- Преподавателю
- Школьному психологу
- Доклад Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями развития (ОВЗ)
Доклад Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями развития (ОВЗ)
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Афонина М.В. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями развития (ОВЗ).
C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.
Эти дети имеют право на получение образования. Поэтому в настоящее время педагогами и психологами много говорится о создании доступной среды для полноценного развития ребенка с особыми образовательными потребностями, не нарушая его прав.
Речь идет об интеграции, которая предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии с их нормально развивающимися сверстниками в стенах образовательного учреждения.
"Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям"
Особую актуальность приобретает вопрос психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях школьного образовательного учреждения.
Дети с ОВЗ -это дети с ограниченными возможностями здоровья.
Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.
В настоящее время выделяют следующие категории детей с нарушениями развития:
-
дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер - нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора;
-
дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора;
-
дети с тяжёлыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;
-
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;
-
дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);
-
дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение - органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;
-
дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями;
-
дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).
В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит педагогу-психологу, осуществляющему психологическое сопровождение школьников.
Согласно «Словарю русского языка» сопровождать- значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.
Целью психологического сопровождения массовой общеобразовательной школы является создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).
Такое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.
Основными сферами деятельности педагога-психолога в системе школы являются:
-
психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;
-
психологическое сопровождение педагогического коллектива;
-
психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
-
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
-
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
-
психологическое обеспечение образовательных программ;
-
развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Ключевыми направлениями работы педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) являются:
-
Психодиагностическая работа;
-
Коррекционно-развивающая работа;
-
Консультативная работа;
-
Просветительская;
-
Профилактическая.
Содержание направлений деятельности:
1. Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета учащихся с ограниченными возможностями здоровья; определение путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм их психологического сопровождения в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения. Проводится индивидуальная углубленная оценка состояния ребенка и его адаптационных возможностей. При поступлении нового учащегося в образовательную организацию педагогом-психологом проводится входная диагностика. После проведения анализа данных, полученных в ходе диагностического обследования, педагогом-психологом составляется заключение, даются рекомендации для включения в работу с ребенком тех или иных специалистов. Определяется ведущее направление и последовательность коррекционной и развивающей работы.
2. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья ориентирована на познавательную, эмоционально- личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей.
3. Психологическое консультирование и просвещение учащихся с ограниченными возможностями здоровья, педагогов и родителей с целью создания условий для активного усвоения и использования детьми, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития учащихся. Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность может проходить в виде семинаров, педсоветов, групповых обсуждений, родительских собраний.
4. Профилактическая работа направлена на развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактика отклоняющегося поведения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Педагог-психолог работает по запросу педагогов МБОУ СОШ и родителей, следит за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на каждом возрастном этапе.