- Преподавателю
- Школьному психологу
- Адаптированная рабочая программа Подросток для учащихся 5-6 класса-комплекта коррекционной школы VIII вида на 2015-16 уч. год
Адаптированная рабочая программа Подросток для учащихся 5-6 класса-комплекта коррекционной школы VIII вида на 2015-16 уч. год
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тищенко Т.М. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательной учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида поселка Эгвекинота»
Адаптированная рабочая программа
«Подросток»
на 2015-2016 учебный год
8 класс
составитель: Тищенко Т.М
педагог-психолог первой категории
«ПРИНЯТО»
МО учителей-предметников.
Рекомендована к утверждению
Протокол от
«_____»_________________2015 г.
№ ___________
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБС(К)ОУ
«С(К))Ш-И VIII вида п. Эгвекинота»
____________Т.М. Швыркова
Приказ от
« ____»_____________2015 г.
№ _____________
Срок реализации: II четверть 2015-2016 учебного года
п. Эгвекинот
I.Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа «Подросток» адресована обучающимся, воспитанникам 8 класса МБС(К)ОУ «С(К)ОШ-И VIII вида поселка Эгвекинота».
Актуальность.
В подростковом возрасте происходит существенная перестройка всего организма ребенка, которая отражается и на психических особенностях. Появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.
Психологу необходимо специально организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, между взрослым и детьми, оказать помощь подростку в его саморазвитии.
Значимость программы.
Программа «Подросток» предназначена для работы с 8 кл. и составлена таким образом, чтобы помочь школьникам разобраться в своем внутреннем мире и понять, в какой степени от него зависит как свое собственное здоровье, так и здоровье людей, с которыми они общаются.
II. Общая характеристика программы
В основу адаптированной рабочей программы «Подросток» взяты программы:
-
Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. Твое здоровье (Регуляция психики. Учебное пособие). Санкт - Петербург «Детство - пресс». 2000г.
-
В. И. Гарбузов Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. Санкт - Петербург АО «СФЕРА». 1994г.
-
Л. АНН Психологический тренинг с подростками. ПИТЕР. 2003г.
-
Руководство практического психолога. Психологические программы развития в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И. В. Дубровиной. Москва. ACADEMIA. 2000г. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве методического пособия для детских практических психологов учреждений образования).
Цель:
-
обучение учащихся способам психосаморегуляции и профилактика нарушений поведения в подростковом возрасте.
Задачи:
-
Коррекция отношений к себе. Достижение способности к объективной самооценке, способности к осознанию и устранению проявлений психологической защиты.
-
Коррекция отношений к другим. Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов других, способности к критическому (доброжелательному) восприятию достоинств и недостатков других лиц. Приобретение навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.
-
Коррекция отношений к реальности (к жизни). Приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизации и самоорганизации, особенно в экстремальных ситуациях и обстоятельствах, укрепление волевых качеств, устойчивости по отношению к неудачам, угрозам, бедам.
Методы и приемы:
-
словесные: рассказ, притча, объяснение, беседа;
-
наглядные: наблюдение, демонстрация;
-
практические: коммуникативные психологические игры, подвижные и упражнения, релаксация.
Форма работы: психологические занятия с элементами тренинга
Принципы коррекционной работы:
-
Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
-
Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
-
Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
-
Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося:
создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона
III. Описание места программы в основной образовательной программе учреждения МБС(К)ОУ «С(К)ОШИ VIII вида поселка Эгвекинота»
Данный курс входит в коррекционно-развивающее направление работы педагога-психолога. Срок реализации программы 2 четверть 2015-2016 учебного года. Запланировано 14 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Количество участников группы- 6 человек. Занятия проводятся во внеурочное время во второй половине дня.
IV.Описание ценностных ориентиров содержания программы
Адаптированная рабочая программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся, воспитанников 8 класса. В ходе занятий решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков и умений общения с группой сверстников, оказание психологической помощи и поддержки.
Проблема подросткового возраста: резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития: - физическое, психическое и социальное развитие;
- половое созревание;
- становление нового самосознания, формирование Я-концепции;
- кризис независимости, чувство взрослости, одна из основных потребностей - общение со сверстниками.
В связи с этим цель деятельности педагога-психолога: помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх.
В процессе работы по программе школьники обучатся навыкам и умениям в сферах общения, деятельности и личностного развития с помощью специфических форм сообщения психологических знаний.
V. Ожидаемые результаты:
Занятия способствует развитию взаимодействия между членами группы и дают каждому подростку возможность представить себя другим. Это очень быстро сплачивает учеников класса друг с другом.
Тренинг способствует выработке коммуникативных умений. В результате занятий учащиеся получают навыки установления контакта и эффективного общения, учится слушать себя и других, анализировать свои поступки, чувства, переживания; наблюдать и анализировать поступки, чувства, переживания других; ясно и конкретно выражать свои мысли; слушать, воспринимать и обдумывать высказывания партнера о его чувствах, эмоциях, закрепляют ранее полученные умения.
В результате последовательного выполнения упражнений программы у участников накапливается опыт, который переносится из игровой плоскости в реальные жизненные ситуации. Игры способствуют установлению и закреплению в группе благоприятного психологического климата.
Участники тренинга в ходе игрового моделирования ситуаций получают практический опыт, позволяющих тренировать жизненные умения и навыки. В результате у них накапливается опыт, который переносится в реальные жизненные ситуации. есомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение.
VI. Содержание тем программы
Темы занятий доступны и интересны. В них вошли теоретический материал, психологические игры и упражнения, дискуссия. Курс построен так, что большое место в нем занимают фронтальная и групповая формы работы. Занятия проводятся два раза в неделю. Материал к занятиям подобран специально «с избытком». К некоторым темам предлагаются тесты для самоанализа.
Структура занятий выглядит следующим образом:
-
«Разогрев», сообщение темы.
-
Теоретическое обоснование психического процесса.
-
Психологические упражнения, игры, тесты для самоанализа.
-
Рекомендации.
-
Рефлексия.
№
Наименование темы
Задачи
Предполагаемые формы и средства
1
Психика. Психическое здоровье.
Познакомить учащихся с понятием «психика», из каких частей она состоит, что является причиной расстройства психики и как сохранить психическое здоровье.
Упр - е: «Пирог»;
Тест для самоанализа: «Как ты совершенствуешь свою психику?»;
АТ.
2
Эмоции.
Познакомить учащихся с понятиями «эмоциональная сфера личности», «эмоции», показать важность эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека. Тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние.
Ритуал приветствия; упр - я: «Пальцы», «Знатоки эмоций», «Передача чувств», «Ситуации с эмоциями»; работа с таблицей «Эмоциональное поле».
3
Чувства.
Развивать у учащихся ответственное отношение к чувствам других людей, развитие навыков невербальной коммуникации через отражение и узнавание внешних эмоциональных проявлений; обучение тому, как справиться с обидой; создание позитивного эмоционального фона в группе.
Упр - я: «Антонимы», «Чувства», «Обиженный человек».
4
Настроение.
Познакомить учащихся с понятием настроения, раскрыть роль настроения в процессе жизнедеятельности человека и его общения с другими людьми; раскрыть перед учащимися роль настроения в общении; подвести учащихся к пониманию механизма возникновения настроения, познакомить с приемами его регуляции.
Фонограмма произведений П. И. Чайковского; сказка о настроении; упр - е: «Медитация».
5
Мотивация. Понимание.
Помощь в осознании своих поступков, осознание собственного влияния на других людей; устранение эмоциональных барьеров.
Упр - я: «Светский прием»,»Волшебный магазин», «Найди свою пару».
6
Взаимоотношения.
Расширение представлений о способах самоанализа и самоконтроля в сфере общения, развитие базовых коммуникативных умений.
Упр - я: «Один карандаш», «Что помню?», «Спина к спине», «Пересказать текст», «Ты мне, я тебе»; самоанализ «Какой я в общении?».
7
Конфликт
Актуализация опыта переживания конфликта
Разминка «Кулаки, ладони, руки скрещены на груди», Притча. Беседа о конфликте. Упражнение «Конфликтные ситуации», энергизаторы «Обезьяна, слон, пальма». «Спасибо за приятное занятие»
8
Разрешение конфликтных ситуаций
Осознание роли конфликтов. Знакомство со способами разрешения конфликтов.
Разминка «Фруктовый салат». Знакомство с способами разрешения конфликтов.
9
Темперамент.
Познакомить учащихся с понятием «темперамент», изучить характерные особенности четырех типов темперамента; развить навыки самоанализа с помощью определения своего типа нервной системы и типа темперамента.
Сказка о типах темперамента; самоанализ «Какой у тебя темперамент?»
10
Характер.
Познакомить учащихся с понятием «характер», помочь в осознании своих особенностей и черт характера, развивать навыки самоанализа самовоспитания.
«Сказка о Деревьях-Характерах»; рисунок своего характера в образе дерева.
11
Неуверенность в себе. Как стать уверенным?
Осознание специфики неуверенного поведения. Обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности.
Упр-я: «Фруктовый салат», «Уверенно-неуверенно», «Хвалить или ругать?», «Я могу, я умею», «Тонкая бумага», «Двое рисуют одним мелом на доске», «Чувства»
12
Как достичь цели.
Отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей.
Упр - я: «Бегущие огни», «По секрету», «Принцип», «Именинный пирог».
13
Будь собой, но в лучшем виде.
Обучение тому, как использовать приемы для изменения в лучшую сторону; развитие способности понимания своего состояния и состояния других людей.
Упр - я: «Восковая палочка», «Я - подарок для человечества», «Твое будущее», «Письмо себе, любимому», «Секрет».
14
Прощай…
Закрепление представления о своей уникальности, закрепление дружеских отношений между членами группы.
Упр - я: «Карусели», «Я к вам пишу…», «Весь мир - сцена», «Прощай», принятие декларации «Я - это Я».
VII. Календарно-тематическое планирование
№
Наименование темы
Дата
1
Психика. Психическое здоровье.
10.11
2
Эмоции.
14.11
3
Чувства.
17.11
4
Настроение.
21.11
5
Мотивация. Понимание.
24.11
6
Взаимоотношения.
28.11
7
Конфликт
01.12
8
Разрешение конфликтных ситуаций
05.12
9
Темперамент.
08.12
10
Характер.
12.12
11
Неуверенность в себе. Как стать уверенным?
15.12
12
Как достичь цели
19.12
13
Будь собой, но в лучшем виде.
22.12
14
Прощай…
26.12
VIII. Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий необходимо: просторное помещение, столы, стулья, доска,
цветная и белая бумага, цветные карандаши.
IX. Литература
-
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.: « Питер», 2003.
-
Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге.- СПб.: «Речь»,2008.
-
Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. Твое здоровье (Регуляция психики. Учебное пособие). Санкт - Петербург «Детство - пресс». 2000г.
-
Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. Санкт - Петербург АО «СФЕРА». 1994г. АНН Л. Ф.Психологический тренинг с подростками. ПИТЕР. 2003г.
-
Руководство практического психолога. Психологические программы развития в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И. В. Дубровиной. Москва. ACADEMIA. 2000г. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве методического пособия для детских практических психологов учреждений образования).