Программа по элективному курсу «Психологический тренинг - Я и ГИА» 9 класс

Программа по элективному курсу «Психологический тренинг - Я и ГИА» - 9 классКоличество часов: 34Программа разработана на основе авторских программ:программа «Путь к успеху» Стебеневой Н., Королевой Н. - Журнал «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября». -  № 29. -2003;Анн Л. Ф.программа «Саморазвитие личности» 9 класс— СПб.: Питер, 2007; Микляева А. "Я - подросток. Программа уроков психологии". - СПб. Речь, 2006.Данный курс является ускоренной комплексной программой занятий по подг...
Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ростовская область

г. Каменск-Шахтинский


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14



«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 14

Приказ от _________№ ____

________________Трофимук Г. В.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу «Психологический тренинг - Я и ГИА»


Уровень основное общее образование 9 класс

Количество часов 34

Учитель Тришкина Людмила Леонидовна



Программа разработана на основе авторских программ:

программа «Путь к успеху» Стебеневой Н., Королевой Н. - Журнал «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября». - № 29. -2003;

Анн Л. Ф. программа «Саморазвитие личности» 9 класс- СПб.: Питер, 2007;

Микляева А. "Я - подросток. Программа уроков психологии". - СПб. Речь, 2006.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Психологический тренинг - Я и ГИА» для учащихся 9-х классов разработана на основе программы психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к экзамену "Путь к успеху" авторов Стебеневой Н., Королевой Н.; программы «Саморазвитие личности» 9 класс Анн Л. Ф.; Микляева А. "Я - подросток. Программа уроков психологии".

Данный курс является ускоренной комплексной программой занятий по подготовке учащихся 9-х классов к ГИА с элементами психологического тренинга.

Разработанная программа позволяет снизить школьную тревожность и переживания, вызванные ГИА. С помощью программы выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену, изучат приёмы релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Так же с помощью программы, у учащихся формируется мотивация самовоспитания и саморазвития, укрепляется самооценка и актуализация личностных ресурсов, развивается эмоционально-волевая сфера.

Курс предназначен для учащихся 9 классов. Целесообразно проводить его, начиная с первого полугодия учебного года. Курс состоит из 34 академических часов. В целом каждое занятие рассчитано на 45 минут, однако в некоторых случаях продолжительность занятия может быть увеличена до 1 часа. Занятия проводятся 1раз в неделю.

Цель: оказание комплексной психологической помощи учащимся школ при сдаче ГИА-9.

Задачи:

1. Повышение сопротивляемости стрессу.

2. Отработка навыков уверенного поведения, преодоление страха.

3. Развитие процесса самосознания и самоопределения.

4. Развитие эмоционально-волевой сферы.

5. Развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.

6. Развитие навыков самоконтроля.

7. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.

8. Обучение приемам эффективного запоминания.

9. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Программа для 9 классов включает в себя 3 этапа.

I этап - ориентировочный (1-4 занятие).

Цель этапа: эмоциональное объединение участников группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.

II этап - развивающий (5-32 занятие).

Цель этапа: активизация процесса самопознания. Повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Отдельным блоком выступает раздел - Психологическая подготовка к выпускным экзаменам (26-32 занятие).

III этап - закрепляющий (33-34 занятие).

Цель этапа: повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.

Общая характеристика элективного курса «Психологический тренинг - Я и ГИА»

На сегодняшний день в системе школьного образования является актуальной проблема формирования психологической готовности к прохождению государственной (итоговой) аттестации.

Актуальность данной проблемы связана с появлением у школьников, в процессе подготовки и прохождения ГИА, определенных психологических трудностей, что впоследствии может негативно повлиять на результаты экзаменов, а, значит, и на успешную реализацию профессиональных планов.

Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту (9 класс) - это один из самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса». Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт - подростковых и юношеских.

Для успешного прохождения ГИА, выпускнику, помимо наличия определенного объема знаний по конкретному общеобразовательному предмету, необходимы такие качества, как: стрессоустойчивость, высокий уровень концентрации и переключения внимания, устойчивость умственной работоспособности, достаточный объем памяти (зрительной, слуховой), сформированные механическая и словесно-логическая память, развитое мышление, способность принимать правильные решения в условиях дефицита времени, саморегуляция поведения, правильное распределение времени и т.д.

В своей деятельности я как педагог-психолог опираюсь на «Модель психологической готовности к ГИА», которая состоит из нескольких компонентов:

- когнитивный компонент, который включает в себя определенный объем и упорядоченность знаний обучающегося, а также особенности развития таких когнитивных функций, как память, мышление, внимание;

- эмоциональный компонент включает в себя личностные особенности выпускника, его эмоциональное отношение к экзамену и эмоциональное состояние на самом экзамене;

- поведенческий компонент включает в себя знание и понимание обучающимися особенностей проведения экзамена, знакомство с процедурой ГИА, навык работы с тестовыми материалами;

- уровень развития и индивидуальные особенности саморегуляции учебной деятельности.

Данная модель психологической подготовки обучающихся к прохождению ГИА способствует:

  • развитию учебной мотивации, познавательной сферы и познавательной активности обучающихся;

  • повышению самооценки обучающихся;

  • снижению уровня тревожности;

  • формированию произвольности и самоорганизации;

  • составлению рекомендаций, учитывающих личностные особенности школьника и позволяющих как психологу, так и учителям, разработать индивидуальные траектории подготовки выпускников к успешной сдаче ГИА.

Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает формирование положительного отношения к ГИА, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА.

Место элективного курса «Психологический тренинг - Я и ГИА» в учебном плане


В учебном плане на изучение элективного курса «Я и ГИА» отводится в 9 классе - 1 час в неделю. Таким образом, в 9 классе за год должно быть проведено 34 часа.

Последовательность изучения тем элективного курса и количества часов по каждой из них состоит из:

  1. Ориентировочный этап - 4 ч.

  2. Развивающий этап. - 28 ч.

  3. Закрепляющий этап. - 2 ч.

Содержание элективного курса «Психологический тренинг - Я и ГИА»

Формы организации учебного процесса: диагностические методики, ролевые игры, релаксационные методы, метафорические притчи и истории, мини-лекции, психофизиологические методики, телесно-ориентированные техники, практические занятия, дискуссии, социально-психологические тренинги, психологические практикумы с элементами тренинга.

При проведении промежуточной и итоговой аттестации в форме зачета обучающийся выполняет практическое задание, предложенное учителем по определенной теме. По итогам делается запись в журнале "зачтено".

Темы практических заданий для промежуточного контроля знаний:

Реферат, презентация:

  1. Память.

  2. Мышление.

  3. Внимание.

  4. Типы темперамента.

  5. Эмоции и чувства.

  6. Стресс.

  7. Моя индивидуальность. Психологический портрет.

  8. Составление программы психологического тренинга для подростков.

Темы для защиты творческих работ по итоговому контролю знаний к разделу: «Психологическая подготовка к выпускным экзаменам»

  1. Рекомендации учащимся перед сдачей ГИА.

  2. Советы и рекомендации родителям перед сдачей ГИА учащимися.

  3. Комплекс психотехнических упражнений на снятие у подростка нервно-психического напряжения.

  4. Презентация: «Психологическая подготовка к ГИА», «Девятиклассник и ГИА».

  5. Психологическое исследование: «Я и ГИА», «Мой класс и ГИА», «Как сдают экзамены в разных странах».

Ориентировочный этап. (4 ч.)

Работа с учащимися 9 классов. Диагностика: выявление уровня тревожности (тест Филлипса). Анкета: «Готовность к ГИА». Знакомство. Дискуссия: «Возможности, которые предлагает нам жизнь». Плюсы и минусы сдачи ГИА. Объективный взгляд на экзамен. Куда же нам плыть?

Развивающий этап. (28 ч.)

Каков я на самом деле? Кто я? Моя индивидуальность. Мой дневник. Мнение. Точка опоры. Стереотипы в общении. Чувство собственного достоинства. Уверенное и неуверенное поведение. Темперамент. Характер. Эмоции и чувства. Конфликт и причины конфликта. Умею ли я слушать? Стресс. Люди, значимые для меня. Мои проблемы. Творческая личность. Как достичь цели. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение. Жизнь по собственному выбору.

Психологическая подготовка к выпускным экзаменам. Способы мобилизации и снятия психоэмоционального напряжения. Саморегуляция познавательной деятельности (приемы организации запоминания, методы работы с текстами). Самоорганизация (режим дня, питание). Как преодолеть страх перед экзаменами? Подготовка к экзаменам. Как научиться сдавать экзамены.

Закрепляющий этап. (2 ч.). Перед дальней дорогой. Прощай.

Тематическое планирование


п/п

Содержание раздела, темы

Основные виды деятельности учащихся

Количество часов

1

I. Ориентировочный этап.

лекция, беседа, комбинированный урок

4

2

II. Развивающий этап.

лекция, беседа, комбинированный урок, тренинги

28

3

III. Закрепляющий этап.

лекция, беседа, комбинированный урок, тренинги

2

Итого:


34


Результаты освоения элективного курса «Психологический тренинг - Я и ГИА» и система оценки

На занятиях учащиеся научаются и узнают как:

  • перестать бояться ГИА (далее - экзамены), стать более уверенными;

  • контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи экзаменов;

  • развить установку на успешную сдачу экзаменов;

  • преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче экзаменов;

  • можно стать психологически более сильным.

Можно выделить следующие типы личностных и когнитивных трудностей, усложняющих успешную сдачу экзаменов:

  1. Когнитивные трудности - это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми зданиями. Учащиеся с когнитивными трудностями не могут выбрать оптимальную стратегию подготовки к экзаменам. Основная психологическая стратегия работы с такими учащимися должна строиться на выработке собственной стратегии подготовки и сдачи экзаменов. Данная стратегия строится на оптимальном использовании временного потенциала.

  2. Личностные трудности - эти трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Прежде всего, к личностным трудностям отнесем высокий уровень тревожности. Основная стратегия работы с учащимися, имеющими личностные трудности, строится на снижении тревожности, связанной с условиями проведения экзамена (незнакомая обстановка, отсутствие знакомых преподавателей, использование только одного канала восприятия и демонстрации своих знаний). К личностным трудностям также может быть отнесены группы риска, представляющие собой доминирование у выпускника определенных личностных трудностей, усложняющих успешную сдачу экзамена.

  3. Процессуальные трудности - это проблемы, которые связаны с самой процедурой экзамена. Выделяют несколько групп процессуальных трудностей: трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов, трудности, связанные с ролью взрослого, трудности, связанные с критериями оценки, трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.

Ожидаемые результаты: Способность к саморегуляции эмоциональных состояний, внимания, памяти, скорости и направленности ассоциативного процесса мышления, креативности мышления, мыслительных процессов обобщения и классификации, сравнения, ориентации в пространстве и плоскости. Знание особенностей своего характера, умение использовать его сильные стороны, компенсировать слабые. Знание и умение использовать свою ведущую анализаторную систему, т.е. систему, при помощи которой ребенку легче всего познавать окружающий мир. Умение управлять своими волевыми качествами. Осознанное принятие на себя ответственности за подготовку и результат сдачи экзаменов. Готовность к эмоциональному принятию результатов ГИА и способность построить «план Б» в случае неуспешной сдачи экзамена.

Для оценивания достижений обучающихся при изучении элективного курса используется система - зачтено - не зачтено.

Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65% занятий по данному курсу.

При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся выполняет практическое задание, предложенное учителем по определенной теме. По итогам делается запись в журнале "зачтено".

Условия, необходимые для реализации программы:

Работа на занятиях организуется за партами в аудитории, но при изучении отдельных тем, где требуется работа в режиме тренинга, занятие проводится в круге, сидя на стульях. На каждом уроке учащиеся ведут записи в тетрадях. Для обеспечения принципа наглядности обучения используется мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран). Необходимые дидактические материалы: пакет диагностических методик, пакет упражнений, соответствующий структуре занятий (система игр и упражнений для разминки, для основной части занятия).

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Перечень учебников и учебных пособий:


  1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2005.

  2. Анн Л. Ф. Программа. Саморазвитие личности 9 класс. - СПб.: Питер, 2007.

  3. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. - М.: Ось-89, 2003.

  4. Грачева Л. В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. - Спб.: Речь, 2004.

  5. Дереклеева Н. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. - Москва, 2004.

  6. Заморев С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы - СПб.: Речь, 2002.

  7. Микляева А. "Я - подросток. Программа уроков психологии". - СПб. Речь, 2006.

  8. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. - Спб.: Речь, 2005.

  9. Рязанова Д. Тренинг с подростками. - Москва, 2003.

  10. Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху". - Журнал «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября» № 29/2003.

  11. Федоренко Л. Психопрофилактика эмоционального напряжения. - Спб, 2003.

  12. Чибисова М. Ю. Методический инструментарий психологической подготовки /Народное образование. - 2008.- № 9. - С. 197-202.

  13. Шурухт С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. - СПб.: Речь, 2006.

Технические средства обучения:


  1. компьютер

  2. колонки

  3. мультимедийный проектор

  4. ноутбук

  5. аудио и видеоматериалы

  6. расходные материалы

  7. выход в Интернет

  8. разработки уроков

  9. лекционный материал

  10. раздаточный материал


СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического совета

МБОУ СОШ № 14

от _________ № ____

_______________Трофимук Г. В.

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________Сидорова Ж. А.

«___» __________ года

Положение

об оценке обучающихся предпрофильных и профильных классов по элективным курсам

  1. Общие положения

  1. Настоящее Положение разработано в соответствии с

  • Законом Российской федерации "Об образовании",

  • Письма Министерства образования и науки РФ от 02.09.2003г. №8-178

  • Письма Минобразования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» на основе обобщения опыта введения профильного обучения и предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях.

  • О методических рекомендациях по реализации элективных курсов. Минобрнауки России от 4 марта 2010 г № 03-413

  • Письма Минобразования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» на основе обобщения опыта введения профильного обучения и предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях.

  • Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 от 25.11.2002 г.).

  • Уставом школы

Данное Положение определяет порядок проведения промежуточного и итогового контроля знаний обучающихся предпрофильных классов на II ступени обучения.

1.2. Целями промежуточной аттестации являются:

  • определение промежуточного уровня знаний, умений и навыков школьников по элективным курсам;

  • осуществление контроля выполнения учебных планов и программ обучающимися;

  • установление соответствия знаний, умений и навыков обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов.

1.3. Контроль знаний обучающихся осуществляется на основе:

  • требований государственных образовательных стандартов по соответствующим предметам;

  • критериев оценки знаний, умений и навыков обучающихся, определенных в программе элективных курсов данного года обучения;

  • настоящего Положения.

1.4. Промежуточная аттестация подразделяется на промежуточную, включающую в себя

поурочное тематическое оценивание результатов и аттестацию по итогам учебного

года.

2. Содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации

2.1. Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться как письменно, так и

устно.

Формами проведения письменной аттестации могут быть следующие:

  • контрольная работа;

  • тестирование;

  • практическая работа;

  • лабораторная работа.

Устные виды промежуточной аттестации могут быть следующие:

  • зачет;

  • защита реферата;

  • защита учебного проекта;

  • собеседование.

2.2. При проведении промежуточной аттестации в письменной форме отметка за работу выставляется учителем по пятибалльной системе в соответствии с нормами оценок письменных работ обучающихся по соответствующим учебным предметам.

Курс может быть оценен положительно, если ученик

посетил не менее 65% занятий, предусмотренных программой курса;

выполнил зачетную работу, предусмотренную программой курса (подготовил проект, выполнил творческую работу, сконструировал модель, макет или прибор и др.) в соответствии с требованиями, изложенными в пояснительной записке к ней.

2.3. Если объем элективного курса составляет не более 34 часов, то оценивание курса

осуществляется в системе «зачтено - не зачтено» Для оценивания достижений обучающихся при изучении элективных курсов

используется одна из следующих систем:

• зачтено - не зачтено;

• отметки «3», «4», «5» (без выставления отрицательных отметок) - зачтено

Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65% занятий по данному курсу.

2.4. При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся отвечает на теоретические вопросы, предложенные учителем по определенной теме и выполняет практическое задание. По итогам делается запись в журнале "зачтено".

2.5. При проведении промежуточной аттестации в форме защиты реферата обучающийся руководствуется общими требованиями к формулировке темы и оформлению реферата и предоставляет работу учителю за неделю до ее защиты для исправления недочетов и выработки рекомендаций по корректировке текста.

2.6. Процедура защиты реферата представляет собой выступление автора реферата (до 15 мин), в ходе которого обучающийся должен показать свободное владение материалом по заявленной теме и ответы на вопросы учителя. Отметка выставляется по пятибалльной системе.

2.7. При проведении промежуточной аттестации в форме защиты учебного проекта обучающийся выполняет монопроект, который может носить практико-ориентированный, исследовательский, информационный характер. Защита проекта может проходить в форме презентации. Оценка работы выставляется по пятибалльной системе.

2.8. При проведении промежуточной аттестации в форме собеседования обучающийся без подготовки отвечает на вопросы учителя обобщающего характера по темам программы элективного курса.

2.9. Итоговая отметка по элективному курсу выставляется учителем, исходя из количества часов, отработанных обучающимся, и результатов его деятельности.

3. Оформление документации по итогам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

3.1. Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются в журналах по элективным курсам.

3.2. Итоговая отметка выставляется в журнал по элективным курсам, а также вносится в "портфолио" обучающихся в блок В "Элективные курсы".


© 2010-2022