Организация и содержание работы практического психолога в системе коррекционно-развивающего обучения

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация и содержание работы педагога-психолога в системе КРО

  1. Общая характеристика деятельности педагога-психолога в школе.

  2. Основные принципы деятельности педагога-психолога в системе КРО.

  3. Организация коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в системе КРО.

  4. Организация взаимодействия педагога-психолога с участниками образовательного процесса (педагогами и родителями).

  1. Общая характеристика деятельности педагога-психолога в школе.

Характеристика направлений деятельности педагога-психолога

Направления деятельности

Содержание направления

1. Психологическое просвещение

Приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям.

2. Психологическая профилактика

Проведение психологом постоянной работы по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка.

3. Психологическое консультирование

Помощь психолога при решении тех проблем, с которыми педагоги, учащиеся и родители приходят к нему сами, по рекомендации либо по просьбе самого психолога.

4. Психодиагностика

Углубленное обследование психического развития ребенка, результаты которого дают основание для заключения о необходимости дальнейшей коррекционно-развивающей работы и об эффективности предшествующей психопрофилактической, психоконсультационной и психокоррекционной работы.

5. Психокоррекция

Устранение нарушений в психическом и личностном развитии.

Отсюда педагог-психолог реализует следующие функции:

  1. консультативная;

  2. развивающая;

  3. коррекционную;

  4. диагностико-аналитическую;

  5. экспертно-консультационную;

  6. учебно-воспитательную;

  7. профилактическую;

  8. культурно-просветительскую;

  9. организационно-методическую.

Регламентация службы практичекой психологии определена Приказом №636 от 22 ноября 1999 г.

Инструктивное письмо МО РФ №29/18886-6 от 24 декабря 2001 г. разъясняет положение об использовании рабочего времени психолога образовательного учреждения.

Распределение нагрузки педагога-психолога

Вид деятельности

Кол-во чч.

1

Индивидуальная и групповая профилактическая, диагностическая, консультативная, коррекционная, развивающая, учебная, просветительская работа с обучающимися и воспитанниками

18 часов

2

Экспертная и консультационная работа с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения, воспитания детей в образовательном учреждении.

3

Участие в ПМПк образовательного учреждения.

4

Подготовка к индивидуальной и групповой работе с учащимися и воспитанниками.

18 часов

5

Обработка, анализ и обобщение полученных результатов.

6

Подготовка к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями учащихся, воспитанников.

7

Организационно-методическая деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.).


  1. Основные принципы деятельности педагога-психолога в системе КРО.

  1. Соблюдение интересов ребенка на всех этапах обследования и при выборе индивидуального образовательного маршрута.

  2. Комплексное изучение как результат индивидуального обследования ребенка каждым специалистом и выработки заключения на основе их междисциплинарного взаимодействия.

  3. Системное изучение ребенка как интеграция в едином обследовании нейропсихологической оценки, психодинамического подхода и элементов психокоррекции.

  4. Целостное изучение состояний ребенка как единства когнитивного и аффективного развития, совокупности всех психических качеств личности, обусловленных мотивационными установками и психофизическими особенностями.

  5. Структурно-динамическое (по Л.С. Выготскому) изучение ребенка как оценка развития с точки зрения возрастной соотнесенности и определенной последовательности развития функций. Учет данного принципа позволяет определить причины нарушений, оценить структуру дефекта и иерархию проблем развития.

  6. Координированность коррекционно-развивающей работы как четкое распределение и согласованность действий специалистов.

Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.

При составлении программы коррекционной работы ставятся следующие задачи:

‒ определение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оказание им специализированной помощи при освоении основной образовательной программы основного общего образования;

‒ определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей;

‒ разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ, учебных планов для обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;

‒ реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк));

‒ реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

‒ обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

‒ осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Организация коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в системе КРО. Направления коррекционной работы - диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское - раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации (учебной урочной и внеурочной, внеучебной). Это отражено в учебном плане освоения основной образовательной программы.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает в себя следующее:

  • выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы основного общего образования;

  • проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и(или) физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

  • изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;

  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;

  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

  • мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования.

Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующее:

  • разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

  • коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;

  • развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

  • формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;

  • развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;

  • совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;

  • социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает в себя следующее:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательной деятельности;

  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, отбора и адаптации содержания предметных программ;

  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

  • консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:

  • информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательной деятельности - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательной деятельности и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Как правило, коррекционно-развивающая работа психолога предполагает работу в индивидуальной форме, подгрупповой (по 2-4 человека) и фронтальной (6-8 человек). Одними из основных задач психокоррекции на первых этапах является развитие регуляторных функций и формирование учебной мотивации, познавательного интереса к учению.

Так, программа по формированию саморегуляции предполагает выполнение следующих требований:

а) привлечение внимания детей к собственной регуляции как к деятельности, формирование интереса к ней - занимательное построение занятий, стимулирование эмоций радости от достижений;

б) использование системы упражнений для выработки умений саморегуляции («Муха», «Лабиринт» и др.);

в) определение содержания психолого-педагогического воздействия и его продолжительности.

Коррекционно-развивающая работа психолога строится на основе определения актуального развития и зоны ближайшего развития. Как первичные формы организации занятий используются подвижные и дидактические игры, продуктивные виды деятельности (поскольку вызывают интерес детей).

Работа над формированием саморегуляции ведется в нескольких направлениях:

  1. формирование умения ставить и удерживать цель деятельности;

  2. формирование умения планировать деятельность;

  3. формирование умения определять и сохранять способ действий;

  4. формирование умения использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;

  5. формирование умения осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности.

Коррекционно-развивающая работа состоит из подготовительного и основного цикла, в свою очередь основной цикл предполагает несколько этапов, каждый из которых имеет свои специфические задачи.


  1. Организация взаимодействия педагога-психолога с участниками образовательного процесса.

Взаимодействие психолога с педагогами и родителями осуществляется через систему психологического просвещения.

Основными задачами психологического просвещения педагогов является раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, способов компенсации трудностей, выработка адекватных путей взаимодействия педагога с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах работы. К формам психологического просвещения относится: занятия и семинары по ключевым проблемам развития ребенка с ЗПР, педагогические консилиумы, тематические круглые столы, индивидуальные консультации и др.

Помощь психолога педагогам может осуществляться в виде рекомендаций. Например рекомендации учителям классов КРО по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода в процессе выполнения детьми учебных заданий:

  1. давать задания в соответствии с темпом деятельности и возможностями учащегося;

  2. учитывать индивидуальные особенности вхождения ребенка в деятельность (врабатываемость);

  3. изменять тактику руководства деятельностью ребенка при утомлении, пресыщении;

  4. не предъявлять для выполнения ребенку сразу более одного задания, при выполнении сложного задания предлагать его в виде последовательных частей, периодически контролировать ход работы над каждой его частью, внося необходимые коррективы;

  5. использовать групповые формы работы на уроке, при которых каждый ученик делает посильную часть задания, выполнение которой ведет к общему результату;

  6. устраивать паузы активного отдыха с легкими физическими упражнениями или расслаблением и т.д.

Форма и содержание работы психолога с родителями учащихся классов КРО определяются степенью их готовности к сотрудничеству, активности участию в образовательном процессе.

На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование, которое состоит из нескольких этапов:

  1. установление доверительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества;

  2. проводится по итогам всестороннего обследования ребенка - психолог в доступной форме рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему нужны, к каким специалистам нужно обратиться, как заниматься в домашних условиях, на что обратить особое внимание и др.

  3. на этапе коррекционно-развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога.

На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы.

Работа с родителями в групповой форме осуществляется на тематических консультациях, семинарах-практикумах, собраний с просмотром фрагментов занятий с детьми и др.

Примеры рекомендаций психолога родителям:

  1. В отношениях с ребенком поддерживать позитивную модель: хвалить его в каждом случае, когда он заслужил, подчеркивать даже незначительные успехи;

  2. Ребенок должен чувствовать помощь и поддержку, преодолевайте вместе возникающие трудности;

  3. Если вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему вы это делаете;

  4. Заведите «Дневник самоконтроля» и отмечайте вместе с ребенком его успехи в школе и дома. Примерные графы дневника: а) выполнение домашних обязанностей; учеба в школе; в) выполнение домашних заданий.

  5. И др.


7

© 2010-2022