СТАТЬЯ на тему: КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

  Для того, чтобы адаптироваться  и преуспеть в современном быстро меняющемся  мире, выпускнику школы недостаточно быть носителем суммы или даже системы знаний, ему необходимо стать личностью, субъектом  собственной  жизнедеятельности.    Интегративным показателем полноценности, гармоничности развития человека и универсальным механизмом формирования его субъектности  является сложноструктурное  личностное ядро - Я-концепция.  В данной статье разработаны критерии развития структурных компоненто...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Н.В. Заболотнева (Волгоград)


Для того, чтобы адаптироваться и преуспеть в современном быстро меняющемся мире, выпускнику школы недостаточно быть носителем суммы или даже системы знаний, ему необходимо стать личностью, субъектом собственной жизнедеятельности.

Интегративным показателем полноценности, гармоничности развития человека и универсальным механизмом формирования его субъектности является сложноструктурное личностное ядро - Я-концепция.

Я-концепция рассматривается нами как сущностная личностная доминанта, реализуемая в поведении динамическая когнитивно-рефлексивная целостность самопредставлений, определяющая ценностно - смысловые установки, направленность, позицию и характер взаимодействия личности с социальной средой.

В основу построения процесса, ориентированного на развитие позитивной Я-концепции подростка в учебной деятельности положен принцип поуровневого развития Я-концепции. Для выделения уровней необходимо определить критерии развития компонентов и Я-концепции в целом.

Мы считаем, что критериями развития содержательного компонента Я-концепции - Я-образа являются: ценностно-смысловая наполненность; когнитивная сложность; осознанность; преобладающий модус; спектр модальностей. Определить степень развитости рефлексивного компонента - самооценки можно по следующим критериям: адекватность; эмоциональность; дифференцированность; временная отнесенность; уровень. Критерии, для установления уровня сформированности конативного компонента Я-концепции следующие: активность; регуляция; творчество; стиль коммуникации; ролевой диапазон.

Интегративные критерии, характеризующие развитие Я-концепции как целостного образования различаются как по содержанию: самоотношение; самоценность; признанность; так и по форме: структурная развернутость; характер взаимосвязей между компонентами; стабильность. Личностными критериями развития являются: позиция, открытость, направленность. Главным критерием развития Я-концепции является повышение степени целостности (В.С. Ильин). Показателями развития каждого элемента, компонента, всей Я-концепции в целом выступают уровни их сформированности в соответствии с выделенными критериями.

С учетом обозначенных критериев нами выделено пять уровней развития Я-концепции (на схеме). Подчеркнем, что название каждого уровня отражает состояние рассматриваемого феномена через призму главного критерия, т.е. соответствует степени целостности Я-концепции.

СТАТЬЯ на тему: КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ






При низшем (Хаотическом) уровне развития Я-концепция состоит из зачатков когнитивного компонента - Я-образа, т.е. ребенок способен отрывочно воспроизвести только "анкетные данные". Самопредставления образуют хаос. На низком (Совокупном) уровне развития формируется Я-образ, проявляется способность к простейшим самооценкам, т.е. происходит возникновение рефлексивного компонента - самооценки, зарождаются фрагментарные связи между когнитивным и рефлексивным компонентами. Самопредставления составляют совокупность. На среднем (Систематическом) уровне увеличивается наполненность этих компонентов, появляется конативный компонент, связи между когнитивным и рефлексивным компонентом ситуативны, возникают эпизодические связи с поведением. Самопредставления оформились как система. На высоком (Интегративном) уровне сформированы все компоненты Я-концепции, связи между Я-образом и самооценкой становятся систематическими, а с поведением - периодическими. Самопредставления образуют интеграцию. На высшем (Целостном) уровне развития все три компонента максимально развернуты, связи между ними прочные и постоянные. Самопредставления целостностны.

Уровни развития Я-концепции отличаются различными видами стабильности и степенью устойчивости. При низком уровне развития Я-концепция представляет собой нестабильное, неустойчивое образование, разрушающееся при разовых негативных событийных и вербальных воздействиях. На среднем уровне развития Я-концепция деформационно-стабильная, слабо устойчивая: нарушается при многочисленных воздействиях. На высоком уровне Я-концепция гибко стабильная, возвратно-устойчивая, способна восстанавливаться даже при постоянных при постоянных воздействиях. При высшем уровне развития Я-концепция резистентно-стабильная, т.е. сохраняется, защищая сложившуюся структуру и наполненность, независимо от характера, силы, интенсивности внешних воздействий.

Низший уровень развития иллюстрирует личностную патологию, высший - состояние "идеала", достижение которого даже в зрелом возрасте является исключением. Наиболее распространены низкий и средний уровни. Носители Я-концепции высокого уровня втречаются значительно реже.

Уровень развития Я-концепции определяет различную направленность личности. При низком уровне развития человек закрыт, направлен "на себя", на среднем появляется направленность "на близких людей", на высоком доминирует направленность "на дело", на высшем - "на каждого человека и все человечество".

При продвижении по уровням происходит изменение субъектной позиции. Пассивный "объект" постепенно превращается в "исполнителя", затем в "функционера", и наконец, становится "субъектом", самодостаточной личностью. Он стремиться к саморазвитию, самореализации. Выбирая жизненную траекторию, действует во благо себе и другим.

Таким образом, развитие у учащихся Я-концепции высокого уровня является одной из актуальных проблем современного образования.


© 2010-2022