Программа коррекционных занятий в начальной школе: 1 класс

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к коррекционным занятиям

в начальной школе: 1 класс

Система психокоррекционной работы со школьниками 7-10 лет, имеющими трудности в обучении и поведении, разработана кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой. Данная система взята за основу разработанных занятий.

Цель занятий - формирование высших психических функций у младших школьников, имеющих трудности в обучении; развитие творческого потенциала каждого ребенка. Основана программа на идее психолого-педагогического сопровождения. Обычно сосредоточиваются усилия только на тренировке детей в разных умениях: чтении, письме, счете. Забывая, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей и взрослых. Очень важно адаптировать эту систему работы.

Задачи занятий - помочь ребенку в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами, взрослыми, в утверждении веры в себя и свои возможности, в устремлении к преодолению школьных трудностей.

Каждое занятие посвящено развитию различных процессов и проводится по схеме: ритуал приветствия, рефлексия, основная часть, рефлексия, ритуал прощания.

Актуальность программы. С первых дней в школе требуется целенаправленная работа по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины.

Поэтому на групповых занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость. Во все занятия включены игровые и двигательные

задания. Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования.

Условия реализации. Предлагаемая программа занятий разработана для детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью 40-55 минут. Размер группы 8-12 человек. При большей численности теряется эффект личностного участия, т.е. некоторые члены группы могут остаться без внимания. При маленькой численности (меньше 6) нагрузка на детей возрастает, а диапазон мнений будет меньше, что также снижает эффективность работы. Учитывая особенности данной категории детей, занятия составлены так, чтобы в них происходила постоянная смена разных видов деятельности.

Категория участников: учащиеся 1-х и 4-х классов.

Литература:

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 1999.

  2. Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения - Новосибирск - 1999.

  3. Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. - М.: УЦ "Перспектива", 2002.

  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития. 1997.

  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: ООО Издательство "Речь", 2001.

  6. Монина Г.Б., Лютова Е.К. «Проблемы маленького ребенка». - СПб.: 2003.

  7. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).- М.: Генезис, 2004.

  8. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения - М.- 2001.

  9. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова

2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.

  1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2









ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ КОРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

с учащимися 1 класса

Основная цель занятий: развитие познавательных процессов: наблюдательности, внимания, памяти, мышления и воображения.
Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение.

Задачи:
1.Повышение интеллектуального уровня.
2.Развитие познавательных процессов и мотивации учения.
3.Формирование умения включаться в задание, игру, контролировать свои действия, планировать их, действовать по правилу.
4.Устранение дефектов произвольного поведения.
5.Развитие произвольности психологических процессов.
6.Развитие навыков рефлексии.

Название раздела

Кол-во

уроков

Содержание






Занятие №1







1

Цель: знакомство учащихся друг с другом, создание дружеской, рабочей атмосферы, снятие барьеров в общении.

1. Ритуал приветствия.

Игра «Поздоровайся».
2. Игра «Имя движение».

3. Игра «Меняются местами те, у кого…»
4. Игра «Снежный ком».

5. Игра «Группы».

6. Игра «Что лежит в портфеле».

7. Игра «Урок или перемена».
8. Игра «Чему учат в школе».
9. Игра «Ласковый мелок».
10. Игра «Разыскивается».

11. Ритуал прощания.

Занятие №2.





1

Цель: стимулирование внутригруппового общения, развитие памяти, логического мышления, работа со словарным запасом.
1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Мяч»;
3. Игра «Закончи слово»;
4. Игра «Штирлиц»;
5. Игра «Гомеостат».

6. Ритуал прощания.




Занятие №3





1

Цель: развитие межличностных отношений в группе, развитие памяти (тактильной), внимания, пополнение словарного запаса.

1. Ритуал приветствия.
2. Игра «Конспиратор»;
3. Игра «Закончи предложение»;
4. Игра «Гомеостат».

5. Ритуал прощания.



Занятие № 4






1

Цель: развитие общения, развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения объединять слова в группы, определять к какой группе относится то или иное слово.
1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Конспиратор»;
3. Игра «Переходы».

4. Игра «Кто есть кто? Что есть что?»

5. Игра «Гомеостат».

6. Ритуал прощания.





Занятие № 5







1

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Произвольности движений, умения объединять слова в группы по определенным признакам.
1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Переходы»;
3. Игра «Кто есть кто? Что есть что?».

4. Игра «Запретное движение»;

5. Игра «Гомеостат».

6. Ритуал прощания.

Занятие № 6





1

Цель: развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, произвольности движений, расширение словарного запаса.
1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Запретное движение»;
3. Игра «Запомни порядок»;

4. Игра «Угадай группу»;

5. Игра «Составим сказку».

6. Ритуал прощания.




Занятие №7




1

Цель: расширение словарного запаса, развитие навыков логического и творческого мышления, произвольности внимания, памяти, воображения.
1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Составим сказку».
3. Игра «Слушай хлопки».

4. Игра «Тактильный образ».

5. Ритуал прощания.


Занятие №8





1

Цель: развитие произвольного внимания, умения логически мыслить, развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентировки.
1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Слушай хлопки!»
3. Игра «Рассказ наоборот»;
4. Игра «Футболист»
5. Игра «Определения»

6. Ритуал прощания.

Занятие №9





1

Цель: дальнейшее развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации, развитие наблюдательности, восприятия, памяти.
1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Футболист».
3. Игра «Кто что сделал?»
4. Игра «Невидимые слова».

5. Ритуал прощания.

Занятие № 10





1

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, самоконтроля, воображения. Укрепление навыков счета, развитие различных видов памяти.
1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Невидимые слова»;
3. Игра «Запомни свое место»;

4. Игра «Запретный номер».

5. Ритуал прощания.




Занятие № 11.





1

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, волевой сферы, формирование выразительных движений, развитие коммуникативных способностей.
1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Запретный номер»

3. Игра «Заколдованные».
4. Игра «Тропинка».

5. Игра «Я не знаю».

6. Ритуал прощания.

Занятие № 12





1

Цель: развитие самоконтроля, внимания, умения распознавать и изображать чувства и настроение других людей.
1. Ритуал приветствия.

2. Игры «Заколдованные».
3. Игра «Штирлиц»;

4. Игра «Имитация»;

5. Игра «Мяч».

6. Ритуал прощания.

Занятие №13.




1

Цель: развитие восприятия, внимания, умения определять чувства и настроения других снятие агрессии и страхов.
1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Имитация»;
3. Игра «Инсценировка»;

4. Игра «Кляксы»

5. Ритуал прощания.


Занятие № 14





1

Цель: развитие активного внимания, памяти, сообразительности, логического мышления, умения распознавать чувства и настроения других, изображать эти настроения и чувства, работа по снятию страхов перед школой.
1. Ритуал приветствия.
2. Игра «Инсценировка»;

3. Игра «Сочиним рассказ».

4. Ритуал прощания.



Занятие №15






1

Цель: развитие воображения, памяти, внимания, способности к сосредоточению, умения изображать чувства и настроения других, снятие напряженности, страхов, боязни школы.
1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Инсценировка»;
3. Игра «Сочиним рассказ»;

4. Игра «Дракон кусает свой хвост»;

5. Игра «Слушай команду».

6. Ритуал прощания.

Занятие № 16





1

Цель: обучение детей расслаблению, раскованности, снятию страхов, агрессии, развитие воображения, восприятия, наблюдательности.
1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Слушай команду»;
3. Игра «Кляксы»;

4. Игра «Скучно, скучно так сидеть»;

5. Игра «Определим игрушку».

6. Ритуал прощания.


Занятие №17





1

Цель: развитие воображения, творческого мышления, наблюдательности, развитие произвольного внимания, самоорганизации.
1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Скучно, скучно так сидеть»;
3. Игра «Определение игрушки»;

4. Игра «Дракон кусает свой хвост»;

5. Игра «Тактильный образ».

6. Ритуал прощания.

Занятие №1

Цель: знакомство учащихся друг с другом, создание дружеской, рабочей атмосферы в классе, снятие барьеров в общении.
Инструментарий: стулья, диски с двигательной музыкой, проигрыватель.
1. Ритуал приветствия

Игра «Поздоровайся».
Цель: Создание эмоционального настроя на занятие.
Каждый ученик за небольшой отрезок времени должен поздороваться за руку с как можно большим количеством одноклассников.

2. Игра «Имя движение». Каждый участник должен встать перед группой, назвать свое имя и показать какой-либо жест. Остальные участники повторяют его имя и движение.

3. Игра «Меняются местами те, у кого…»
Учащиеся сидят в кругу. Психолог произносит «Меняются местами те, у кого … » и те дети, кому утверждение подходит встают и меняются местами друг с другом.
- дома есть животные,
- кто любит музыку,
- кто любит сладкое,
- у кого есть братик или сестричка,
- те, кто любит бывать на природе,
- кто любит манную кашу,
- кто любит загорать,
- кто любит купаться,
- кто любит петь,
- кто любит нашу школу.

4. Игра «Снежный ком».
Учащиеся сидя в кругу называют имя каждого и дату его рождения. Причем первый называет своё имя и дату рождения, следующий называет имя и дату рождения предыдущего участника затем свое, третий участник называет данные двух впереди сидящих а затем свои и так до конца. Т.е. последний участник должен назвать имена и даты рождения всех участников занятия.

5. Игра «Группы».
Учащиеся, без слов, при помощи жестов должны собраться в группы:
- у кого есть домашние животные,
- по дате рождения,
- по цвету волос,
- по цвету глаз,
- по адресу,
- кто ходит в одну и ту же школу,
- кто ходит на дополнительные кружки.
6. Игра «Что лежит в портфеле».
Психолог называет какой-то предмет. Если, по мнению детей, он должен лежать в портфеле, они хлопают, если нет, не хлопают:
- учебник,
- подушка,
- ручка,
- телевизор,
- карандаш,
- линейка,
- букет цветов,
- ластик,
- солдатик,
- ножницы,
- попугай,
- телефон,
- калькулятор,
- кружка,
- сменная обувь,
- ложка,
- мячик,
-клей.

7. Игра «Урок или перемена».
Взрослый называет какое-то дело, а учащиеся отвечают, когда его делают: «на уроке» или «на перемене»:
- читать,
- звонить по телефону,
- писать,
- кушать булочку,
- разговаривать с другом,
- считать,
- записывать в дневник задание,
- смотреть в окно,
- слушать музыку в плейере,
- бегать по классу,
- меняться игрушками.

8. Игра «Чему учат в школе».
Дети по очереди при помощи жестов и мимики изображают то, чем они занимаются в школе, а остальные должны угадать что хочет сказать выступающий.

9. Игра «Ласковый мелок».
Учащиеся парами по очереди рисуют друг другу на спине пальцами цифры, тот кому рисуют должен угадать цифру.

10. Игра «Разыскивается».
Психолог называет какую то деталь во внешности ребенка, а остальные должны догадаться о ком идет речь и назвать имя ребенка.

11. Ритуал прощания.

Занятие №2

Цель: стимулирование внутригруппового общения, развитие памяти, логического мышления, работа со словарным запасом.
Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение .

1. Ритуал приветствия.
Рефлексия предыдущего занятия.
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить.

2. Игра «мяч»;

«Внимание! В этой игре с помощью мяча мы попробуем познакомиться. Встаньте все в круг, лицом к центру круга. Пожалуйста, кто-нибудь, возьмите в руки мяч. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от того у кого мяч передавая его, назовите четко и громко свое имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч будем знакомиться. Тот, у кого мяч будет кидать его любому из стоящих в круге и называть при этом имя того, кому адресован мяч. Тот, кто перепутал имя адресата, называет все имена участников игры по кругу, начиная с себя и далее, по часовой стрелке. Итак, кидайте мяч друг другу, называя при этом имя того, кому вы адресуете мяч».
Рекомендации: необходимо обратить внимание детей на то, что нужно стараться как можно точнее кидать мяч, чтобы его можно было легко поймать.
На первом занятии нужно постараться, чтобы все ребята побывали в роли водящего. На следующих занятиях следует продолжать играть в эту игру.
3. Игра «Закончи слово»;

«Внимание! В этой игре мы будем пытаться заканчивать слова, которые будут начинаться например, на слог: ра; зем; го; па. Я буду кидать каждому из вас мяч и говорить первый слог слова, вы должны будете поймать мяч, бросить его мне обратно, договорить это слово (т.е. закончить слово). Сначала все дети заканчивают слова, начинающиеся на слог «ра» (дается несколько раз закончить слова, начинающиеся на один и тот же слог), а потом можно каждому из детей задавать разные слоги, с которых начинаются слова.
4. Игра «Штирлиц»;

«Внимание! Пусть один из вас будет ведущим. Пожалуйста, кто желает быть ведущим, не стесняйтесь, выходите вперед. Смелей, смелей! Так, хорошо! Остальные игроки, замрите в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду. Запомнил (а)? Посмотри еще немного, запоминай. А теперь ведущий выходит из комнаты. Играющие, сделайте пять изменений в своих позах и одежде. Готово? Так. Приглашаю ведущего войти. Ведущий, ты должен вернуть всех в исходное положение. Посмотри внимательно и найди пять изменений в позах и одежде играющих. Не у каждого игрока, а у пяти. Еще немного осталось. Если ты сумеешь правильно найти пять изменений, то у тебя хорошая наблюдательность.
Рекомендации: на первом занятии достаточно чтобы водящими побывало хотя бы трое детей. Если ребятам было трудно увидеть пять изменений, то можно сократить до трех.
5. Игра «Гомеостат».

«Внимание! Сыграем в следующую игру. Эта игра поможет нам узнать, умеем ли мы работать вместе. Это сложная игра и сразу она у нас не получится. Потребуется несколько занятий, чтобы ее освоить. Игра заключается в следующем. Вся группа собирается в круг. По моей команде все выбрасывают пальцы. Наша группа должна стремиться к тому, чтобы все участники выбросили одно и тоже число пальцев. Участником игры запрещено договариваться, перемигиваться и так далее, т. е. нельзя пытаться согласовать свои действия каким - либо незаконным способом. Для того, чтобы предоставить друг другу возможность оценить обстановку и учесть ее в последующих играх, участники после выбрасывания пальцев фиксируют их на какое-то время.
Рекомендации: В первый раз эту игру следует провести не более трех раз, посмотреть на результат. Если у ребят с первых попыток будут получаться неплохие результаты, то следует обязательно сказать ребятам, что они не плохо уже научились чувствовать друг друга. В противном случае, если и после трех попыток игра не получилась, нужно ребят успокоить и настроить на то, что с первой игры очень сложно добиться желаемого результата, но они постараются и вскоре его добьются.

6. Ритуал прощания.

Занятие №3.
Цель: развитие межличностных отношений в группе, развитие памяти (тактильной), внимания, пополнение словарного запаса.
Инструментарий: мяч, платок.

1. Ритуал приветствия.
2. Игра «Конспиратор»;

«Внимание! Встанем в круг, лицом к центру. Водящий становится внутрь круга. Внимательно смотрим на ребят, затем водящему повязывают глаза. Руководитель просит детей поменяться местами и к одному из ребят подводит водящего. Водящий на ощупь, начиная с головы должен узнать ребят, к которым его подводят.
Рекомендации: Дать возможность половине детей побывать в роли водящего. Каждому ребенку дается четыре попытки подвести итог. Кто из детей сумел угадать и сколько. Эту игру нужно проводить в 3 этапа. На первом занятии 1 этап, половина детей должны быть водящими; 2-й этап, на следующем занятии вторая группа детей должна быть водящими. На 3-м этапе ребята могут изменять элементы одежды, внешность. И детям предоставляется возможность ещё раз быть ведущими. На третьем этапе игры можно давать 4-5 попыток. Его можно считать итоговым. Если руководитель успевает по времени, то1-й и 2-й. 3-й этапы игры можно провести на 1 занятии.

3. Игра «Закончи предложение»;

Эта игра проводится практически аналогично игре «Закончи слово», только теперь детям нужно поймав мяч и кинув его обратно руководителю, закончить предложение: летом тепло, а зимой …(холодно); птицы летают, а змеи …(ползают); осенью листья желтые, а летом …(зеленые); сахар сладкий, а лимон …(кислый) и т.д.
Рекомендации: Если учение неверно заканчивает предложение нужно разобрать и выяснить, почему, слово, подобранное учеником не подходит. Также необходимо подобрать правильное слово и объяснить почему оно подходит.

4. Игра «Гомеостат».

Вся группа собирается в круг. По моей команде все выбрасывают пальцы. Наша группа должна стремиться к тому, чтобы все участники выбросили одно и тоже число пальцев. Участником игры запрещено договариваться, перемигиваться и так далее, т. е. нельзя пытаться согласовать свои действия каким - либо незаконным способом. Для того, чтобы предоставить друг другу возможность оценить обстановку и учесть ее в последующих играх, участники после выбрасывания пальцев фиксируют их на какое-то время.
5. Ритуал прощания.

Занятие №4

Цель: развитие общения, развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения объединять слова в группы, определять к какой группе относится то или иное слово.
Инструментарий: мяч, платок.

1. Ритуал приветствия.
2. Игра «Конспиратор»

«Внимание! Встанем в круг, лицом к центру. Водящий становится внутрь круга. Внимательно смотрим на ребят, затем водящему повязывают глаза. Руководитель просит детей поменяться местами и к одному из ребят подводит водящего. Водящий на ощупь, начиная с головы должен узнать ребят, к которым его подводят.

(После игры выделяют из детей наиболее внимательных и наблюдательных);
3. Игра «Переходы»

«Внимание! Встаньте в круг, лицом к центру круга. Посмотрите на своих товарищей, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Сейчас по моей команде вам нужно будет сесть таким образом, чтобы крайнее правое место занял участник с самыми темными волосами. Рядом с ним должен расположиться тот, у кого волосы посветлей, а крайнее левое место займет тот, чьи волосы окажутся самыми светлыми.
Итак, по моей команде, без лишней суеты вам нужно будет сесть на соответствующее место. Учтите, тот, кто нарушает порядок, выбывает из игры. Итак, справа от меня - брюнет (черный цвет волос) из брюнетов, слева - блондин из блондинов, все остальные занимают соответствующие оттенка своих волос места между ними».
Рекомендации: Игру нужно проводить не более 3-х раз, если многие дети допустили ошибки и выбыли из игры, то следует разобраться, почему эти ребята не нашли своего места (возможные причины: ребенок не знает точно какой цвет волос у него; плохо ориентируется в названиях цветов волос). В этих случаях следует разобраться с детьми на конкретных примерах. Показать возможные цвета волос их варианты на примере присутствующих. На следующем занятии необходимо повторить эту игру, чтобы выяснить, насколько дети усвоили понятие о существующих цветах волос.

4. Игра «Кто есть кто? Что есть что?»

Дети внимательно вспоминают, что некоторые слова можно по определенному признаку отнести к какому- либо классу (группе). Необходимо выяснить, какие группы знают дети (дикие и домашние животные, овощи, фрукты, деревья и т.д.)
«Сейчас вы все встанете в круг, я буду каждому из вас бросать мяч, а вы должны будете поймать его и бросив обратно мне, сказать слово, которое относится к группе
а) домашних животных;
б) диких животных;
в) деревьев и т.д.
Но вы должны, как можно быстрее называть слова. Те ребята, которые долго не смогут назвать слово, или неправильно его назовут, выбывают из игры.

5. Игра «Гомеостат» (повторение.)

6. Ритуал прощания.

Занятие №5.
Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Произвольности движений, умения объединять слова в группы по определенным признакам.
1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Переходы»

«Внимание! Встаньте в круг, лицом к центру круга. Посмотрите на своих товарищей, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Сейчас по моей команде вам нужно будет сесть таким образом, чтобы крайнее правое место занял участник с самыми темными волосами. Рядом с ним должен расположиться тот, у кого волосы посветлей, а крайнее левое место займет тот, чьи волосы окажутся самыми светлыми.
Итак, по моей команде, без лишней суеты вам нужно будет сесть на соответствующее место. Учтите, тот, кто нарушает порядок, выбывает из игры. Итак, справа от меня - брюнет (черный цвет волос) из брюнетов, слева - блондин из блондинов, все остальные занимают соответствующие оттенка своих волос места между ними».
3. Игра «Кто есть кто? Что есть что?»

«Сейчас вы все встанете в круг, я буду каждому из вас бросать мяч, а вы должны будете поймать его и бросив обратно мне, сказать слово, которое относится к группе

Дети внимательно вспоминают, что некоторые слова можно по определенному признаку отнести к какому- либо классу (группе).

1. овощи, фрукты, деревья.

4. Игра «Запретное движение»

Звучит веселая ритмичная музыка. Дети стоят полукругом в центре - ведущий. Он показывает несколько движений, одно из которых (приседание) - запретное. Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибся - выбывает, а оставшиеся дольше всех становятся лучшими игроками.
Рекомендации: Ведущих следует заранее подготовить на первых занятиях.
5. Игра «Гомеостат» (повторение).

6. Ритуал прощания.

Занятие №6

Цель: развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления (умения определять, к какой группе относится слово) произвольности движений, расширение словарного запаса.

1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Запретное движение»

Звучит веселая ритмичная музыка. Дети стоят полукругом в центре - ведущий. Он показывает несколько движений, одно из которых (приседание) - запретное. Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибся - выбывает, а оставшиеся дольше всех становятся лучшими игроками.
3. Игра «Запомни порядок» (паровозик)

Выбирают 5-6 детей. Остальные - «зрители». Из выбранных детей один становится водящим. Другие 4-5 игроков выстраиваются в «паровозики». Водящий должен посмотреть на «паровозик» 1 мин., а затем надо отвернуться и пересчитать детей по именам так. Как они стоят в «паровозике». После этого игроки становятся «зрителями», а на «сцену» выходят другие дети.
Рекомендации: отметить детей, которым удалось запомнить правильно.
4. Игра «Угадай группу»

Принцип этой игры тот же, что и в игре «Кто есть кто? Что есть что?» Кидая мяч, водящий называет любое слово, а ребенок, поймав мяч и кинув его обратно, должен сказать к какой группе относится это слово.
Рекомендации: Привести примеры до занятия.

5. Игра «Составим сказку».

Нужно с детьми выбрать всем хорошо знакомую сказку. При необходимости можно кратко вспомнить её содержание. «А теперь мы попробуем рассказать эту сказку следующим образом; каждый из присутствующих будет говорить по одному предложению из этой сказки, причем так, чтобы у нас с вами получилась целая сказка».
Рекомендации: Оказание помощи затрудняющимся детям.

6. Ритуал прощания.

Занятие №7

Цель: расширение словарного запаса, развитие навыков логического и творческого мышления, произвольности внимания, памяти, воображения.
1. Ритуал приветствия.
2. Игра «Составим сказку» (усложнение правил игры).
3. Игра «Слушай хлопки».

Дети двигаются свободно в группе (можно под музыку).Когда ведущий хлопнет в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу на 10-20 сек. Количество хлопков. Позы детей примерные:
1. Поза «аиста» - ребенок стоит на одной ноге. Поджав другую.
2. Поза «лягушки» - присесть, пятки вместе, носки и колени в сторону, руки между ногами на полу.
3. Дети возобновляют ходьбу.
Рекомендации: Проигрывание игры не более 4-х раз с добавлением ещё 2-х поз (зайчики, лошадки и т.д.)

4. Игра «Тактильный образ».

Дети разбиваются на пары, один из пары детей встает вперед, другой сзади за ним. Стоящий сзади ребенок рисует на спине своего партнера образ, например, корабли или дом. Партнер должен определить, что нарисовано. Если он угадывает, пара делает шаг вперед, а дети меняются местами. Побеждает та пара, которая быстрее дойдет до руководителя.
Рекомендации: Предметы выбирать точно и небольшое количество деталей.

5. Ритуал прощания.

Занятие №8.
Цель: развитие произвольного внимания, умения логически мыслить, развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентировки, расширение словарного запаса.
Инструментарий: музыкальное сопровождение, мяч, набор предметных картинок.
1. Ритуал приветствия.
2. Игра «Слушай хлопки!» (до 5-ти хлопков).
3. Игра «Рассказ наоборот

Детям предлагается попробовать сочинить рассказ, но е с конца. Начинает рассказ ученик, сидящий « в конце часовой стрелки». Например: «И после этого они жили долго и счастливо». Следующий перед ним сосед продолжает «Наконец они поженились и т д ( кто нарушил последовательность, выбывает из игры).
Рекомендации: Играть 2 раза. 1-й раз не исключать детей из игры.
3. Игра «Футболист»

«Внимание! Пожалуйста, выберите футболиста, пусть он выйдет на середину комнаты. Сейчас мы ему завяжем глаза, недалеко положим мяч. Кое-кто из вас будет направляющим для футболиста, будет словами вести его к мячу и объяснять, что нужно сделать чтобы попасть точно по мячу.»
Рекомендации: Нужно приблизительно наметить ворота, в которые должен попасть мяч, одобрительная поддержка футболиста словами.

4. Игра «Определения»

Ведущий показывает одну карточку на которой нарисован предмет, а затем вторую. Ребенок должен придумать слово, находящееся между ними (двумя этими словами) и служило как бы «переходным мостиком между ними. Каждый ребенок отвечает по очереди.
Рекомендации: привести примеры. «Гусь» и «дерево» - «переходные мостики» - слова лететь, взлететь «спрятаться за дерево».

5. Ритуал прощания.

Занятие №9

Цель: дальнейшее развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации, развитие наблюдательности, восприятия, памяти.
Инструментарий: мяч, ручки, бумага.
1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Футболист» (выбор новых ведущих).
3. Игра «Кто что сделал?»

Из группы детей выбираются 3-4 ребенка. Один из выбранных ведущий. Остальные дети - зрители. 2-3 выбранных ребенка поочередно показывают водящему какие-то действия (не более 3-х). Ведущий смотрит и старается их запомнить. Затем он должен повторить эти действия в том порядке, в котором он их увидел.
Рекомендации: Показ несложных действий, желательно под музыку.

4. Игра «Невидимые слова»

«Сейчас вы возьмете бумагу и карандаш. Приготовьтесь писать простые слова. А вы, если сумели их прочитать, то запишите к себе на листок. А потом ведущий выберет из детей самых сообразительных».
Рекомендации: Писать не быстро ведущему понятные слова, состоящие из 2-3 слогов. Писать 5слов.

5. Ритуал прощания.

Занятие №10.
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, самоконтроля, воображения. Укрепление навыков счета, развитие различных видов памяти.
Инструментарий: бумага, ручка.
1. Ритуал приветствия.
2. Игра «Невидимые слова»

«Сейчас вы возьмете бумагу и карандаш. Приготовьтесь писать простые слова. А вы, если сумели их прочитать, то запишите к себе на листок. А потом ведущий выберет из детей самых сообразительных».
3. Игра «Запомни свое место»

Руководитель быстро и четко называет место в комнате для каждого ребёнка, которое он должен занять по команде руководителя. Например, у одного ребенка это место - угол, у другого - стул и т д. Затем все дети собираются в группу около ведущего и ждут команды. По команде «место» они разбегаются по своим местам.
Рекомендации: Можно под музыку - команду ведущего.

4. Игра «Запретный номер».

Выбирается определенная цифра, например 4 запретная. Дети встают в круг по часовой стрелке и начинают по очереди счет :1,2,3 когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру 4, а хлопает в ладоши (раз).
Рекомендации: В ходе дальнейшего счета, как только встречается число. Содержащее четыре (14, 24, 34 и т. д.) вместо этого числа надо дать набор цифр, между которыми заключена какая-то логическая связь. Например : если считают до 25 (2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24).

5. Ритуал прощания.

Занятие №11.
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, волевой сферы, формирование выразительных движений, развитие коммуникативных способностей.
1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Запретный номер» (усложнять увеличением «запретных цифр»)
3. Игра «Заколдованные»

«Внимание! Выбираем водящего, остальная группа свободно расходится по комнате. По команде «Стоп!» - все замирают. Ведущий старается рассмешить «заколдованного» и если ему это удается, заколдованный присоединяется к водящему.
Рекомендации: Прекращение игры, когда все «расколдованы». Отметить самых стойких.

4. Игра «Тропинка».
«Предлагаю теперь вам такую игру. Встаньте все в затылок за ….(выбираю сама ведущего - этот ребенок должен быть сообразительным и бойким). Участники этой игры идут змейкой по воображаемой тропинке в затылок друг за другом, причем, ведущий переходит воображаемые препятствия, перепрыгивает воображаемые рвы, а остальные дети повторяют его движения, которые называет в ходе игры руководитель. По хлопку руководителя, ведущий становится в хвост змейки, и ведущим становится второй стоящий ребенок в змейке.
Когда все побывают в роли ведущего, оценим самого оригинального ведущего. Итак, повторяем движения ведущего, переходя через воображаемые препятствия змейкой. Начали!»
Рекомендации: во время оценивания оригинальности ведущих игры, следует разобрать вместе с детьми изображение тех препятствий, которые вызвали у большинства из них затруднения. Игру можно проводить под музыкальное сопровождение, причем музыка должна быть подобрана в соответствии с преодолеваемым препятствием.
5. Игра «Я не знаю»

Выбирают ведущего мальчика или девочку - незнайку. О чем его не спросят, он ничего не знает. Дети по очереди начинают задавать вопросы, а он молчит, разводит руками т. е. при помощи мимики и жестов показывает, что он не «знает», « ничего не видел».
Рекомендации: Показать детям жестами - поднятие бровей, опущение уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.

6. Ритуал прощания.

Занятие № 12.

Цель: Развитие самоконтроля, внимания, умения распознавать и изображать чувства и настроение других людей.

Инструментарий: набор карточек «Азбука настроений »
1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Заколдованные».

«Внимание! Выбираем водящего, остальная группа свободно расходится по комнате. По команде «Стоп!» - все замирают. Ведущий старается рассмешить «заколдованного» и если ему это удается, заколдованный присоединяется к водящему.
Рекомендации: Прекращение игры, когда все «расколдованы». Отметить самых стойких.

3. Игра «Штирлиц»

«Внимание! Пусть один из вас будет ведущим. Пожалуйста, кто желает быть ведущим, не стесняйтесь, выходите вперед. Смелей, смелей! Так, хорошо! Остальные игроки, замрите в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду. Запомнил (а)? Посмотри еще немного, запоминай. А теперь ведущий выходит из комнаты. Играющие, сделайте пять изменений в своих позах и одежде. Готово? Так. Приглашаю ведущего войти. Ведущий, ты должен вернуть всех в исходное положение. Посмотри внимательно и найди пять изменений в позах и одежде играющих. Не у каждого игрока, а у пяти. Еще немного осталось. Если ты сумеешь правильно найти пять изменений, то у тебя хорошая наблюдательность.
Рекомендации: на первом занятии достаточно чтобы водящими побывало хотя бы трое детей. Если ребятам было трудно увидеть пять изменений, то можно сократить до трех.
4. Игра «Имитация»

Используется набор картинок из «Азбуки настроений». Одного ученика просят найти среди карточек всех веселых людей и зверей, другого ребенка - найти всех недовольных и т. д. , а затем изобразить их настроение
5. Игра «Мяч».

«Внимание! В этой игре с помощью мяча мы попробуем познакомиться. Встаньте все в круг, лицом к центру круга. Пожалуйста, кто-нибудь, возьмите в руки мяч. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от того у кого мяч передавая его, назовите четко и громко свое имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч будем знакомиться. Тот, у кого мяч будет кидать его любому из стоящих в круге и называть при этом имя того, кому адресован мяч. Тот, кто перепутал имя адресата, называет все имена участников игры по кругу, начиная с себя и далее, по часовой стрелке. Итак, кидайте мяч друг другу, называя при этом имя того, кому вы адресуете мяч».
Рекомендации: необходимо обратить внимание детей на то, что нужно стараться как можно точнее кидать мяч, чтобы его можно было легко поймать.
На первом занятии нужно постараться, чтобы все ребята побывали в роли водящего. На следующих занятиях следует продолжать играть в эту игру.

6. Ритуал прощания.

Занятие №13.
Цель: Развитие восприятия, внимания, умения определять чувства и настроения других снятие агрессии и страхов.
Инструментарий: набор карточек «Азбука настроений », бумага, кисточки, краски разных цветов (гуашь).
1. Ритуал приветствия.
2. Игра «Имитация»

Используется набор картинок из «Азбуки настроений». Одного ученика просят найти среди карточек всех веселых людей и зверей, другого ребенка - найти всех недовольных и т. д. , а затем изобразить их настроение
3. Игра «Инсценировка»

Попробуйте вместе с детьми придумать разные ситуации, приводящие к тому или иному настроению. Идет коллективное обсуждение с детьми возможных вариантов ситуаций. К этим ситуациям подбираю соответствующие картинки. Затем детей можно разбить на группы. И каждая из групп должна подготовить (за 10 мин.) сценку, где дети обыграли бы придуманные ими ситуации.
Рекомендации: Оказание группам помощи.

4. Игра «Кляксы»

В этой игре необходимо заранее подготовить чистые листы бумаги, жидкую краску (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть краску на лист бумаги и сложить лист вдвое, так чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная «клякса».
Рекомендации: Если кто-либо из ребят затрудняется ответить, на что похожа его «клякса», можно коллективно обсудить и помочь ребенку при ответе.
Информация для руководителя группы, которую можно получить в ходе этой игры:
1. Агрессивные или подавленные дети выбирают кляксу темных цветов. Они видят в кляксе агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.) Обсуждение «страшного рисунка» способствует освобождению от негативных переживаний и агрессии в символической форме.
2. К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка. Последний будет брать для рисунков светящиеся краски и видеть приятные вещи ( бабочек, сказочные букеты и др.) Обсуждение рисунков может способствовать изменению состояния проблемного ребенка.
3. Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краски.
4. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона (цвета грусти).
5. Серые и коричневые тона выбираются напряженными, конфликтными, расторможенными детьми (пристрастие к этим цветам говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении)
6. Возможны такие ситуации. Когда дети выбирают цвета индивидуально и не прослеживается четкой связи между цветом и психическим состоянием человека.

5. Ритуал прощания.

Занятие №14.
Цель: развитие активного внимания, памяти, сообразительности, логического мышления, умения распознавать чувства и настроения других, изображать эти настроения и чувства, работа по снятию страхов перед школой.
Инструментарий: набор карточек «Азбука настроений», лист бумаги, ручка.
1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Инсценировка»

Попробуйте вместе с детьми придумать разные ситуации, приводящие к тому или иному настроению. Идет коллективное обсуждение с детьми возможных вариантов ситуаций. К этим ситуациям подбираю соответствующие картинки. Затем детей можно разбить на группы. И каждая из групп должна подготовить (за 10 мин.) сценку, где дети обыграли бы придуманные ими ситуации.
Рекомендации: Оказание группам помощи.

3. Игра «Сочиним рассказ».

Каждому ребенку дается лист бумаги и ручка. Детям нужно в течение 10-12 мин написать одно сложное предложение. Которое состояло бы , допустим из 20, 30 слов и начиналось бы «когда я прихожу из школы…»
Рекомендации: Количество слов определяется в зависимости от возраста детей.
11-й вариант - дети начинают рассказывать историю, по очереди в кругу. Рассказ начинается по часовой стрелке. «Маша пошла в школу» и т д.

4. Ритуал прощания.

Занятие №15.

Цель: развитие воображения, памяти, внимания, способности к сосредоточению, умения изображать чувства и настроения других, снятие напряженности, страхов, боязни школы.
1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Инсценировка» (изменение состава группы).
3. Игра «Сочиним рассказ» (изменение начала рассказа)
4. Игра «Дракон кусает свой хвост»

Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся за плечи друг друга. Первый ребёнок - «голова Дракона», последний - «хвост дракона». «Голова Дракона « пытается поймать «хвост», а тот изворачивается от нее.
Рекомендации: Ведущим в этой игре нужно дать возможность побывать многим детям. Во время игры следите, чтобы дети не отпускали друг друга.
5. Игра «Слушай команду».

Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду ( сесть на стул, поднять правую ногу, присесть, взять за руки).
Рекомендации: Усложнение команд в следующих играх.

6. Ритуал прощания.

Занятие №16.
Цель: обучение детей расслаблению, раскованности, снятию страхов, агрессии, развитие воображения, восприятия, наблюдательности.
Инструментарий: детские стулья, бумага, кисточки, разноцветные краски (гуашь), игрушки детей из дома.
1. Ритуал приветствия.
2. Игра «Слушай команду»

Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду ( сесть на стул, поднять правую ногу, присесть, взять за руки).
Рекомендации: Усложнение команд в следующих играх.

3. Игра «Кляксы»


4. Игра «Скучно, скучно так сидеть»

Около одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны комнаты также стоят детские стульчики, но их число на 1 меньше количества детей. Дети садятся около первой стены комнаты. Ведущий читает стишок.
«Скучно, скучно так сидеть, Друг на друга всё глядеть, Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?»
Как только ведущий заканчивает читать стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает в игре тот, кому не достался стул.
Рекомендации: Соблюдение правил игры.

5. Игра «Определим игрушку».

Игрушки, принесенные детьми, расставлены на столах или стульях. Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 мин из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать «загадки». Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумал «зайка». Ребенок прыгает, «грызет морковку» и т д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят: правильно, неправильно.

6. Ритуал прощания.

Занятие №17.
Цель: развитие воображения, творческого мышления, наблюдательности, развитие произвольного внимания, самоорганизации.
Инструментарий: детские стулья, игрушки, мяч.
1. Ритуал приветствия.
2. Игра «Скучно, скучно так сидеть»;
3. Игра «Определение игрушки»

Игрушки, принесенные детьми, расставлены на столах или стульях. Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 мин из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать «загадки». Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумал «зайка». Ребенок прыгает, «грызет морковку» и т д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят: правильно, неправильно.

4. Игра «Дракон кусает свой хвост»;
5. Игра «Тактильный образ».
Дети разбиваются на пары, один из пары детей встает вперед, другой сзади за ним. Стоящий сзади ребенок рисует на спине своего партнера образ, например, корабли или дом. Партнер должен определить, что нарисовано. Если он угадывает, пара делает шаг вперед, а дети меняются местами. Побеждает та пара, которая быстрее дойдет до руководителя.
Рекомендации: Предметы выбирать точно и небольшое количество деталей.

6. Ритуал прощания.



© 2010-2022