В пятый класс как снова в первый

Начальная школа позади. Вашему ребенку предстоит перейти на следующую, новую ступень обучения. Что ждет его впереди? Как сложится его дальнейшая учеба? Будет ли он успешен? Найдет ли новых друзей?Новые правила, новые условия, новые встречи - все это, несомненно, влияет на адаптацию учащегося.Как помочь ребенку найти свое место в изменившейся обстановке, как сделать его жизнь в школе благоприятной и комфортной? Все это во многом зависит от родителей.Несколько советов родителям будущих пятиклассни...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сурикова Н.В., педагог-психолог, г. Москва, ГБОУ СОШ №1861 «Загорье»

В пятый класс как снова в первый…

(Для вас, родители!)

- Ваш Саша в каком классе учится?

- Да уже в пятый пошел.

- И как успехи?

- Какие там успехи… Пока в

начальной школе учился, почти

отличником был. А теперь уже и

тройки есть, и с поведением нелады.

Совсем разболтался. Не знаю, что

и делать…

(Из разговора двух мам)

Вот и прошли первые месяцы очередного учебного года. И потянулись в школу родители, и чаще других - родители пятиклассников. Почему, спросите вы. Да просто обнаруживается, что сын или дочь вдруг стали хуже учиться, у них появились проблемы в отношениях с одноклассниками, а часто и с учителями. И характер, и поведение тоже вдруг поменялись, часто не в лучшую сторону. Вот и идут к психологу мамы и папы с вопросами: «Что случилось? Что делать? Совсем от рук отбились!» Ну что же, давайте разбираться вместе.

Пятый класс по своей значимости вполне можно отнести к ряду таких важных вех в жизни ребенка, как поступление в школу и ее окончание. Эти оба события - определенные и во многом определяющие моменты для детей: первый класс - период перехода от главной деятельности дошкольника - игровой - к учебной деятельности; одиннадцатый класс и окончание школы - период самоопределения и профессионального выбора в жизни юного человека. И пятый класс также особен в школьной жизни ребят. Начнем с того, что пятый класс - это время смены статуса ученика начальной школы («мелкие» - так называют их старшеклассники) на звание учащегося средней и старшей школы. И эта смена влечет за собой целый ряд событий, коренным образом меняющий жизнь школьника. Меняется все, начиная с конкретного места учебы - часто начальная школа находится или в отдельном крыле школьного комплекса, или вообще в отдельном здании, где у каждого класса свой кабинет, своя классная комната. А теперь появляется много разных кабинетов вместо одного родного. И еще прибавляется N - е количество новых изучаемых предметов. Но самое главное - вместо одной «школьной мамы» - первой и единственной учительницы - много - много разных новых преподавателей. И каждый со своими, часто совсем не похожими на прежние, требованиями и правилами. К тому же, частенько начальные классы при переходе в среднюю школу «перетряхивают», формируя новые группы, что неизменно вызывает некое «брожение» в классе, пока не устоится, не установится новый коллектив, не появятся свои лидеры и аутсайдеры.

Не всем ребятам удается быстро и успешно адаптироваться к новым условиям обучения. У многих не сразу складываются отношения с новыми учителями и одноклассниками. Не сразу вновь выставляемые правила и требования становятся нормой. Не все с успехом принимают увеличение учебной нагрузки. И на все перечисленное накладывается со своими особенностями пресловутый ранний подростковый период, начало которого тоже приходится на 11 - 12 лет, то есть на пятый класс.

Вот в такой обстановке начинают свой учебный год пятиклассники. Легко ли им? Конечно, нет. Новое социальное положение, в котором оказываются ребята, неизменно, в той или иной мере, накладывает отпечаток или на учебу, или на поведение, или на взаимоотношения с одноклассниками и учителями. А частенько и вместе на все эти компоненты, входящие в учебный процесс.

Как справиться пятикласснику со всем этим? Совершенно ясно, что это трудно. И тут, как никогда, нужна поддержка взрослых. В первую очередь, конечно, родителей. Самых близких и родных людей, которые должны, как мне кажется, действовать по принципу трех «П»: понять, принять, помочь. Понять, что сын или дочь не лентяи, которые не хотят учиться, а просто еще не вошли в должный ритм увеличившейся учебной нагрузки; принять как должное, что ваш ребенок имеет свое мнение, что он учится разбираться в людях, а не просто меняет друзей по принципу «дружу - не дружу»; помочь пережить неудачи и трудности в учебе или в отношениях с окружающими его людьми, вместе с ним разбираясь в сложных жизненных ситуациях, объясняя их.

Во многом, уважаемые родители, от вас зависит, как «приживется» в старшей школе ваш ребенок, как сложится его дальнейшая школьная жизнь. Будьте внимательнее к своим детям, не торопитесь делать заключения об их неуспешности, неудачах, сложном или плохом, с вашей точки зрения, поведении.

Постарайтесь быть своему ребенку другом и помощником в любой ситуации. И тогда у него непременно все сложится хорошо. Это проверено жизнью. А если возникают неясности, вопросы, сомнения, приходите к школьному психологу. Он обязательно постарается вам помочь.


© 2010-2022