- Преподавателю
- Школьному психологу
- Буклет для родителей на тему Компьютерная зависимость
Буклет для родителей на тему Компьютерная зависимость
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Карпец А.Г. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Причины возникновения
компьютерной зависимости
-
Отсутствие навыков самоконтроля (ребенок не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», делает, не думая, не может наметить перспективу).
-
Ребенок не приучен трудиться.
-
Отсутствие самостоятельности.
-
Невежество взрослых.
-
Нежелание родителей полноценно выполнять свои родительские обязанности (отсутствие контроля со стороны родителей).
-
Бурная переписка (более 20 сообщений в день, время летит незаметно).
-
Низкая самооценка ребенка, зависимый от мнения окружающих, легко теряющий уверенность в себе, замкнутый, малообщительный.
-
Развод родителей, дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.
-
Сильный рефлекс подражания.
Фактор формирования зависимости - свойства характера:
-
повышенная обидчивость,
-
ранимость,
-
тревожность,
-
склонность к депрессии,
-
низкая самооценка,
-
плохая стрессоустойчивость,
-
неспособность разрешать конфликты,
-
уход от проблем.
Рекомендации
-
Формировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру.
-
Сделать жизнь ребенка яркой, интересной и насыщенной.
-
Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера.
-
Искать интересные для ребенка сферы творческой реализации.
-
Согласно нормам Минздрава, 7-10-летние дети могут проводить за компьютером не более 45 мин. в день, 11-13-летние - два раза по 45 мин., старшие - три раза по 45 мин.
-
Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
Мы, родители, должны отдавать себе отчет: это мы усаживаем ребенка перед телевизором, покупаем ему компьютерные игры - ведь у нас работа, домашние дела, и часто нам просто некогда играть с ребенком в другие (спортивные, настольные) игры. Такая позиция родителей заглушает в ребенке природный инстинкт искателя, отводя ему более безопасную, на первый взгляд, роль зрителя. Зависимость (любая: алкогольная, эмоциональная, компьютерная) говорит о том, что у человека нарушены контакты с его ближайшим окружением. Задумайтесь: как вы общаетесь с ребенком, есть ли у вас доступ в его внутренний мир?
С уважение педагог-психолог Карпец А.Г.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Когда ребенок у монитора, его реальная жизнь замирает. Задействованы только глаза и пальцы. Никаких лишних движений. Никуда ходить не надо, весь мир на кончике пальца: кино, библиотека, концерт, музей, дальние страны, флора и фауна, города и люди.
Компьютерная зависимость - это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.
Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые.
В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими учеными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической
связи между человеком и компьютером стал
очевиден и приобретает все больший размах.
Симптомы компьютерной зависимости
Психические признаки
-
синдром абстиненции (ломка);
-
стремление заполучить объект зависимости;
-
снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости;
-
утрата перспектив;
-
навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в Интернете;
-
постоянное ожидание следующего выхода в сеть;
-
пристрастие к играм, программированию или другим видам деятельности;
-
непреодолимая тяга поиска информации в сети;
-
потеря интереса к социальной стороне жизни, внешнему виду;
-
чувство радости во время пребывания за компьютером,
к которому примешивается чувство вины;
-
высокая раздражительность, агрессивность, когда
ограничивают во времени пребывания
за компьютером;
-
ребенок не откликается на просьбы.
Симптомы физические
-
офтальмологические нарушения - сухость глаз, дисплейный синдром, снижение остроты зрения;
-
нарушения опорно - двигательного аппарата: проблемы с осанкой, искривление позвоночника, карпаральный синдром
(синдром запястного канала);
-
пищеварительная система -
нарушение режима питания.
Издержки воспитания и зависимость
-
авторитарный стиль;
-
материнская доминантность;
-
эмоциональный дефицит;
-
педагогическая запущенность;
-
отсутствие нравственных аспектов в воспитании;
-
бездуховная атмосфера в семье;
-
разобщенность членов семьи;
-
телевизионная семья.
Подсознательно ребенок выбирает именно те игры, которые в большей мере отражают его подавленные потребности.
-
Стратегические - ребенку не хватает структурированности. В потенциале у него имеются лидерские качества. Позитивный «заменитель» компьютерных стратегий - шахматы, конструирование («стратеги» легче всего избавляются от тяги к компьютеру).
-
Спортивные - подавлена деятельность. Если малыш гоняет виртуальную шайбу или мяч (командные игры), у него велика потребность быть частью значимой для него группы сверстников. Переключать внимание ребенка на реальные спортивные забавы.
-
«Стрелялки», ужасы - непрожитая агрессия или подавленная сексуальность. Агрессия - одна из эмоций, необходимых для выживания вида. Такому ребенку нужно больше двигаться, ему необходимы тактильные контакты (объятия, массаж) со своими родителями.
Последствия неограниченного пребывания за компьютером
-
Личность ребенка не развивается, создается иллюзия общения.
-
Формируется поверхностное отношение к познавательной информации.
-
Инфантильный стиль отношения к проблемам.
-
Сколиоз, шейный остеохондроз.
-
Подростки - повышенный риск стать алкоголиками или наркоманами.