- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рабочая тетрадь психологического сопровождения «Формирование и развитие универсальных учебных действий в условиях индивидуального и дистанционного обучения»
Рабочая тетрадь психологического сопровождения «Формирование и развитие универсальных учебных действий в условиях индивидуального и дистанционного обучения»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Абросимова А.В. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей № 1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»
Рабочая тетрадь
психологического сопровождения
«Формирование и развитие универсальных учебных действий в условиях индивидуального и дистанционного обучения»
Ученика (цы) класса
Составитель: педагог-психолог Абросимова Анастасия Витальевна
Рабочая тетрадь предназначена для индивидуальных занятий педагога-психолога с учащимися начального звена общеобразовательных учреждений. Основная цель пособия - формирование и развитие универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных), которые являются фундаментом успешного усвоения школьной программы в рамках реализации требований Федерального государственного стандарта и Закона об образовании.
Важной характеристикой представленной рабочей тетради является психологическое сопровождение каждого занятия, рефлексия учащихся, формы обратной связи. Тетрадь разработана на основе существующих диагностических и коррекционных методик, а также включает проектные методики.
Упражнения, представленные в данной рабочей тетради, способствуют формированию и развитию следующих универсальных учебных действий:
Личностные УУД
-
Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).
-
Смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).
-
Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Познавательные УУД
-
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические.
-
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
Коммуникативные УУД
-
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
-
Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Регулятивные УУД
-
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
-
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
-
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
-
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).
Каждое занятие состоит из четырех упражнений, ориентированных на формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Вторая часть рабочей тетради предназначена для педагога-психолога или учителя, проводящего занятия с учащимся, в которой подводятся итоги, дается интерпретация результатов работы учащегося.
В рабочей тетради имеется раздел «Твой дневник», где учащийся имеет возможность оценить свои умения в удобной для себя форме, а также сравнить свое мнение с комментарием педагога-психолога.
По итогам работы выставляется общий балл по каждой системе УУД, делается вывод об общей динамике развития УУД, формулируются цели и задачи на последующий курс занятий.
Занятие 1.
Упражнение 1. Тебе понадобятся восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Внимательно слушай учителя и выполняй задание.
1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Упражнение 2. На этой картинке изображено животное. Чего не хватает на рисунке? Как ты думаешь? Дорисуй.
Упражнение 3. Проставь значки, как на образце. Время работы: 3 минуты
Упражнение 4. Внимательно посмотри на фигуры, какая тебе больше нравится? Выбери в каждой строке фигуру и поставь около нее галочку.
Занятие 2.
Упражнение 1. Какое бывает настроение? Внимательно прочитай и объясни, что вызывает настроение, какие чувства?
РАДОСТНОЕ
ВЕСЕЛОЕ
БОДРОЕ
УНЫЛОЕ
ТРЕВОЖНОЕ
СЕРДИТОЕ
Упражнение 2. Посмотри на рисунок. Закрась те из фигур, которые тебе больше нравятся.
Упражнение 3. Соедини последовательно цифры в первом столбике с соответствующей цифрой во втором. Будь внимателен!
Упражнение 4. Закрась несколько клеток.
Занятие 3.
Упражнение 1. Понаблюдай, как меняется твое настроение в течении недели, и заполни таблицу. Отметь зеленым - бодрое настроение, красным - тревожное, серым - унылое.
Время/день
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
Утро
День
Вечер
Упражнение 2. Дорисуй рисунок.
Упражнение 3. Подумай, что нужно нарисовать в пустом квадрате? Почему?
Упражнение 4. Чего не хватает на рисунках? Дополни.
Занятие 4.
Упражнение 1. Что ты видишь на рисунке? Давай подумаем, что еще можно здесь нарисовать?
Упражнение 2. А что такое счастье? Напиши или нарисуй.
Упражнение 3. Найди все черные треугольники.
Упражнение 4. Подумай, куда ведут эти стрелки? Подпиши .Что выберет человечек?
Занятие 5.
Упражнение 1. Прочитай предложение и продолжи его:
Я ХОЧУ УЧИТЬСЯ, ПОТОМУ ЧТО ____________________________________________________________
____________________________________________________________
Упражнение 2. Перед тобой пять человечков? Кто из них ты? Кто твой друг?
Упражнение 3. Кто-то что-то потерял? Дорисуй
.
Упражнение 4. Волшебник зашифровал все числа в мире. Попробуй составить свою дату рождения, год или любое другое число.
.
_______________________________________________________________________
Занятие 6.
Упражнение 1. Сегодня необычный день! К нам придут гости. Как их встретить? Что сказать? А как ты встретишь незнакомца?
Упражнение 2. И снова все перепуталось. Внимательно посмотри на картинку и исправь все ошибки!
Упражнение 3. Продолжи рисунок по клеткам. Будь аккуратен!
Упражнение 4. Вернись к дневнику наблюдений за своим настроением (занятие 3) и ответь на вопрос: Какое настроение у тебя чаще всего? Почему?
Что огорчает или радует тебя?
Занятие 7.
Упражнение 1. Тебе знакомы фигуры?
Составь из этих фигур человечка.
Внимание!!! Всего фигур в человечке должно быть десять.
Упражнение 2. Ученики забыли, как отвечать на вопросы. Подумай и соедини предложение с соответствующим ответом.
Сегодня отличная погода! Не сходить ли в поход?
Моя мама цветовод. Это ее работа.
Ты умеешь ухаживать за цветами? Какие красивые розы!
Я не люблю жару. Давай лучше посидим дома.
Учитель хочет, чтобы я исправил двойку. А я не хочу!
Учитель так много делает для вас! Сделай и ты приятное для него.
Ты чудесный человек! Хочу каждый день с тобой общаться!
Наша семья гостеприимная. Приходи в гости.
Упражнение 3. Как ты думаешь, какие чувства испытывает этот человек?
Упражнение 4.что такое хорошо? Что такое плохо? Поставь смайлик напротив тех правил, которые ты выполняешь.
Я уважаю родителей
Я никогда не грублю старшим
Я стараюсь быть первым во всем
Я всегда веселюсь
Я смеюсь над ошибками друзей
Я не помогаю родителям
Я расстраиваюсь по пустякам
Я выполняю поручения взрослых
Я всегда обиженный
Занятие 8.
Упражнение 1. Дорисуй все, что забыл нарисовать художник.
Упражнение 2. У тебя в гостях почемучка и он любит задавать вопросы. А что хочешь спросить ты, напиши.
1
2
3
4
5
6
7
8
Упражнение 3. Внимательно посмотри на фигуры и посели утенка в любую из них.
Упражнение 4. Нарисуй по точкам эти фигуры. Будь внимателен!
Занятие 9.
Упражнение 1. Как ты думаешь, эти человечки дружные? Что лучше: сделать все самому или попросить помощи? Почему?
Упражнение 2. Что такое дружба? Напиши или нарисуй.
Упражнение 3. Какие чувства ты испытываешь чаще всего? Впиши их в этот круг.
Упражнение 4. Правила хорошего тона. Какие слова для тебя друзья, а какие не нужно говорить?
Занятие 10.
Упражнение 1. Выбери на рисунке человечка, похожего на себя, на маму, папу, твоего друга, учителя. Покажи и подпиши рисунки.
Упражнение 2. Нарисуй дом, в котором ты живешь.
Упражнение 3. Закончи рисунок.
Упражнение 4. Ну вот и последнее упражнение! Тебе понравилось? А чему ты научился? Напиши, пожалуйста.
Твой дневник
Оцени свою работу (способ выбери сам - оценка, баллы, рисунок и др.)
Перед следующим занятием вернись и посмотри, что нужно повторить.
Как я работал (а)?
Мнение педагога-психолога
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10