- Преподавателю
- Школьному психологу
- Проект Компьютерные технологии и методы изучения личности и группы организации
Проект Компьютерные технологии и методы изучения личности и группы организации
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Омилаева Л.Н. |
Дата | 04.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОЕКТ
Компьютерные технологии и методы изучения личности и группы организации
Образование - это то, что остается,
когда мы уже забыли все, чему нас учили.
(Джордж Галифакс)
21 век называют веком информации. И чем дальше - тем больше: современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Компьютер стал неотъемлемым атрибутом современного специалиста, вне зависимости от сферы, в которой он работает. Все чаще прикладной характер использования современных информационных компьютерных технологий отступает перед его образовательными и развивающими возможностями. Введение современных технологий обучения и развития детей, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка. Преимущества использования ИКТ открывают широкие возможности в практической деятельности психолога образования. На современном этапе практическая деятельность психолога уже не мыслится без использования компьютерных технологий. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать работу психолога более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью создания в нашей стране комплексного и многофункционального, качественного инструментария психологического измерения в области современных методов диагностики, научных и прикладных исследований личности и малых групп, а также решения практических задач.
Успешное решение практических задач во многом зависит от методического инструментария и его возможностей в целом. Современная наука выдвигает более строгие требования к новым разработкам, к их универсальности, упрощенности и в тоже время высокой надежности и обоснованности. К тому же, одной из важных проблем кадровой работы психолога является экономия времени, как своего, так и сотрудников при проведении психодиагностического исследования.
Содержание проекта.
Проект раскрывает применение ИКТ во всех направлениях работы школьного педагога-психолога и используемые компьютерные технологии.
В настоящее время быстрое развитие информационных технологий влияет также на стиль и методологию работы психологов, способствуя созданию и практическому использованию психодиагностического инструментария, разработке принципиально новых видов экспериментов и методик работы с психологической информацией на базе современной вычислительной техники.
Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков специалистов. Психолог в современных условиях должен:
- уметь работать на компьютере, ставить и решать с его помощью практические задачи;
- иметь достаточный уровень владения технологиями доступа к локальным и глобальным сетевым информационным ресурсам;
- знать тенденции развития современных информационных технологий и возможности их применения в психологической практике.
Без использования вычислительной техники невозможно решение ряда психологических задач:
- структурирование и интерпретация результатов психологических экспериментов;
- создание и использование систем адаптивного, игрового и дистанционного тестирования;
- математическое моделирование психологических процессов;
- разработка новых автоматизированных психодиагностических методик;
- изучение человеческого фактора в технике методами инженерной психологии.
Современные информационные технологии обеспечивают психологов следующими основными возможностями:
- повышения эффективности работы за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования;
- сокращения сроков проведения психологического тестирования за счет одновременного тестирования нескольких испытуемых;
- освобождения от трудоемких рутинных операций;
- повышения "чистоты" эксперимента за счет увеличения точности регистрации результатов и исключение ошибок обработки исходных данных;
- возможность для испытуемого быть более откровенным и естественным во время эксперимента благодаря конфиденциальности автоматизированного тестирования;
- повышения уровня стандартизации условий проведения исследования за счет единообразного инструктирования испытуемых и предъявления задания вне зависимости от индивидуальных особенностей объекта исследования и экспериментатора;
- использования времени не только как управляемого фактора, но и в качестве диагностического параметра;
- сокращения времени и повышение качества анализа результатов эксперимента за счет использования прикладного программного обеспечения, реализующего математическое моделирование психологических процессов;
- распространения опыта работы психологов более высокой квалификации за счет компьютерной интерпретации результатов тестирования;
- систематического накопления, хранения и передачи по сетевым каналам больших массивов информации об объектах исследования, а также данных о результатах тестирования;
- доступа к психологическим информационным ресурсам через локальные и глобальные компьютерные сети;
- реализации в психологической практике методологии искусственного интеллекта (например, экспертных систем).
В области психодиагностики информационные технологии позволяют:
- автоматизировать ряд психодианостических процедур: предъявление стимулов, регистрацию реакций, инструктаж испытуемого, ведение протоколов, проведение анализа и интерпретацию данных;
- снизить стоимость и увеличить точность тестирования;
- стандартизировать условия тестирования;
- получать интегральные психодиагностические показатели на основе результатов комплексного обследования (например, при использовании "батарей" тестов, динамической и мультимодальной стимуляции);
- модифицировать в интерактивном режиме психодиагностический тест в процессе эксперимента;
- автоматизировать процесс математического анализа психодиагностических данных;
- хранить и обрабатывать большие массивы информации;
- использовать компьютерное игровое и дистанционное тестирование.
Программное обеспечение, реализующее компьютерные психодиагностические методики, включает в себя следующие функциональные блоки:
-
предъявление методики испытуемому (интерфейс);
-
числовая обработка результатов тестирования;
-
графическое представление результатов тестирования;
-
вербальная интерпретация результатов тестирования (заключение);
-
базы данных испытуемых и результатов тестирования (архив).
Компьютерные обучающие системы обеспечивают:
-
адаптивную выдачу обучаемому учебных воздействий;
-
интеллектуальную поддержку процесса принятия решения;
-
диагностику ошибок и заблуждений обучаемого.
Современный рынок программного обеспечения, доступ к которому осуществляется через сеть Internet, предоставляет также пользователю широкий диапазон инструментальных средств для проектирования и разработки автоматизированных психодиагностических и обучающих систем (например, CONTEXT-RSY, MALT, BIP, WEST, RrGIS и др.).
Научная новизна и значимость проекта заключается в разработке и применении инструментария на определенной концептуальной платформе. В научно-исследовательском плане технология и методики дают возможность изучать в новом ракурсе традиционные проблемы, ставить и решать новые. Они могут применяться в практической работе школьных педагогов-психологов.
Практическая значимость проекта заключается в том, что инструментарий может использоваться в разных сферах и для решения задач различных направлений:
1. Психодиагностика
- использование компьютерных тестов
- печать бланков
- обработка тестов
- составление диаграмм
- презентации по результатам тестирования
- электронная база данных
- креатор (конструктор) тестов
Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу психолога более продуктивной. Преимущества компьютерной диагностики в том, что, во-первых, появляется возможность проводить тестирование сразу нескольких учащихся как по одному общему, так и по разным тестам.
Во-вторых, не требуется персонального участия или присутствия рядом с учащимся. Большинство тестов являются автоматическими. Ученик самостоятельно читает инструкцию, затем начинается тестирование; после чтения каждого вопроса школьник нажимает на клавишу ответа, тем самым переходя к следующему вопросу. А для самых маленьких разработаны специальные программы со звуковым сопровождением, то есть ребенок сначала слушает звуковую инструкцию, а затем выполняет какое-либо действие.
В-третьих, обработка теста осуществляется автоматически, что сокращает время на интерпретацию результатов исследования, при этом больше времени остается на наблюдение за учащимися, а также индивидуальные беседы и консультации.
И, в-четвертых, результаты можно посмотреть и обсудить сразу после завершения тестирования.
Таким образом, за небольшой промежуток времени школьный психолог может не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы.
С помощью конструктора тестов психолог может набирать и преобразовывать любые профессиональные текстовые методики в компьютерный вариант и перестанет тонуть в ворохе бумаг. Школьный психолог предложит детям не только индивидуальное, но и групповое компьютерное тестирование, которое значительно облегчит его работу с учащимся.
Кроме этого, с помощью конструктора тестов психолог может создавать свои собственные методики, анкеты, опросники, необходимые для конкретной ситуации. У него появляется возможность проводить тестирование, анкетирование, опрос не только учащихся, но и учителей и даже родителей. В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми участниками образовательного процесса.
Обработка информации - едва ли не самый сложный, длительный и скучный вид работы, а использование персонального компьютера в качестве средства подсчета результатов тестирования дает возможность психологу облегчить свой труд.
В тех случаях, когда нельзя провести компьютерное тестирование или необходимо подсчитать исследуемые показатели в целом по классу, параллели, педагогу-психологу необходимы обработчики тестов.
С помощью электронного обработчика тестов можно быстро, за 10-15 минут, подсчитать результаты тестирования сразу по нескольким классам. Кроме того, поскольку все данные заносятся в таблицы, при желании их можно распечатать и использовать, например, при составлении отчетов, консультировании, составлении статистической справки.
В качестве одного из самых распространенных обработчиков выступает офисная программа Excel, которая может делать различные выборки, считать аналитику. Кроме того, в Интернете существуют так называемые обработчики тестов, которые позволяют произвести обработку тестов, введя данные детей в систему. Полной автоматизации добиться сложно, но подспорье огромное.
2. Психологическое просвещение и консультирование.
К психодиагностике тесно примыкают такие виды работы школьного психолога, как психологическое просвещение и консультирование учителей, учащихся и родителей. У учителей существует огромный дефицит психологических знаний и навыков. Даже классные руководители, проработавшие с детьми не один год, располагают чрезвычайно скудными сведениями о психологических особенностях своих учащихся. Это же можно сказать и о родителях, которые нередко при всей своей любви к ребенку не знают его и не могут его понять. Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса поможет использование и применение ИКТ на родительских собраниях, семинарах для учителей, в беседах с учащимися.
• CD-фильмы
Применение CD-фильмов в просветительской работе психолога сделает ее более интересной и продуктивной. Эти фильмы можно использовать на родительских собраниях, семинарах для учителей, уроках психологии и пр. В фильм могут быть включены как личные наработки, так и заимствованные из Интернета или телепередачи интересные моменты.
• Веб-сайт школьной сети
Сейчас веб-сайт есть во всех школах. С помощью веб-сайта мы создали свою страничку. Здесь размещается информация для учителей, родителей, детей: материалы для проведения классных часов, конспекты родительских собраний, психологические особенности детей разных возрастов, информацию о причинах неуспеваемости и о проблемах в поведении учеников, различные рекомендации. Там же можно разместить интересные компьютерные игры, тесты, головоломки для учащихся, а также развивающие программы.
Еще одним преимуществом веб-сайта является возможность организовать психологический форум, при этом школьный психолог может задавать любые темы для общения (волнующие учителей и родителей) и, конечно же, общаться сам и отвечать на вопросы.
• Сетевое взаимодействие
В нашем случае сетевое взаимодействие не настолько распространено в общеобразовательных учреждениях, за исключением, пожалуй, только электронной почты. А вообще этот тип общения включает в себя непосредственное взаимодействие психолога с учителями, учениками, с родителями, коллегами из других образовательных учреждений - через сеть Интернет, с помощью электронной почты, с помощью системы ICQ, а также благодаря локальной сети школ. Воспользовавшись этими системами, можно пересылать необходимую информацию, проводить консультации, осуществлять просветительскую работу, как говорится, «не сходя с места».
Конечно, сетевое взаимодействие никогда не заменит личного общения с клиентом, коллегами по работе, но нынешняя действительность такова, что с помощью дистанционных средств зачастую можно намного быстрее добиться ответа, решить проблему, донести информацию до представителей целевых групп.
• Медиапрезентации
Одним из немаловажных факторов в проведении семинара, беседы, родительского собрания является наглядность представленного материала. Сейчас очень популярно в таких случаях использовать презентации. С помощью ряда видеослайдов наши слушатели не только получают нужную информацию, но и увидят важный сюжет, могут просмотреть интересные фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями. А при желании участники семинара могут скачать презентацию и затем ознакомиться с темой более подробно.
В медиапрезентациях есть еще один существенный плюс: пропадает необходимость распечатки и ксерокопирования наглядного материала, все важные моменты отражены на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал может быть красочно оформлен, в него могут быть вставлены музыкальные и видеофрагменты, например, из жизни класса.
В создании презентаций незаменима программа Power Point или MoverMaker.
3. Коррекционная и развивающая работа.
Широкое применение компьютерные технологии получили в коррекционно-развивающей работе школьного психолога. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.
• Развивающие игры
Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития способностей детей, чаще всего познавательных, являются развивающие компьютерные игры. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.).
В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущества: лучшую графику, интерактивность и подвижность персонажей компьютерных игр. Различные эпизоды квестов, ролевых игр и стратегий содержат в себе или позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия.
• Развивающие психологические тренажеры
Психологические тренажеры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, для тренировки внимания, мышления, восприятия. Удобнее всего использовать тренажер в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как работает с ним непосредственно сам ребенок, а психолог лишь наблюдает за процессом, контролирует правильность выполнения, помогает. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает.
В основном психологические тренажеры встречаются на сайтах развивающих игр.
• Коррекционно-развивающие занятия
К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с учащимися в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными, это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.
Для проведения таких занятий психологу необходимо приобрести специальные развивающие компьютерные программы. Чаще всего основным назначением таких программ является развитие комплекса свойств и качеств ребенка.
Скачать пример таких программ, а также приобрести их вы можете на сайтах:
adalin.mospsy.ru/disc57.shtml
effecton.ru/758.html
• Медиауроки психологии
Многие школьные психологи проводят уроки психологии. С применением медиатехнологий данные уроки приобретают статус медиауроков. Данные занятия строятся непосредственно с использованием презентаций (программа Power Point).
Кроме того, сейчас почти у каждого школьника есть дома компьютер, поэтому педагог-психолог может раздавать детям дискеты с электронными заданиями. Таким образом, небольшую коррекционно-развивающую работу учащиеся могут проводить дома с родителями.
В рамках медиауроков ИКТ выступает в большей степени как средство обучения, которое в умелых руках может помочь, в противном случае - навредить. Организовать грамотный медиаурок не просто. С одной стороны, необходимо хорошо знать, как определенную тему можно подать с использованием ИКТ. С другой стороны, надо обладать достаточной подготовкой, чтобы либо самому создать необходимые компьютерные материалы для урока, либо освоить имеющиеся программы и суметь их корректно использовать.
Конечно, медиауроки психологии можно составить и самостоятельно, а можно скачать на сайте:
it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib
• Мультстудии
Мультстудии позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия, а также создавать собственные мультфильмы. Психолог может совместно с ребенком развить сюжетную линию мультфильма, имитирующую конкретную ситуацию (например, ответ у доски). При этом созданные детьми мультфильмы не только имеют коррекционное значение, но и предоставляют психологу богатый диагностический материал.
Например, при работе с тревожным школьником использование мультстудии может способствовать повышению самооценки ребенка, обучению его навыкам управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Даже просто «проигрывание» фрустрирующей ситуации благодаря созданию и озвучиванию мультфильма позволяет снизить уровень тревожности ребенка-мультипликатора. Главное в этом методе работы - сопровождающая роль психолога: он вводит ребенка в игровую ситуацию, обязательно обсуждает совершаемые ребенком в игре действия. Сама психологическая коррекция осуществляется в общении с психологом.
Психолог может предложить ученикам как созданные им самим, но незаконченные мультфильмы (для продолжения с детьми), так и просто темы для создания мультисторий. Играя в сюжетно-ролевую сказку и взаимодействуя с определенными сказочными персонажами, учащиеся вырабатывают модели общения и поведения, необходимые для успешной социальной адаптации. Даже в работе со старшеклассниками возможно использование мультстудий для развития личностных смыслов и перспектив жизненного пути.
Мультстудии, а также различные учебные пособия можно самостоятельно создавать с помощью компьютерной программы Flash.
• Психологические компьютерные программы
В сети Интернет бесплатных психологических программ очень немного, в основном все они платные. Но все же мы рекомендуем школьным психологам приобрести несколько таких программ. Это программы типа аутотренинга, расслабляющие, стимулирующие, развивающие. Например, для снятия физического напряжения и оптимизации умственной деятельности или для снятия стресса с помощью интегратора движения глаз.
Данные программы могут применяться школьным психологом в индивидуальной коррекционной и развивающие работе. Кроме того, можно установить такого рода программы в комнате разгрузки (если таковая имеется), и все желающие смогут воспользоваться ими для релаксации. Любой преподаватель после тяжелого рабочего дня или в стрессовый момент может прийти в эту комнату, включить расслабляющую музыку, сесть за компьютер и поработать с данной программой.
4. Организационно-методическая работа.
В организационно-методическую работу школьного психолога входят: разработка и оформление психологических программ, составление отчетов, предоставление результатов своей работы, фиксирование результатов проделанной работы в журнале учета видов деятельности и т.п.
• Составление отчетов, результатов тестирования
Каждый психолог знает, что недостаточно только провести тестирование и обработать результаты. Необходимо еще грамотно и красиво составить отчет, представить свои результаты в понятной и доступной для администрации, учителей и родителей форме.
Здесь можно воспользоваться программой Microsoft Word, применение которой позволит использовать таблицы, графики, диаграммы, вставлять различные рисунки, фотографии и др.
Программа Power Point поможет при разработке и использовании презентации результатов на педагогических советах и родительских собраниях.
• Фиксация и хранение результатов
Очень важной и часто проблемной для школьных психологов является фиксация результатов психологической работы в журнале учета видов деятельности. Некоторые педагоги-психологи заводят отдельные тетради на каждый вид деятельности, но впоследствии забывают вносить туда проводимую ими работу и мероприятия.
Благодаря электронному журналу психолог может заносить данные о проделанной работе, которые автоматически распределяются по разным направлениям. Кроме того, информация подлежит автоматическому подсчету и ее можно быстро распечатать, если это необходимо.
Программы Access и Excel могут создавать разной сложности виды отчетов, как графических, так и текстовых.
Электронный журнал педагога-психолога вы можете скачать здесь:
it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib
• Электронная библиотека
С появлением электронного документооборота объем информации, которая хранится у психолога в электронном виде, резко возрос, следовательно, возникли потребность в систематизации этих данных и возможности быстрого поиска.
В своей работе школьный психолог постоянно сталкивается с обилием информации: книги, методики, практические и методические пособия и пр. Все это обычно хранится на полках в отдельных папках. Но в конце концов случается так, что места для новой папки уже не остается. В этом случае удобно иметь электронную библиотеку. Таким образом, вся информация будет иметь электронный вид и исчезнет проблема с нехваткой места.
Здесь я использую различные варианты структурирования:
- в виде папочек с различной информацией на рабочем столе;
- через создание внутреннего мини-сайта психолога с проектированием системы поиска информации. Для этих целей подходит программа Front page.
• Психологические паспорта детей
Психологические паспорта детей - это база данных, где содержится вся информация о тех детях, с которыми уже проводилась психологическая работа. Это очень важная часть деятельности школьного психолога, которая относится к психологическому сопровождению учащихся - особенно тех, кто по каким-либо причинам попал в «группу риска».
Компьютерная база данных позволяет быстро отыскать информацию на нужного вам учащегося по фамилии и имени.
Составляется компьютерная база достаточно легко и быстро. Но самое главное, что психолог может найти компьютерной базе еще очень много вариантов практического применения.
Программа Microsoft Access позволяет создавать простейшие и сложные базы данных.
5. Совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернета
• Чтение и анализ электронных книг по психологической тематике, периодики (электронная версия «Школьного психолога»); систематическое чтение электронных рассылок и сайтов по психологической тематике.
• Составление личного каталога психологических ресурсов Рунета, систематизация электронных ресурсов и методических разработок.
• Дистанционное обучение.
• Проектное и супервизорское взаимодействие с коллегами и мэтрами.
• Участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, проводимых в Интернете (дистанционная олимпиада психологов образования, биржа проектов, день школьного психолога в Интернете).
• Участие в открытой развивающей экспертизе. Данная технология предполагает, что в рамках дистанционных мероприятий и конкурсов участникам сообщается не только сухой вердикт экспертов: «прошел - не прошел», но и даются ориентиры для совершенствования работы: что надо сделать участнику, чтобы работа стала выигрышной.
• Взаимодействие между психологами и представителями издательств, фирм и других организаций. Данное сотрудничество позволяет издательствам найти новых авторов, а психологам (в том числе и из отдаленных районов) стать авторами известных периодических изданий и собственных тиражируемых печатных продуктов.
Выводы
В настоящий момент компьютер и информационные технологии являются не только инструментом и средством в деятельности школьного психолога, но и выступают в качестве общей основы для организации совместной с педагогами деятельности по решению задачи информатизации образовательного процесса. Применение в работе школьного психолога современных информационных технологий, помимо решения специфически-психологических задач, способствует повышению информационной культуры педагогов и мотивации использования компьютера в своей педагогической практике.
Проект включает пять компонентов, взаимосвязанных и взаимодополняющих, может использоваться для решения научных, образовательных и практических задач.
Литература и информационные источники
1. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать//Информатика и образование. - 2004. - № 3.
2. Мокрушина Е.И. Развитие модели информационного поля образовательного учреждения: автоматизация психологической поддержки учебно-воспитательного процесса // Информационно-коммуникационные технологии в обновлении содержания образования. Сборник тезисов конференции южного куста Пермской области. 11 февраля 2005 г.
3. Никитенко С.Г. Интернет для психологов: ресурсы и технологии // Школьные технологии. - 2002. - № 2.
4. Сонисус О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии как одно из средств психологического сопровождения школьников // Информационно-коммуникационные технологии в обновлении содержания образования. Сборник тезисов конференции южного куста Пермской области. 11 февраля 2005 г.
5. Чепкасова Е.М. Использование новых информационных технологий в работе школьного психолога // Информационно-коммуникационные технологии в обновлении содержания образования. Сборник тезисов конференции южного куста Пермской области. 11 февраля 2005 г.
6. Олейникова Елена Викторовна педагог-психолог, победитель дистанционной олимпиады психологов образования в номинации «Информационные технологии в деятельности школьного психолога» (г. Лесосибирск, Красноярский край)
7. Материалы сайтов Адалин, Детский психолог, 7-я.ру, Казанское образование
Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. - СПб. - 1997. - 203с.
8. Гурьева А.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический исторический аспекты // Вопросы психологии. - 1993. - № 3.
9. Наумов Н.Д. Психолого-педагогические проблемы компьютерной диагностики мышления // Вопросы психологии. - 1991. - № 2.
10. Трофимова И.Н. Прогнозирование поведения человека как задача экспертной психодиагностической системы // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 115-121
11. Калюжная Е.Н. Запорожский национальный университет, Украина «Применение информационных технологий в психодиагностике»
12. Болсуновская Н.А. Сетевое методическое объединение психологов образования: понятие и технологии реализации // it-n.ru
13. Болсуновская Н.А. Новые практики организации школьной психологической службы в свете информатизации системы образования // som.fio.ru
14. Олейникова Е.В. В ногу со временем: опыт использования в практике школьного психолога информационных компьютерных технологий. Вторая Всероссийская неделя школьной психологии // tochkapsy.ru
15. Н.А. Болсуновская, Л.В. Беспалова «Технологии создания автоматизированных систем обработки результатов диагностики в программе Microsoft Excel»