Адаптированная рабочая программа Подросток для учащихся 5-6 класса-комплекта коррекционной школы VIII вида на 2015-16 уч. год

Адаптированная рабочая программа «Подросток» адресована обучающимся, воспитанникам 8 класса МБС(К)ОУ «С(К)ОШ-И VIII вида поселка Эгвекинота». Актуальность. В подростковом возрасте происходит существенная перестройка всего организма ребенка, которая отражается и на психических особенностях. Появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудност...
Раздел Школьному психологу
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Адаптированная рабочая программа Подросток для учащихся 5-6 класса-комплекта коррекционной школы VIII вида на 2015-16 уч. год.


Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательной учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида поселка Эгвекинота»







Адаптированная рабочая программа

«Подросток»


на 2015-2016 учебный год

8 класс




составитель: Тищенко Т.М

педагог-психолог первой категории




«ПРИНЯТО»

МО учителей-предметников.


Рекомендована к утверждению

Протокол от

«_____»_________________2015 г.

№ ___________



«УТВЕРЖДАЮ»

директор МБС(К)ОУ

«С(К))Ш-И VIII вида п. Эгвекинота»

____________Т.М. Швыркова

Приказ от

« ____»_____________2015 г.

№ _____________









Срок реализации: II четверть 2015-2016 учебного года

п. Эгвекинот

I.Пояснительная записка.


Адаптированная рабочая программа «Подросток» адресована обучающимся, воспитанникам 8 класса МБС(К)ОУ «С(К)ОШ-И VIII вида поселка Эгвекинота».

Актуальность.

В подростковом возрасте происходит существенная перестройка всего организма ребенка, которая отражается и на психических особенностях. Появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.

Психологу необходимо специально организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, между взрослым и детьми, оказать помощь подростку в его саморазвитии.

Значимость программы.

Программа «Подросток» предназначена для работы с 8 кл. и составлена таким образом, чтобы помочь школьникам разобраться в своем внутреннем мире и понять, в какой степени от него зависит как свое собственное здоровье, так и здоровье людей, с которыми они общаются.


II. Общая характеристика программы

В основу адаптированной рабочей программы «Подросток» взяты программы:

  1. Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. Твое здоровье (Регуляция психики. Учебное пособие). Санкт - Петербург «Детство - пресс». 2000г.

  2. В. И. Гарбузов Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. Санкт - Петербург АО «СФЕРА». 1994г.

  3. Л. АНН Психологический тренинг с подростками. ПИТЕР. 2003г.

  4. Руководство практического психолога. Психологические программы развития в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И. В. Дубровиной. Москва. ACADEMIA. 2000г. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве методического пособия для детских практических психологов учреждений образования).

Цель:

  • обучение учащихся способам психосаморегуляции и профилактика нарушений поведения в подростковом возрасте.

Задачи:

  • Коррекция отношений к себе. Достижение способности к объективной самооценке, способности к осознанию и устранению проявлений психологической защиты.

  • Коррекция отношений к другим. Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов других, способности к критическому (доброжелательному) восприятию достоинств и недостатков других лиц. Приобретение навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

  • Коррекция отношений к реальности (к жизни). Приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизации и самоорганизации, особенно в экстремальных ситуациях и обстоятельствах, укрепление волевых качеств, устойчивости по отношению к неудачам, угрозам, бедам.

Методы и приемы:

  • словесные: рассказ, притча, объяснение, беседа;

  • наглядные: наблюдение, демонстрация;

  • практические: коммуникативные психологические игры, подвижные и упражнения, релаксация.

Форма работы: психологические занятия с элементами тренинга

Принципы коррекционной работы:

  • Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

  • Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

  • Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.

  • Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося:

создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона

III. Описание места программы в основной образовательной программе учреждения МБС(К)ОУ «С(К)ОШИ VIII вида поселка Эгвекинота»

Данный курс входит в коррекционно-развивающее направление работы педагога-психолога. Срок реализации программы 2 четверть 2015-2016 учебного года. Запланировано 14 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Количество участников группы- 6 человек. Занятия проводятся во внеурочное время во второй половине дня.

IV.Описание ценностных ориентиров содержания программы

Адаптированная рабочая программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся, воспитанников 8 класса. В ходе занятий решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков и умений общения с группой сверстников, оказание психологической помощи и поддержки.

Проблема подросткового возраста: резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития: - физическое, психическое и социальное развитие;

- половое созревание;

- становление нового самосознания, формирование Я-концепции;

- кризис независимости, чувство взрослости, одна из основных потребностей - общение со сверстниками.

В связи с этим цель деятельности педагога-психолога: помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх.

В процессе работы по программе школьники обучатся навыкам и умениям в сферах общения, деятельности и личностного развития с помощью специфических форм сообщения психологических знаний.

V. Ожидаемые результаты:

Занятия способствует развитию взаимодействия между членами группы и дают каждому подростку возможность представить себя другим. Это очень быстро сплачивает учеников класса друг с другом.

Тренинг способствует выработке коммуникативных умений. В результате занятий учащиеся получают навыки установления контакта и эффективного общения, учится слушать себя и других, анализировать свои поступки, чувства, переживания; наблюдать и анализировать поступки, чувства, переживания других; ясно и конкретно выражать свои мысли; слушать, воспринимать и обдумывать высказывания партнера о его чувствах, эмоциях, закрепляют ранее полученные умения.

В результате последовательного выполнения упражнений программы у участников накапливается опыт, который переносится из игровой плоскости в реальные жизненные ситуации. Игры способствуют установлению и закреплению в группе благоприятного психологического климата.

Участники тренинга в ходе игрового моделирования ситуаций получают практический опыт, позволяющих тренировать жизненные умения и навыки. В результате у них накапливается опыт, который переносится в реальные жизненные ситуации. есомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение.

VI. Содержание тем программы

Темы занятий доступны и интересны. В них вошли теоретический материал, психологические игры и упражнения, дискуссия. Курс построен так, что большое место в нем занимают фронтальная и групповая формы работы. Занятия проводятся два раза в неделю. Материал к занятиям подобран специально «с избытком». К некоторым темам предлагаются тесты для самоанализа.

Структура занятий выглядит следующим образом:

  1. «Разогрев», сообщение темы.

  2. Теоретическое обоснование психического процесса.

  3. Психологические упражнения, игры, тесты для самоанализа.

  4. Рекомендации.

  5. Рефлексия.

Наименование темы

Задачи

Предполагаемые формы и средства

1

Психика. Психическое здоровье.

Познакомить учащихся с понятием «психика», из каких частей она состоит, что является причиной расстройства психики и как сохранить психическое здоровье.

Упр - е: «Пирог»;

Тест для самоанализа: «Как ты совершенствуешь свою психику?»;

АТ.

2

Эмоции.

Познакомить учащихся с понятиями «эмоциональная сфера личности», «эмоции», показать важность эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека. Тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние.

Ритуал приветствия; упр - я: «Пальцы», «Знатоки эмоций», «Передача чувств», «Ситуации с эмоциями»; работа с таблицей «Эмоциональное поле».

3

Чувства.

Развивать у учащихся ответственное отношение к чувствам других людей, развитие навыков невербальной коммуникации через отражение и узнавание внешних эмоциональных проявлений; обучение тому, как справиться с обидой; создание позитивного эмоционального фона в группе.

Упр - я: «Антонимы», «Чувства», «Обиженный человек».

4

Настроение.

Познакомить учащихся с понятием настроения, раскрыть роль настроения в процессе жизнедеятельности человека и его общения с другими людьми; раскрыть перед учащимися роль настроения в общении; подвести учащихся к пониманию механизма возникновения настроения, познакомить с приемами его регуляции.

Фонограмма произведений П. И. Чайковского; сказка о настроении; упр - е: «Медитация».

5

Мотивация. Понимание.

Помощь в осознании своих поступков, осознание собственного влияния на других людей; устранение эмоциональных барьеров.

Упр - я: «Светский прием»,»Волшебный магазин», «Найди свою пару».

6

Взаимоотношения.

Расширение представлений о способах самоанализа и самоконтроля в сфере общения, развитие базовых коммуникативных умений.

Упр - я: «Один карандаш», «Что помню?», «Спина к спине», «Пересказать текст», «Ты мне, я тебе»; самоанализ «Какой я в общении?».

7

Конфликт

Актуализация опыта переживания конфликта

Разминка «Кулаки, ладони, руки скрещены на груди», Притча. Беседа о конфликте. Упражнение «Конфликтные ситуации», энергизаторы «Обезьяна, слон, пальма». «Спасибо за приятное занятие»

8

Разрешение конфликтных ситуаций

Осознание роли конфликтов. Знакомство со способами разрешения конфликтов.

Разминка «Фруктовый салат». Знакомство с способами разрешения конфликтов.

9

Темперамент.

Познакомить учащихся с понятием «темперамент», изучить характерные особенности четырех типов темперамента; развить навыки самоанализа с помощью определения своего типа нервной системы и типа темперамента.

Сказка о типах темперамента; самоанализ «Какой у тебя темперамент?»

10

Характер.

Познакомить учащихся с понятием «характер», помочь в осознании своих особенностей и черт характера, развивать навыки самоанализа самовоспитания.

«Сказка о Деревьях-Характерах»; рисунок своего характера в образе дерева.

11

Неуверенность в себе. Как стать уверенным?

Осознание специфики неуверенного поведения. Обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности.

Упр-я: «Фруктовый салат», «Уверенно-неуверенно», «Хвалить или ругать?», «Я могу, я умею», «Тонкая бумага», «Двое рисуют одним мелом на доске», «Чувства»

12

Как достичь цели.

Отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей.

Упр - я: «Бегущие огни», «По секрету», «Принцип», «Именинный пирог».

13

Будь собой, но в лучшем виде.

Обучение тому, как использовать приемы для изменения в лучшую сторону; развитие способности понимания своего состояния и состояния других людей.

Упр - я: «Восковая палочка», «Я - подарок для человечества», «Твое будущее», «Письмо себе, любимому», «Секрет».

14

Прощай…

Закрепление представления о своей уникальности, закрепление дружеских отношений между членами группы.

Упр - я: «Карусели», «Я к вам пишу…», «Весь мир - сцена», «Прощай», принятие декларации «Я - это Я».

VII. Календарно-тематическое планирование


Наименование темы

Дата

1

Психика. Психическое здоровье.

10.11

2

Эмоции.

14.11

3

Чувства.

17.11

4

Настроение.

21.11

5

Мотивация. Понимание.

24.11

6

Взаимоотношения.

28.11

7

Конфликт

01.12

8

Разрешение конфликтных ситуаций

05.12

9

Темперамент.

08.12

10

Характер.

12.12

11

Неуверенность в себе. Как стать уверенным?

15.12

12

Как достичь цели

19.12

13

Будь собой, но в лучшем виде.

22.12

14

Прощай…

26.12

VIII. Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий необходимо: просторное помещение, столы, стулья, доска,

цветная и белая бумага, цветные карандаши.


IX. Литература

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.: « Питер», 2003.

  2. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге.- СПб.: «Речь»,2008.

  3. Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. Твое здоровье (Регуляция психики. Учебное пособие). Санкт - Петербург «Детство - пресс». 2000г.

  4. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. Санкт - Петербург АО «СФЕРА». 1994г. АНН Л. Ф.Психологический тренинг с подростками. ПИТЕР. 2003г.

  5. Руководство практического психолога. Психологические программы развития в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И. В. Дубровиной. Москва. ACADEMIA. 2000г. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве методического пособия для детских практических психологов учреждений образования).

© 2010-2022