- Преподавателю
- Школьному психологу
- Сообщение на тему Психологическое здоровье учащихся в рамках введения ФГОС
Сообщение на тему Психологическое здоровье учащихся в рамках введения ФГОС
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Письменная М.Н. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: « Психологическое здоровье учащихся
в рамках введения ФГОС»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию:
ФГОСы, как известно, возникли не на пустом месте, не упали с неба, это ни чья-то прихоть. Преобразования, изменения, происходящие в последнее время в мире, в стране, в обществе, требования, предъявляемые современной жизнью к человеку, подтолкнули к изменению взгляда на образование. В основе ФГОСов - лозунг «Образование для жизни, образование через всю жизнь». Желательным результатом образования на современном этапе является функционально грамотная личность - человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей. Другими словами процесс обучения должен быть направлен на подготовку обучающихся к реальной жизни, к готовности занять активную позицию, способных к успешной социализации в обществе, имеющих потребность и способность к непрерывному самообразованию, умеющих использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения жизненных реальных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение в условиях введения ФГОС - целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка
Нормативно-правовые основания деятельности педагога-психолога закреплены в следующих документах:
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(ст. 42);
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 №373 (п.28);
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 №1897 (п.25);
-
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17.05.2012 № 413 (п.25)
Документы указывают на изменение роли педагога - психолога: он должен работать со всеми: родителями, учащимися, плечом к плечу с учителями, решая проблемы внедрения новых ФГОС, развития у детей необходимых компетенций, осуществляя психологическую помощь нуждающимся в ней и работая над целью, сформулированной в программе развития школы.
Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.
Цель психологического сопровождения:
- содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения.
Задачи ППС при введении ФГОС ООО
-
Организация психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе внедрения ФГОС ООО;
-
Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
-
Сопровождение в условиях основной школы:
-
адаптация к новым условиям обучения;
-
поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;
-
помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;
-
формирование жизненных навыков; формирования навыков позитивного коммуникативного общения;
-
профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;
-
помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
-
профилактика девиантного поведения.
-
предпрофильная ориентация.
-
сопровождение одаренных учащихся, детей «группы риска», учащихся, находящихся под опекой.
-
Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.
-
Здоровье - одна из важнейших ценностей человеческой жизни. В его общем представлении, психологическое здоровье находится на особом месте, выступая значимой характеристикой личности. Оно отражает особенности ее генезиса и психического развития.
Одной из актуальных задач на сегодняшний день является необходимость решения вопроса психологического здоровья школьников. Об остроте и необходимости работы над этой проблемой говорят данные исследований физического здоровья учащихся, а также результаты изучения их психического состояния (тревожности, безопасности и т. п.).
Нарушение психологического здоровья связано с соматическими заболеваниями, неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику ребенка.
Для психологического здоровья норма - это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать развитию общества.
Понимание нормы основывается на анализе взаимодействия человека с окружающей средой и предполагает, прежде всего, гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями.
Психологическое здоровье позволяет личности постепенно стать самодостаточной, регулирующей свои психические процессы, ориентирующейся в поведении и отношениях не только на задаваемые извне нормы, но и на внутренние осознанные ориентиры.
Составляющими (компонентами) психологического здоровья являются социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности.
В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие:
- позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира;
- высокий уровень развития рефлексии ( размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.)
- наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности;
- успешное прохождение возрастных кризисов;
- адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли.
В школе необходимо создать для ученика такую атмосферу, чтобы он чувствовал себя успешным.
Нельзя допускать хронического неуспеха и неудач, поскольку это навсегда может отбить интерес к учению.
Нельзя допускать, чтобы ученик воспринимал неправильно выполненное задание как показатель собственной неполноценности и личной недостаточности.
Излишняя требовательность учителя становится бедствием для учеников с невротической склонностью к панике, с потребностью защищать позитивные впечатления. Ошибка для них - катастрофа, они впадают в отчаяние, вопреки действительности у них возникает чувство "я ничего не умею".
Неблагоприятные психологические состояния и ряд личностных особенностей влекут за собой повышение уровня невротизации, что является признаком дезадаптации и риском для здоровья учащихся.
Нередко встречаются нарушения психологического здоровья, истоки которых лежат в подростковом возрасте. Они связаны с осложнением протекания нормативного подросткового кризиса, который принято называть кризисом идентичности - представления о себе, своих силах, возможностях, позиции в отношении окружающего мира. В этом случае подросток переживает чувство тревоги из-за невозможности ощутить целостность своего "Я". Тогда при наличии активной позиции, а в этом возрасте она наиболее типична, подросток сопротивляется любым социализирующим воздействиям: отказывается учиться, соблюдать дисциплину на уроках, идти к психологу. Он как бы надевает защитную маску "у меня все хорошо", пряча, прежде всего от самого себя, глубокое чувство тревоги.
В наиболее сложных ситуациях подростки полностью теряют ориентацию на будущее и живут одним днем. Параметры развития или психологического здоровья часто внешне не проявляются, а сопутствующие им поведенческие изменения не всегда социально желательны и могут не устраивать педагогов и родителей. Например, ребенок, у которого снизился уровень социальных страхов, становится менее "удобным" для некоторых взрослых. Для обеспечения психологического здоровья учащихся необходимым является проведение в учебных заведениях профилактических работ, в рамках пропаганды здорового образа жизни, формирования у молодежи системы альтернативных увлечений, позитивных социально ориентированных установок, что может способствовать поддержанию и сохранению психологического здоровья личности.
Притча про мудреца и бабочку.
Жил-был один мудрец, к которому многие люди приходили за советом. И вот однажды завистливый человек решил опорочить мудреца, загадав ему загадку, отгадать которую невозможно.
Сказано - сделано.
Поймал он бабочку, зажал между ладонями, пришёл к мудрецу и спрашивает: - Скажи, что у меня в руках? Мудрец отвечает: - Бабочка. - Правильно. А какая бабочка - живая или мёртвая? - спрашивает завистник, а сам думает: "Если ответит - "мёртвая", я открою ладони и бабочка улетит, а если скажет - "живая", я сожму ладони и раздавлю её".
Мудрец помедлил немного и ответил:
- Всё в твоих руках.
Действительно, все в наших руках: творить для других, помогать, отдавать свой опыт и верить, что этим я улучшаю качество жизни других людей.