Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПР

Диагностическая программа позволит выявить особенности профессиональных выборов у старшеклассников с задержкой психического развития. Проведенная и реализованная предложенная программа, состоящая из 5 подобранных и адаптированных для данного возраста методик, позволит в дальнейшем составить адекватную программу коррекции неадекватных профессиональных выборов у старшеклассников
Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2. Карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной.

Инструкция. Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится - минус.

Номер вопроса

Сумма баллов

1

11

21

31

41

2

12

22

32

42

3

13

23

33

43

4

14

24

34

44

5

15

25

35

45

6

16

26

36

46

7

17

27

37

47

8

18

28

38

48

9

19

29

39

49

10

20

30

40

50

Вопросы:

  1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.

  2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

  3. Выяснять устройство электроприборов.

  4. Читать научно-популярные технические журналы.

  5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.

  6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.

  7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.

  8. Наблюдать за работой медсестры, врача.

  9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

  10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.

  11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

  12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.

  13. Ремонтировать бытовые электроприборы.

  14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.

  15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.

  16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.

  17. Участвовать в общественной жизни школы, города.

  18. Объяснять одноклассникам учебный материал.

  19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

  20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.

  21. Проводить опыты по физике.

  22. Ухаживать за животными растениями.

  23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.

  24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.

  25. Коллекционировать камни, минералы.

  26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

  27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.

  28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.

  29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

  30. Участвовать в военных играх, походах.

  31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.

  32. Замечать и объяснять природные явления.

  33. Собирать и ремонтировать компьютеры.

  34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

  35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.

  36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.

  37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.

  38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.

  39. Искать и находить способы зарабатывания денег.

  40. Заниматься физической культурой и спортом.

  41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.

  42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.

  43. Разбираться в принципах работы электроприборов.

  44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.

  45. «Читать» географические и геологические карты.

  46. Участвовать в спектаклях, концертах.

  47. Изучать политику и экономику других стран.

  48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.

  49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.

  50. Участвовать в спортивных соревнованиях.

Обработка результатов.

Десять колонок в бланке - это десять возможных направлений профессиональной деятельности:

  1. физика и математика;

  2. химия и биология;

  3. радиотехника и электроника;

  4. механика и конструирование;

  5. география и геология;

  6. литература и искусство;

  7. история и политика;

  8. педагогика и медицина;

  9. предпринимательство и домоводство;

  10. спорт и военное дело.

Подсчитайте число плюсов в каждом столбике. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это - необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие - способности, или профессионально важные качества. Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает двух баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.

3. Методика Л.А. Йовайши

Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПРМетодика Л.А. Йовайши предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности.

Инструкция:

Укажите, к какому из двух ответов на вопрос вы отдаете предпочтение. Напишите ответ рядом с выбранным вариантом. Некоторые вопросы могут показаться вам одинаково интересными, в таком случае отдайте все же предпочтение одному из них. Свои ответы оцените баллами от 0 до 3 следующим образом.
1. Если вы согласны с положением а), но не согласны с положением б), то рядом с а) напишите цифру 3, а рядом с б) - 0.
2. Если вы согласны с положением б), но не согласны с положением а), то рядом а) напишите 0, а рядом с б) - 3.
3. Если вы отдадите незначительное предпочтение положению а), а не б), то рядом с а) напишите 2, а рядом с б) - 1.
4. Если вы отдадите незначительное предпочтение положению б), а не а), то рядом с а) напишите 1, а рядом с б) - 2.
Отвечайте на вопросы искренне, придерживаясь вышеуказанной инструкции.

Вопросы к тесту:

1. Некоторые люди считают, что важнее:
а) много знать,
б) создавать материальные блага.
Правы ли они?
2. Что вас больше всего привлекает при чтении книг:
а) прекрасный литературный стиль?
б) яркое изображение смелости и храбрости героев?
3. Какое награждение вас больше бы обрадовало:
а) за научное изобретение?
б) за общественную деятельность на общее благо?
4. Если бы вам предоставилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали:
а) директора универмага?
б) главного инженера завода?
5. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности:
а) то, что они несут людям искусство и красоту?
б) то, что они выполняют общественно-полезную работу?
6. Какая, на ваш взгляд, область деятельности человека в будущем будет иметь доминирующее значение:
а) физика?
б) физическая культура?
7. Если бы вам предоставили пост директора шкалы, на что бы вы обратили большее внимание:
а) на создание необходимых условий, удобств (образцовая столовая, комната отдыха и пр.)?
б) на сплочение дружеского и трудолюбивого коллектива?
8. Вы на выставке. Что вас больше привлекает в экспонатах:
а) цвет, совершенство формы?
б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны)?
9. Какие черты характера в человеке больше нравятся:
а) мужество, смелость, выносливость?
б) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти?
10. Представьте, что вы профессор университета. Какому предмету вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время:
а) занятиям по литературе?
б) опытам по физике, химии?
11. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы охотнее поехали бы:
а) как известный спортсмен на международные соревнования?
б) как известный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых товаров для нашей страны?
12. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас большую заинтересованность:
а) статья о машине нового типа?
б) статья о новой научной теории?
13. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание:
а) слаженность ходьбы, бодрость, грациозность участников парада?
б) внешнее оформление колонн (знамена, одежда)?
14. Представьте, что у вас есть много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись:
а) чем-либо практическим (ручным трудом)?
б) общественной работой (на добровольных началах)?
15. Какую выставку вы бы с большим удовольствием посмотрели?
а) выставку новых продовольственных товаров?
б) выставку новинок научной аппаратуры (физики, химии, биологии)?
16. Если бы в школе были только два кружка, какой бы вы выбрали:
а) технический?
б) музыкальный?
17. Как вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание:
а) на успеваемость учащихся, так как это нужно для их будущего?
б) на спорт, так как это необходимо для укрепления их здоровья?
18. Какие журналы вы бы с большим удовольствием читали:
а) научно-популярные?
б) литературно-художественные?
19. Какая из двух работ на свежем воздухе вас больше бы привлекла:
а) работа с машинами?
б) «ходячая» работа (агроном, лесничий, дорожный мастер)?
20. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее:
а) подготовить учащихся к практической деятельности, умению создавать материальные блага?
б) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим в этом?
21. Какими выдающимися учеными вы больше интересуетесь:
а) Поповым, Циолковским,
б) Менделеевым, Павловым?
22. Что важнее дня человека:
а) создавать свой благополучный, удобный быт?
б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство?
23. Для благополучия общества необходимы:
а) правосудие,
б) техника.
Что, на ваш взгляд, важнее для будущего человечества?
24. Какую из двух книг вы с большим удовольствием читали бы:
а) о достижениях спортсменов нашей республики?
б) о развитии промышленности в нашей республике?
25. Что обществу принесет больше пользы:
а) забота о благосостоянии граждан?
б) изучение поведения людей?
26. Служба быта оказывает людям разные услуги (изготавливает обувь, шьет одежду и пр.). Считаете ли вы необходимым:
а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей?
б) лучше создавать такую технику, которой можно было бы самим воспользоваться в быту?
27. Какие лекции с большим удовольствием слушали бы Вы:
а) о выдающихся ученых?
б) о выдающихся художниках?
28. Какого характера научную работу вы выбрали бы:
а) работу с книгами в библиотеке?
б) работу на свежем воздухе в экспедиции?
29. Что бы вас больше всего заинтересовало в печати:
а) сообщение о выигрыше денежно-вещевой лотереи?
б) сообщение о состоявшейся художественной выставке?
30. Вам предоставляется выбор профессии: которой изних вы бы отдали предпочтение:
а) физической культуре или другой работе, связанной с движением?
б) работе малоподвижной, но по созданию новой техники?

Ключ к тесту, обработка результатов:

1) сфера работы с людьми: 2а, 4а, 6б, 9а, 12б, 16а, 17б, 19б, 23б, 28б;

2) сфера умственного труда: 4б, 7а, 10б, 13а, 14б, 18а, 20а, 21б,26б, 30а;

3) сфера технических интересов: 1б, 3б, 6а, 8б, 12а, 14а, 15б, 25а, 26а, 29б;

4) сфера эстетики и искусства: 1а, 5б, 8а, 10а, 11б, 17а, 21а, 23а, 24б, 28а;

5) сфера физического труда, подвижной деятельности: 2б, 5а, 13б, 15а, 18б, 20б, 22а, 24а, 25б, 27а;

6) сфера материальных интересов, планово-экономических видов работ: 3а, 7б, 9б, 11а, 16б, 19а, 22б, 27б, 29а, 30б.

Анализируя полученные данные, необходимо выделить сферы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать самыми предпочтительными.

Интерпретация:

1) сфера работы с людьми: учитель, педагог, экскурсовод, воспитатель, социолог, психолог, менеджер по персоналу, следователь.

2) сфера умственного труда: ученый-исследователь (математик, физик, химик, кибернетик, археолог, геолог), инженер, юрист, врач, эколог, архитектор, продюсер.

3) сфера технических интересов: программист, электротехник, радиотехник, Web -мастер, статистик, водитель, технолог, диспетчер, секретарь-машинистка, телефонист.

4) сфера эстетики и искусства: художник, дизайнер, писатель, поэт, режиссер, артист, конструктор, косметолог, костюмер, гример, кондитер, портной-кутюрье, цветовод.

5) сфера физического труда, подвижной деятельности: спортсмен, фотограф, экспедитор, парикмахер, бармен, официант, стюардесса, продавец, закройщик, специалист по ремонту, кассир, медперсонал, бригадир, кладовщик, почтальон, фермер, водитель-дальнобойщик, полицейский, военный.

6) сфера материальных интересов, планово-экономических видов работ: экономист, администратор, менеджер, предприниматель, аудитор, специалист по рекламе, брокер, агент страховых компаний, коммерсант, завхоз.

4. Диагностика структуры сигнальных систем
Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова

Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПРВпервые понятия «первая сигнальная система» и «вторая сигнальная система» были введены И.П. Павловым для обозначения качественно различных уровней эволюционного развития высшей нервной деятельности.
Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПРУ животных сигналами приспособительных условно-рефлекторных реакций являются непосредственные раздражители - зрительные, слуховые, тактильные и т. д. Совокупность непосредственных условных раздражителей, вызываемых ими возбуждений в анализаторах и условно-рефлекторных процессов И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой.
Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПРСовокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов и систему возникающих на этой основе временных нервных связей И.П. Павлов отнес ко второй сигнальной системе, которая присуща только человеку. Поскольку слово является орудием отвлечения и обобщения, вторая сигнальная система обеспечивает более высокий уровень отражения.
Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПРНесмотря на принципиальные отличия этих двух систем, в норме всегда имеет место взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПРНа основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются выделенные И.П. Павловым специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем).
Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПРОсновные отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерны целостное восприятие, яркость образов, эмоциональность, а для «мыслителя» дробление его на отдельные части, поиске смысла. В сфере воображения и мышления у «художников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» характерно абстрактное, теоретическое мышление; в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, аффективностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события.
Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПРТаким образом, люди художественного типа в большей степени склонны к профессиональной деятельности, требующей впечатлительности, образности и живости фантазии. Люди мыслительного типа лучше будут справляться с деятельность, связанной с оперированием абстрактным материалом, математическими и логическими формулами, различными понятиями.
Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПРПредставители среднего типа сочетают в себе черты и художественного, и мыслительного типов.
Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПРВ целом И.П. Павлов считал, что специфика высшей нервной деятельности человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Ее развитие привело к возникновению языка, и, следовательно, у человека появилась новая система раздражителей в виде слов.
Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПРНа основе этих теоретических положений был разработан опросник, позволяющий выявить структуру сигнальных систем личности.

Инструкция: Ответьте «да» (+) или «нет» (-) на предложенные ниже вопросы.

  1. Чтобы понять что-либо, Вы часто обращаетесь к образным представлениям?

  2. У Вас есть тяга к рисованию?

  3. Вам вполне понятен язык знаков, формул, графиков?

  4. Доставляет ли Вам удовольствие пересказывать увиденное друзьям?

  5. Вы стараетесь скорее обобщить имеющуюся информацию, уйти от конкретики к обобщенным, абстрактным формулам?

  6. У Вас обычно много времени занимает переосмысление того, что Вы видели, слышали, что происходит вокруг?

  7. Вам проще понять что-либо, повертев в своих руках, собрав, разобрав?

  8. Вы стараетесь обогатить свою речь метафорическими выражениями?

  9. Являются ли рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство Вашими любимыми занятиями?

  10. При объяснении чего-либо Вы часто прибегаете к языку знаков, символов, чертежей?

  11. Вы обладаете литературными способностями?

  12. Вам нравится абстрактная живопись?

  13. Вы легко находите смысл в абстрактных изображениях?

  14. Вам удавалось своими руками собрать или отремонтировать какое-нибудь техническое устройство?

  15. Вы согласны, что речь без эпитетов, метафор, образных выражений суха и неинтересна?

  16. Читая книгу, Вы живо представляете себе происходящее, как будто Вы являетесь непосредственным участником событий?

  17. У Вас хорошая память на знаки, символы, цифры?

  18. Вас считают хорошим рассказчиком?

  19. Вы легко составляете для себя какую-нибудь абракадабру, чтобы заменить большое словесное выражение?

  20. Вы ловите себя на мысли, что каждый символ, знак в художественном произведении несет в себе большой смысл?

  21. Вас часто тянет к рукоделию, ручной работе, поделкам?

  22. Вас радует удачно употребленная метафора, иносказание, притча или анекдот в речи говорящего?

  23. Вы стремитесь собрать у себя коллекцию репродукций живописи, книг по искусству?

  24. Вы свободно владеете языком знаков, формул?

  25. Вы пишете стихи?

  26. Ваши знакомые говорят Вам, что Вы слишком часто прибегаете к абстракциям?

  27. Случается, что Вы смотрите один и тот же фильм по нескольку раз, переосмысливая его по-новому?

  28. Вас называют «мастер - золотые руки»?

  29. Вы любите поэзию за оригинальность высказываний, интересные ассоциации?

  30. Язык наглядных образов Вам более понятен, чем язык знаков и формул?

  31. Вы стараетесь при письме использовать аббревиатуру, сокращения слов до начальных букв?

  32. Вам нравится выступать перед аудиторий?

  33. Хотели бы Вы, чтобы Ваша деятельность была связана со знаковыми системами, машинными языками и т. д.?

  34. Ложась спать, Вы часто перебираете в памяти прошедший день, стремитесь привести в порядок впечатления?

  35. Работа с техникой доставляет Вам удовольствие?

  36. Вы стараетесь чаще обращаться к художественным произведениям в поиске нужных Вам образов, метафор, метких выражений, забавных высказываний?

  37. Вы обладаете богатым воображением, яркой и буйной фантазией?

  38. Вам легко даются языки программирования на ЭВМ?

  39. Вы владеете иностранными языками?

  40. Вас иногда подмывает ввернуть в разговор фразу позаковыристей и понепонятней?

  41. Вы стремитесь тщательно обдумывать свои поступки, рассчитывая свои шаги заранее?

  42. Вы обладаете способностью к техническому изобретательству?

  43. Вам нравится придумывать образные метафоры?

  44. Вас часто можно застать за рисованием?

  45. Чтобы упростить объяснения, Вы часто используете графики, формулы?

  46. Вы много времени уделяете стихосложению?

  47. Для запоминания чего-либо Вы часто используете абстрактные знаки и изображения, понятные только Вам?

  48. Ваши друзья и знакомые считают Вас чересчур глубокомысленным человеком?

  49. Вам много приходится заниматься ручной работой, требующей терпения и аккуратности?

  50. Вы хорошо владеете речью, языком метафор, оригинальных образов?

  51. Вам часто снятся яркие, интересные сны, полные захватывающих событий?

  52. Вам не составляет труда придумать свою систему знаков, хотя бы для собственного употребления?

  53. Вам доставляет удовольствие рассказывать о чем-либо так, что слова сами льются из Ваших уст?

  54. Вы часто используете в речи абстрактные понятия?

  55. Вам удается обычно найти в тех или иных событиях свой, весьма неординарный смысл?

  56. Вам легче делать что-либо руками, чем решать теоретические задачи?

Бланк ответов

сумма

1

8

15

22

29

36

43

50

2

9

16

23

30

37

44

51

3

10

17

24

31

38

45

52

4

11

18

25

32

39

46

53

5

12

19

26

33

40

47

54

6

13

20

27

34

41

48

55

7

14

21

28

35

42

49

56

Обработка и интерпретация результатов


Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПРАнализ и обработка результатов проводятся по семи шкалам. Для получения общего количества баллов по каждой шкале необходимо подсчитать количество плюсов в горизонтальных строках в бланке ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать по каждой шкале - 8. Минимальное количество - 2-3 балла.
Значение шкал:
Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПР1. Метафоризация - способность замечать метафоры в речи, образах, стихах, художественных произведениях, использовать метафоры в речи, умение придумывать метафорические выражения (признак творческой одаренности). Сумма плюсов (ответов «да») 1-го ряда: 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50.
Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПР2. Образность представлений - способность к яркому образному представлению, фантазированию, образному мышлению, стремление выразить образы в рисунках, художественные способности. Сумма плюсов 2-го ряда: 2, 9, 16, 23, 30, 37, 44, 51.
Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПР3. Символизация - способность к обозначению тех или иных явлений знаками, оперирование формулами, графиками, языковые способности. Сумма плюсов 3-го ряда: 3, 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52.
Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПР4. Вербализация - легкость речи, способность рассказчика без напряжения передавать словами сведения о тех или иных событиях. Сумма плюсов 4-го ряда: 4, 11, 18, 25, 32, 39, 46, 53.
Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПР5. Абстрагирование - способность успешно обобщать конкретное, выходить в область абстракции, умение опираться на абстрактные слова, образы в процессе мышления, отсутствие конкретных предметных представлений. Сумма плюсов 5-го ряда: 5, 12, 19, 26, 33, 40, 47, 54.
Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПР6. Рефлексивность - способность долго удерживать одну и ту же информацию в памяти, каждый раз переосмысливая ее по-новому, высокая степень рефлексии, тщательное продумывание своих действий. Сумма плюсов 6-го ряда: 6, 13, 20, 27, 34, 41, 48, 55.
Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПР7. Ручные навыки - способность мастерить, ремонтировать, осуществлять точные ручные манипуляции с предметами, технические навыки. Суммы плюсов 7-го ряда: 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56.
Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПРРезультаты диагностики можно изобразить в виде графика, на лучах которого откладывается количество баллов, полученных по соответствующей шкале, затем точки на шкалах соединяются (см. рис.).
Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПРВ результате на графике хорошо видна степень выраженности и преобладание тех или иных функциональных способностей.
Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПРПо результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому.
Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПРУточнение сферы профессиональной деятельности, подбор профессий осуществляются в процессе дальнейшей профориентационной работы и профессиональной диагностики.

Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПР

Источник:

  1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: учеб.пособ.для высшей школы.-М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 192 с. (с. 138 - 144)

5. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова.

Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПРМетодика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Название типов профессий по столбцам:

I. «Человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

II. «Человек-техника» - все технические профессии.

III. «Человек-человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

IV. «Человек-знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

V. «Человек - художественный образ» - все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Лист ответов

I

II

III

IV

V

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

16б

17а

17б

18а

18б

19а

19б

20а

20б

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

Текст опросника

1а. Ухаживать за животными.
или
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным.
или
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.
или
3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).
или
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.
или
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
или
6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).
или
7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) - подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).
или8б.
Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.
или
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.
или
10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений.
или
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.
или
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.
или
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.
или
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).
или
15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.
или
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.
или
176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
или
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.
или
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.
или
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).

Обработка результатов и интерпретация

П

Т

Ч

З

Х

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

16б

17а

17б

18а

18б

19a

19б

20а

20б

Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПРСуммы положительных ответов считаются по вертикали по всем пяти графам. Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере "человек - природа" (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), вторая графа - по сфере "человек - техника" (технические профессии), третья графа - по сфере "человек - человек" (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), четвертая - по сфере "человек - знак" (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и пятая по сфере - "человек - художественный образ" (все творческие специальности). В целом минимальное количество баллов по каждой графе - 0, максимальное - 8 баллов.
Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения подростков с ЗПРЕсли набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при результате 7-8 баллов - профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо.



© 2010-2022