- Преподавателю
- Школьному психологу
- Обобщение опыта Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Обобщение опыта Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Маликова Э.Б. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие психомоторики и сенсорных процессов - программа психокоррекционной работы с обучающимися, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии
Сенсорное развитие
-
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его зрительного и слухового восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе; эмоционального состояния человека.
-
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, а также необходимо для овладения основными предметами в школе и многих видов трудовой деятельности.
-
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - воображение, мышление, запоминание - строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки.
Психомоторика
Психомоторика - это процесс, обобщающий психику с ее выражением - мышечным движением.
Закономерности психомоторных процессов особенно важны в изучении и освоении таких производственных действий, где требуются высокая точность, соразмерность и координация движений. Чем сложнее, мощнее и подвижнее машины, которыми приходится управлять рабочему, тем выше требования к его психомоторике. Да и в других видах производственной деятельности она имеет немаловажное значение.
Психомоторика не особая форма отражения; она - завершение и выражение движениями различных психических процессов. Это не всякое мышечное движение человека - например, дрожь от холода. Но всякое рабочее движение, т. е. движение, входящее в процесс труда как способ его осуществления, всегда есть проявление психомоторики.
Принципы организации коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми детьми в нашей школе определялись в зависимости от характерных особенностей проявления пониженной обучаемости, от общих особенностей их психического развития, а также состояния здоровья.
Коррекционно-развивающие занятия проводились в одно и то же время, в первой половине дня, после отдыха или прогулки. Нагрузка на нервную систему детей распределялась так, чтобы они не чувствовали усталости. Для этого чередовались различные виды деятельности. В ходе занятий применялись следующие формы подачи материала, который необходимо было усвоить: подвижные, графические и настольные игры, схемы, рисунки, загадки, логические задачки и т. д. Методика их проведения тщательно продумывалась. Задания усложнялись постепенно: от наиболее легких к более сложным. С обучающимися, не успевающими выполнять по каким-то причинам отдельные задания, велась индивидуальная дополнительная работа по ранее заготовленным карточкам. Специально подбирались меры и средства влияния на каждого ребенка. При выполнении задания, действия, участия в играх, поддерживались и поощрялись словесно любые проявления детской инициативы. Важнейшим принципом в работе с умственно отсталыми учащимися, направленном на компенсацию дефектов их психического развития, было стремление научить детей видеть необычное в ближайшем окружении, вызвать желание узнать, научить спрашивать, развивать словарный запас. Работа в направлении умственного развития постоянно дифференцировалась и усложнялась. Так, если основная цель на начальном этапе коррекционных занятий состояла в том, чтобы пробудить у умственно отсталых детей любопытство по отношению к занятиям, к играм и упражнениям, то постепенно они вовлекались в деятельность, связанную с изучением окружающего мира, во время которой велась работа по формированию любознательности, активности, наблюдательности, развитию обшей моторики.
Пристальное внимание уделялось коррекции и развитию мелкой моторики рук. В научной литературе существует точка зрения, что управляемое развитие движений пальцев рук ребенка оказывает положительное влияние на развитие его речи. Прогресс в развитии двигательного анализатора, являющегося аппаратом межанализаторного синтеза, сказывается на общем прогрессе функций мозга ребенка (Кольцова М. М.). Для развития движений руки на занятиях использовались традиционные формы работы: обведение контура фигур, рисование по точкам, зарисовки в заданном пространстве, штриховка контурных рисунков, изображающих различные предметы.
Специально корректировались особенности речевого опосредования выполняемых детьми действий и операций, так как речь является орудием мышления. Из-за отставания и дефектов видов и функций речи, дети испытывают огромные затруднения в вербальном программировании предстоящих действий. Стремясь восполнить этот пробел в развитии и коррекции, мы старались, чтобы получаемые ими сведения об окружающем мире, они могли выразить в слове, о любом предстоящем действии могли бы рассказать.
Таковы были наиболее значимые принципы организации коррекционно-развиваюшей работы с умственно-отсталыми детьми на занятиях.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ
ЦЕЛЬ программы: Развитие психических процессов, моторики у детей с отставанием в развитии через специально - организованную игровую деятельность.
ЗАДАЧИ:
-
Обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения
-
Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;
-
Коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
-
Формирование пространственно-временных ориентировок;
-
Развитие слухоголосовых координаций;
-
Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всём многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов)
-
Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
-
Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
-
Исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации; формирование точности и целенаправленности движений и действий;
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.
-
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
-
Продолжительность каждого занятия 30-40 минут.
-
Необходимо светлое, проветриваемое помещение с достаточным местом для игр на ковре
-
Музыкальное сопровождение
-
Парты или столы для письменных работ в тетрадях
-
Проведение занятий должно сочетаться с созданием особого психологического климата в группе учащихся.
-
Необходимо строить занятия с учётом специфических особенностей развития умственно-отсталых детей.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ:
Каждое занятие состоит из 3 частей: разминка, основная и заключительная.
РАЗМИНКА:
ЦЕЛИ:
1. Создание положительного, рабочего настроя в группе.
2. Подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.
В разминке используются:
-
Упражнения на развитие моторики, дыхательные, стимулирующие и расслабляющие.
-
Упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Развитие отдельных двигательных качеств и способностей ребёнка (силы, ловкости, быстроты, координации равновесия)
-
Упражнения на повышение функционального уровня систем организма (для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов, для формирования осанки)
-
Дыхательные упражнения: обучение детей 4-х фазным дыхательным упражнениям (Упражнения, содержащие равные по времени вдох - задержка - выдох - задержка).
-
Соединение дыхания и движения для концентрации внимания.
-
Стимулирующие упражнения (Упражнения, повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей и пальцев рук, работа с пальцами рук).
-
Упражнения по оптимизации тонуса и обучение релаксации (Упражнения, обучающие ребёнка необходимым приёмам релаксации)
-
Работа с локальными мышечными движениями (Упражнения по обучению ребёнка перекатыванию головы, работа с плечевыми суставами, упражнения для ног: повышение устойчивости, чувства опоры, равновесия, зрения)
-
Повышение устойчивости, чувства опоры, равновесия, зрение
-
Работа с телесными патологическими установками (челюсть рта, губы, язык, зрение)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
ЦЕЛИ:
1. Развитие познавательных и сенсорных процессов.
2. Коррекция эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений, психомоторики.
План:
-
Работа по теме занятия
-
Физкультминутка
-
Работа в тетради (если это необходимо по теме занятия)
-
Игры и упражнения на развитие и коррекцию внимания, памяти, мышления, восприятия, мыслительных операций и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
ЦЕЛИ:
1. Проверка полученных на занятии навыков.
2. Закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
3. Подведение итогов прошедшего занятия.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
-
Ориентироваться на сенсорные эталоны
-
Узнавать предметы по заданным признакам
-
Сравнивать предметы по внешним признакам
-
Различать и уметь находить цвета и оттенки цветов, формы
-
Классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному назначению
-
Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам
-
Практически выделять признаки, свойства объектов и явлений
-
Давать полное описание объектов и явлений
-
Различать противоположно направленные действия и явления
-
Видеть временные рамки своей деятельности
-
Определять последовательность событий
-
Распознавать эмоции
-
Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги
-
Целенаправленно выполнять действия по инструкции
-
Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия
-
Опосредовать свою деятельность речью
МЕТОДИКИ для
Диагностики психомоторики
-
Оценка одновременности движений;
-
Оценка динамической координации;
-
Оценка статического равновесия;
-
Оценка быстроты движений;
-
Кинестетический праксис;
-
Оральный праксис;
-
Владение частями тела;
ИССЛЕДОВАНИЕ
сенсорных процессов
-
Зрительное восприятие: узнавание реалистических и контурных изображений, зашумлённых и наложенных;
-
Сформированность образных представлений
-
Восприятие формы: называние геометрических фигур, группировка предметов;
-
Цветоразличение: раскладывание, показ цветов спектра;
-
Восприятие величины: раскладывание картинок, ранжирование по признаку;
-
Слуховое восприятие: ритмические рисунки, реальные шумы и звуки, музыкальные произведения; словесные инструкции, определение начального звука в слове.
-
Восприятие времени: ориентировка в текущем времени, прошедшее и будущее:
-
Восприятие эмоций;
Проводимая в течение учебного года работа по различным направлениям позволяет сделать нам следующие выводы:
-
Изучение особенностей психического развития детей-олигофренов является большой и сложной проблемой, над которой работали многие ученые. Исследования известных психологов Выготского Л. С, Рубинштейн С. Я., Шиф Ж. И., и других показали, что умственное развитие детей - олигофренов при его своеобразии протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормальных детей.
-
При коррекционном обучении у таких детей развиваются виды сложной психической деятельности, такие как целенаправленное наблюдение, осмысленное запоминание, произвольное внимание, произвольная память, сложные формы анализа и синтеза, процессы сравнения и обобщения.
-
Появление интереса к обучению у учащихся-олигофренов также в значительной степени повышает прочность их знаний, умений, навыков, содействует коррекции внимания, памяти, мышления и других познавательных процессов.
-
Использование на занятиях игровой деятельности детей влияет на формирование произвольности психических процессов. В школе игра пропитывает собой всю деятельность ученика. Она имеет внутреннее продолжение в школьном обучении и труде, помогает ребенку освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным и внимательным на уроках Игра - это серьезная и ответственная деятельность детей.
-
Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает повторить уже изученный материал без монотонности и скуки.
-
Игра служит методическим приемом, с помощью которого можно заинтересовать каждого ребенка-олигофрена, привлечь его внимание к учебной деятельности, так как их психо-физиологическое развитие существенно отличается от развития нормальных сверстников. Она активно действует на познавательную деятельность умственно-отсталых школьников.
-
Работая в данном направлении с учащимися я убедилась на практике, что если с умственно отсталыми учащимися проводить целенаправленно занятия по коррекции памяти, внимания, мышления, восприятия, и т.д., то их познавательная деятельность активизируется и станет более продуктивной. Именно в игровой деятельности у умственно отсталых учащихся появляется познавательный интерес. Она является важным источником развития.
-
Теоретическая модель изучения и коррекции познавательной деятельности в специально созданных группах оправдала себя. Проводимые занятия действительно влияют на коррекцию познавательной деятельности умственно отсталых школьников.
-
Полученные в ходе целенаправленной работы данные могут быть использованы в дальнейшей работе с умственно отсталыми детьми. Разработанные Программы могут оказаться полезными и использоваться в дальнейшем, в практике работы с 1-3 классами в специальной / коррекционной / общеобразовательной школе.
Таким образом, подводя итоги выше сказанного, можно подчеркнуть, что в результате проводимых занятий у учащихся повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации умственно-отсталых детей в обществе.
Районное методическое объединение педагогов-психологов Боханского района
ДОКЛАД
Развитие психомоторики и сенсорных процессов - программа психокоррекционной работы с обучающимися, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии
Подготовила Маликова Э.Б.
педагог-психолог МБОУ Укырская СОШ
с.Укыр, 2014