Консультация для воспитателей детского сада

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогика сотрудничества


В условиях современных тенденций к гуманизации и широкой демократизации образования, становления в связи с этим нового педагогического мышления помыслы передовой педагогической общественности находят свое воплощение в реализации идей «педагогики сотрудничества», в которых отражены и сконцентрированы новые направления и факторы и педагогического стиля, и педагогического такта, и педагогической техники педагога.

«Педагогика сотрудничества» является одной из наиболее всеобъемлющих и богатейших педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название это было дано группой педагогов-новаторов 80-х гг. прошлого столетия. В их обобщенном опыте соединились лучшие традиции советской школы, достижения русской и зарубежной психолого-педагогической науки и практики. Ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу воплощения в жизнь концепции нового педагогического мышления. «Педагогика сотрудничества» как проявление нового педагогического мышления характерна для всех образовательных учреждений, всех структурных элементов учебно-воспитательного процесса, в том числе и для производственного обучения.

В современных условиях «педагогика сотрудничества» рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и их воспитателей, построенная на осознании педагогом и ребенком общности целей в педагогическом процессе. Взрослый и ребенок в учебно-воспитательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а воспитанники получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности детей, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности.

Педагогическое сотрудничество - явление двустороннее, предполагающее участие в нем обоих субъектов педагогического процесса. Нет учения без увлечения, и нет учения без требований. Здесь нет противоречия - это две стороны «педагогической медали», составляющие ее единство. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний и умений, желающих успешно учиться, творчески работающих ребят. Есть очень способные дети, но немало и таких, которые ленятся, не хотят заниматься, которых к этому надо приучать, а иногда - даже принуждать. Но это наши дети, и мы не можем исключить их из сферы нашего педагогического внимания. Педагогическая обязанность каждого воспитателя - постоянно и непременно активизировать процесс обучения, включать каждого ребенка в активную деятельность. Раз есть разные дети, значит, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию.

Таким образом, педагогическое сотрудничество - это не только взаимодействие, не только доверие и взаимное уважение, но и требовательность, высокая ответственность воспитанников.

Педагогическое сотрудничество, выбор соответствующего стиля взаимоотношений с детьми, требуют педагогического такта, мастерства, опыта работы педагога. Поэтому неудивительно, что идеи педагогического сотрудничества получают распространение и поддержку прежде всего у опытных, творчески работающих педагогов-новаторов. Вместе с тем это не означает, что «педагогика сотрудничества» - достояние только «педагогических маяков». Каждый педагог, стремящийся к овладению педагогическим мастерством, должен и может быть ее активным последователем.

Значение «педагогики сотрудничества» выходит далеко за пределы методики и организации обучения. Это своего рода стратегия учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем «педагогика сотрудничества» - эта целостная методическая система, характерными чертами которой являются:

  1. создание творческой атмосферы на каждом занятии;

  2. постоянное превращение ребенка из объекта обучения в субъект учебного процесса;

  3. обеспечение уверенности детей в собственных силах, в возможности достижении успеха;

  4. исключение, как правило, методов принуждения к учению;

  5. демократический, доброжелательный стиль учебных занятий, непринужденная атмосфера общения воспитателя с ребенком, детей между собой;

  6. создание условий продвижения вперед «слабому» и ускоренного развития «сильных»;

  7. организация добровольной взаимопомощи «сильных» детей «слабым»;

  8. создание на каждом занятии комфортных условий учебно-воспитательного процесса:

  9. обстановка радости успеха;

  10. снятие боязни провала и отрицательной оценки;

  11. широкая практика оценочного общения воспитателя с детьми;

  12. эмоциональная раскованность, поощрение инициативы и вопросов детей к педагогу и друг к другу;

  13. широкое применение педагогических средств, побуждающих ребят к активной познавательной деятельности:

  14. эвристические беседы, «продуктивные» вопросы, творческие задания, самостоятельные работы, возбуждение и поддержание интереса детей во всех его видах и проявлениях, обеспечение положительной мотивации учащихся в учении, поощрение и поддержание высокого уровня любознательности у детей , применение «активных» форм и методов организации и проведения занятий;

  15. объективность и справедливость оценки учебных успехов воспитанников, использование политики оценки для повышения качества учения;

  16. применение таких форм и методов контроля, которые стимулируют учение без принуждения;

  17. широкое применение самоконтроля и самоанализа ребятами своих учебных успехов.

    В заключение приведем «Памятку воспитателя », в которой на основе обобщения передового педагогического опыта сформулированы некоторые правила совершенствования педагогического мастерства, вытекающие из основных принципов «педагогики сотрудничества».

  1. Учитесь читать по лицам детей;

  2. старайтесь увидеть, чего они ждут от вас.

  3. Чаще ставьте себя на место ваших детей, старайтесь понять их затруднения.

  4. Поощряйте даже самые малые попытки ребят думать и делать не по шаблону, не по готовому рецепту, а по-своему, самостоятельно, творчески.

  5. Помогайте ребятам достигнуть цели, но не навязывайте своего мнения.

  6. Как можно чаще давайте детям почувствовать радость успеха.

  7. Не опекайте воспитанников по мелочам, доверяйте им по крупному счету.

  8. Умейте прощать детям мелкие проступки, не возводите мелочи в принцип.

  9. Старайтесь быть всегда подтянутым, опрятным, аккуратным не только внешне, но и внутренне.

  10. Ни в коем случае не превращайте воспитание в сухие скучные, надоедливые нотации и нравоучения.

  11. Ко всем ребятам, независимо от симпатий, относитесь ровно, с едиными мерками требовательности.

  12. Ни один поступок, ни одно хорошее дело ребенка не должно проходить мимо вашего внимания;

  13. Дети всегда должны чувствовать, что воспитатель все видит, все знает.

  14. Во взаимоотношениях с ребенком, даже в самых сложных случаях и ситуациях, не унижайте человеческого достоинства воспитанника.

  15. К серьезным наказаниям прибегайте крайне редко, старайтесь обойтись без них.

  16. Всегда поддерживайте бодрый, жизнерадостный стиль и тон в деятельности коллектива группы.

    Дорог к сердцам и умам воспитанников множество: увлекательный интересный рассказ, задушевный разговор, справедливая оценка, творческий успех, встреча с интересными людьми, личность педагога... Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы идти не одной дорогой, а всеми сразу, искать новые.

Стили взаимоотношений

Существует 6 воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Все позиции представлены через образы, что позволяет легче понять каждую из них, а также способы, которыми осуществляются воздействия на ребенка.

Карабас-Барабас

Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление.

Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщица, немногие убегают от него, большинство не смеет и убежать. Но и те, и другие в его присутствии не высказывают своих истинных чувств, парализованные страхом перед ним.

Позиция воспитателя - Карабаса-Барабаса приводит, во - первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу, Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.

Мальвина

Мальвина - благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т. д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые она считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в непривычной, экстремальной ситуации побега от Карабаса-Барабаса Мальвина оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.

Позиция воспитателя - Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым, ограничивая развитие способностей

Снежная королева

Снежная королева обучает Кая складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры «ледяные головоломки,»). Для Кая «эти фигуры были чудом искусства, а складывание их - занятием первостепенной важности. Так ему казалось потому, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала. Поцелуи Снежной королевы превратил и сердце Кая в кусок льда. «Ледяное сердце Кая - символ запрета на осмысленную жизнь, любовь, созидательную деятельность. Цель Снежной королевы - власть над миром, и, в частности, над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом: подменить осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций. Она обучает двигаться в формальном пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она называет «зеркалом разума - самым совершенным зеркалом в мире.

Воспитатель, занимающий позицию Снежной королевы, обучает такому же движению, т. е. процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. « Снежная королева, искусно воспитывает рабов и функционеров.

Красная Шапочка

Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий. Мама велела ей отнести гостинцы больной бабушке, идти по лесу, не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала, и с волком поговорила, и бабушкин адрес дала. Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется.

Способ воздействия воспитателя, занявшего позицию Красной Шапочки, - предъявление своего натурально - ситуативного «я», которое может быть весьма привлекательным для детей. Привлекательность основывается на их схожести. Это опасно для детей, потому что воспитатель - Красная Шапочка в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Вместо реальных, предлагаются чудесные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование действия.

Позиции воспитателя - Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. У детей, присвоивших в качестве образца способ поведения Красной Шапочки, нарушается регуляция собственных действий, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.

Наседка

Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль.

Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб, психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.

Мери Поппинс

Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С другой стороны. Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т. е. она знает детей как бы «изнутри, Воспитатель - Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну единственную цель - развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.

Итак, из представленных 6 воспитательских позиций пять не обеспечивают полноценного развития способностей, седьмая, адекватная, воспитательская позиция Мери Поппинс приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка.

А, как известно, полноценное развитие способностей детей возможно тогда, когда воспитателю удается занять позицию, способствующую этому развитию.

Естественно, мы должны понимать о том, «чистом» виде, как показывает практика, каждый из этих стилей общения встречается редко. Бывает, что педагог проявляет «смешанный стиль» взаимодействия c детьми.

Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического (Карабаса-Барабаса и Мэри-Поппинс, Снежной Королевы и Мэри Поппинс), а демократический стиль c либеральным (Мэри-Поппинс и Красной Шапочки, Мэри-Поппинс и Наседки, Мальвина и Мэри Поппинс) и т. далее

Редко сочетаются друг c другом черты авторитарного и либерального стиля

(например Карабас-Барабас не сможет иметь черты Наседки или Красной Шапочки по объективным причинам (хотя в рамках другой обстановки это имеет место быть (педагог на работе -деспот, по отношению к своим детям родным не в силах даже сделать замечание)





«Памятка воспитателя»

Правила совершенствования педагогического мастерства, вытекающие из основных принципов «педагогики сотрудничества».

  1. Учитесь читать по лицам детей;

  2. Старайтесь увидеть, чего они ждут от вас.

  3. Чаще ставьте себя на место ваших детей, старайтесь понять их затруднения.

  4. Поощряйте даже самые малые попытки ребят думать и делать не по шаблону, не по готовому рецепту, а по-своему, самостоятельно, творчески.

  5. Помогайте ребятам достигнуть цели, но не навязывайте своего мнения.

  6. Как можно чаще давайте детям почувствовать радость успеха.

  7. Не опекайте воспитанников по мелочам, доверяйте им по крупному счету.

  8. Умейте прощать детям мелкие проступки, не возводите мелочи в принцип.

  9. Старайтесь быть всегда подтянутым, опрятным, аккуратным не только внешне, но и внутренне.

  10. Ни в коем случае не превращайте воспитание в сухие скучные, надоедливые нотации и нравоучения.

  11. Ко всем ребятам, независимо от симпатий, относитесь ровно, с едиными мерками требовательности.

  12. Ни один поступок, ни одно хорошее дело ребенка не должно проходить мимо вашего внимания;

  13. Дети всегда должны чувствовать, что воспитатель все видит, все знает.

  14. Во взаимоотношениях с ребенком, даже в самых сложных случаях и ситуациях, не унижайте человеческого достоинства воспитанника.

  15. К серьезным наказаниям прибегайте крайне редко, старайтесь обойтись без них.

  16. Всегда поддерживайте бодрый, жизнерадостный стиль и тон в деятельности коллектива группы.

Стиль взаимодействия:

стиль взаимодействия

проявления в моей педагогической деятельности

Карабас-Барабас



Мальвина



Снежная королева



Красная Шапочка



Наседка



Мери Поппинс





* Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы идти не одной дорогой, а всеми сразу и искать новые.









© 2010-2022