Социально-просветительский тренинг на тему: Осознанное родительство как условие полноценного развития ребёнка

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Социально-просветительский тренинг на тему :Осознанное родительство как условие полноценного развития ребёнка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОЛТАВСКАЯ ШКОЛА»

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ







Социально-просветительский тренинг на тему :Осознанное родительство как условие полноценного развития ребёнка

Социально-просветительский тренинг

подготовила педагог-психолог

І категории МБОУ «Полтавская школа»

Сейтнебиева Севиль Наримановна



2015

Тема. Осознанное родительство как условие полноценного развития ребёнка.

Цель. Популяризация основ осознанного родительства как одного из основных условий полноценного развития ребёнка.

ПЛАН

  1. Знакомство. « Представление участников»

  2. Методика по ожиданию « Зёрнышки».

  3. Упражнение « Ассоциации»

    1. Определение базовых понятий « ребёнок», «родитель», «семья».

  4. Результаты анкетирования.

  5. Определение сущности главных основ осознанного родительства и путей их внедрения.

  6. Стереотипы семей.

    1. Типы семейных взаимоотношений.

  7. Подведение итогов

7.1. Пожелания друг другу.

Форма проведения: социально-просветительский тренинг

Участники тренинга : уч-ся 11-классов, родители, ШМУ ( Школа молодого Учителя).

Необходимые материалы : бейджи, маркеры, листы ватмана, наглядность и др.





Ход занятия

I. Вступление

  1. Представление.

  • На маленьких листочках ( для бейджа) написать своё имя и нарисовать символ своей семьи, затем, представить его. Охарактеризовать, почему именно этот символ нарисован и что он означает.

  • Участники тренинга все, по очереди, называют свой символ. Например : дом-семья, очаг; сердце - любовь, взаимопонимание.


  1. Правила работы в группах.

  • Теперь, давайте выработаем Правила работы в группах.

  • Правила регулируют отношения между людьми, с помощью правил создаются необходимые условия работы !

Участники называют правила, которые знают (устно) - затем, вывешивается плакат и правила проговариваются (см. плакат).

  • Доверять друг другу

  • Быть искренними

  • Активность каждого

  • Уважение к говорящему

  • Быть толерантными

  • Не бояться самовыражаться

  • Проявлять творчество

  • Отвечать при поднятой руке

  • Не критиковать



  1. Методика « Зёрнышки».

Методика по ожиданию.

  • Сейчас, вы получите зёрнышки. Вам нужно написать, что вы ждёте от сегодняшнего занятия, тренинга? С какой целью вы пришли сегодня на тренинг?

  • Все по очереди выходят и называют своё ожидание, наклеивая их на плакат (сажаем в землю). Запоминайте, куда посадили своё зерно.

  • Скажите, а для чего мы проговариваем свои ожидания ?

  • Когда мы проговариваем, мы больше осознаём то, чего мы хотим!

  • В конце занятия мы посмотрим, насколько ваши ожидания оправдались, как проросли наши зёрнышки.

ІІ. Основная часть

  1. Упражнение « Ассоциации»

  • Давайте мы с вами назовём ассоциации к словам : ребёнок, родители, семья. (названные ассоциации записать на плакате)

Ребёнок


Родители


Семья


Игра

Цветок

Огорчение

Сладости

Конфликт

Заботы и др.



Забота

Тепло

Нежность

Ответственность

Любовь

Страх

Терпение

Понимание

Ожидание и др.



Очаг

Общение

Тепло

Укрытие

Любовь

Конфликт

Непонимание

Радость

Спор

Доверие

Взаимопонимание

Искренность

Традиции

Повесить плакат и зачитать определения : ребёнок, родители, семья

См. плакаты.

4. Результаты анкетирования

  • Со старшеклассниками (110 чел.) было проведено анкетирование. Им необходимо было ответить на некоторые вопросы.

  • Например : Каких родителей можно назвать идеальными ?

  • Ответы были следующие :

Идеальные родители - это такие взрослые, которые :

  • понимают своих детей ( 80 учащихся );

  • любят своих детей ( 100 учащихся );

  • помогают решать проблемы ( 86 учащихся);

  • не кричат на своих детей ( 90 уч.);

  • готовы выслушать, поддержать своих детей ( 100 уч.);

  • не читают нотации;

  • не пьют ( 40 чел.)

  • На вопрос, Какие запреты преобладают у твоих родителей в общении с тобой ? - ответили :

  • не курить

  • не приходить поздно домой

  • долго не разговаривать по телефону с друзьями

  • не ночевать у друзей

  • не общаться с теми ребятами, которые не нравятся родителям

  • не грубить взрослым.

  • Это исследование показало : зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо для самого ребёнка. Всё это приводит к тому, что взрослые и дети никак не могут понять друг друга, и это сказывается на их взаимоотношениях и реальных результатах семейного воспитания. И детям, и взрослым необходимо, чтобы их не только слушали, но и слышали, не только принимали, но и поддерживали, помогали.



  1. Беседа.

  • Скажите, а что же такое родительство ? Что для вас есть родительство. Все по очереди высказываются

  • Например : Это ответственность за ребёнка, определённые обязанности в семье, желание иметь ребёнка, создание благоприятных условий для его развития и т.д.

Вывешивается плакат с определением «родительство». (Авторское определение)

  • А что такое осознанное родительство ?

  1. Метод неоконченных предложений.

  • На бланках, напишите, что для вас есть осознанное родительство.

Когда все напишут - зачитать и обосновать.

  1. « Стереотипы семей»

  • Сейчас, мы рассмотрим 3 типа семей :

« Каменная стена»

Этот тип характеризуется сочетанием высоких требований к ребёнку с пониженным вниманием к его потребностям. Ребёнка часто стыдят, пытаются сломать, сделать по типу своей семьи. Постоянно сравнивают его поведение и личность с некими высокими моральными стандартами. У ребёнка очень много обязанностей и мало прав.

« Медуза»

Этот тип семьи не имеет чёткой определённой структуры. У таких родителей, дети заводятся как обязательный элемент семьи. Родители могут иметь различного рода зависимости. Потребности ребёнка разумно удовлетворяются, существует небольшое количество соблюдаемых правил и запретов; в ребёнке поощряется самостоятельность, развивается ответственность. Дети из таких семей попадают под негативное влияние окружающих.

« Костяк»

Для этого типа семьи характерен демократический подход в решении проблем. Здесь присутствует взаимопонимание, чёткие правила. Существует 6 правил в этой семье :

- я верю в тебя

- я доверяю тебе

- я верю в то, что ты преодолеешь любые трудности

- я тебя слушаю и слышу

- ты для меня являешься важным человеком

- я проявляю свою любовь к тебе и не стыжусь этого.

Ребёнок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Нет запретов и санкций, часто такие дети просто не понимают слов « нет» и « нельзя».

  • Разделитесь на 3 группы. Найдите слабые и сильные стороны в своём типе семьи. (+) и ( -).

Например :

(+) - в типе « Каменная стена»:

- сущ. элементы гендерного воспитания

- постоянный контроль со стороны родителей

(-) : - постоянное чувство страха у ребёнка

- зависимость ребенка от родителей

- отсутствие доверия

(+) - в типе « Медуза»:

- приспособленность детей

- дети учатся на своих ошибках, личном опыте

( -) : - отсутствие контроля

- нет системы в воспитании

- нет положит.традиций в семье

- страх детей ( не видят своей значимости)

( +) - в типе « Костяк»:

- любовь

-демократичность

- взаимопонимание

- эмпатия, доверие, внимательность друг к другу

(-) : - неумение реагировать на соц. Трудности

-недостаток контроля.

  • Как вы думаете, какой тип семьи самый положительный, благоприятный ? Почему ?

  1. Лекторий.

  • В каждой семье объективно складывается определённая, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Выделяют 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений. : диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.

  • Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства, инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.Родители могут и должны предъявлять требования к своему ребёнку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать пед. и нравственно-оправданные решения. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребёнка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - всё это гарантия серьёзных неудач формирования его личности.

  • Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков даёт наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает : у детей отсутствует самостоятельность, инициатива.

  • Невмешательство - здесь могут сосуществовать 2 мира : взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

  • Сотрудничество - как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, её организацией и высокими нравственными ценностями.

  • Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Выделяют 3 стиля семейного воспитания:

  • демократический (где прежде всего учитываются интересы ребёнка. Стиль «согласия»;

  • авторитарный (здесь, родителями навязывается своё мнение ребёнку. Стиль «подавления»;

  • попустительский (ребёнок предоставляется сам себе).

  • Какой стиль сем. воспитания у вас?

ІІІ Заключение

  1. Слово тьютора.

  • Давайте теперь посмотрим, оправдались ли ваши ожидания (Как проросли наши зёрнышки)?

  • Напишите на цветочках, - что нового узнали, интересного

  • что понравилось, что не понравилось ?

См. плакат. Каждый выходит и от своего зёрнышка рисует стебель и клеит цветок, где написано, оправдались ли ожидания.

Пожелания друг другу:

  • На листочках написать своё имя. По жребию вытянуть, и написать пожелание тому участнику, чьё имя вы вытянули по жребию.

  • ВСЕМ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ! До свидания!

Литература

  1. Овчарова Р. В. Тренинги формирования осознанного родительства Методическое пособие М.: ТЦ Сфера, 2008.

  2. .Азаров. Ю.П. Искусство воспитывать. М., "Просвещение", 1985.

  3. .Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пет., 2000.

  4. .Дружинин В.Н. Психология семьи. Москва, издательство КСП 1996 год.

  5. .История педагогики и образование/Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2001.

  6. .Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000

  7. .Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999.

  8. .Лански Вики. Настольная книга для родителей:1500 бесценных советов на первые пять лет жизни вашего ребенка/Лански В.-М.:Эксмо-Маркет, 2000.-288с.

  9. Голод С.И. Семья и брак: историко-социальный анализ. Санкт - Петербург, ТООТК «Петрополис», 1998.

  10. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. - Ростов н/Д6 «Феникс», 2004. (серия «психологический практикум»)

  11. Зацепин В.И. и др. Семья. Социально - психологические и этические проблемы: справочник. Киев, 1990.

  12. Джайнот Х.Дж.: Родители и дети. - М.: 1986.

  13. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов пед. ун - тов и ин - тов/ Ред. - сост. В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1991.

  14. Прихожан А.М., Толстых Н.Н.: Дети без семьи: (детский дом: заботы и тревоги общества). - М.: Педагогика, 1990.



© 2010-2022