- Преподавателю
- Школьному психологу
- Социально-просветительский тренинг на тему: Осознанное родительство как условие полноценного развития ребёнка
Социально-просветительский тренинг на тему: Осознанное родительство как условие полноценного развития ребёнка
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сеитнебиева С.Н. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
9
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОЛТАВСКАЯ ШКОЛА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Социально-просветительский тренинг
подготовила педагог-психолог
І категории МБОУ «Полтавская школа»
Сейтнебиева Севиль Наримановна
2015
Тема. Осознанное родительство как условие полноценного развития ребёнка.
Цель. Популяризация основ осознанного родительства как одного из основных условий полноценного развития ребёнка.
ПЛАН
-
Знакомство. « Представление участников»
-
Методика по ожиданию « Зёрнышки».
-
Упражнение « Ассоциации»
-
Определение базовых понятий « ребёнок», «родитель», «семья».
-
-
Результаты анкетирования.
-
Определение сущности главных основ осознанного родительства и путей их внедрения.
-
Стереотипы семей.
-
Типы семейных взаимоотношений.
-
-
Подведение итогов
7.1. Пожелания друг другу.
Форма проведения: социально-просветительский тренинг
Участники тренинга : уч-ся 11-классов, родители, ШМУ ( Школа молодого Учителя).
Необходимые материалы : бейджи, маркеры, листы ватмана, наглядность и др.
Ход занятия
I. Вступление
-
Представление.
-
На маленьких листочках ( для бейджа) написать своё имя и нарисовать символ своей семьи, затем, представить его. Охарактеризовать, почему именно этот символ нарисован и что он означает.
-
Участники тренинга все, по очереди, называют свой символ. Например : дом-семья, очаг; сердце - любовь, взаимопонимание.
-
Правила работы в группах.
-
Теперь, давайте выработаем Правила работы в группах.
-
Правила регулируют отношения между людьми, с помощью правил создаются необходимые условия работы !
Участники называют правила, которые знают (устно) - затем, вывешивается плакат и правила проговариваются (см. плакат).
-
Доверять друг другу
-
Быть искренними
-
Активность каждого
-
Уважение к говорящему
-
Быть толерантными
-
Не бояться самовыражаться
-
Проявлять творчество
-
Отвечать при поднятой руке
-
Не критиковать
-
Методика « Зёрнышки».
Методика по ожиданию.
-
Сейчас, вы получите зёрнышки. Вам нужно написать, что вы ждёте от сегодняшнего занятия, тренинга? С какой целью вы пришли сегодня на тренинг?
-
Все по очереди выходят и называют своё ожидание, наклеивая их на плакат (сажаем в землю). Запоминайте, куда посадили своё зерно.
-
Скажите, а для чего мы проговариваем свои ожидания ?
-
Когда мы проговариваем, мы больше осознаём то, чего мы хотим!
-
В конце занятия мы посмотрим, насколько ваши ожидания оправдались, как проросли наши зёрнышки.
ІІ. Основная часть
-
Упражнение « Ассоциации»
-
Давайте мы с вами назовём ассоциации к словам : ребёнок, родители, семья. (названные ассоциации записать на плакате)
Ребёнок
Родители
Семья
Игра
Цветок
Огорчение
Сладости
Конфликт
Заботы и др.
Забота
Тепло
Нежность
Ответственность
Любовь
Страх
Терпение
Понимание
Ожидание и др.
Очаг
Общение
Тепло
Укрытие
Любовь
Конфликт
Непонимание
Радость
Спор
Доверие
Взаимопонимание
Искренность
Традиции
Повесить плакат и зачитать определения : ребёнок, родители, семья
См. плакаты.
4. Результаты анкетирования
-
Со старшеклассниками (110 чел.) было проведено анкетирование. Им необходимо было ответить на некоторые вопросы.
-
Например : Каких родителей можно назвать идеальными ?
-
Ответы были следующие :
Идеальные родители - это такие взрослые, которые :
-
понимают своих детей ( 80 учащихся );
-
любят своих детей ( 100 учащихся );
-
помогают решать проблемы ( 86 учащихся);
-
не кричат на своих детей ( 90 уч.);
-
готовы выслушать, поддержать своих детей ( 100 уч.);
-
не читают нотации;
-
не пьют ( 40 чел.)
-
На вопрос, Какие запреты преобладают у твоих родителей в общении с тобой ? - ответили :
-
не курить
-
не приходить поздно домой
-
долго не разговаривать по телефону с друзьями
-
не ночевать у друзей
-
не общаться с теми ребятами, которые не нравятся родителям
-
не грубить взрослым.
-
Это исследование показало : зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо для самого ребёнка. Всё это приводит к тому, что взрослые и дети никак не могут понять друг друга, и это сказывается на их взаимоотношениях и реальных результатах семейного воспитания. И детям, и взрослым необходимо, чтобы их не только слушали, но и слышали, не только принимали, но и поддерживали, помогали.
-
Беседа.
-
Скажите, а что же такое родительство ? Что для вас есть родительство. Все по очереди высказываются
-
Например : Это ответственность за ребёнка, определённые обязанности в семье, желание иметь ребёнка, создание благоприятных условий для его развития и т.д.
Вывешивается плакат с определением «родительство». (Авторское определение)
-
А что такое осознанное родительство ?
-
Метод неоконченных предложений.
-
На бланках, напишите, что для вас есть осознанное родительство.
Когда все напишут - зачитать и обосновать.
-
« Стереотипы семей»
-
Сейчас, мы рассмотрим 3 типа семей :
« Каменная стена»
Этот тип характеризуется сочетанием высоких требований к ребёнку с пониженным вниманием к его потребностям. Ребёнка часто стыдят, пытаются сломать, сделать по типу своей семьи. Постоянно сравнивают его поведение и личность с некими высокими моральными стандартами. У ребёнка очень много обязанностей и мало прав.
« Медуза»
Этот тип семьи не имеет чёткой определённой структуры. У таких родителей, дети заводятся как обязательный элемент семьи. Родители могут иметь различного рода зависимости. Потребности ребёнка разумно удовлетворяются, существует небольшое количество соблюдаемых правил и запретов; в ребёнке поощряется самостоятельность, развивается ответственность. Дети из таких семей попадают под негативное влияние окружающих.
« Костяк»
Для этого типа семьи характерен демократический подход в решении проблем. Здесь присутствует взаимопонимание, чёткие правила. Существует 6 правил в этой семье :
- я верю в тебя
- я доверяю тебе
- я верю в то, что ты преодолеешь любые трудности
- я тебя слушаю и слышу
- ты для меня являешься важным человеком
- я проявляю свою любовь к тебе и не стыжусь этого.
Ребёнок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Нет запретов и санкций, часто такие дети просто не понимают слов « нет» и « нельзя».
-
Разделитесь на 3 группы. Найдите слабые и сильные стороны в своём типе семьи. (+) и ( -).
Например :
(+) - в типе « Каменная стена»:
- сущ. элементы гендерного воспитания
- постоянный контроль со стороны родителей
(-) : - постоянное чувство страха у ребёнка
- зависимость ребенка от родителей
- отсутствие доверия
(+) - в типе « Медуза»:
- приспособленность детей
- дети учатся на своих ошибках, личном опыте
( -) : - отсутствие контроля
- нет системы в воспитании
- нет положит.традиций в семье
- страх детей ( не видят своей значимости)
( +) - в типе « Костяк»:
- любовь
-демократичность
- взаимопонимание
- эмпатия, доверие, внимательность друг к другу
(-) : - неумение реагировать на соц. Трудности
-недостаток контроля.
-
Как вы думаете, какой тип семьи самый положительный, благоприятный ? Почему ?
-
Лекторий.
-
В каждой семье объективно складывается определённая, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Выделяют 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений. : диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.
-
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства, инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.Родители могут и должны предъявлять требования к своему ребёнку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать пед. и нравственно-оправданные решения. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребёнка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - всё это гарантия серьёзных неудач формирования его личности.
-
Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков даёт наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает : у детей отсутствует самостоятельность, инициатива.
-
Невмешательство - здесь могут сосуществовать 2 мира : взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
-
Сотрудничество - как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, её организацией и высокими нравственными ценностями.
-
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
Выделяют 3 стиля семейного воспитания:
-
демократический (где прежде всего учитываются интересы ребёнка. Стиль «согласия»;
-
авторитарный (здесь, родителями навязывается своё мнение ребёнку. Стиль «подавления»;
-
попустительский (ребёнок предоставляется сам себе).
-
Какой стиль сем. воспитания у вас?
ІІІ Заключение
-
Слово тьютора.
-
Давайте теперь посмотрим, оправдались ли ваши ожидания (Как проросли наши зёрнышки)?
-
Напишите на цветочках, - что нового узнали, интересного
-
что понравилось, что не понравилось ?
См. плакат. Каждый выходит и от своего зёрнышка рисует стебель и клеит цветок, где написано, оправдались ли ожидания.
Пожелания друг другу:
-
На листочках написать своё имя. По жребию вытянуть, и написать пожелание тому участнику, чьё имя вы вытянули по жребию.
-
ВСЕМ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ! До свидания!
Литература
-
Овчарова Р. В. Тренинги формирования осознанного родительства Методическое пособие М.: ТЦ Сфера, 2008.
-
.Азаров. Ю.П. Искусство воспитывать. М., "Просвещение", 1985.
-
.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пет., 2000.
-
.Дружинин В.Н. Психология семьи. Москва, издательство КСП 1996 год.
-
.История педагогики и образование/Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2001.
-
.Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000
-
.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999.
-
.Лански Вики. Настольная книга для родителей:1500 бесценных советов на первые пять лет жизни вашего ребенка/Лански В.-М.:Эксмо-Маркет, 2000.-288с.
-
Голод С.И. Семья и брак: историко-социальный анализ. Санкт - Петербург, ТООТК «Петрополис», 1998.
-
Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. - Ростов н/Д6 «Феникс», 2004. (серия «психологический практикум»)
-
Зацепин В.И. и др. Семья. Социально - психологические и этические проблемы: справочник. Киев, 1990.
-
Джайнот Х.Дж.: Родители и дети. - М.: 1986.
-
Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов пед. ун - тов и ин - тов/ Ред. - сост. В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1991.
-
Прихожан А.М., Толстых Н.Н.: Дети без семьи: (детский дом: заботы и тревоги общества). - М.: Педагогика, 1990.