»

Цель: ознакомление родителей с аспектами воспитания детей в

адаптационный период.

Задачи:

  1. Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первокурсников, показать пути их преодоления;

  2. Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей;

  3. Повысить интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей, активизировать родителей на их решение

Форма проведения: семинар - практикум с элементами тренинга.

Место проведения: столовая АПОУ РА «ТОТ»

Участники: педагог - психолог, родители первокурсников,

классные руководители, мастера п/о

Предварительная работа: подбор музыки, составление презентации, оформление ватмана «дерево проблем, предложений и пожеланий», изготовление листьев трех цветов, печать бейджиков, оформление буклета для родителей «Трудности адаптации первокурсников в условиях техникума».

Оборудование: мультимедийная презентация, аудиотреки, ватман «дерево проблем, предложений и пожеланий», листы бумаги, ручки, листья (клена, дуба и берёзы), клубок ниток, свеча, коробок спичек, буклеты для родителей, бейджики - осенние листья.

План:

Встреча родителей. Введение в тему. Знакомство.

  1. Основная часть:

  • презентация.

  1. Практическая часть:

индивидуальная работа,

работа в микрогруппах.

рекомендации, советы педагога-психолога.

  1. Заключительная часть:

  • принятие решения родительского собрания.

  • упражнение «свеча пожеланий».

  • вручение буклетов родителям.

Перед входом в кабинет родителям предлагается взять себе «бейджик- листок» согласно группы, в которой учится их ребёнок. Занимают места за столами в соответствии со своим листком. (Приложение № 1)

Ход собрания:

Вступительное слово педагога - психолога:

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать на нашей встрече. Сегодня мы предлагаем вам вступить в диалог о проблемах и о трудностях адаптации первокурсников. Прошло 9 школьных лет и ваш ребёнок стал обучающимся нашего Усть - Коксинского техникума отраслевых технологий.

Как проходит процесс адаптации, какие основные психологические особенности юности, какие возникают проблемы в этом периоде, почему они возникают и как помочь детям в этот период? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить на сегодняшнем собрании.

(Тема собрания, эпиграф к собранию).

Упражнение «Паутина»

Родителям предлагается встать в один большой круг. Каждый из вас называет свое имя и рассказывает в 2-3 предложениях о семейных традициях, увлечениях. При передачи клубка другому, зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте родителю, стоящему напротив.

Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все родители не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. После этого педагог-психолог делает вывод и нацеливает родительский коллектив быть дружными, активными, совместно решать все возникающие вопросы, проблемы, делить радости, совместно проводить праздники, мероприятия для детей на протяжении всего периода обучения их детей в школе.

После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый родитель опускает нить, а после того как все опустили, классный руководитель сматывает обратно в клубок. Педагог-психолог продолжает собрание.

«Семья и техникум - это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа..... Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».

Л. Кассиль.

Вспомните, как обычно, входит в воду человек? (Робко, сначала испытывает дискомфорт, потом некоторые постепенно, некоторые резко ныряют в воду, некоторым проще, когда их обрызгивают водой, … ).

Примерно, также входят в жизнь техникума ваши дети. Но зато, вспомните, как невозможно потом нас вытащить из той самой воды, … что тем более дети, могут там проводить часами….

С приходом в техникум изменяется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Поступление в техникум - переломный момент в жизни каждого человека, один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Начало обучения в техникуме кардинально меняет весь их образ жизни.

И сейчас я вам предлагаю посмотреть основные психологические особенности юности.

Юность это возраст от 14 до 25 лет. Юность делят на раннюю юность (14-18 лет) и поздняя юность (18 - 25 лет).

Основные психологические особенности ранней юности (14-18 лет)

  1. Формируется самосознание - представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств.

  2. Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания.

  3. Возрастает волевая регуляция.

  4. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная деятельность.

  5. Стремление приобрести профессию - основной мотив познавательной деятельности.

  6. Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление.

  7. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах.

  8. Формируется собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии -увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений.

  9. Стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности.

  10. Пренебрежение к советам старших.

  11. Критиканство, проявление недоверия.

  12. Стремление к самоуправлению, стремление заново осмыслить все окружающее, происходит жизненное определение человека, приобретение определенной степени психологической зрелости.

  13. Отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам.

  14. Завершено половое созревание. Формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям.

  15. Возникает первое чувство любви, дружбы.

  16. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы.

  17. Недостаточное осознание последствий своих поступков.

Новообразование: формируется способность строить жизненные планы и выбирать способы их реализации.

Психологические особенности поздней юности (18-25 лет) - зрелости в умственном, нравственном отношении.

  1. Пик интеллектуальных возможностей;

  2. стабилизация характера;

  3. убежденность, сложившееся мировоззрение;

  4. чувство нового;

  5. смелость, решительность;

  6. способность к увлечению;

  7. оптимизм;

  8. самостоятельность;

  9. прямолинейность;

  10. критичность и самокритичность. Самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью;

  11. скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения;

  12. сохраняются максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших;

  13. неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком;

  14. принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни; выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере;

  15. формирование профессионального мышления, самоутверждение в профессиональной и социальной сфере, борьба за свое «место под солнцем»;

  16. овладение набором социальных ролей взрослого человека, начало «экономической активности».

Если же изучить обучающегося, как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.

С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений. В исследованиях, посвященных личности обучающегося, показывается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности.

Упражнение «Снежинка»

Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мною инструкцию. Перед Вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета.

Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

-сложите лист пополам

-оторвите правый верхний уголок

-опять сложите пополам

-снова оторвите правый верхний уголок.

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я попрошу Вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? А почему? Как вы думаете? (ответы родителей, мнения).

Мы с вами можем сделать вывод, что все дети разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

И в связи с тем, что все дети разные и период адаптации в техникуме у них тоже разный. Он может длиться от 2 - 3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей первокурсника, характера его взаимоотношений с окружающими, степени подготовленности к жизни в техникуме.

И сейчас мне хотелось Вам рассказать немного о том, как проходит адаптация наших первокурсников в нашем техникуме.

Адаптация первокурсников в техникуме

Проведению адаптации первокурсников в техникуме уделяется пристальное внимание. Студенческие годы - время общения, дружбы и любви. Молодой человек в этом возрасте уже сформировался как личность, но ему по-прежнему часто нужны совет и поддержка более опытного и мудрого человека. Вот почему для осуществления воспитательной работы, в том числе по адаптации первокурсников, в группах техникума приказом директора назначаются классные руководители, мастера п/о работающие в соответствии со специально разработанным воспитательной работы.

С первых дней учебы для первокурсников реализуется программа по социально-психологической адаптации. Координацию процесса осуществляет заместитель директора по учебно - воспитательной работе. Участвуют все общественные организации и структуры техникума: совет профилактики, методический, педагогический, социально-психологическая работа.

На первом этапе обучающиеся знакомятся с учебным заведением, его традициями, правилами, структурой, уставом, организацией учебного процесса. Проводятся классные часы, где классный руководитель или мастер п/ знакомить обучающихся с локальными актами, отвечает на вопросы обучающихся. Ход классного часа протоколируется и обучающиеся в конце протокола расписываются. В ходе работы ведется диагностика с целью изучения личностных качеств обучающихся: определяются индивидуальные особенности и склонности, каналы восприятия, психическое состояние обучающихся в период адаптации, а также выявляются причины и механизмы нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Обучающиеся нового набора во всех группах первого курса участвуют во входном анкетировании, отражающем социальное положение, основные увлечения и интересы молодых людей.

Вторым этапом адаптации можно считать проведение торжественного мероприятия «Первачок». Сама подготовка к представлению группы и будущей профессии требует от обучающихся активности, согласованности действий, сплоченности коллектива. Будущие специалисты получают дополнительную информацию об избранной специальности.

Одним из направлений адаптационной работы является приобщение обучающихся к профессионально-трудовой деятельности и связанным с нею социальным функциям. Это строгий контроль за посещаемостью, незамедлительное принятие мер по фактам нарушения учебной дисциплины, выявление лидеров и вовлечение их в систему самоуправления техникума.

Большое значение придается в техникуме развитию у студентов чувства патриотизма. Уже стало правилом, что деятельность техникума должна распространяться за собственные пределы: например, на тех, кто на следующий год придет в наши стены. Ниша обучающиеся выезжают с творческой деятельностью по школам.

Особая роль в процессе адаптации отводится службе информации. Администрацией техникума создан сайт, на страницах которого отражаются все происходящие события жизни техникума.

На протяжении всего первого года обучения проводится постоянный мониторинг процесса адаптации обучающихся, работа с группой риска, необходимая коррекция личностных качеств. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группах. Организуется профилактическая работа по пропаганде здорового образа жизни, предотвращению правонарушений, наркомании и других пагубных привычек.

Прежде всего, мы стараемся сохранить все лучшее, что традиционно существовало в нашем техникуме на протяжении многих лет: по-прежнему празднуются День знаний, День профтех, День Победы. Эстафета районная посвященная дню победы, где участвует не только обучающиеся, но и педагоги. Вводим новые мероприятия - это такие как Две звезды - новогодний праздник, Татьянин день и т.д.

Большое внимание в адаптационной работе уделяется вовлечению обучающихся в занятия физкультурой и спортом, осознанию необходимости здорового образа жизни. Это реализуется через занятия в секциях, участие в различных спортивных соревнованиях, турслетах и т.д.

Важный аспект воспитательной работы, в том числе по адаптации, - поощрение и стимулирование. Это система стипендиальных фондов, нормативных документов, призванных поддерживать творческую инициативу обучающихся.

Все указанные аспекты адаптационной деятельности техникума направлены на то, чтобы дать возможность молодым людям раскрыть свой творческий потенциал, помочь им в формировании качеств разносторонне развитой личности.

И нам педагогическому коллективу хочется, что бы вы родители,

так же активно принимали участие в жизни вашего ребёнка, всегда

шли на контакт и на встречу педагогам. И первая такая работа уже

началась, это, что вы пришли на это родительское собрание.

Работа в группах

Создание «Дерева проблем, предложений и пожеланий»

Педагог - психолог:

Итак, перед нами дерево, но не просто дерево это «Дерево проблем, предложений и пожеланий», У вас на столах лежат трое листьев дерева и ручки. Вам сейчас нужно обсудить в группе, с какими вы встретились проблемами в период адаптации вашего ребёнка (лист клена), какие у вас есть предложения к коллективу техникума по работе с вашими детьми (лист берёзы) и какие пожелания (лист дуба). (Приложение № 2)

Время выполнения - 7 минут.

А теперь озвучим свои проблемы, предложения и пожелание и приклеим листочки к нашему дереву.

Подведение итогов работы группы.

Проводим анализ работы.

Рекомендации, советы психолога

Советы родителям на каждый день

  1. Говорить сыну (дочери): «Людям должно быть с тобой легко» - не бойтесь повторять это.

  2. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

  3. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому; возвращаясь, домой, не забывайте сказать: « А все - таки, как хорошо у нас дома!»

  4. Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

  5. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно неправы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

  6. Если у вас есть возможность дойти до техникума вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы.

  7. Научитесь встречать ребенка после занятий. Не стоит первым задавать вопрос, «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задавать контрольные вопросы: «Что было интересного сегодня?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в техникуме?».

  8. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

  9. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

Для того чтобы, процесс адаптации проходил менее болезненно, следует следить за тем, чтобы ваш ребенок:

  • Соблюдал режим дня: ложился спать не позднее 23 часов, необходим 8- часовой сон;

  • Правильно организовал свой быт, с меньшими затратами времени;

  • Находился на свежем воздухе не менее 2 часов в день. Это улучшает самочувствие;

  • Занимался физкультурой в течение всего дня;

  • Поддерживал свое здоровье, соблюдал личную гигиену;

  • Учился больше работать самостоятельно;

  • Поддерживайте постоянную связь с преподавателями, классным руководителем.

Слова поддержки:

  • Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

  • Ты делаешь это очень хорошо.

  • Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Какие слова не следует говорить:

  • «Ты всегда»,

  • «Ты вообще»

  • «Вечно ты».

В первую очередь необходимо дать понять вашему ребенку, что вы видите в нем равноправного партнера, доверяйте ему и относитесь, как ко взрослому человеку, который уже в состоянии самостоятельно строить свое будущее и отвечает за свои поступки.

Старайтесь говорить с ним на равных, как со взрослым человеком, подчеркивать важность его выбора и вашу веру в него, а также то, что учеба в этом техникуме и по этой специальности обязательно откроет перед ним широкие перспективы, даст возможность устроиться в жизни, хорошо зарабатывать в будущем.

Не препятствуйте его общению с другими обучающимися, ведь обмен полезной информацией еще никому не помешал. Кроме того, многие старшекурсники уже задумываются о своем будущем, подрабатывают, и их пример может позитивно повлиять на вашего ребенка.

Постарайтесь умно и тактично поддерживать своих детей и ни в коем случае не бросать в этот сложный адаптационный период, возьмите себя в руки и не идите на поводу у своих отрицательных эмоций и ни в коем случае не скандальте, не злорадствуйте и не стройте планы, как его проучить, а поддержите и окажите помощь.

Поверьте, что, несмотря на возможную агрессию и крики о том, что вас никто ни о чем не просил, в душе ваш ребенок будет вам очень благодарен и никогда не забудет протянутую ему руку помощи.

Принятие решения родительского собрания:

- Помогать преодолевать детям адаптационный период;

- Оказывать поддержку своим детям и педагогам;

- Активно участвовать в жизни ребёнка и техникума.

Упражнение «Свеча пожеланий» (легкое звучание музыки)

Уважаемые родители, встаньте в один большой круг. У меня в руках находится волшебная свеча пожеланий. Пока она горит, вы передаете ее по кругу, и говорите пожелание своему ребёнку, друг другу и педагогам.

Раздаются буклеты родителям. (Приложение № 3)

Хорошего вам настроения и спасибо за работу!













Список используемой литературы

  1. Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Краснотурьинский индустриальный колледж» (ГАОУ СПО СО) «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для проведения первого родительского собрания в группах нового набора всех специальностей колледжа» разработала преподаватель Дрожжина А.М.Краснотурьинск 2013 г.

  2. Разработка родительского собрания педагога - психолога Пантелеева Н.

  3. О.П.Солодилова Возрастная психология в вопросах и ответах., ООО «Издательство Проспект», 2005 г. Стр - 228











Приложение № 1



Разработка родительского собрания для родителей первого курса

Разработка родительского собрания для родителей первого курса

Разработка родительского собрания для родителей первого курса



Приложение № 2

Разработка родительского собрания для родителей первого курсаРазработка родительского собрания для родителей первого курсаРазработка родительского собрания для родителей первого курса





Приложение № 3

АПОУ РА «ТОТ»

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКУРСНИКОВ

с.Усть-Кокса

2014 год



Советы родителям на каждый день

  1. Говорить сыну (дочери): «Людям должно быть с тобой легко» - не бойтесь повторять это.

  2. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

  3. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому; возвращаясь, домой, не забывайте сказать: « А все - таки, как хорошо у нас дома!»

  4. Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

  5. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно неправы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

  6. Если у вас есть возможность дойти до техникума вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы.

  7. Научитесь встречать ребенка после занятий. Не стоит первым задавать вопрос, «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задавать контрольные вопросы: «Что было интересного сегодня?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в техникуме?».

  8. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

  9. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

  10. Радуйтесь успехам ребенка.





Слова поддержки:

  • Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

  • Ты делаешь это очень хорошо.

  • Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Разработка родительского собрания для родителей первого курса



Какие слова не следует говорить:

  • «Ты всегда»,

  • «Ты вообще»

  • «Вечно ты».

Постарайтесь умно и тактично поддерживать своих детей и ни в коем случае не бросать в этот сложный адаптационный период, возьмите себя в руки и не идите на поводу у своих отрицательных эмоций и ни в коем случае не скандальте, не злорадствуйте и не стройте планы, как его проучить, а поддержите и окажите помощь.

Поверьте, что, несмотря на возможную агрессию и крики о том, что вас никто ни о чем не просил, в душе ваш ребенок будет вам очень благодарен и никогда не забудет протянутую ему руку помощи.







Разработка родительского собрания для родителей первого курса

Для того чтобы, процесс адаптации проходил менее болезненно, следует следить за тем, чтобы ваш ребенок:

  1. Соблюдал режим дня: ложился спать не позднее 23 часов, необходим 8- часовой сон;

  2. Правильно организовал свой быт, с меньшими затратами времени;

  3. Находился на свежем воздухе не менее 2 часов в день. Это улучшает самочувствие;

  4. Занимался физкультурой в течение всего дня;

  5. Поддерживал свое здоровье, соблюдал личную гигиену;

  6. Учился больше работать самостоятельно;

  7. Поддерживайте постоянную связь с преподавателями, классным руководителем.

Разработка родительского собрания для родителей первого курса

Составила: М.Ю. Рукина

педагог - психолог АПОУ РА «ТОТ»

Адрес:

с. Усть - Кокса

ул. Строительная 13

тел. 22 -2 -41



© 2010-2022