Рабочая программа курса «Тропинка к себе» на 2015/2016 учебный год

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на заседании ШМО» «Согласовано» «Утверждаю»

Протокол №__________________ Зам. директора по УВР: Директор школы:

__________________Руководитель ____________/Идрисова К.Р./ ____________/Н.Г.Гладышевская/


Рабочая программа курса «Тропинка к себе»

на 2015/2016 учебный год.


Класс: 5

Учитель: Моисеева Л.А.

Количество часов на год: 70 ч.

в неделю: 2 ч.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к себе» уроки психологии в средней школе (5 - 6). - М.: Генезис, 2013г.




Пояснительная записка

Календарно - тематическое планирование курса «Тропинка к себе» для 5 класса составлено на основе школьного компонента государственного стандарта основного общего образования. Согласно учебному плану МОУ СОШ №3 на изучение курса «Тропинка к себе» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год. Обучение ведётся на основе программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к себе» уроки психологии в средней школе (5 - 6). - М.: Генезис, 2013г.

Целью изучения курса «Тропинка к себе» в 5 классе является: развитие социально-личностной сферы детей младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, формирование и развитие УУД.

Задачи:

1. Изучить особенности развития и состояния здоровья ребенка, характер внутрисемейных отношений.

2. Развивать у детей навыки общения, толерантности.

3. Формировать доброжелательное отношение к себе и окружающим.

4. Научить понимать свои чувства и чувства других людей.

5. Способствовать успешной адаптации ребенка при переходе в среднее звено.

В результате изучения курса «Тропинка к себе» учащиеся 5 класса должны знать и уметь:

- осознавать свои личные качества, способности и возможности; эмоциональное состояние и учиться саморегуляции;

- прогнозировать последствия собственных поступков, осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;

- строить взаимоотношения с окружающими, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;

- планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности, адекватно воспринимать оценки учителей;

- учиться толерантному отношению к другому человеку.

Календарно-тематическое планирование отражает данные цели и задачи обучения коррекционно-развивающим занятиям.

Календарно-тематическое планирование курса « Тропинка к себе»


Тема урока

Кол.

час.


Цель

Планируемые результаты

Дата проведения

Предметные

УУД

По плану

Факт


Тема 1. Введение в мир психологии


Зачем нужны занятия по психологии?

2

Мотивировать учащихся к занятиям психологией

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Учиться рассуждать, строить логические умозаключения, структурировать знания.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, наличие мотивации к занятиям психологией



Тема 2. Я - это я


    Кто я, какой я?

    2

    Помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств. Учить детей находить положительные качества во всех людях.

    Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Формирование самооценки - осознание своих возможностей в учении


      Мой выбор, мой путь

      2

      Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки

      Учиться исследовать свои качества и особенности

      Формирование самооценки - осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха


        Я - могу

        2

        Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки

        Определение своих способностей и возможностей


          Мои способности

          2

          Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки

          Помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои возможности и способности

          Умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех


            Я - нужен!

            2

            Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки

            Учиться исследовать свои качества и свои особенности

            Повышение самооценки, осознание своей нужности другим людям.


              Я мечтаю

              2

              Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки

              Быть способным к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

              Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки


                Я - это мои цели

                2

                Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки

                Планировать сотрудничество с учителями и сверстниками - определять цели, способы взаимодействия

                Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки


                  Я - это мое детство

                  2

                  Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки

                  Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

                  Принятие и освоение социальной роли развитие навыков сотрудничества


                    Я - это мое настоящее

                    2

                    Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки

                    Организовывать свое рабочее место, овладевать навыками самоконтроля в общении.

                    Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества.


                      Я - это мое будущее.

                      2

                      Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки

                      Описывать свои качества, способности, возможности. Осваивать правила общения со сверстниками

                      Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества.


                        Каким бы я хотел стать в будущем?

                        2

                        Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки

                        Обсуждать возможные варианты будущего.

                        Умение видеть линию времени и себя


                          Самооценка и ее составляющие

                          2

                          Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки

                          Уметь адекватно оценивать себя, свои поступки

                          Формирование самооценки - осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении


                          Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства


                            Чувства бывают разные

                            2

                            Способствовать рефлексии эмоциональных состояний

                            Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей, учиться наблюдать

                            Умение определять эмоциональное состояние человека


                              Стыдно ли бояться?

                              2

                              Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева. Помочь осознать относительность оценки чувств.

                              Способствовать снижению уровня страха.

                              Умение справляться со своими эмоциями


                                Имею ли я право сердиться и обижаться?

                                2

                                Способствовать рефлексии эмоциональных состояний

                                Уметь справляться со страхами, обидами, гневом

                                Умение справляться со своими эмоциями


                                  Определение уровня тревожности

                                  2

                                  Обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей. Способствовать снижению уровня тревожности

                                  Уметь справляться со страхами, обидами, гневом

                                  Умение справляться со своими эмоциями


                                    Любой внутренний мир ценен и уникален

                                    2

                                    Способствовать адекватному самовыражению

                                    Осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции

                                    Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

                                    Тема 4. Я и мой внутренний мир


                                      Каждый видит мир и чувствует по- своему

                                      2

                                      Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека

                                      Учиться исследовать свои качества и свои особенности

                                      Умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех


                                        Любой внутренний мир ценен и уникален

                                        2

                                        Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека

                                        Познакомиться с понятиями «внутренний мир», «счастье»

                                        Формирование толерантного отношения к другому человеку


                                          Кого я могу впустить в свой мир?

                                          2

                                          Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека

                                          Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека

                                          Умение конструктивно общаться, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях


                                            Что значит верить?

                                            2

                                            Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека

                                            Учиться оценивать, контролировать и корректировать свои действия

                                            Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки


                                            Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир?


                                              Трудные ситуации могут научить меня

                                              2

                                              Подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли

                                              Познакомиться с понятием «ресурс».

                                              Моделировать ситуации, где необходимо найти плюсы и минусы

                                              Умение проявлять толерантное отношение к другому человеку


                                                В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется

                                                2

                                                Подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли

                                                Осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции

                                                Умение быть терпимым и толерантным к другим людям


                                                Тема 6. Я и ты


                                                  Я и мои друзья

                                                  2

                                                  Обсудить проблемы подростковой дружбы

                                                  Обсуждать описанные в тексте ситуации и строить предположения о том, как могут поступать герои.

                                                  Учиться толерантному отношению к другому человеку


                                                    У меня есть друг

                                                    2

                                                    Помочь детям осознать качества настоящего друга. Подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.

                                                    Обсуждать описанные в тексте ситуации и строить предположения о том, как могут поступать герои.

                                                    Учиться толерантному отношению к другому человеку


                                                      Я и мои «колючки»

                                                      2

                                                      Обсудить проблемы подростковой дружбы

                                                      Формулировать свое собственное мнение и позицию

                                                      Осознание своего места в мире и обществе


                                                        Что такое одиночество?

                                                        2

                                                        Обсудить тему одиночества

                                                        Формулировать свое собственное мнение и позицию

                                                        Осознание своего места в мире и обществе


                                                          Я не одинок в этом мире

                                                          2

                                                          Обсудить проблемы подростковой дружбы

                                                          Способствовать адекватному самовыражению

                                                          Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире


                                                            Игра «Необитаемый остров»

                                                            2

                                                            Подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

                                                            Уметь работать в группе, договариваться и приходить к общему решению

                                                            Умение соблюдать правила игры


                                                            Тема 7. Мы начинаем меняться


                                                              Нужно ли человеку меняться?

                                                              2

                                                              Помочь подросткам осознать свои изменения

                                                              Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей

                                                              Способность получать удовольствие от процесса познания


                                                                Самое важное - захотеть меняться

                                                                2

                                                                Помочь подросткам осознать свои изменения

                                                                Познакомиться с понятием «жизненный выбор».

                                                                Осознание своего места в мире и обществе


                                                                  Я изменяюсь

                                                                  2

                                                                  Помочь подросткам осознать свои изменения

                                                                  Подчеркнуть ответственность человека за свои чувства, мысли и действия

                                                                  Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций


                                                                    Игра «Потерпевшие кораблекрушение»

                                                                    2

                                                                    Мотивировать подростков к позитивному самоизменению

                                                                    Уметь работать в группе, договариваться и приходить к общему решению

                                                                    Повышение самооценки, осознание своей нужности другим людям.


                                                                      Заключительное

                                                                      Игра «Пристанище моей души»

                                                                      2

                                                                      Подведение итогов

                                                                      подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

                                                                      Уметь работать в группе, договариваться и приходить к общему решению

                                                                      Стремление обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека.


                                                                      © 2010-2022